Автор Тема: Вопрос о китайских императорах  (Прочитано 29728 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн kwisin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • Карма: -14
  • Пол: Мужской
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #25 : 18 Ноября 2004 17:15:57 »
Цитировать
Точно так же я не указал правителей северного Китая периода пяти династий. Я веду отсчёт Чин только со времени полного падения Мин. Поэтому Шуньчжи и не вошёл в список. Аналогично Нурхаци и Абахаю.


У товарища свое видение китайской истории.  :D)
Arbeit macht frei

Оффлайн Svyatich

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 288
  • Карма: -18
  • Пол: Мужской
    • Арийская традиция
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #26 : 18 Ноября 2004 22:09:54 »


У товарища свое видение китайской истории.  :D)


Вы представляете одновременное правление двух ЗАКОННЫХ императоров?
Ну что я вам могу сказать... "Я не работаю с очень больными людьми" (с) "Маска"
"Всё прийдёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

Оффлайн kwisin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • Карма: -14
  • Пол: Мужской
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #27 : 19 Ноября 2004 04:09:21 »
Цитировать
Вы представляете одновременное правление двух ЗАКОННЫХ императоров?


Запросто. Марк Аврелий и Луций Вер. Иван V и Петр I.
Arbeit macht frei

Оффлайн Svyatich

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 288
  • Карма: -18
  • Пол: Мужской
    • Арийская традиция
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #28 : 19 Ноября 2004 04:41:40 »


Запросто. Марк Аврелий и Луций Вер. Иван V и Петр I.



Смеяться можно? Иван V правил? Или просто числился соправителем, а потому и не включается в династические списки. Я уж молчу что в соответсвии с вашей логикой Лу-вана и Шуньчжи следует признать соправителями ;-)
"Всё прийдёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

Оффлайн kwisin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • Карма: -14
  • Пол: Мужской
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #29 : 19 Ноября 2004 05:11:20 »
А если серьезно, Святич, то на территории Китая с 1644 по 1661 год существовало два государства: империя Цин и империя Мин. И Шуньчжи был законным императором Цин, а Лу-ван - законным императором Мин.
Это вам информация для общего развития.
« Последнее редактирование: 19 Ноября 2004 05:11:49 от kwisin »
Arbeit macht frei

Оффлайн Svyatich

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 288
  • Карма: -18
  • Пол: Мужской
    • Арийская традиция
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #30 : 19 Ноября 2004 05:20:56 »
А если серьезно, Святич, то на территории Китая с 1644 по 1661 год существовало два государства: империя Цин и империя Мин. И Шуньчжи был законным императором Цин, а Лу-ван - законным императором Мин.
Это вам информация для общего развития.


А ещё императором Цин был Абахай. Это вам для общего развития.
А до Хубилая частью территории Китая владел Мункэ. А до него Гуюк. А до него Угэдэй. Давайте включим их всех в список китайских императоров? И, кстати, где ваш праведый гнев по поводу отсуствия императоров Ляо и Цзинь? Эти государства тоже существовали на территории Китая параллельно с Сун.  
Пока жив хоть один законный правитель страны любой иноземец не более чем оккупант. А то ведь так можно и литовских князей зачислить в с правители России.
Да, ещё для общего развития. Лу-ван не был императором. Он носил титул цзянго.

"Всё прийдёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

Оффлайн kwisin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • Карма: -14
  • Пол: Мужской
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #31 : 19 Ноября 2004 05:35:59 »
Цитировать
А до Хубилая частью территории Китая владел Мункэ. А до него Гуюк. А до него Угэдэй. Давайте включим их всех в список китайских императоров?


А они уже включены, начиная с Чингиз-хана, который имеет храмовое имя Тайцзу.

Цитировать
И, кстати, где ваш праведый гнев по поводу отсуствия императоров Ляо и Цзинь?


Да, их тоже следовало бы включить. Впрочем, это уже более сложный вопрос.

Цитировать
Пока жив хоть один законный правитель страны любой иноземец не более чем оккупант.


По такой логике и Великих Моголов нельзя считать законными правителями Индии.

А в общем, пишите что хотите.
Arbeit macht frei

Оффлайн Svyatich

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 288
  • Карма: -18
  • Пол: Мужской
    • Арийская традиция
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #32 : 20 Ноября 2004 08:54:25 »


А они уже включены, начиная с Чингиз-хана, который имеет храмовое имя Тайцзу.


Вот даже так? И кто же, повзольте вас спросить, отсчитывает династию Юань не с 1279г, когда, собстыенно говоря, Хубилай и провозгласил основание этой династии, а с Чингисхана?

Цитировать
Да, их тоже следовало бы включить. Впрочем, это уже более сложный вопрос.


Мдя... Значится ежели некий правитель захапал часть территории соседней страны - то он автоматически становится законным правителем этой страны? Убийственная "логика". Выходит в русский династический списко нужно включать великих князей Литовских начиная с Миндовга, и королей польских начиная с Казимира III. А в польские короли зачислить всех Габсбургов. Потому как до Марии Терезии они владели Силезией, а потом вместо Силезии Малой Польшей.
Однако же никто так не делает. Видимо "логику" вашу ни в грош не ставит.

