КНР мертвой хваткой вцепилась в российский нефтяной кран и, похоже, все-таки завернет к себе наш дальневосточный экспортный нефтепровод, на который так рассчитывали японцы. Подобным образом Китай сейчас "окучивает" всех, у кого есть нефть, – и государства, и компании. А у России ее очень много.
В ходе состоявшегося в начале июля визита в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао много говорилось об энергетическом сотрудничестве двух стран. Собственно, Ху приезжал в Россию (а затем завернул в Казахстан) именно за нефтью. Руководители двух великих региональных держав дали своим нефтяным компаниям указание вплотную заняться совместной разработкой новых месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке, а также развитием системы транспортировки "черного золота". И "Роснефть" тут же (отчасти даже накануне) подписала ряд документов с китайскими коллегами. С компанией Sinopec – о совместной разведке и разработке Венинского месторождения в рамках проекта "Сахалин-3" (прогнозные ресурсы этого блока составляют 114 млн т нефти и 315 млрд куб. м газа). С CNPC – о возможности увеличения поставок нефти в КНР. В частности, "Роснефть" обещала рассмотреть возможность использования в этих целях нефтепроводов Атасу–Алашанькоу (из Казахстана в Китай) и Тайшет–Сковородино (часть того самого стратегического нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, который еще только предстоит строить). Причем именно от Сковородино, возможно, будет построено ответвление восточносибирского нефтепровода в Китай.
Но вот об этом стратегически важном ответвлении как раз ничего вроде бы и не говорилось на встрече в верхах – по крайней мере, в официальных документах по итогам переговоров руководителей двух стран об этом не сказано ни слова. Да и что тут, казалось бы, говорить? В конце прошлого года российская сторона наконец-то приняла окончательное решение: нефтепровод строить к побережью Тихого океана, и точка. Ответвление в Китай тоже предусматривается, но оно не приоритетно. Японцы уже праздновали победу и готовили обещанные денежки на строительство этой самой длинной в мире трубы, а также на освоение новых месторождений в Восточной Сибири для ее наполнения.
Но, как оказалось, все это преждевременно. Российское руководство опять меняет планы – по крайней мере, так полагают многие эксперты. В частности, они указывают на недавнее заявление Владимира Путина о том, что основным азиатским партнером в нефтяной сфере он видит Китай. А в совместном коммюнике по итогам визита Ху Цзиньтао говорилось, что стороны решили оказывать содействие осуществлению российско-китайских проектов в нефтегазовой сфере, включая проект строительства нефтепровода из России в Китай. Конечно, это расплывчатая формулировка, но если сопоставить ее с планами "Роснефти" использовать для поставок в КНР участок нефтепровода Тайшет–Сковородино, все становится понятнее. Деликатный, но мощный китайский нажим на Россию превозмог все самурайские приемы в борьбе за ресурсы. И, по всей видимости, китайский "отросток" восточносибирского нефтепровода вырастет раньше основного "ствола", строительство которого в таком случае растянется на неопределенное время (поскольку на него нефти тогда уж точно не наберется). По мнению Тома Гомара, эксперта Французского института международных отношений, строительство нефтепровода в Китай – "дело трех-четырех лет". Оно, конечно, так. Труба туда и короче, и дешевле, а китайский рынок нефти растет гораздо быстрее японского.