Во-первых, большое спасибо Вам за ответ.
ЦИТАТА и "Официальная пропаганда в КНДР: идеи и методы". Насколько я помню гиды опровергли тот факт,что в случае преступления одного человека репрессиям (расстрелу) подтвегается вся семья,включая детей. Опровергли факт о публичных казнях. А фраза : "А сама ты веришь в такую ерунду" прозвучала,когда я пересказала какой-то эпизод,не помню какой, это два года назад было.... Может потов вспомню, перечитаю эти главы. КОНЕЦ ЦИТАТЫ
По поводу опровержений - в книге есть ошибки (не может не быть), а "Официальная пропаганда" вообще отражает ситуацию 15-летней давности. Однако в данном случае прав, увы, я. К сожалению, не ерунда. Впервые я услышал об этой практике еще студентом, году в 1983, от нашего преподавателя Анатолия Георгиевича Васильева, который как раз был в Пхеньяне когда публичные казни были впервые введены в обиход после неудачного выступления оппозиции в 1956 г. Кроме того, у меня друг присутствовал на таком мероприятии, когда он в начале восьмидесятых жил в КНДР (северный кореец, не перебежчик на Юг). Наконец, недавно удалось нелегально снять и вывести пленку с публичного расстрела в Хверёне (на границе, рядом с Китаем). Кое-какие кадры из этой пленки, довольно плохого качества, можно посмотреть здесь
http://www.dailynk.com/korean/read.php?cataId=nk03100&num=3488По этому поводу было много в недавнем докладе Института Северной Кореи, который нынешнее сеульское правительство попыталось зажать (в Сеуле сейчас очень не любят критику Пхеньяна - она сбивает им карты). Вообще и лично мне известных случаев несколько, и просто свидетельств множество.
Правда, публичные казни - редки, и когда К.В.Асмолов иронизирует по поводу "сотен тысяч растрелянных на стадионах" - он прав. В Пхеньяне публичных казней уже давно нет, в провинциальных городах бывает 1-2 в год, и то не каждый год. Так что набегает несколько десятков в год. Я не слышал, чтобы так стреляли политических (точнее, в лагерях расстреливают виновников, например, в побеге, в присутствии других заключенных - но это не совсем "публичная казнь"). Тем не менее, о практике знают все (на конец 2004 г. - 94% опрошенных перебежчиков).
По поводу отправки всех членов семей в тюрьму. Увы, тоже правда, и проверенная десятками случаев. Я только пару дней назад беседовал с одной милой бабушкой, бывшей балериной из Ансамбля Корейской Народной Армии, которая попала в тюрьму в 1969 г. после того, как исчез ее муж (физик, учился в Ленинграде, причины ареста неизвестны). Их с сыном и отправили. Потом выпустили. Потом опять посадили.
А впервые я услышал об этих арестах от знакомого корейца-студента в Пхеньяне, в 1984 г. Вообще, об этом написано довольно много, лагерь №15 (Йодок) наполнен как раз ЧСИРами (если Вам говорит что-то такой термин сталинских времен - но при Сталине в СССР арест семьи был как раз исключением, а несовершеннолетних детей не трогали никогда). Условия содержания там
относительно либеральные, шансы выжить и освободиться есть, а выжившие часто бегут на Юг через Китай, так что среди находящихся в Сеуле северян с лагерным стажем именно выходцы из №15 составляют едва ли не большинство.
Там, в частности, сидел Кан Чхоль-хван, история семьи которого - вообще песня. Я об этом писал, но без деталей, а они того стоят, так что напишу сейчас. Дед Кан Чхоль-хвана был крупным бизнесменом в Японии, держал "пачинко" (такой игровой салон, бизнес несколько мафиозного типа, но, впрочем, обычным для японских корейцев в те времена). А вот его бабушка была супер-активной коммунисткой, и когда началось "возвращение на родину", в 1960-е годы, она стала уговаривать мужа-миллионера ехать строить социализм. Он и поехал... Приняли их хорошо, а потом, через несколько лет, дед исчез - просто не пришел домой с работы. Причины, как всегда, неизвестны, но почти наверняка дело в деятельности бабушки, которая во времена их жизни в Японии с комсомольско-партийным задором лихо сражалась за "правильную линию", и критиковала Хан Док-су, лидера Чхонрёна, пропхеньянской ассоциации японских корейцев. Хан Док-су был, как политику и положено, человеком злопамятным, и всех своих супостататов со временем - того. Однако любопытно, что в серьезном лагере исчез именно дед, который всю жизнь делал деньги, а вот его полит-активная жена вместе с сыном (отцом Кан Чхоль-хвана) и внуком оказалась в лагере помягче, в том же самом лагере №15, просидев там около десятилет, вышла на свободу. Невестку, мать Кан Чхоль-хвана, не тронули, так как она была дочерью северокорейского разведчика, убитого в Японии при исполнении. Посему ей дали развод - которого она, как потом выяснилось, не хотела.