Цитировать
По такой логике и Великих Моголов нельзя считать законными правителями Индии.


Как я понимаю, историю Индии вы знаете ещё хуже, чем историю Китая. Бабур начал своё правление в Дели с ЛИКВИДАЦИИ Делийского султаната. Империя великих моголов и Делийский султанат параллельно не существовали ни одного дня.

Цитировать
А в общем, пишите что хотите.


Есть общепринятые принципы составления династических таблий. И оттого что лично вам они не нравятся - они не исчезнут.
"Всё прийдёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

Оффлайн kwisin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • Карма: -14
  • Пол: Мужской
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #33 : 20 Ноября 2004 17:05:42 »
Я просто отмечу ошибки, спорить не буду.

Династия Юань провозглашена в 1271 году, до 1279 года сосуществовала с Южной Сун.

Делийский султанат был государством захватчиков на территории Индии. И при нем, и при Великих Моголах существовали независимые индийские государства на юге. Наиболее крупным из которых был Виджаянагар.

Существует традиция включения тех или иных государств в число китайских. Так устоялось, что Ляо, Цзинь и Цин считаются китайскими империями. Хотите менять - дело ваше.
Arbeit macht frei

Оффлайн kwisin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • Карма: -14
  • Пол: Мужской
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #34 : 20 Ноября 2004 17:24:19 »
Ну и о законности первых цинских императоров (не для Святича, а для остальных, кто читает эту тему).

В 1644 году династия Мин была свергнута Ли Цзычэном, основавшим империю Да Шунь. Это был нормальный для Китая способ смены династии - путем свержения предыдущей. В том же году маньчжуры заняли Пекин, изгнав Ли Цзычэна. Пекин, напомню, был столицей. Таким образом, диастия Цин уже в 1644 году правила в столице Китая и пришла к власти обычным для Китая путем - путем свержения предыдущей династии.

Таким образом, в 1644 - 1645 гг. на территории Китая существовали следующие государства: Цин (император Фулинь), Шунь (император Ли Цзычэн), Си (император Чжан Сяньчжун, еще один крестьянский вождь), Южная Мин (император Фу-ван).

В 1645 г. прекратило существовать Шунь, в 1646 г. - Си, в 1662 г. был казнен Гуй-ван из династии Южная Мин, который, впрочем, не был императором, а лишь временным правителем (последним императором был Тан-ван, правил с 1646 по 1647 год). Цин стала единственным государством материкового Китая, но на Тайване с 1661 по 1683 год существовало государство, основанное Чжэн Чэнгуном (1661 - 1662), которое, впрочем, считалось частью уже несуществующей Южной Мин и использовало девиз Гуй-вана Юнли.
Наконец, в 1678 г. князь У Саньгуй провозгласил империю Чжоу, просуществовавшую до 1681 года.

По принятой исторической традиции с 1644 г. Китаем правила династия Цин. Иногда указываются также императоры и правители Южной Мин. Для полноты картины можно указать императоров всех государств, существовавших в Китае в 1644 - 1683 гг.
Arbeit macht frei

Оффлайн Svyatich

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 288
  • Карма: -18
  • Пол: Мужской
    • Арийская традиция
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #35 : 20 Ноября 2004 21:21:38 »
Я просто отмечу ошибки, спорить не буду.
Династия Юань провозглашена в 1271 году, до 1279 года сосуществовала с Южной Сун.


Да, тут я ошибся. Но как видите Чингисхана сюда ну никак не вписать.
Так что поздравляю вас, господин соврамши.

Цитировать
Делийский султанат был государством захватчиков на территории Индии. И при нем, и при Великих Моголах существовали независимые индийские государства на юге. Наиболее крупным из которых был Виджаянагар.


Ваше невежество - ваша проблема. Виджаянагар не индийское, а дравидское государство. Основное население дравидоязычные народы кеннара, малаяли и тамилы. Причём это государство практически не сосуществовало с имприей великих моголов, так как соизволило распасться к середине XVI века. На всякий случай напоимнаю, что Панипатскую битву Бабур выиграл в 1526г.
Расположенное к северу от него государство бахманидов основанно такими же захватчиками, как и империя Моголов.
Но самое смешное даже не это. Индия - чисто географическое понятие. До британского завоевания Индия НИКОГДА не находилась под властью одного правителя. И НИ ОДИН правитель на включал в свою титулатуру ничего похожго на "властитель Бхаратварши".  так что говорить об индийских династических таблицах столь же абсурдно, как о династических таблицах Европы.

Цитировать
Существует традиция включения тех или иных государств в число китайских. Так устоялось, что Ляо, Цзинь и Цин считаются китайскими империями. Хотите менять - дело ваше.


БСЭ:
Ляо, государство киданей в 10 — начале 12 веков.
Цзинь, государство и династия (1115—1234) чжурчжэней, живших на территории современного Северо-Восточного Китая.
в общем могу лишь повторить: ваше невежество - ваша проблема.
« Последнее редактирование: 20 Ноября 2004 21:35:45 от Svyatich »
"Всё прийдёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

Оффлайн Svyatich

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 288
  • Карма: -18
  • Пол: Мужской
    • Арийская традиция
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #36 : 20 Ноября 2004 21:33:37 »
Ну и о законности первых цинских императоров (не для Святича, а для остальных, кто читает эту тему).
В 1644 году династия Мин была свергнута Ли Цзычэном, основавшим империю Да Шунь.


