2 All
1. Предлагаю определиться - мы вероисповедание востоковедов в целом обсуждаем или труды Е.Торчинова?
Просто если последнее интересно - можно сделать отдельную ветку.
А то получается хоть и интересный, но все же временами явный оффтоп.
2. Что касается "психологического истолкования феномена религии" в "Религиях мира" - насколько я помню (давно читал), у Е.А.Т. в книге отсутствует четкое различение собственно религии и магии. Что и привело к путанице и не всегда удачным попыткам сравнения духовного опыта, например, верующих исихастов и практикующих даосских магов.
Имхо каббалистические, гностические, даосские, шаманские и т.п. практики - о которых так много говорится у Е.А.Т. - ориентированы на "самосовершенствование", "самопознание", "саморазвертывание" сознания адепта как микрокосма, т.е. на достижение практических результатов своими силами, а также путем манипуляции духами. Имхо к вере в Бога как таковой, а следовательно и к религии, указанные "традиционные практики" практически никакого отношения не имеют.
Само название книги - "Религии мира: опыт запредельного" - достаточно спорное, т.к. традиционные религии верующего "за предел" завести при жизни вовсе не торопятся, "познание запредельного" - это традиционная сфера оккультных практик.
В рамках же нашей темы интересен не столько сам факт, что вышеуказанное различение отсутствует - интересно другое, то, что такое неразличение магического и религиозного опыта стало возможно именно для ученого-буддиста - для которого, в общем-то, наверное, "все дхармы пустотны".
Возможен и другой вариант - вероятно, та версия буддизма, которой придерживался автор, допускает перекликающиеся с оккультными практики внутренней работы.