Следующий герой нашего материала — основанная в 1985 году компания ZTE (Zhong Xing Telecommunication Equipment).
Изначально занимавшаяся производством коммуникационного оборудования для китайской армии, ZTE до сих пор выполняет государственные заказы и имеет тесную связь с руководством КНР. По некоторым данным контрольный пакет акций (52%) компании по-прежнему находится в руках китайского правительства. В первое время в активе ZTE из гражданских товаров были только проводные телефоны, электронные часы и другая несложная потребительская техника. Отдел исследований и разработок ZTE был создан летом 1986 года, а его численность составляла всего 8 сотрудников. Первым проектом лаборатории стала разработка 68-канальной аналоговой АТС для офисов. Летом 1987 года телефонная станция ZX-60, созданная компанией, была сертифицирована министерством телекоммуникаций Китая. Именно этот продукт стал первым шагом ZTE в телекоммуникационной сфере. В том же году компания начала разработки в области цифровых АТС. Для Китая того периода это было крайне важной задачей, так как у страны собственных наработок в данной области еще не было, а все немногочисленные цифровые АТС были иностранного производства.
Свое нынешнее название Zhongxing New Telecommunication Equipment Co., Ltd. компания получила в 1993 году. Первым серьезным достижением с новым названием для компании стал выпуск осенью 1993 года цифровой станции ZXJ2000, которая в итоге была удостоена в Китае наград National New Product of 1994 и Innovative Scientific Star. В 1995 году ZTE стал первым китайским вендором, получившим сертификат системы менеджмента качества ISO9001. Помимо нового статуса этот стандарт фактически открыл для компании дорогу на мировой рынок Первым большим зарубежным контрактом китайской компании стало производство для Пакистана телекоммуникационного оборудования общей стоимостью 95 млн. долларов. При этом это был первый крупный международный контракт не только для вендора, но и вообще для всей китайской телекоммуникационной промышленности, благодаря чему, к 1996 году ZTE смогла войти в список 300 крупнейших китайских производителей, а ее капитализация превысила 400 млн. долларов. В 1999 году компания открыла в Исламабаде свое первое международное представительство.
В конце XX века ZTE подписала свое первое соглашение с китайским мобильным оператором China Telecom, а в 2000 году представила первый в мире CDMA-телефон со съемной SIM-картой. Окончательно абонентские устройства превратились для ZTE в стратегически важный продукт только в 2002 году. В то же время компания с успехом провела испытания собственной станции стандарта CDMA2000 1x, после чего начала строительство первой китайской CDMA-сети. По итогам 2001 года ZTE вошла список 50 компаний Китая с наибольшим потенциалом. В 2002 году в сотрудничестве с китайским отделением Intel ZTE начала работать над 3G-оборудованием для стандартов CDMA и UMTS. В том же году был совершен первый коммерческий звонок в сети третьего поколения на территории Африки через оборудование ZTE. К 2005 году телекоммуникационные продукты ZTE работали в 3G-сетях уже 10 европейских стран, в то время, как на внутреннем рынке компания и вовсе стала самым крупным поставщиком беспроводного оборудования.
В 2007 году соглашение о сотрудничестве с ZTE подписали такие известные компании как Vodafone, Telefonica, France Telecom и Hutchison. В том же году общая выручка производителя на мировом рынке составила 60% от всей прибыли. Показатели 2008 года стали еще более впечатляющими. Оборудование ZTE использовалось уже у 51 из 100 крупнейших мобильных операторов, а по объемам отгрузки потребительских устройств вендор вышел на шестое место в мире. Постепенно компания осваивалась и на рынке мобильных устройств. Первыми популярными моделями мобильных телефонов для производителя стали ZTE Blade, ZTE V795, ZTE V880 и несколько других. Китайская компания ориентируется в первую очередь на бюджетный и средний классы, выпуская модели с конкурентоспособной ценой и набором всех необходимых интерфейсов. Впрочем, со временем у ZTE появились и флагманские устройства. К этому числу можно отнести линейку Nubia, снискавшую определенный успех на местном и мировом рынках.