Правда китайцы об этом не знали, потому и провозгласили в 1644г в Нанкине очередным императором Мин Чжу Юсуна. А после пленения последнего маньчжурами - ещё и Чжу Чанфана в Ханчжоу.

Цитировать
Это был нормальный для Китая способ смены династии - путем свержения предыдущей.


Ли Цзычен провозгласил династию Да Шунь в Сиани ДО занатия Пекина. Так что ваше невежество - ваша проблема.

Цитировать
В том же году маньчжуры заняли Пекин, изгнав Ли Цзычэна. Пекин, напомню, был столицей. Таким образом, диастия Цин уже в 1644 году правила в столице Китая и пришла к власти обычным для Китая путем - путем свержения предыдущей династии.


Вообще-то у Китая было две столицы. Но даже не в этом дело. Ничего смехотворнее чем утверждение что падение столицы есть конец династии я ещё не встречал.  Похоже мой оппонетнт просто не осведомлён что, например, столицей империи Сун до 1127г. был Бяньлян (Кхайфэн). И захват этого города чжурчженями вовсе не онулировал империю Сун. Просто столицу перенесли в Линьань (Ханчжоу)

"Всё прийдёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

Оффлайн kwisin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • Карма: -14
  • Пол: Мужской
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #37 : 21 Ноября 2004 01:17:19 »
Я с вами не спорю. Можете придерживаться своей собственной версии истории Китая. Заниматься фантазиями на историческую тему никому не запрещено.  
« Последнее редактирование: 21 Ноября 2004 01:17:42 от kwisin »
Arbeit macht frei

Оффлайн Svyatich

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 288
  • Карма: -18
  • Пол: Мужской
    • Арийская традиция
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #38 : 21 Ноября 2004 02:49:51 »
Я с вами не спорю. Можете придерживаться своей собственной версии истории Китая. Заниматься фантазиями на историческую тему никому не запрещено.  


Покаместь собственной версии придерживаетесь вы. Чингисхан у вас в императорах, Ли Цзычен провозглашает династию в Пекине, Ляо и Цзинь - китайские империи...
Продолжайте, kwisin, вы так забавны.
"Всё прийдёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

Оффлайн kwisin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • Карма: -14
  • Пол: Мужской
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #39 : 21 Ноября 2004 05:10:09 »
Я нигде не писал, что Ли Цзычэн провозгласил свою династию именно в Пекине.

Самый полный список китайских монархов в сети, из тех, которые я нашел: http://en.wikipedia.org/wiki/Table_of_Chinese_monarchs

Есть и Чингиз-хан, и Западное Ляо и даже Юань Шикай. Рекомендую всем, интересующимся историей китайской монархии.
Arbeit macht frei

Оффлайн Svyatich

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 288
  • Карма: -18
  • Пол: Мужской
    • Арийская традиция
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #40 : 21 Ноября 2004 06:08:00 »
Я нигде не писал, что Ли Цзычэн провозгласил свою династию именно в Пекине.


"В 1644 году династия Мин была свергнута Ли Цзычэном, основавшим империю Да Шунь. Это был нормальный для Китая способ смены династии - путем свержения предыдущей" - из чего следует последовательность событий: сначал сверг старую дитнастию, потом основал новую. А то что произошло это в Сиане - то только что от меня узнал.

Цитировать
Самый полный список китайских монархов в сети, из тех, которые я нашел: http://en.wikipedia.org/wiki/Table_of_Chinese_monarchs
Есть и Чингиз-хан, и Западное Ляо и даже Юань Шикай. Рекомендую всем, интересующимся историей китайской монархии.


Неплохая табличка. Правда не полная - нет первых имперторов.  Кое что перепутано. Например девизы правления обозваны именами правления и в их число записано имя "Абахай". Не учтена смена девиза во время царстования. Храмовые имена императоров Ся, Шан и Чжоу объявленными царскими именами... Но тем не менее неплохая. Для общего развития сойдёт.
Твои бредеи она не подтверждате. Потому как Династия Юань отсчитывается с 1271г - как и положено. А до этого предшественники, не включаемые в династию. Совершенно аналогично с Цин, где в качестве предшественников стоят Нурхаци и Абахай.
А вот про то что Ляо и Цзин - китайские империи там не сказано. Так что продолжай спорить с энциклопедиями.
« Последнее редактирование: 21 Ноября 2004 06:08:35 от Svyatich »
"Всё прийдёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

Оффлайн Svyatich

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 288
  • Карма: -18
  • Пол: Мужской
    • Арийская традиция
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #41 : 21 Ноября 2004 09:10:47 »
Самый полный список китайских монархов в сети, из тех, которые я нашел: http://en.wikipedia.org/wiki/Table_of_Chinese_monarchs


Я несколько погорячился с комплиментами.
Династию Шан автор в чистую переписал у Сыма Цяня. Не удосужившись откорректировать её по надписям.
« Последнее редактирование: 21 Ноября 2004 09:11:07 от Svyatich »
"Всё прийдёт вовремя к тому, кто умеет ждать"

Оффлайн Observer

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1224
  • Карма: 49
  • Пол: Мужской
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #42 : 21 Ноября 2004 21:25:33 »


И захват этого города чжурчженями вовсе не онулировал империю Сун.



