а портовые структуры?
и асфальтовые дороги?
Я родился и до окончания школы прожил в г. Невельск (японское название Хонто). Порт и околопортовую инфраструктуру того времени знаю хорошо. Все капитальные постройки (пирс, волнолом, углубление акватории, жд пути) - японские. При мне (70-е годы) строился небольшой участок пирса прямо возле дома, остальное было очень старое еще тогда. Историческую справку, в том числе по строительству порта, можно посмотреть здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BAОбратите внимание на численность населения.
Когда (примерно в 1974 году) сносили здание банка японской постройки, сейфовую комнату очень долго не могли сломать ничем, стояла еще несколько лет.
В 1960-е годы было еще довольно много деревянных домов японской постройки, мы пацанами во многих играли, когда их расселяли.
Про количество асфальтовых дорог пусть сегодняшние сахалинцы скажут, в мое время это было редкостью, только в городах.
На о. Монерон были японские поселки, почта, дороги. Что там сейчас? В самые последние годы создают турбазы только.
Я не люблю занимать крайние позиции, здесь тоже. И СССР много чего построил, и Россия что-то развалила, что-то построила, и от японцев многое осталось. Понятно, что освоение Сахалина Япония проводила по классическому сценарию Империя-Колония, часто в жесткой форме. Так будет и сегодня, если (гипотетически) отдать.