...А теперь, поругав православную пионервожатую, г-жу Р., я «как бы» перехожу на другую сторону и обращаю свой критический, а скорее – озадаченный, взор на роман.
Я остерегаюсь думать и рассуждать в сослагательном наклонении – очень остерегаюсь. Обычно и утопии, и антиутопии пишутся более-менее в изъявительном, и действие их происходит либо в другом месте, либо в (линейно) другом времени.
Здесь же, конечно – особая история. Другая. Но одновременно, многие персонажи из недавнего и зачастую довольно стрёмного прошлого (и настоящего) нашего, не-альтернативного мира, достаточно узнаваемы для того, чтобы туго и не совсем с приятностью задуматься о том, что же ван Зайчик имел в виду...
Ну ладно, приятно посмеяться над тем, что Сталин ограничился салатом и никого не обидел. Пронесло их, альтернативных... Но вот то, что происходит в Асланiве и почти без крови в альтернативной истории, в нашей «плоскости» происходит СЕЙЧАС – и, к сожалению, не из-за одного только клада, а по гораздо более серьзным и грязным причинам, в которых и наша родная –усь принимает не самое красивое участие и не по самым альтруистическим мотивам (я отнюдь не прозападник – они тоже негодяи хоть куда). Да и вообще, как не вспомнить патриархально-уютные, почти Ордусские 70е-80е (если ты не был на зоне, в Афгане или в дурдоме – где я был, не скажу, но был)?
...И так далее (я читал только три первых тома, т.к. живу в варварской стране, где достать книги вЗ очень трудно). И это меня озадачивает, потому что РЕАЛЬНАЯ и неприятная память (и не только память) переплетаются с альтернативными «вводами», говорящими «Расслабься! Плохих людей нет!» Похожее чувство возникает В НАЧАЛЕ фильма «Утомлённые Солнцем», но там оно быстро проходит (т.к. присутствует специально для эффекта «ничто не предвещало...»), а здесь – застревает... Похоже на небольшую (маленькую) дозу грибоффф с приятным таким психологическим послевкусием... Не зря их разные учёные желают терминальным больным давать, чтоб тем уютнее помирать было. Им пока не очень разрешают, но скоро разрешат.
Но вот если ты, к примеру, скоро не помрёшь, то послевкусие пройдёт, и опять придётся привыкать к «неальтернативной» реальности, а это – облом, после сослагательного-то наклонения... И что я, спрашивается, должен чувствовать по поводу реального «Асланiва»? Альтернативно его интерпретировать, что ли? Короче – на двух стульях разного фасона сидеть неудобно (мне лично).
Да, кстати, а почему все эти блестящие учёные-генетики не уехали к варварам работать, когда генетику прикрыли? Не хотели или не пускали? Неужели они – такие патриоты, что предпочли страдать в Ордуси? Я спросил у драг прер еча Баоши цзы, свободно ли выпускают из Ордуси за границу, он сказал – нет проблем. Но какой-то знакомый из советского детства запах и связанные с ним ассоциации меня всё равно беспокоят.
Извиняйте, конечно. Может, я чего не понимаю. Много диалектики всякой в альтернативных историях. Иногда напоминает запутанное Бардо с неясными координатами.