Чего такого страшного не сделали чжурчжэни с империей Сун!? ???
不要把面条挂到耳朵上!

Оффлайн Kultegin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 4159
  • Карма: -33
  • Пол: Мужской
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #43 : 01 Января 2007 23:29:22 »
Прочитал все посты. Забавно. Но все же спорщиков объединяет одна характерность - мы подходим к изучению истории народа с позиции ее современной территории. А это уже ошибочно.
旧的不去,新的不来

Оффлайн Wa Xie Li Fu

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 343
  • Карма: 13
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #44 : 02 Января 2007 20:25:04 »
Так подход традиционный. Во время оно издавались красивые такие краснокожаные сборники как "Языки народов  СССР", включая блин, дунганский и ассирийский.
"Исторические исследования", где были перечислены все султанаты, каганаты и т.д.
хоть краешком,  но на территорию Союза заходящие.
А спросили бы самих китайцев и о традиционно принятой транскрипции исторических
названий и о принципах построения историко-географических карт, таблиц....
Мож быть не лишне?

Оффлайн Lankavatara

  • скиф
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 6939
  • Карма: 116
  • Пол: Мужской
  • Skype: lankavataraa
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #45 : 02 Января 2007 23:06:57 »
гы. есть сканы из сяньтайского словаря приложения со списками императоров - но не очень хорошего качества, бумага тонкая, просвечивает - обратную сторону тож видно :) если хоть кому-то актуально - выложу прям здесь :) чучуть фон вытяну тока :)
Кирилл и Мефодий - первые люди, догадавшиеся сменить кодировку. До этого все писали транслитом.

Оффлайн gure

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 53
  • Карма: 1
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #46 : 09 Января 2007 14:47:54 »
Так подход традиционный. Во время оно издавались красивые такие краснокожаные сборники как "Языки народов  СССР", включая блин, дунганский и ассирийский.
"Исторические исследования", где были перечислены все султанаты, каганаты и т.д.
хоть краешком,  но на территорию Союза заходящие.
А спросили бы самих китайцев и о традиционно принятой транскрипции исторических
названий и о принципах построения историко-географических карт, таблиц....
Мож быть не лишне?

история СССР в четвертом классе средней школы начиналась с государства Урарту.

Kvaz

  • Гость
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #47 : 15 Января 2007 20:09:51 »
Кстати,насчет империатрицы Цы Си,я видел в интернете вот такую статью,

Цы Си: Орхидея из Поднебесной

Автор: Анна Кудрявцева, "Вокруг света. Люди и судьбы"

Прогуливаясь по аллеям дворцового парка, императрица Цы Си имела обыкновение остановиться и тихонько присвистнуть. На этот звук тотчас откликались маленькие разноцветные птички, во множестве жившие в душистом кустарнике. Безо всякой боязни они вылетали и садились на протянутую руку императрицы, кружились над головой, отвоевывали место на ее плече, ревниво расталкивая соседей. Американская художница по фамилии Карл, однажды побывавшая в гостях у китайской императрицы, вспоминала, какое огромное впечатление произвела на нее магия Цы Си, которой подчинялись и люди, и неразумные пташки. Она походила на сверхсущество, чудом перекочевавшее в начало XX столетия из древних китайских сказок. Гостья была очарована. Тем более понятен крайне обескураженный тон последующих признаний мисс Карл: «Мне казалось почти невероятным представить себе, что эта ласковая дама, с такой моложавой внешностью и привлекательной улыбкой может быть той, которую называют жестоким, беспощадным тираном...

История склонна замалчивать истинные людские подвиги и доблести так же, как и трубить в золотые трубы о тех, кого к благодетелям человечества отнести трудно. Но с этим печальным парадоксом справиться невозможно. «Об уме, образованности, энергии императрицы, — читаем в «Вестнике Азии» за 1915 год, — писалось очень много; но ее хитрость, настойчивость в достижении своих целей, жестокость и развратность еще ждут своего историка». Впрочем, малопочтенные качества, известные, оказывается, всем, вовсе не мешали автору статьи об императрице Цы Си причислять ее к одной «из замечательнейших и способнейших правительниц всего мира». Видимо, пример столь фантастической карьеры, выпавшей на долю этой «ласковой дамы», всегда будет иметь власть над человеческим воображением.

Взлет никому тогда еще не ведомой девушки из Поднебесной пришелся на то время, когда мир вступил во вторую половину XIX столетия. Американцы уже не мыслили дня без «Нью-Йорк тайме», жители обеих российских столиц ездили друг к другу в гости по новой железной дороге, в обиход входили новинки прогресса из павильонов только что отшумевшей лондонской Всемирной выставки. А за Великой Китайской стеной все шло своим чередом. В январе 1853-го двор императора Сяньфына объявил о начале конкурса наложниц.