Кстати, представительства обоих компаний есть и в нашей стране, где они плодотворно сотрудничают как с телекоммуникационными компаниями, так и с государственными учреждениями. Продукты для массового пользователя представлены не только смартфонами и планшетами, но и data-модемами как для сетей 3G, так и 4G.
Агрессивные новички
Бренд, о котором мы расскажем сейчас, сумел перевернуть рынок технологий всего за 5 лет. Генеральный директор компании Xiaomi Лэй Цзюнь 8 лет проработал в Kingston Technology Company, где прошел путь от рядового инженера до президента компании. Будущий основатель «Зернышка риса» (именно так буквально переводится с китайского языка Xiaomi) в течение всей жизни интересовался различными технологическими стартапами и всячески стремился инвестировать в действительно интересные проекты. Поддержка таких стартапов, как интернет-магазин Vancl.com, популярный мобильный браузер UCWEB, видеосервис yy.com и интернет-магазин по продаже книг JOYO принесли Лэй Цзюну действительно внушительную прибыль. Так что в список миллиардеров Лэй попал еще до основания компании Xiaomi.
В апреле 2010 года прошло около 1,5 лет со дня выхода первой версии мобильной операционной системы Android и пока разработчики Google неспешно исправляли ошибки программного кода, 6 апреля 2010 года на территории Китая восемь фанатов мобильных технологий, интернета и Android во главе с Лэй Цзюном зарегистрировали компанию Xiaomi Tech. В этом же году они представили первую версию собственной мобильной операционной системы MIUI на базе Android, которая оказалась невероятно дружелюбной и понятной конечному пользователю. В качестве стратегии распространения новой ОС, основатели компании Xiaomi выбрали доступность для любых смартфонов, без привязки к смартфонам собственного производства. Уже спустя 3 года аудитория операционной системы MIUI перевалила за отметку в 30 млн.
Неординарность компании Xiaomi заключается в том, что первым ее продуктом стало не конкретное устройство, а именно операционная система. В руки пользователей первое материальное детище компании в виде смартфона Xiaomi Mi One попадет лишь летом 2011 года. Ошеломительный успех не заставил себя долго ждать. Xiaomi Mi Two получает статус «великого китайского смартфона» по версии Forbes, а за 2 года компания реализовывает свыше 25 млн. устройств. Продолжая традицию создания доступных смартфонов с впечатляющими характеристиками, административная верхушка Xiaomi Tech решается на покорение специфического рынка Индии с моделью Xiaomi Mi 3. С выходом этого смартфона миф, связанный с тем, что «все китайское — низкокачественное» был окончательно развеян. Линейка Xiaomi Mi 3 с прилавков индийского интернет-магазина Flipkart была распродана всего за 40 минут. Xiaomi Mi-3 стал ключевой моделью и визитной карточкой молодого китайского производителя, сделав его серьезным игроком мирового рынка и доставившим немало головной боли маркетинговой стратегии известных производителей.
Вкусив плод успеха, Xiaomi в течение года работает над следующим поколением смартфона. Тем временем растущее в геометрическое прогрессии количество владельцев Mi ждет от компании нового класса устройств — планшетов. Подогрев рынок, в августе 2014 года вместе с логичным звеном эволюции смартфонов Xiaomi Mi 4 Лэй Цзюн представляет первый планшет компании. Вы хотели Retina-экран под управлением ОС Android? Вам нужен мощный производительный планшет, который справится как с офисными документами, так и с играми, но при этом помещался в кармане халата врача? В конце концов, вы ищите альтернативу iPad mini? Ответом на все эти запросы стал планшет Xiaomi MiPad. Новинка открыла новую страницу в истории китайского бренда, а спустя несколько месяцев на рынок врывается обновленный смартфон Xiaomi Mi 4, поставивший новый рекорд в жизни компании.
