Другая Япония
Что нам известно о Японии? Страной восходящего солнца привыкли называть мы это азиатское государство, в котором правят бал технические инновации, всеобщее поклонение Фудзияме и цветущей сакуре, а местные жители пьют сакэ и едят суши. Однако историки, да и просто люди интересующиеся знают эту страну совершенно с другой стороны – как воинственную, агрессивную, беспощадную и чрезвычайно жестокую к своим врагам.
История Японии со времен средневековья и вплоть до середины XIX века была пропитана духом самурайства. Самурай – это воин, готовый осуществить любой приказ своего господина, совершить любое преступление, если оно приведет к достижению поставленной цели. Всюду, где появлялись самураи, они сеяли смерть и насилие. Прикрываясь мифом о «божественном предназначении» японской нации, которая должна владеть всем миром, самурайское воинство совершало разбойничьи набеги на соседние страны, занималось пиратством, участвовало в захватнических походах. Убить беззащитного пленного, вырезать, выжечь мирное население завоеванной страны для них было делом обычным.
Российский Дальний Восток, которому судьба послала крайне неуживчивого и агрессивного соседа в лице Японии, что называется, на «собственной шкуре» испытал все ужасы японской агрессии. Примеров тому немало: это и нападение на Россию в 1904 году, приведшее к русско-японской войне; вооруженная интервенция 1918-1925 годов; многократные бесцеремонные нарушения советских территориальных вод японскими военными кораблями и рыболовными флотилиями; вооруженные провокации в районе озера Хасан и у реки Халхин-гол.
Особо следует остановиться на кровавых, поражающих своей жестокостью событиях 1918-1925 годов, когда японцы вторглись на советские Дальний Восток и Сибирь, желая превратить эти громадные территории в свои колонии. Тогда все рыбные запасы Охотского моря и береговые сооружения вплоть до Камчатки были объявлены собственностью Японии, начались массовая вырубка лесов и нещадная эксплуатация рудников. Все ценное, что удавалось награбить, немедленно вывозилось из нашей страны кораблями.
На захваченных землях оккупанты установили режим террора и насилия. Карательные отряды безжалостно выжигали села и деревни, жители которых поддерживали связь с партизанами. О том, какие зверства совершали японцы на нашей земле, можно судить по трагедии, случившейся в Ивановке Амурской области. 22 марта 1919 года село окружили японцы. Сначала в ход была пущена артиллерия, в результате чего многие дома загорелись. Когда из охваченных пламенем домов стали выбегать люди, японские солдаты расстреливали их или закалывали штыками. Но и этого интервентам показалось мало. Тех, кто не успел скрыться, загнали в амбары и сожгли заживо. Впоследствии удалось опознать и похоронить 216 бывших жителей села, но множество обугленных трупов так и остались неопознанными. В огне пожаров выгорело дотла 130 домов.
По замыслу японских оккупантов, жестокие расправы должны были посеять ужас и панику среди мирного населения и заставить русских людей прекратить всяческое сопротивление. Однако даже японские историки впоследствии были вынуждены признать тот факт, что показательные карательные операции их армии не смогли сломить русский дух, а лишь приумножили массовое сопротивление произволу японцев.
Примечательно, что вооруженная японская интервенция на Дальнем Востоке и Сибири, продолжавшаяся в общей сложности более семи лет, весьма скромно освещается японскими историками. Авторы японских школьных учебников, как правило, также предпочитают умалчивать об этом позорном факте. Неудивительно, что сегодня у подавляющего большинства населения Страны восходящего солнца отсутствует правдивое представление о том, чем занималась японская военщина на территории нашей страны.
О том, что захватнический, самурайский дух в Японии никуда не делся, свидетельствуют и периодически совершаемые визиты представителей высшей власти страны в синтоистский храм Ясукуни, который считается символом национального милитаризма. Широко освещаемое средствами массовой информации поклонение душам погибших японских воинов, в числе которых немало осужденных военных преступников XX века – это ли не цинизм в высшем его проявлении?