"Как-нибудь "распатроню свою заначку" с китайскими изображениями кораблей"
Ждем-с!
История много обещавшей, но не одержавшей ни одной победы Бэйянской эскадры у нас не слишком известна. В 1894 г. в составе эскадры было два броненосца, 7 крейсеров, 6 канонерских лодок, 6 миноносцев, 3 учебных судна, 1 транспорт – всего 25 судов общим водоизмещением 37 тысяч тонн (данные из книжечки «Музей японо-китайской войны в Вэйхае», 威海甲午战争遗址, Пекин, 1991. Купил сию брошюрку в означенном музейчеге в 1993 г.
). Главную ударную силу флота составляли броненосцы «Динъюань» (定远) и «Чжэньюань» (镇远). Построила их в Германии, в Штеттине (тогда это был немецкий Штеттин – теперь польский Щецин), фирма «Вулкан». Кстати, тот же подрядчик и для русского флота склепал два хороших корабля – крейсер 1 ранга «Аскольд» и крейсер 2 ранга «Новик», оба отличились в РЯВ. Китайские броненосцы были именно броненосцами – хотя бы потому, что имели главную артиллерию 12-дюймового калибра в количестве, установленном для кораблей этого класса по канонам тогдашней морской стратегии, т.е. по 4 ствола на корабль. «Динъюань» в войне 1894-95 гг. был флагманом адмирала Дин Жучана (丁汝昌, командир Лю Бучань, 刘步蟾), второй броненосец (командир Линь Тайцзэн, 林泰曾) поддерживал его в бою при устье Ялу 17 сентября 1894 г. В бою броненосцы получили 400 попаданий (то ли оба вместе, то ли по отдельности – не помню), сохранили плавучесть, ход и боеспособность и не только дошли до баз сами («Динъюань» - до Вэйхая, «Чжэньюань» - до Порт-Артура), но и увели туда уцелевшие суда. Бой при Ялу – первое морское сражение, в котором участвовали полноценные броненосцы – с мощной защитой, вооружением и без архаичных парусов. По итогам японо-китайской войны все морские державы убедились в необходимости строительства кораблей этого класса. Кстати, у японцев в войне 1894-95 гг. броненосцев не было: они исповедовали популярную английскую доктрину того времени, согласно которой главную силу флота должны были составлять скоростные броненосные крейсера (в результате в сражении чуть не потеряли флагман «Мацусима», а противника потрепали, но не добили).
У нас история китайского флота в рамках специальной работы, насколько я знаю, не рассматривалась. О броненосцах Бэйянской эскадры можно прочесть у АА.Белова в «Броненосцах Японии» - на примере «Чжэньюань», его японцы взяли в Порт-Артуре и ввели в строй под названием «Чин-Иен». В 1904 г. он у них числился как броненосец 2 класса и поучаствовал в блокаде Порт-Артура («старый китайский броненосец» - помните, у Степанова, в «Порт-Артуре»?). Текст Белова о «Чжэньюане»:
http://navycollection.narod.ru/library/belov/04.html. Еще один адресок:
http://rjw.narod.ru/japan/chin-en.htmСнимки: мои фото модели "Чжэньюань" из Центрального военного музея в Пекине , подлинный якорь этого броненосца - оттуда же, а еще виртуальная модель "Динъюань" от неизвестного китайского умельца.