Автор Тема: Крамольная тема - вероисповедание востоковедов  (Прочитано 22700 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн gerasim

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 316
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской

Я не уверен, что Ваша позиция 100%-но верна. Имхо если бы тот же Е.А.Торчинов в своей книжке "Религии мира..." подчеркнул, что пишеет ее с позиций ученого, но в то же время верующего буддиста - книжка воспринималась бы лично мной при прочтении несколько иначе. Одно дело - буддолог, совсем другое - буддолог-буддист. Я - вот об этом.

Я к тому, что конфессиональная принадлежность может весьма сильно влиять на исходную парадигму исследования - далеко не всегда показываемую в работе явным образом - но весьма сильно влияющую в итоге на ход мысли автора.


Чуяло, чуяло мое нежное сердце, что разговор затеян за Евгения Алексеевича (пусть земля ему будет пухом) и его по-настощему интересной книги "Религии мира". Подробнее об этом в следующий раз (сижу в кафе, а рядом жаба ;D), пока же хотел бы напомнить что:
1. христианские авторы не гнушались античной (сиречь языческой) мысли;
2. "Разногласия нужны, чтобы среди вас рождались искусные"

а также выразить глубокую убежденность, что ту же самую книжку "с теми же темами, главами и т.д."  не только можно, но и очень даже полезно было бы написать с православной позиции. С Евгением Алексеевичем уже, к сожалению, не поспоришь: лучше помолиться за него и не упрекать: вера - это дар и  зависит он от Дарителя


Оффлайн Лесник

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 15
  • Карма: 1
2 Герасим:

Вы знаете, у меня в общем-то нет особого желания спорить по поводу содержания книги Торчинова - в ней он просто заявил свою позицию. Книжка ведь, насколько я понимаю, изначально писалась им как публицистически-полемическая - и задачей было не утвердить с ходу некую новую научную  парадигму, а выразить свое мнение по определенному кругу принципиальных для автора вопросов.

Я веду речь о другом, что позицию ученого-исследователя весьма желательно воспринимать в контексте. В т.ч. и в контексте духовной традиции, которой принадлежит ученый.

Что касается "языческой мысли" - то тут по поводу того, чего не гнушались святые отцы, у меня есть, что добавить. Св. Г.Палама говорил, например, что с языческим наследием надо поступать как со змеей - саму убить, а целебный яд оставить. Так что апеллировать к наставлениям святых отцов надо весьма аккуратно - особенно при полевых исследованиях - а то исследовать будет некого. :)

Что же касается желательности разногласий - я думаю что тут лучше подойдет термин "многоголосие" . И опять же желательно, чтобы голоса были, если так можно выразиться, чистыми, не фальшивили.
Т.е. если специалист - материалист - то именно материалист, а не так, что на половину индуист, на четвертушку, скажем, деист, и еще по 5 процентов всякого разного оккультного...

Оффлайн gerasim

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 316
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской

Вы знаете, у меня в общем-то нет особого желания спорить по поводу содержания книги Торчинова - в ней он просто заявил свою позицию. Книжка ведь, насколько я понимаю, изначально писалась им как публицистически-полемическая - и задачей было не утвердить с ходу некую новую научную  парадигму, а выразить свое мнение по определенному кругу принципиальных для автора вопросов.

Я веду речь о другом, что позицию ученого-исследователя весьма желательно воспринимать в контексте. В т.ч. и в контексте духовной традиции, которой принадлежит ученый.


Не согласен абсолютно. Евгений  Алексеевич -  в первую очередь ученый, и совсем не не миссионер. Это же четко видно. Есть идея - теория Грофа,   заслуга Торчинова -  в приложении ее к релгиям мира. Кто- нибудь до него, по крайней мере  в  России, это делал?

И второе. Ну желаете Вы воспринимать автора в контексте, так что Вам мешает? Литературоведы именно этим и занимаются. Они ищут ответ на ворос "Почему?",  а не "что?".  Их больше интересует автор, чем прозведение. Вот Пушкина уже всего препарировали: когда, с кем и как часто. 

Нo неужели из книг автора неясны его убеждения? Да, я не согласен во многом в его книге.  Да, я бы интерпретировал те же факты иначе. А он трактовал их  так, как сам видел.  И, кстати, выводы свои никому не навязывал и не говорил как об абслютной истине, хотя бы потому что был настоящим ученым.