Понять каким образом молодая и малоизвестная компания, начавшая свой стремительный путь развития в океане, пресыщенном маститыми бизнес-акулами, сумела всего за 5 лет достичь таких высот, нелегко. Стратегия компании Xiaomi отличается от ряда «коллег» на рынке мобильных технологий. В течение первых двух лет после выхода первого смартфона Xiaomi Mi One китайский бренд реализовывал смартфоны по цене, отличающейся от себестоимости устройств всего в 20-30 долларов. В качестве основного источника прибыли администрация выбрала не сам аппаратный продукт, а сопутствующую ему цифровую составляющую. Собственный магазин приложений и игр, а также дополнительные опциональные функции для смартфонов приносили значительно больше прибыли, чем непосредственные продажи самих терминалов. Ну и конечно китайское трудолюбие. Общепринятая 40-часовая рабочая неделя для основателя компании Лэй Цзюна скорее нонсенс. 45-летний миллиардер по-прежнему работает не менее, чем 100 часов в неделю. Результат такого труда мы можем наблюдать на стремительном росте акций компании Xiaomi.
Генеральный директор Xiaomi, считает, что в ближайшие 5-10 лет его компания имеет все шансы получить звание главного поставщика смартфонов по всему миру. Не стоит забывать и о том, что в планах Xiaomi порабощение не только рынка смартфонов. Компания уверенно работает и в направлении планшетов, телевизионных приставок и самих телевизоров, компьютерной периферии и носимых аксессуаров.
Компания Meizu была основана в 1998 году в городе Чжухай на юге Китая, но первое широкомасштабное производство, которое проходило под брендом Meizu, стартовало лишь в 2003 году. В то время большинство китайских производителей электроники копировали дизайн своих продуктов у уже известных компаний, но Meizu не остановилась на этом и пошла дальше. Начиная свою работу с производства плееров, компания выпустила совершенно новый, самостоятельный продукт. Многофункциональный портативный mp3-плеер Meizu ME получил большой резонанс на территории КНР, тем самым обеспечив основу успеха и узнаваемости компании среди китайских пользователей. В 2005 году компания Meizu обновила дизайн своего логотипа, что привело к еще большей ее узнаваемости, но настоящий успех она почувствовала только в 2006 году, выпустив miniPlayer M6. Помимо сенсорного экрана, Meizu miniPlayer M6 имел полностью сплошной бесшовный корпус, а самое главное то, что это был первый mp4-плеер. Все остальные производители портативной электроники в Китае начали выпускать их значительно позже Meizu.
Начиная с 2006 года дела компании резко пошли на спад. В связи с тем, что большие акулы, такие как Sony Ericsson, Motorola и Nokia, начали выпускать мобильные телефоны с доминирующей музыкальной составляющей и все больше завоевывать рынок, продукция Meizu потеряла лидирующие позиции. Эпоха плееров была на стадии конечного завершения, их полностью вытесняли «умные телефоны». В конце 2006 года в Meizu наконец поняли, что нужно менять профиль своей деятельности и начинать разрабатывать устройства будущего — смартфоны. И лишь через год Meizu представила свой первый смартфон — Meizu M8, так похожий на Apple iPhone. На выставке CeBIT 2008, где компания Meizu впервые представила его, состоялся большой скандал. Немецкая полиция арестовала стенд с продукцией Meizu, а также потребовала остановить всю рекламную компанию на территории их конференции. Чуть позже Meizu выпустила еще несколько моделей смартфонов, но, к сожалению, и они были похожи на тот же iPhone.
Все это сказалось на репутации компании, большинство экспертов в данной отрасли заверяли, что Meizu придется плодотворно работать не один год, чтобы вылезти из той ситуации, в которую она сама себя затащила. На протяжении нескольких лет разработчики компании неустанно работали над созданием чего-то нового, того, что сможет вывести их на мировой рынок. Достичь этого они смогли только в 2012 году, выпустив новый флагман компании — Meizu MX2. Именно он стал одним из первых устройств, которое возродило компанию и дало ей шанс стать лидером. Через год Meizu выпустила еще один легендарный смартфон — Meizu MX3, который уже твердо закрепил компанию в рейтинге чемпионов.
