Буддизм не отрицает существования Бога?
Вот что сказал Бодхидхарма, когда император У-ди спросил его, каков первый принцип священной истины: "Безграничная пустота, ничего святого". Можно ли более ясно отрицать существование Бога? Поэтому буддизм - это именно атеистическое учение.
Но с точки зрения православного христианства идея о том, что человек может так или иначе спастись самостоятельно, без Бога (что мы и имеем в буддизме), называется самобожием (вне зависимости от того, что думают по этому поводу китайцы) и считается страшным грехом. Поэтому нельзя быть христианином и буддистом одновременно.
Угу, "ничего святого" - типично китайское выражение :-)
Да и строить свои представления о религии на основании анекдотов - ну, я не знаю....
Итак, Бодхидхарма - это всего лишь 28-й патриарх, да и то - только по узкому мнению чань-буддистов.
Что мог ответить проповедник на такой вопрос императора, которого он только что упрекнул в непонимании истинного пути (дескать, монастыри строить - суета сует), если второй раз точно никто не спросит, а в веках остаться хочется? А какой там иероглиф в оригинале, кстати? "Шень" - "дух"? Или "шэн" - "совершенномудрый"? Раскрою маленькую тайну - это русский переводчик придумал: "Безграничная пустота и ничего святого. В природе нет святого и несвятого - это лишь понятия двойственного ума. Природа просто есть". Дурной перевод, слишком много отсебятины, вот более точный:"What then, is the essence of Buddhism?" Bodhidharma's immediated reply was, "Vast emptiness and no essence at all!"
А в оригинале:粱武帝问:“怎样是圣道最高的第一义呢?”大师说:“空廓无相,并无圣道的境界。” В том смысле, что глупо "ограничивать совершенномудрым путём безграничность пустоты"
Ещё раз повторяю, что понятие Бога, принцип деления бытия на святое-несвятое - это заслуга европейской цивилизации
По поводу слова "спасение" - та же самая фишка. Разные цивилизации по разному понимали это слово
Ну, с христианством всё понятно: монополия на спасение подтверждается догмой: "23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что
трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно."
Ну и, понятное дело - "кто не спрятался - я не виноват":
" Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия"
Впрочем, логикой и "премудростью" тут особо не поможешь: как говорил ап. Павел:
"17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих."
Впрочем, Библию можно цитировать бесконечно "Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть."
В Коране - та же монополия: "104(104). Скажи: "O люди, если вы в сомнении в моей вере,
то я не поклоняюсь тем, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, но я поклоняюсь Аллаху, который упокояет вас, и мне повелено быть верующим!"
105(105). Направь свое лицо к вере правой и не будь многобожником!")
Но вот речь всюду идёт о спасении души от мук вечных, которые нам гарантированы в весьма отдалённом будущем за непослушание. А вот буддисты утверждают, что для умного человека сансара (наш бледный иллюзорный мир) уже сама по себе мука адская, и избавляться от неё нужно здесь и сейчас, а не собираться побатальонно.
Так что в известном смысле миссионеры были правы, рассматривая Гаутаму как пророка-христианина: он указал универсальный путь к спасению, Христос чуть позже превёл все стрелки на себя, Мухаммед - на себя