По правилам, число девушек, составлявших прекрасное окружение Сына неба, должно было быть 70 человек. Хотя по сути дела, все две тысячи женской обслуги пекинского дворца находились в его полном распоряжении. Но время от времени цветник требовал обновления.

Между тем даже попасть в соискательницы было непростым делом. В Китае существовало 9 чиновничьих рангов, среди которых 9-й считался самым низшим. Как можно узнать из «Заметок о цинском дворе», вышедших в Пекине, в конкурсе могли принять участие только дочери чиновников выше третьего ранга. Но и они просеивались сквозь мелкое сито — из знатных девушек отбирались лишь те, «у которых восемь иероглифов, обозначающих даты рождения, считались благоприятными».

Легко представить, как ярко выглядели в тот знаменательный день разряженные соискательницы. Но всем им суждено было кануть в Лету. Кроме одной.

...За молоденькой Цы Си закрепилось прозвище Орхидея. Она и впрямь напоминала благоухающий цветок. Но время пропечатывает на лицах куда более важную информацию, чем количество прожитых лет. Оно дает знать о свойствах души и характера. Вот почему, судя по портретам, метаморфоза с той, которую нарекли Орхидеей, окажется поразительной: угрюмый взгляд из-под набрякших век, замкнутое лицо, не привыкшее к улыбке.

В справочниках год рождения императрицы Цы Си значится как 1835-й. Но по обычаям старого Китая, возраст человека исчислялся с момента зачатия. Стало быть, конкурсантке не исполнилось и 16. Надо сказать, Орхидея угодила в точку — для Сына неба отбирали девушек от 14 до 20.

Правда, своим появлением во дворце она была обязана случаю. «Когда она неосторожно отправилась к подругам, ее заметил евнух, — сообщается в «Сказании о тринадцати маньчжурских императорах». — Красота Орхидеи поразила его... А главноуправляющий как раз пребывал в смятении из-за того, что не мог набрать достаточного числа красивых девушек».

По этой причине, наверное, закрыли глаза на некоторые шероховатости в родословной Цы Си. Ее отец, хоть и был высокопоставленным чиновником, но проворовался и был отстранен от дел. А потому семья влачила жалкое существование. Самолюбивая Цы Си остро переживала окружающее ее убожество. Мать подливала масла в огонь, рассказывая, что перед родами видела во сне, как в ее чрево вошла прекрасная луна. Разве не означало это, что новорожденной суждены и красота, и избранность?

Между тем некоторые считали, что разговоры о чудесной внешности легендарной китаянки были преувеличены. Скорее всего, Цы Си умела производить должное впечатление. Но, так или иначе, ее сочли достойной остаться во дворце, хотя из 6 полагавшихся для наложниц рангов присвоили низший — под названием «драгоценный человек». Орхидея же метила в «императорские драгоценные наложницы».

Новоселье повергло девушку в унынье. Ее поселили в одном из самых дальних павильонов Парка радости и света. Едва ли сюда мог заглянуть император. Но какая-то безошибочная интуиция подсказывала Цы Си — дурное настроение еще больший проигрыш. Избранницы, расселенные по апартаментам дворца, вовсю наслаждались новыми возможностями. Казна не скупилась на содержание красавиц, а те, в свою очередь, на покупку нарядов и украшений.

На их фоне Цы Си выглядела схимницей. Все получаемые деньги — 150 лян — она аккуратно складывала в шелковый мешочек. Никаких трат. Время проходило не бесполезно: девушка совершенствовалась в каллиграфии. У нее были явные художественные способности — отведенные помещения Орхидея мастерски расписала. Она развивала от природы не сильный, но чистый голос, и очень в этом преуспела.

И вот когда шелковый мешочек обрел плотность и весомость. Орхидея завязала знакомство с евнухом, который больше, чем остальные, был приближен к Сыну неба.

От этого борова с заплывшими жиром глазами требовалось под каким-либо благовидным предлогом изменить обычный маршрут императора и привести его к стенам, у которых распевает свои песенки нарядная птичка Цы Си.

Интермедия в Парке радости была разыграна как нельзя лучше: Сын неба услышал хрустальный голосок, на который и пошел как завороженный. Вечером того же дня в покоях Цы Си появился управляющий Палаты важных дел и, вынув зеленую табличку, с выражением огласил ее содержание. Следом явился посыльный и, посадив Цы Си себе на плечи, понес в покои императора. Там служанки раздели девушку, натерли тело цветками роз, затем укутали в покрывало из пуха цапли — эта птица считалась главным врагом змей, а потому все опасные мысли должны были покинуть укутанную в нежное оперенье.

Согласно неукоснительно соблюдаемому правилу, если девушка находилась в императорской спальне сверх точно оговоренного срока, управляющий громко провозглашал: «Время пришло!», затем входил в комнату и спрашивал у властелина: «Оставить или нет?» Если Сын неба отвечал: «Не оставлять!» — управляющий ловко, со знанием дела, надавливал на живот наложницы таким образом, что «драконово семя» выходило. Если же следовал приказ: «Оставить!» — в специальной книге делалась запись: «В такой-то месяц, такого-то числа, в такой-то час император осчастливил такую-то наложницу».

