В конечном итоге, следуя такому критерию, право считать себя древним достаётся тому , у кого длиннее лопата, а не глубже корни.
Проблема в том, что критерий должен надежно действовать во времени. Для «Европейской цивилизации» никуда от католицизма (+ попозже протестантизм) не деться, а там уж и все этические нормы строителя светлого католического будущего и прочее. Наверно, надо подумать о дополнительных ограничениях, чтобы исключить, например, католическую Африку или Латинскую Америку или там Филлипины, которые, очевидно, нечто иное, чем Европа.
Если же добавлять сюда предшествующую во времени культуру (античную), то сразу же возникает вопрос, а почему не проделать это еще раз, с Ближним Востоком. Ведь греки-то свое родство с ними ощущали. А потом влезть в неолит и так потихоньку добираться до кроманьонцев. Абсурдность такого подхода очевидна, что я и пытался показать.
На мой взгляд, оптимально деление Античный мир – Европейская цивилизация и между ними (как переходное звено) эпоха варварских королевств. Впрочем, каждый остался при своих, и ладно, черт с ней, с Европой.
То же и с Китаем. Насоберут деньжонок, и поверьте мне на слово – найдут фрагменты Великой Стены даже на Антарктиде, причём камни той стены будут уложены и скреплены раствором из помёта динозавров.
Мне все-таки интересно, а что есть Китай, безотносительно к длинной лопате. Ведь он, в отличие от Европы, при всех исторических перипетиях никогда не терял культурной преемственности. Возможно потому, что много раз объединялся, чего не скажешь о Европейской цивилизации. Или это чисто дилетантское мнение? Можно ли придумать некую характеристику-критерий того, что мы называем «Китайская цивилизация». Можно, наверно, начать со слова «конфуцианство», т.е. с 5-6 в.д.н.э. Выглядит как mainstream китайской истории. Но тут скажут, что не только оно и не только в Китае. Например, в империи Тан было все от манихеев до буддистов, но были ли они «китайцами»?
Попробуем уточнить или вопрос лишен смысла изначально? И каждый даст ответ, типа: китаец (европеец, ...) это то, что лично я таковым называю.