Оффлайн Лесник

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 15
  • Карма: 1
Я предлагаю в дальнейшем обсуждать не собственно личность автора  - и тем более не ее духовную продвинутость, талантливость, компетентность и т.д. - этак можно далеко уйти.

Лучше все-таки поговорить о том, что вероисповедание автора - или атеизм - как частный случай - влияет в ряде случаев как на содержание работы ученого-востоковеда. Точно так же информированность читателя о вероисповедании автора - может помочь читателю более четко воспринять даваемую автором информацию и соотнести ее с собственным мировоззрением.

Оффлайн Pepe Mantani

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1076
  • Карма: -1
  • Пол: Мужской
Я предлагаю в дальнейшем обсуждать не собственно личность автора  - и тем более не ее духовную продвинутость, талантливость, компетентность и т.д. - этак можно далеко уйти.

Лучше все-таки поговорить о том, что вероисповедание автора - или атеизм - как частный случай - влияет в ряде случаев как на содержание работы ученого-востоковеда. Точно так же информированность читателя о вероисповедании автора - может помочь читателю более четко воспринять даваемую автором информацию и соотнести ее с собственным мировоззрением.


конечно вероисповедание влияет, и не только вероисповедание...
в этом смысле торчиновская книжка о религиях мира, в общем, написана с чисто конфессиональных позиций, и я в ней увидел пропаганду буддийско-даосских ценностей...
а еще в ней немало натяжек, например, арабисты, которые ее читали, через голову кувыркались... т.е. все бы было просто замечательно, если бы Е.А.Т. писал бы только о буддизме, индуизме и даосизме, а ислам, иудаизм и христианство - вообще бы не трогал...  ;)
про даосизм у Евгения Алексеевича намного лучше получалось писать...
так что задача хорошего исследователя - вовремя остановиться
« Последнее редактирование: 10 Марта 2006 03:23:11 от Okikurumi »
вагон взят на социалистическую сохранность ударной бригадой коммунистического труда
車輌は優勝の共産主義労働作業班が社会主義的の様に維持されています

Оффлайн gerasim

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 316
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
И опять-таки не могу согласиться с тем, что книга Торчинова написана с "чисто конфессиональных позиций". Позиция здесь сугубо научная. В аннотации на стр. 4 и на задней обложке написано: "....Автор развивает и обосновывает ..... психологический подход к истолкованию феномена религии, .......   активно используя разработки представителей трансперсональной психологии (С. Гроф и его школа)"

То есть подход, принцип здесь не религиозный ("конфессиональный"), а сугубо научный. Другое дело, что результаты и выводы из опытов Грофа, очевидно, более приложимы к религиям "чистого опыта" и менее к "догматическим". Отсюда и натяжки, и возможное ощущние "пропаганды буддийско-даосских ценностей". Мне же видится здесь не пропаганда, а не совсем удачное приложение некоего общего научного принципа к конкретному объекту.

Что же касается "натяжек", то они в книге, безусловно, есть. Самая главная из них: можно ли ставить знак равенства между БПМ, описаннымиГрофом в результате опытов с ЛСД и религиозными (трансперсональными) переживаниями человека. Доказательств идентичности этих ощущений я не нашёл, а ведь на этом принципе строится вся теория!

Впрочем, это уже разбор данной конкретной книги. Если кого-то это интересует, то буду рад обменяться мнениями .

Оффлайн Офигевающий

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 73
  • Карма: 0
Русские же очень талейрантны в вопросах веры

Мне это понравилось. Это от Талейрана или от толерантности? ;D

Оффлайн Лесник

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 15
  • Карма: 1
2 All
1. Предлагаю определиться - мы вероисповедание востоковедов в целом обсуждаем или труды Е.Торчинова?
Просто если последнее интересно - можно сделать отдельную ветку.
А то получается хоть и интересный, но все же временами явный оффтоп.

2. Что касается "психологического истолкования феномена религии" в "Религиях мира" - насколько я помню (давно читал), у Е.А.Т. в книге отсутствует четкое различение собственно религии и магии. Что и привело к путанице и не всегда удачным попыткам сравнения духовного опыта, например, верующих исихастов и практикующих даосских магов.
Имхо каббалистические, гностические, даосские, шаманские и т.п. практики  - о которых так много говорится у Е.А.Т. - ориентированы на "самосовершенствование", "самопознание", "саморазвертывание" сознания адепта как микрокосма, т.е. на достижение практических результатов своими силами, а также путем манипуляции духами. Имхо к вере в Бога как таковой, а следовательно и к религии,  указанные "традиционные практики" практически никакого отношения не имеют.

