По первому вопросу.
Нет, выездная виза японцам не требуется. Журналист из «Крокодила» мог этого не знать. Равно, как и не знать того, что до 1 апреля 1964 г. японцы вообще практически не могли выезжать за границу по личным делам. Им просто не выдавали загранпаспорта. Нет нужды говорить о том, что не имеющему загранпаспорта человеку выездная виза не требуется.
В 2014 г. турбизнес Японии отметил 50-летие либерализации японского "выездного" законодательства. Да, 1 апреля 1964 г. простые японцы получили право выезжать за границу по личным делам (в т.ч. в качестве туристов). Но лишь раз в год, при этом они имели право вывезти не более 500 долларов. Либерализация была связана с предстоявшими в октябре Олимпийскими играми в Токио.
Кстати, в связи с Олимпиадой-80 в 1979 г. в некоторой степени был либерализован ввоз в СССР иномарок. Еще живы первые совзагранработники, которые вывезли из Японии «Мацуды» «Тойопеты» и т.д.
Но это отступление, вернемся в Японию. Второй шаг на пути либерализации был сделан 1 января 1966 г. Японцам разрешили в течение года аж несколько раз выезжать за границу, но по-прежнему они могли вывезти лишь 500 долларов в год. На этом остановлюсь, поскольку вопрос был о поездке японских школьников в Артек в 1965 г.
Ну не знаю, почему их не пустили. Может быть, у родителей не было лишних 500 долларов (175.000 иен). При среднемесячной зарплате (на достаточно солидных предприятиях в городах) порядка 55.000 иен при практически неработающих женах, которым за 30 лет, и при склонности японцев к сбережениям (или отсутствии склонности к расточительству).
Но скорее всего, в Артек школьников пригласили за счет советской стороны. Не буду объяснять, почему МИД Японии это могло не понравиться. Хотя бы потому, что тогда, возможно, не было прецедентов выдачи загранпаспортов детям. Да и их родители могли бояться отправлять своих детей «на ту сторону железного занавеса». Тем более, что сами не выезжали даже «на «эту» сторону занавеса».
Ну а суть второго вопроса не совсем понял. Насколько я знаю, не возвращала. В случае с Беленко (пилот МИГ) вернули лишь разобранный самолет. А перебежчики были. Но это уже другая история.