Да уж, довольно искусственное сопоставление. Ну да, два вторых города, но страны-то разные малек… По Вики судя, население Питера – это Харбин, Вэньчжоу, Сямынь. 112 километров метро против 434, ага.
Попробую, тем не менее. Например, такой аспект: два города-окна на Запад.
- Шанхай.
Париж Востока с конца 19 века до Войны и снова вот сейчас. Size does matter. Тонущий на сколько-то сантиметров в год под тяжестью небоскребов Пудун – просто следующая итерация Банда… когда-то Сассун Хауз был высочайшим зданием в Азии. С тех времен в Шанхае осталась одна из крупнейших коллекций архитектуры в стиле ар-деко (последний на сию пору большой стиль, обломанный Войной и сметенный «интернациональным стилем» - утилитаризмом, подарившим нам хрущевки и пластиковые стулья). Китайские интеллектуалы, в отличие от фотающихся на фоне телебашни туристов, этот стиль и эту историю очень ценят. Истории, облику, эстетике Шанхая уделяется огромное внимание на правительственном и общественном уровнях, работают серьезные комиссии из китайцев, хуацяо и лаоваев по сохранению и реконструкции исторического наследия, выпускается море отличных книг по вышеназванным предметам – наверное, больше, чем в Питере с его фиксацией на ушедшей глория мунди. И главное, чего в Питере так прискорбно мало - из-под груд мусора выкапываются все новые и новые особняки вроде Hotel Massenet, шикарно реставрируются, в них открываются музеи или концептуальные клубы-рестораны или еще что-нибудь интересное. Люди занимаются интеграцией своего, пусть и рожденного под иностранным влиянием, культурного наследия в неожиданно свалившуюся на них городскую среду техногенного мегаполиса... и преуспевают в этом. Новый Шанхай в визуальном отношении, вместе с Токио, Гонконгом и Сингапуром – не просто место, где развязки, гипермоллы и прочие приметы западной жизни механически накладываются на туземное городище, как в Бангкоке или Дубаях. Это реально точка сборки, место, где встречаются западная виртуозность и азиатская роскошь, технократическая эстетика и рафинированный восточный минимализм. Сияющие чертоги пудунской Шангрилы – это совсем не нуворишеский китч Бурж-аль-Араба, это настоящий крутняк, над которым работали лучшие мастера своего дела.
В отношении же повседневной жизни современный Шанхай – типичный азиатский город, близнец Пекина. Несмотря на присутствие огромного по китайским меркам количества лаоваев западная субкультура ограничивается парой бар-стритов, хоть и очень клевых. Все остальное – чистый Китай. Раз в год заедет западная звезда… может быть… ну чисто чтобы все как у людей было. В колониальные времена все было по-другому: заморские черти жили полной культурной жизнью. "В 30-е годы 20-ого столетия русская колония в Шанхае достигала 25 тысяч человек. Издавались русские газеты, работали балетная школа и русский драматический театр... Вертинский давал свои концерты в летнем саду «Аркадия» и кабаре «Ренессанс»"
отсюда
Заметьте, Вертинский, а не филиппинская банда! И Шаляпин приезжал, главная поп-звезда начала века.
- Питер.
Мощный бэкграунд – Эрмитаж, балет, филармония, Dostoevsky - позволяет городу позиционировать себя как одну из культурных столиц Запада, хотя контакты в области современной культуры довольно-таки жидки – скажем, гастролей западных музыкантов в Москве значительно больше. Ну и мы поставляем таланты – вся Вена заклеена афишами Anna Netrebko (она с 2006 года там живет). В общем и целом, Питер ценит свою роль «окна» в чисто абстрактном ключе, она дорога ему как память. По жизни это довольно замкнуто живущий город, если он и открывается куда-то вовне, то это будет Москва. Ближайший заграничный город – Хельсинки… кто был, тот знает, что это за европа. А так… бал правят сосули. Исторические здания Шанхая, наверное, после землетрясения могли бы так выглядеть, как центр Питера после сосульной зимы. Современные архитектурные веяния докатываются до культурной столицы пока в виде примеров из Энциклопедии Юного Архитектора – «как нельзя строить в старых городах». Будем надеяться, что реконструкция Новой Голландии слегка улучшит эту удручающую ситуацию.