Теперь в случае беременности последней было ясно, когда зачато императорское дитя. Свидание Цы Си с императором закончилось именно таким образом.

У императорской четы не было своих детей, а многочисленное потомство от наложниц, к которым Сын неба уже охладел, в счет не шло. Цы Си прекрасно понимала, что у императора обязательно должен появиться наследник и обязательно от нее. Она не обольщалась привязанностью императора. Все могло измениться в один день, подсунь ему кто-нибудь другую красотку в том же самом пуховом покрывале. А значит, надо действовать без страха и жалости...

Парк радости и света наполнил ужасом. Любая красивая девушка вызывала у Цы Си резкую неприязнь и довольно скоро находилась причина для жестокого наказания, частенько кончавшегося смертью последней. А малейшая попытка пожаловаться императору немедленно каралась смертью. И все же до Сяньфына дошли сведения о неистовствах любовницы, пусть в его сознании ужасная картина содеянного Орхидеей никак не вязалась с обликом тихой и покорной по руги, доказательства, представленные императору, были более чем убедительны. В гневе Сяньфын приказал заготовить приказ о казни маленького чудовища, абсолютно не ведая о том, что буквально опутан паутиной, сплетенной соглядатаями возлюбленной. Узнав о грозящей беде, Цы Си пришла в ярость: как некстати случился этот донос, когда все идет точно по ее плану! Несмотря на все запреты, она проникла к своему повелителю и не только подтвердила, что беременна, но и убедила в том, что коварные придворные, зная это, решили сплести интригу, чтобы заставить императора казнить мать его будущего наследника. Так зачем же нужен палач, она и так умрет от горя у ног Сына неба.

Сцена была разыграна более чем убедительно. Увидев распростертое на полу почти бездыханное тело, император впал в отчаяние. Забыв обо всем, он сам готовил подруге лекарства, сидел возле ее ложа, выполняя все прихоти и капризы.

...Фальшивая беременность, фальшивые роды и новорожденные от чужих матерей — не такой уж редкий эпизод в истории династических перипетий, где было немало дам, чья неукротимость в достижении поставленной цели превосходила все мыслимые фантазии. Но Цы Си удалось выделиться и из этого ряда отъявленных авантюристок, поправших все устои морали. Осведомленная о самых мельчайших событиях двора, она узнала, что хорошенькая служанка Чу Ин беременна. Девушку тотчас силком уложили в постель в самых дальних покоях дворца, приставив к дверям сторожей. Доступ сюда имел только врач и, разумеется, Цы Си.

План ее созрел ввиду того опасного для нее обстоятельства, что вот уже почти два года она никак не могла одарить Сына неба обещанным наследником. Едва ли в этом была ее вина — император отличался крайней болезненностью, усугубленной невоздержанной жизнью. Но разве это примется в расчет? А потому рождение ребенка становилось наиглавнейшей задачей, которую Цы Си возложила на несчастную Чу Ин.

Что же касается внешних признаков близящегося материнства, то для Цы Си, в которой явно пропала большая актриса, едва ли было сложно изображать женщину в счастливом ожидании.

Весной 1856 года служанка-затворница на свое горе родила мальчика. Напрасно она молила о пощаде, обещая молчать. Все равно несчастная по приказанию Цы Си была умерщвлена.

Разумеется, рождение наследника — принца Тунчжи — чрезвычайно укрепило положение Цы Си. Вопреки всем традициям, оставлявшим в серьезных делах женщину «за занавеской», ее все чаще видели рядом с императором во время дипломатических раутов и всевозможных аудиенций. Настойчивое стремление внедриться в сферу большой политики лишь подчеркивает, как далеко простирались планы фаворитки. Ее хваткий ум легко впитывал государственную науку, а феноменальная память, сохраненная до глубокой старости, безошибочно расставляла по местам имена, даты, события, сведения экономические, военные, дипломатически — все, что стекалось в императорский дворец. Равнодушной оставляла Цы Си только колыбель маленького Тунчжи.

Впрочем, на ее счастье, традиционное воспитание наследника трона призвано было лишить мать, со всеми ее женскими слабостями, малейшего влияния на будущего императора. В год полагалось не более десяти свиданий с сыном. Все заботы о ребенке возлагались на прислугу и евнухов.

В 1861 году император Сяньфын умер. Его кончина была довольно странной. Лодка, в которой он находился во время прогулки со свитой, неожиданно перевернулась на самом глубоком месте озера. Императора сумели вытащить из воды, но пережитое потрясение и подхваченная жестокая простуда не дали ему оправиться... Вдовствующей императрице Цы Ань в один, отнюдь не прекрасный день к завтраку были поданы пирожные, начиненные ядом.

Четырехлетнему принцу Тунчжи надо было еще расти и расти. Цы Си номинально становилась регентшей, а фактически в том же 1861 году фаворитка императора стала у власти в Китае. И держала ее в своих руках до 1908 года.

