не читал, в вышеуказанной работе такой критики.
1. в Ислам-наме, Тазкира-йи азизан, Тарихи Кашкар, Тарихи Рашиди (дополненная радекция 19в), везде эти личности положительны. Как и почти во всех среднеаз.работах, в отличие, от бадахшанскго султана, к примеру.
2. а добро ли это по сути или расчет, который не оправдался?
3. про бадахшанцев, все очень спорно. дюжина источников говорит об обратном.
Извиняюсь за вмешательство в спор между Вами и Алтаикой относително корысти бадахшанского правителя.
Вот что пишет Мухаммад Хаким-хан в своем "Мунтахаб-ат-Таварих":
На его (Рахим-хана) месте на троне правления утвердился Абд ал-Карим-бий и занялся [делами] правосудия и кары. После смерти Рахим-хана Абд ал-Карим-бий сочетался браком с его женой Айчучук-Аим.
В дни его правления со стороны Чина выступили
калмаки. В то время вилайетом Кашгар управляли Ай-Ходжа и Кунь-Ходжа. Когда Чин захватил Йеттишахар, они после множества схваток приняли решение бежать и направились в Бадахшан.
Как только прибыли они в эту страну, тамошние люди,
обольщенные посулами Чина, продали религию за мирское и, схватив оных двух сейид-заде, выдали их Чину. А те неверные кафиры, отделив острым мечом головы сих двух драгоценных сеиидов от тела, довели их до степени мученичества...
От этих сеиидов остался один сын - грудной младенец. Богатые и самоотверженные люди укрыли сего драгоценного сироту от кафиров, тайно доставили его в Бухару.
Осуществив свои гнусные намерения в отношении сеиидов, китайцы послали калмакское войско в Ферганские владения. И [это войско], подчинив множество вилайетов, обложило Кокандский вилайет; Абд ал-Карим каждый день с величайшим рвением вел священную войну против тех нечистых кафиров. Осада затянулась.
Тогда в Ура-Тюбе правил Фазил-бий ванна'мий ибн Садик-бий Юз. В то время достиг он 20-летнего возраста. Как только услышал он известие (о положении Абд ал-Карима], выступил со всей поспешностью на Коканд и, двигаясь быстрыми переходами, прибыл туда, удостоившись чести (предстать ко двору]. Приезду этого прибежища власти Абд ал-Карим весьма возрадовался и, сочтя прибытие его благословенным, позаботился о гостеприимстве. Через несколько дней калмакское войско, оказавшись в очень стесненном положении и оставив кокандскую страну, направилось в свои края. Преследуя [калмаков], люди ислама нападали {на них]. Говорят, что воитель Фазила ванна'мия по имени Мир-Мухаммад-бахадур в этом самом сражении заколол 90 калмаков. Его высокостепенство ишан Султан-хан говорил, что он слыхал об этом многократно из собственных уст Мир-Мухаммад-бахадура. Итак, Абд ал-Карим-бий избавился от войны с кафирами и с большим почетом отпустил Фазил-бия ванна'мия...
Так что надо отдать должное Цинской дипломатии и грозной силе, заставивших бадахшанца выдать своих единоврецев.