Meizu не переставала акцентировать свое внимание на качестве производимых продуктов, которые уже тогда завоевали свою аудиторию и все больше, и больше делали компанию действительно коммерчески успешной и обсуждаемой. Третьим героем флагманской линии Meizu стал отшлифованный до совершенства Meizu MX4. Сейчас Meizu закрепилась на мировом рынке производителей гаджетов, где бьет все новые и новые рекорды.
Много шума наделала и китайская компания Oppo (дочерняя компания BBK Corporation), сделавшая ставку на смартфоны с Wow!-эффектом. Например, в OPPO Finder X907 в свое время внимание привлек металлический корпус толщиной всего 6,65 мм. Другим интересным проектом Oppo стал смартфон N1, получивший поворотную камеру и сенсорную заднюю панель. В 2012 году производитель стал ориентироваться на западные рынки и в отличие от многих начинающих вендоров, Oppo не стал наводнять рынок бюджетными моделями, а сразу заявил о себе, как о производителе премиальных устройств, способных конкурировать с ведущими мировыми брендами.
Но сейчас речь пойдет не столько о компании Oppo, сколько об OnePlus, вышедшей на рынок в декабре 2013 года. Основатель OnePlus — Пит Лоу (Pete Lau), ранее занимавший должность вице-президента компании Oppo. Информация о первом смартфоне OnePlus One появилась в феврале 2014 года. Из спецификаций устройства было известно об использовании программной платформы CyanogenMod и поддержке 4G-сетей. Кстати, информацию обо всех стадиях создания OnePlus One давал сам производитель, четко дозируя ее для поддержания постоянного интереса к устройству. Впрочем, OnePlus раскрывала сведения о своем будущем смартфоне настолько активно, что возникало ощущение, что на самой презентации и поговорить будет не о чем. В частности, в начале апреля 2014 года было объявлено, что на момент релиза OnePlus One будет работать на CyanogenMod 11S, базирующемся на Android 4.4.2 KitKat, а генеральный директор OnePlus Стив Кондик лично снялся в ролике с распаковкой коробки OnePlus One. Внешний вид устройства, естественно, показан не был. Но, тизер получился интересным.
Политика OnePlus по раскрытию своего детища оказалась очень интересной и принесла свои плоды. OnePlus One стал отличным инфоповодом, который постоянно обсуждался в профильных СМИ и не только. Довольно интересный момент оказался связан и с моделью продаж OnePlus One. Предлагалось продавать его по приглашениям («инвайтам»), которые изначально будут доступны только самым активным пользователям официального форума OnePlus, а также победителям устраиваемых производителем конкурсов. Одним словом, компания OnePlus активно создавала вокруг своей будущей новинки атмосферу постоянно подогреваемого интереса и эксклюзивности устройства. Были предприняты и другие шаги. Например, в OnePlus разработали инструкции по переходу с iOS и обычного Android на OnePlus One, где были расписаны моменты, связанные с особенностями устройства. Также в Пекине был открыт фирменный магазин производителя, а в Европе — R&D-центр. Продажи OnePlus One начались в июне 2014 года и к ноябрю 2014 года было продано более полумиллиона OnePlus One, хотя в качестве плана производитель называл цифру в 1 млн. OnePlus One.
В середине 2015 года компания OnePlus официально представила смартфон OnePlus 2, также предварительно разжигая интерес пользователей. В устах производителя новинка называлась «убийцей смартфонов в 2016 году», но смартфон не оправдал всех ожиданий пользователей, которые возлагались на него после столь успешного появления на рынке первой модели. Кроме того, производитель столкнулся с трудностями после провала прошивки CyanogenMod, в результате чего, OnePlus придумал собственную версию Android — операционную систему Oxygen. Теперь OnePlus старается удержать тех клиентов, которые заметили небольшие изменения, потеряв привычную CyanogenMod.