47 лет на троне! Этот своеобразный рекорд китайской императрицы перекрыла лишь английская королева Виктория, державшая в руке скипетр 64 года. Некоторые историки находили по крайней мере две сходные черты у этих монархинь-современниц: неуемную страсть к драгоценностям и ожесточенное неприятие всего, к чему могло быть применимо слово «новое» — от взглядов до системы социальных и экономических отношений. И все же такое сравнение наверняка бы обидело английскую королеву: эпоха императрицы Цы Си едва ли беспрецедентна в новейшей истории по узаконенной жестокости, коварству и моральной деградации. Тон, естественно, задавала сама императрица. Ходили упорные слухи о красавцах-юношах, периодически появлявшихся во дворце, а затем почему-то скоропостижно умиравших. Любовную круговерть восточной Клеопатры время от времени прерывали тайные роды, впрочем, новорожденных Цы Си никогда не хотела видеть: их сразу отдавали в чужие руки.

Страсть к любовным утехам превосходила лишь неуемная жажда обогащения. Никто из китайских императоров (разумеется, не бедствовавших] за всю историю страны не скопил такого огромного личного состояния. Любой предлог использовался для пополнения и без того трещавших по швам закромов. Каждое чествование владычицы ввергало далекую от благоденствия страну в громадные расходы.

Зная пристрастие императрицы к драгоценностям, льстецы не считались с затратами. Однажды она получила в подарок четыре мешка отборного жемчуга. Между тем свидетельствовали, что Цы Си не носила почти ничего, кроме давнего подарка императора Сяньфына — четырех крохотных жемчужин. Для них в каждой мочке уха ей сделали по два прокола. Но перебирать бесконечные ларцы с драгоценностями, прикидывать вес и цену умопомрачительных подарков было любимейшим занятием Цы Си. Во дворце велся строгий учет каждой вещи. Золототканые, тончайшего шелка, расшитые камнями и жемчугом одежды пылились в гардеробах и мешках тысячами.

Как свидетельствуют старые записи, меню императорского стола состояло из ста блюд. Здесь за казенный счет кормилась целая армия прихлебателей всех мастей. Правда, самой Цы Си была свойственна умеренность в пище. Для укрепления здоровья она каждое утро выпивала чашку женского молока. Исключительная забота о своей внешности давала результаты — недаром американская гостья Цы Си восхищалась ее моложавостью. Но все эти подробности выглядят лишь любопытными частностями на фоне главной страсти — получить абсолютную власть и уже не выпустить ее из рук.

Каждый год взросления наследника Тунчжи прибавлял Цы Си беспокойства — он легко мог оспорить ее место на троне. В таком случае она могла оказаться в тени нового императора, а это не входило в ее планы. Закономерно было ждать нового преступления. В 1873 году принцу Тунчжи исполнилось семнадцать. Цы Си выбрала ему невесту, но очень скоро поняла, что допустила ошибку: начитанная и хорошо образованная невестка Алутэ стала настоящей наставницей Тунчжи и имела на него несомненное влияние. А что, если Алутэ станет по силам править «из-за занавески» в обход ее, Цы Си? Кроме того, было заметно, что принц обожает молодую жену: три наложницы, полученные им по обычаю, скучали за невостребованностью. Все это было очень опасно.

И Цы Си перешла в наступление. Вкрадчиво, со свойственной ей изощренностью она убеждала простоватого Тунчжи, что его жена — хитрая лисица, обманывающая его едва ли не со всей дворцовой стражей. Эти разговоры доводили Тунчжи до исступления. Интуитивно опасаясь всех вокруг, а особенно матери, он только в жене видел главную опору своей жизни. Но дурные слухи, которые по наущению Цы Си давили со всех сторон, переставали терзать его только тогда, когда принц напивался до беспамятства. Все чаще его видели переодетым в простое платье, бродящим по городу в поисках веселых компаний. Для него стало обычным делом проводить день за днем в публичных домах. Врачам не удавалось справиться с сифилисом, который он подхватил. Цы Си же во всем обвинила Алутэ, якобы заразившую мужа. Медленно, но верно шел Тунчжи к своему концу. Официально объявили, что наследник опасно болен оспой. Его дни действительно были сочтены. По распоряжению Цы Си больному не давали лекарств. Еще месяц мучений, и все было кончено.

Между тем Алутэ готовилась стать матерью. Для Цы Си это означало появление вместо наконец-то сгинувшего Тунчжи нового законного наследника. А потому перед самыми родами две неясные тени проникли в спальню невестки. Во дворце было объявлено, что молодая вдова в скорби по мужу покончила с собой...

И все же ни созданная Цы Си беспримерная система покорности и повального раболепия, ни разветвленная сеть доносчиков и соглядатаев не избавили эту владычицу от оппозиции. Приходится удивляться мужеству людей, пытавшихся в глазах народа развенчать тщательно насаждаемый образ идеальной правительницы. Не говоря уже о народных восстаниях и деятельности реформаторов, пытавшихся устранить Цы Си от власти, находились одиночки, которые во всеуслышание обвиняли ее в самых страшных преступлениях.

Так, один из придворных покончил с собой на могиле Тунчжи и Алутэ, оставив резкий меморандум, где фактически обвинял Цы Си в насильственном устранении законного наследника. Гневные и справедливые слова, сделавшиеся известными широкому кругу людей, проняли даже беспредельно циничную натуру Цы Си. Она решилась на шаг, совершенно ей несвойственный: открыла несколько ярмарок, доходы от которых были розданы бедным.