Знаю другую историю с разводом. История потрясающая, но писать о ней пока не могу - главные герои недавно умерли, но семья живет там. Если коротко и без лишнего - жена от развода отказалсь, и сидела вместе с мужем (необычно, что вместе). Выжили, вышли, были реабилитированы и жили долго и счастливо (действительно). А уж как в ссылку жену за мужьями ездили - таких случаев Вам могут и в Москве порассказать. Есть один большой подмосковный особняк, а живет в нем у сына бизнесмена корейская старушка 85 лет. И такое у нее за спиной... Пока, увы, и эту историю описывать нельзя, но со временем опишу обязательно. А еще - если знаете культуристку Наташу Ким (кажется, чуть ли не чемпионка России), так вот - ее бабушкой поинтересуйтесь. Вообще в истории Северной Кореи было немало случаев невероятного героизма, и за систему, и против системы, и просто безотносительно к системе. ИМХО, южане как-то на такие вещи меньше способны - хотя обобзать нельзя, люди везде всякие.
ЦИТАТА Кстати, если Вам интересно мнение северных корейцев о Вашей книжке, может мне взять ее с собой в КНДР? ( я в октябре собираюсь). Там на месте и попрошу корейцев на полях сделать заметки,что они думают о написаном. . И с их комментариями перешлю Вам эту книжку. Им,наверное, тоже будет интересно почитать. Как-то меня спросили, а правда ли что за границей об их стране плохо пишут? КОНЕЦ ЦИТАТЫ
В принципе я не возражаю, хотя они будут весь негатив отрицать - работа у них такая. Однако КАК они будут отрицать - в этом немало интереса. Кроме того, может быть и негатив отчасти не верен. То, что будет отрицаться особенно жарко, нужно будет перепроверить. Наконец, они могут действительно заметить нейтральные ошибки, и с радостью в них вцепиться (типа "ну он даже не знает, где делают троллейбусы! - как ему можно верить, злопыхателю!!!"). А мне будет полезно, если такие ошибки выявят и исправят, тем более, что сейчас я пишу книгу, в которой политики вообще нет, сплошь "нейтральные" вещи (про трамваи, велосипеды и нормы выдачи риса в 1958-1995 гг. – что-то в стиле «Корея: будни и праздники», но только о Севере и с историческим уклоном).
Правда, я не думаю, что из этого что-нибудь получится. Скорее всего, книги Вам не видать. Но попробовать можно. Лет десять назад я бы сказал резко: "и не думайте!", но сейчас и там времена иные, куда более свободные. Однако, чтобы не создавать для себя лишнего риска, подайте это таким образом:
"Вот у нас такую вот чушь о Вашей стране пишут! Я, Алина, конечно в это не верю, но кое-кто ведь верит. Вот Вы покажите, чтобы я могла аргументировано возражать злопыхателям". Таким образом, Вы себя подстрахуете немного, а то черт его знает - возьмут вдруг и обвинят во "враждебной пропаганде". И, конечно, ни в кем случае не настаивайте, если книгу изымут, или скажут, что потеряли, забыли и пр. И поддакивайте, не пытайтесь спорить, чтобы ни у Вас, ни у Ваших гидов не было проблем. Они ведь тоже люди, и подставлять их нельзя – они делают свою работу, по искренним убеждениям ли, из-под палки ли, но делают. Если, паче чаяния, возникнет скандальная ситуация - просто говорите, что Вы лично ничему у этого поганца Ланькова не верите и т.п. Но я думаю, что должно сойти хотя бы на стадии провоза книги (получится ли с критическим разбором - сомневаюсь, ну а вдруг?).