… и другие производители серверов
Крупнейшим производителем серверов в мире остается компания HP (теперь Hewlett-Packard Enterprise). По итогам анализа рынка за III квартал 2015 года, представленного компанией Gartner, доля серверов этой компании в мире составляет 27,3%. Продажи увеличили все ведущие производители, кроме IBM, подразделение которой по производству серверов x86-архитектуры теперь принадлежит Lenovo. В сегменте серверов с процессорами RISC доходы IBM упали на 3,1%, но в сегменте мэйнфреймов выросли на 15%, что позволило ей в итоге занять третье место с 9,8% долей. На втором месте находится компания Dell (17,9%). Четвертое место теперь принадлежит компании Lenovo с долей в 8,8%. Далее следуют Huawei (4,9%) и Inspur (3,6%).
Если о намерениях Huawei о расширении своего присутствия во всем мире и практически во всех сегментах мы уже рассказали выше, то компания Inspur выглядит для многих «темной лошадкой». Хотя это один из влиятельнейших IT-брендов на китайском рынке с более чем 60-летней историей развития, который занимается как поставкой решений на базе облачных вычислений, так соответствующих облачных платформ и сервисов. Деятельность компании включает создание разного рода систем обслуживания данных, программного обеспечения, сервисов, а также производство полупроводников. По объему продаж серверов компания занимает первое место в Китае, входя в лидирующую пятерку IT-компаний мира. Благодаря собственному производству всего цикла аппаратного обеспечения компания Inspur основала собственные исследовательские центры в Японии и США. На данный момент продукция Inspur импортируется в более 50 стран по всему миру (Азия, Северная и Южная Америка, Европа, Африка), полностью удовлетворяя возросшие потребности в процессах информатизации правительств и корпорация. Компания не только выпускает лезвийные и стоечные серверы. Международную известность она получила, выступив интегратором суперкомпьютера Tianhe-2 с пиковой производительностью 54,9 петафлопс, построенного в Гуанчжоу.
В том же рейтинге Gartner 30,5% от мирового рынка серверов принадлежит «другим производителям». Среди них тоже немало компаний из КНР. Взглянем лишь на самые крупные. Sugon — китайская компания со штаб-квартирой в Пекине, специализирующаяся на разработке и производстве серверов, решений для хранения данных, обработки, резервирования и защиты данных, а также решений для облачных сервисов любого уровня. Стоит отметить, что по данным IDC этот производитель занимает лидирующие позиции в Китае и в Азии в целом в сегменте серверов и систем хранения данных. Также Sugon принадлежит первое место в области поставок серверов Hi-End и суперкомпьютеров на рынке Азии, а количество патентов, полученных Sugon в сфере информационных технологий составляет более 2000. Эксклюзивным поставщиком решений Sugon на рынках СНГ является компания RRC. Чуть ниже в рейтинге Gartner расположилась компания Powerleader Science & Technology, штаб-квартира которой находится в Шэньчжэне. Этот производитель поставляет серверы, СХД для облачной инфраструктуры и прочие сопутствующие компоненты для ЦОД. Компания была основана в 1997 году и сегодня ее штат насчитывает около 650 человек.
В заключение
За последнее время китайские производители осознали, что их сильная сторона может быть не только в цене, но также в дизайне внешнего вида устройств, программном обеспечении и маркетинге. Если раньше девальвация юаня не помогла бы КНР составить конкуренцию американским IT-компаниям, то сегодня низкая себестоимость производства позволяет китайским производителям конкурировать с мировыми лидерами не только на рынках персональных компьютеров и смартфонов, но и в области производства серверного и сетевого оборудования. Так, покупка сборочной линии серверов у IBM вывела Lenovo в Top-5 по поставкам серверного оборудования в мире и первое в самом Китае. Huawei, которая занимает второе место, также совершила рывок в продажах на 30% на китайском рынке.
Сегодня Китай — вторая экономика в мире по объему закупок телекоммуникационного оборудования после США. Страна активно вкладывается в развитие собственных технологий и интернет-компаний. Инвесторы из КНР активно привлекают стартапы из Кремниевой долины, а объемы раундов инвестиций сравнимы с американским рынком.
С более подробной версий дайджеста СМИ о Китае можно ознакомится на личной страничке
В Контакте: https://vk.com/eleke74
С мобильной версией Дайджеста СМИ о Поднебесной можно ознакомится в вичате: Е13825133374