Само название книги - "Религии мира: опыт запредельного" - достаточно спорное, т.к. традиционные религии верующего "за предел" завести при жизни вовсе не торопятся, "познание запредельного" - это традиционная сфера оккультных практик.

В рамках же нашей темы интересен не столько сам факт, что вышеуказанное различение отсутствует - интересно другое, то, что такое неразличение магического и религиозного опыта стало возможно именно для ученого-буддиста - для которого, в общем-то, наверное, "все дхармы пустотны".
Возможен и другой вариант - вероятно, та версия буддизма, которой придерживался автор, допускает перекликающиеся с оккультными практики внутренней работы.
« Последнее редактирование: 10 Марта 2006 17:25:21 от Лесник »

Оффлайн Офигевающий

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 73
  • Карма: 0
Последний оффтоп. К слову пришлось.

... оставив все прочие дхармы
Лишь ко мне иди за спасеньем.
Не скорби: я тебя избавлю
От грехов твоих всех, без остатка.

                                  (Из Бхагавадгиты).

Оффлайн gerasim

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 316
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской

1. Предлагаю определиться - мы вероисповедание востоковедов в целом обсуждаем или труды Е.Торчинова?
Просто если последнее интересно - можно сделать отдельную ветку.


1. Насчет отдельной темы по Торчинову - kein Problem. Есть уже такой раздел, кажись здесь же, в "Академическом Востоковедении". Правда, там разговор только за издание шел и где достать можно.

2.Насчет "вероисповедания востоковедов в целом": всё равно же придётся какие-то примеры приводить, а то разговор беспредметный получится

Оффлайн gerasim

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 316
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской

Само название книги - "Религии мира: опыт запредельного" - достаточно спорное, т.к. традиционные религии верующего "за предел" завести при жизни вовсе не торопятся, "познание запредельного" - это традиционная сфера оккультных практик.


Насчет "познания запредельного и оккультных практик": это ведь как посмотреть. Если под этим понимать активный поиск всякой мистики, то - да, христианство (а православие в особенности) настороженно относится к подобным явлением, опасаясь впадания в грех "прелести". Если же "запредельное" понимать как "не от мира сего", то это дело другое. К примеру, "любить врага" или "подставить другую щеку" лежит явно за пределом исключительно человеческих возможностей.

Оффлайн gerasim

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 316
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
...в "Религиях мира" - насколько я помню (давно читал), у Е.А.Т. в книге отсутствует четкое различение собственно религии и магии.

"Религии мира" тоже читал уже давно, но благодаря (или из-за  :)) Вам, Лесник, орефрешился давеча.

Дык вот, магию-то Е.А.Т как раз пытается четко отделить от религии. Так, он считает ее некорректным научным методом, "неправильной интерпретацией эмпирических данных" (лично мне такая дефиниция очень даже по душе).
Но вот с определением понятия "религия" у него проблема. Его "трансперсональное" определение довольно расплывчато и ограничено, по его собственным словам, "рамками предлагаемой парадигмы". Во введении Е.А.Т. пытается показать некорректность существующих определений религии, но делает это как-то избирательно (вообще, введение, на мой взгляд, читать довольно трудно - изложение ведется крайне непоследовательно, мысль часто перепрыгивает с одного на другое, потом возвращается и т.д). В частности, он не рассматривает такую т.зр, которая относит к сфере религиозного все, что относится к посмертию и его обеспечению (тогда бы к религиям относилось и конфуцианство, которое в его парадигме религией не является).


Оффлайн gerasim

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 316
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской

...привело к путанице и не всегда удачным попыткам сравнения духовного опыта, например, верующих исихастов и практикующих даосских магов.


Насчет даосизма и исихаизма. В данной главке (весьма небольшой, кстати) сравниваются аскетические практики. Много сходного и ничего удивительного в этом нет: мы все люди, тело и психика функционируют по одинаковым законам и методы подчинения тела духу будут примерно схожи, преодоление рассеяности сознания (дисциплина мышления) также требуется везде. 
Принципиальное различие: ради чего. Если для одних - это состояние самоценно, то для других - это всего лишь средство подготовки для встречи с Богом. Оно нужно, но при этом  не факт, что эта встреча произойдет.