Судьба пассажирских судов не схожа с судьбами человеческими: их кремируют дважды, сначала на воде, затем в жадных глотках печей сталеплавильных комбинатов. Немногие представители пассажирского флота удостаиваются чести реинкарнации - возродиться плавучими музеями, развлекательными центрами или гостиницами. В моем рассказе речь пойдет о 44-х летней красавице, пассажирском лайнере «люкс»-класса, бороздившем во времена своей юности моря и океаны земного шара.
Давно замерли в положении «стоп» его машинные телеграфы, списаны и демонтированы двигатели, не слышно команд и ушло в небытие множество из бывших его пассажиров.
Срезаны водонепроницаемые переборки, не бежит по уложенным когда-то километрам кабелей электрический ток, но все еще манит своими уже LED огнями новых посетителей гордое и красивое некогда судно.
И каждый раз, приезжая в Shekou и прикасаясь к холодному металлу мертвого корабля, я представляю себе бесконечные бирюзовые дали, удивительные порты Африки и Океании и парящее над волнами судно, носившее когда-то имя «Анкервиль».
И вот уже закрываются бары и рестораны, гаснут огни и расходятся люди, а в голове моей складываются и складываются строки из не написанной пока еще истории – Истории Одного Судна.
***
Знакомый многим читающим эти строки пассажирский лайнер «Minghua», находящийся на вечном приколе в замытой песком бухте пригорода, был спущен на воду холодным утром 5-го апреля 1962 года лично президентом Франции Франсуа Миттераном.
Шел мелкий противный дождь - совсем, как в Шэньджэне - и высокие гости, мысленно проклиная все и вся, кутались в пальто и плащи.
По дуге улетела к борту традиционная бутылка шампанского и упавшая завеса под аплодисменты сотен рабочих открыла миру имя вновь родившегося судна - «Анкервиль».
В свой первый пассажирский круиз к Канарским островам белоснежная красавица «Анкервиль» ушла 5-го сентября выполнив предварительно несколько переходов Марсель – Дакар. Построенная по последнему слову техники того времени, «Анкервиль» была спланирована привычным образом - по категориям кают туристического, стандартного и, как бы сейчас сказали, VIP – классов.
Декорирование помещений и ресторанов, кают и салонов судна, выполнялось лучшими дизайнерами – кораблестроителями Франции и было действительно великолепным - одного только красного дерева на отделку и оформление судна ушло порядка 4.5 тонн!
Маршрут плавания «Анкервиль» от Франции к Касабланке, Канарам, Дакару и Сенегалу привлекал множество богатых туристов и билеты на ближайшие рейсы приходилось, как правило, заказывать за несколько недель до отхода судна. Появлялась в те далекие годы «Анкервиль» и в портах бывшего СССР, где ее можно было увидеть на рейдах Одессы, Новороссийска и Ялты.
В 1970 году «Анкервиль» передаётся марсельской судоходной компании «Новель» и продолжает обслуживать туристические маршруты.
В апреле 1973 года судно, после долгих торгов и переговоров, покупается Китайской Народной Республикой, переименовывается в «Minghua» и выходит в рейсы из Китая в Южную Африку и Австралию с более чем 1000-ю пассажирами на борту.
В 1983-86 г.г. судно переходит во владение Guangzhou Ocean Shipping, переоборудывается и регестрируется как плавучая 253 – комнатная гостиница с китайскими и западными ресторанами, английским баром, танцевальным залом, плавательным бассейном и оздоровительным цетром. «Minghua» швартуется в заливе Liuwan, в Shekou, в пригороде города Shenzhen провинции Guangdong южного Китая, в одной из так называемых «специальных экономической зон». В месте, название которому дал Дэн Сяо Пин - «Shekou Sea World».
В 1998 сложности в содержании судна и обычная китайская непосредственность приводят к сильному пожару в машинном отделении, корпус судна обильно заливается водой и интерьеры его получают серьезные повреждения. Уцелевшее оборудование «Minghua» демонтируют и судно на долгие годы закрывается для посетителей.
В 1991 название судна «Minghua» навсегда стирается из Регистров Ллойда…
К судну пропадает интерес и оно медленно умирает, пока, наконец, 16 декабря 2001 года газета Shenzhen Daily не выходит с заголовком: «Minghua возвращается к жизни!» Далее в заметке сообщается о том, что «…Minghua, на восстановление которого планируется потратить несколько миллионов юаней, теперь будет представлять из себя ****гостиницу, бразильский бар BBQ, европейский ресторан и развлекательный комплекс на территории Shekou Sea World. Новые владельцы судна надеются на то, что корабль станет таким же популярным и известным как легендарный «Lan Kwai Fong» в Гонконге, со своими более, чем 20-ю ресторанами, включая французский, индийский, бразильский, немецкий и русский.»
Прошло несколько лет и фирма, выкупившая «Minghua», выполнило свое обещание – полностью перерожденный лайнер, как и прежде встречает огнями праздный люд.
Но только когда под утро засыпает беспокойный Shekou, а постояльцам роскошной гостиницы снится далекая родина и изящные, как цветной фарфор китайские девушки, засыпает и «Анкервиль». Но ей снятся совсем другие сны…
OVEr 24.11.2006