Сохранились сведения о евнухе Коу Ляньцае, в феврале 1906 года вручившем Цы Си петицию из десяти пунктов, где были обвинения в разврате, просьбы освободить трон от окружения мздоимцев, расхитителей государственной казны. Несмотря на то что сама Цы Си напрямую ни в чем не обвинялась, она была страшно разгневана и приказала забить Коу Ляньцая палками.

Далеко не всегда дело ограничивалось словесными протестами. Один их хроникеров, Лян Цичао, рассказывает, например, о евнухах и служанках, которые покушались на жизнь Цы Си и были казнены с беспримерной жестокостью. Страшна была и кончина евнуха Лю: верный слуга Цы Си, имевший неосторожность подметить в ней нечто смешное, был отравлен страшной розовой жидкостью, которая сжала все его тело, превратив в карлика. В одном из трудов об императрице рассказывалось, что у нее хранилось множество ядов. От одних человек сгорал и превращался в золу, от других начинал исходить кровью...

Но никакие ухищрения, никакая жестокость и стремление запугать окружающих любыми способами не придавали Цы Си уверенности в завтрашнем дне.

Упорно, почти маниакально, держалась Цы Си политики «закрытых дверей», сознательно не замечая, насколько серьезно это замедляло темпы экономического и политического развития Китая. Особенно очевидным это стало после ряда крупнейших военных поражений: во Франко-китайской войне 1884—1885 годов и еще более в Японо-китайской войне 1894—1895 годов. Здесь Китай был вынужден снести унижение не от европейского, а от азиатского государства. Всенародное настроение подавленности, развеянный в пух и прах миф о превосходстве Поднебесной над всеми и вся вызвали к жизни два сильных политических течения: реформаторское и революционное, возглавляемое Сунь Ятсеном.
Страна открыто выступала за ограничение императорского деспотизма, ослабившего страну, за введение конституционной монархии. Как на все это реагировала нареченная Великой императрица? В какой-то момент еще полная сил и уверенности в себе, она решилась на смелый шаг. В сентябре 1906 года был издан указ о подготовке к введению конституции, который предусматривал сохранение верховной власти в руках императоров, но народ получал право участвовать в обсуждении вопросов управления страной.

Даже при беглом знакомстве с отголосками тех лет, когда величественный портрет «просвещенной правительницы» уже крепко сидел в голове не одного поколения китайцев, поневоле думаешь, где только художники умудрились набрать столько радужных красок?

«Никуда не выезжая за пределы своих столичных дворцов, она не была знакома с жизнью и бытом китайского народа и обо всех событиях в стране судила лишь по тенденциозным в большинстве своем докладам и меморандумам столичных и провинциальных сановников», — писал авторитетный советский китаевед С.Л. Тихвинский.

Как всякий деспот, страшившийся свободной мысли, «просвещенная правительница» не интересовалась ни литературой, ни гуманитарным знаниям. Напротив, все это казалось ей враждебным и вредным. Европейская культура оставалась для нее абсолютно белым пятном, что и неудивительно — иностранцев она ненавидела, хотя и прибегала к их вооруженной помощи, когда надо было подавить восстание в собственной стране. Правда, императрица увлекалась драматическим искусством. Появляясь в театре, она смотрела на сцену через надежное толстое стекло. Может, сцена и была ее истинным призванием? В последние годы жизни у Цы Си неожиданно проявился интерес к таким новшествам, как электричество и фотография. Ее видели с энтузиазмом разъезжающей по своим апартаментам на трехколесном велосипеде. В записях тех, кто доверил бумаге свои наблюдения за бытом повелительницы, сквозит ирония...

Умерла императрица Цы Си в 1908 году тихо и с твердой уверенностью, что великими своими трудами сохранила монархию. Сильные мира сего всегда были далеки от мысли, что именно они, а не какие-нибудь оппозиционеры и подрывные элементы готовят страну к революции. Последней китайской императрице так и не довелось узнать, как успешно она справилась с этой задачей.

Уверенность американской гостьи относительно магической силы, свойственной повелительнице Поднебесной, оказалась напрасной. Птичек, якобы повиновавшихся взгляду императрицы, оказывается, просто тренировали. Как это умеют делать в Китае, долго и упорно.

http://www.history.perm.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=11

Kvaz

  • Гость
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #48 : 15 Января 2007 20:25:52 »
Цитировать
У товарища свое видение китайской истории

Я выскажу свое мнение,несмотря на давность спора.

Я разделяю это видение.

Отсчет династии Цин можно вести только после полного падения династии Мин,а до этого - не легитимно.

Хотя можно долго спорить,от какого года вести отсчет - от провозглошения Династии,от взятия Пекина,или же от разгрома стороников Мин.

Я придерживаюсь третьего варианта.


Оффлайн Kultegin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 4159
  • Карма: -33
  • Пол: Мужской
Re: Вопрос о китайских императорах
« Ответ #49 : 02 Июля 2008 11:13:49 »
А с какого времени надо считать вторжение в Восточный Туркестан?
旧的不去,新的不来