В последнее время меня забавляет вот какая идея: вы знаете, что оказывается можно быть христианином и буддистом одновременно!
очень похоже обстоит дело в Японии.
вот кратко выдержка:
"под религией в сегодняшней Японии имеются в виду прежде всего три общепризнанные религиозные системы: синтоизм, буддизм и христианство. Конфуцианство, хотя и не являющееся в строгом смысле религией, а представляющее, скорее, образ жизни, также оказало большое влияние на духовную жизнь японцев. Помимо указанных есть еще некоторые синкретические религии и так называемые новые религии. За исключением христианства и некоторых буддийских групп, большинство верований не являются замкнутыми. Собственно, большинство японцев заявляют, что они - приверженцы одновременно двух или более религий. Поэтому общее число приверженцев всех религиозных систем, указанных в статистике, всегда намного превышает общее население Японии.
Таким образом, практически все японцы считаются синтоистами, однако подавляющее большинство в целом принимают учения. конфуцианских классиков. Сверх того, более половины японцев
заявляют о себе, как о приверженцах той или иной буддийской школы. В типичном японском доме есть как синтоистский, так и буддийский алтарь. А благочестивые японские родители учат своих детей почитать как синтоистских, так и буддийских божеств отдельно. Дадим одно из объяснений религиозному плюрализму японцев. Японская семья отправляет вероисповедание в качестве единого целого. К примеру, если глава семейства - буддист и относится к приходу определенной школы, то все его семейство регистрируется в качестве прихожан, что называется термином Данка и храм считает всех членов этой семьи своими прихожанами, хотя некоторые ее члены и могут быть крещеными христианами. Синтоизм действует таким же образом, со своей традиционной и разветвленной системой, называемой Удзико-Удзигами.
Одно время японцев побуждали поклоняться синтоистским божествам, как предкам императорской фамилии, даже в том случае, если они лично верили в буддизм. В этом может заключаться другая причина взаимотерпимости между буддийскими и синтоистскими приходами.
Также говорится, что японцы относятся к своим религиозным верованиям легко и весело, как к традиционным обычаям, пришедшим к ним от предков, и не очень много внимания уделяют доктринам или теологии. Главное их внимание направлено на отправление ритуалов, тесно соотнесенных с их образом жизни. Поскольку отношение их далеко не доктринальное, массы людей свободны выбирать любую религию до тех пор, пока она не идет вразрез с их образом жизни. Таким образом, они не готовы воспринять такую гетерогенную религию, как христианство.
Тем не менее, религиозную ситуацию в Японии можно понять, лишь после краткого рассмотрения ее исторических предпосылок. "
от себя: просто наше евроцентристское понимание религии отличается от восприятия таковой корейцами, китайцами и японцами. по нашему, можно быть верующим одной церкви, но никак не двух и более.