Добрый день, товарищи.
На прошлой неделе произошло знаменательное событие в моей жизни: я получила права.
Так как процесс проходил в Китае, причём получала я "с нуля" - российских, да и вообще никаких прав при этом не имела, в автомобиле сидела только на пассажирском сиденье, то хотелось бы поделиться тут своим сакральным знанием, вдруг кому-то да поможет.
Предваряя рассказ - товарищи, лучше таким мазохизмом не занимайтесь, купите права или нарисуйте их в фотошопе, или вообще живите без них, но если вы в своём уме и твёрдой памяти, лучше на такой квест не подписываться.
Единственное, что я вынесла из этой истории - твёрдое понимание почему китайцы так гнусно водят. Итак, поехали. Будет многабукф.
Сразу оговорюсь, что многое зависит от провинции/ города/ настроения всех участников/ погоды и прогноза багуа на каждый конкретный день, так что могут быть варианты.
Подавала я документы на права 26 сентября.
В моём городе /север провинции Цзянсу/ только одна автошкола имеет право принимать и обучать иностранцев. Процесс подачи документов называется 报名.
Мне предложили на выбор два варианта: 3500 - "долгий", кроме того, при выборе этой опции обязательно прослушать сколько-то часов теории в неудобное время, самой регистрироваться на сайте местного ГАИ и проходить обучение ещё и онлайн и сдавать предварительный экзамен. Второй вариант стоил 4500 - "быстрый", как мне его характеризовали, и всю эту мутоту с обучением автошкола делает за меня. Т.е., просто проставляют нужное количество часов сами.
В силу характера моей работы и нежелания тратить много времени, я выбрала подороже. Обещали три месяца. Где там!
Итак, для 报名 требуется:
1. Паспорт;
2. Справка с работы - это, я думаю, зависит от типа визы;
3. Заполнить пару форм, которые там же и выдадут;
4. Фото 1寸 - сделайте сразу хорошее, оно же потом и будет на правах. Мне не повезло, у меня там такая ряшка!
5. Медосмотр - предложили пройти в ближайшее отделение полиции. Процедура была проще некуда. Доктор посмотрела на меня, спросила рост и возраст, попросила показать руки, спросила ношу ли я очки и показала книжку с красивыми картинками для дальтоников. Всё, бегунок был подписан.
6. Оплатить пошлину в том же отделении полиции. К сожалению, не помню размер. Не убийственный. До сотни, точно.Говорят другие, бывает требование предоставить документ о регистрации в полиции. С меня не просили. Я просто заполнила в форме адрес, думаю, они его проверили уже сами.
После оформления всех этих документов и внесения меня в систему, я оплатила обучение, мне выдали талмуд под названием “安全驾驶从这里开始“ и пообещали предупредить, когда нужно будет подъехать на экзамен.
Разумеется, про меня забыли. Сама я миллион раз звонила и писала инструктору, он тянул резину до тех пор, пока я не рявкнула. В итоге на экзамен меня пустили только через полтора месяца после 报名 - в середине ноября.
Первый экзамен, по-китайски 科目一 - это теория. Сто вопросов за 45 минут. Каждый вопрос 1 балл, проходной балл 90.
Существует масса материалов, программ и приложений для подготовки к этому экзамену - если вы владеете 国话, разумеется. Я установила на ойпад самое первое, которое выпало в appstore при поиске. В приложении были все вопросы - всего их 1000, и при желании вы можете их зазубрить, - разделённые по категориям, а так же пробный экзамен, который каждый раз из этой тысячи выбирал рэндомную сотню. При наборе меньше 90 баллов программка любезно присваивает тебе "сертификат дорожного убийцы" и предлагает повторить попытку. Я попыталась взять нахрапом, руководствуясь простой логикой, но обилие незнакомой лексики быстро охладило мой пыл, и я села за книжку. Прочитав её первый раздел и поняв общий принцип, следующий пробный экзамен я сдала на 90. Дальше дело практики, я продолжила решать пробные экзамены. Логика китайских ПДД действительно проста как валенок сибирский натуральный. Если кто хочет, могу проконсультировать в приватной беседе.
Замечание: я сдавала не одна, а с товарищем. Он сдавал этот экзамен на русском языке. Русский перевод действительно коряв и нелеп, так что я была больше уверена в своём китайском, чем в их русском. И действительно. Первый экзамен я сдала на 98 баллов с первого раза, а мой товарищ провалился, набрав 80.
Нюанс: существует фундаментальное отличие сдачи экзамена на китайском и русском. Не знаю, что там с программным обеспечением в полиции, но если сдаёте экзамен на китайском, программа разрешает вам пропускать вопросы, чтобы вернуться к ним позднее, но не разрешает изменять ответы в уже отвеченных вопросах. Как только вы дали ответ и клацнули "вперёд", программа анализирует его и подсвечивает клеточку чёрным если правильно и красным в случае ошибки. Сразу же по достижении ваших ошибок критической отметки, программа посылает вас ко всем чертям, мол, сегодня ты лошара, приходи на пересдачу. Китайцы обычно дают 90 правильных ответов, нажимают "сдать тест" и уходят, время не тратят. На ответы даётся 45 минут, но я справилась за 15, кажется. Вопросы на экзамене и в приложении абсолютно идентичны, только порядок другой. На русском языке - программа разрешает изменять уже сделанные ответы, разрешает пропускать вопросы и возвращаться к ним, но не показывает ваши ошибки и подсчёт баллов ведёт только после того, как вы ответили на все 100 вопросов. То есть, мой товарищ старался-старался, ответил все, нажал "сдать", и его обрадовали: "У вас 80 баллов, вы не прошли экзамен". Времени на это он потратил с полчаса.
Для этого экзамена нужен паспорт и 通知单, который выдаёт автошкола.Итак, я уже была готова переходить на следующий уровень, а мой товарищ понуро поплёлся оплачивать пересдачу. Это стоило 30, кажется, юаней. Пересдавать можно сколько угодно раз - только деньги плати.
Этап второй: Экзамен на площадке.
В автошколе мне сказали, что мой товарищ не может начать обучение вождению на площадке пока у него не будет сдан первый экзамен. А я могу приходить, только если мы будем вдвоём, нам дадут одну машину, а если я буду только одна, придётся делать это в порядке живой очереди с китайцами. Я попробовала, мне не понравилось. Одна машина на 10 человек, 8 минут на круг, в среднем. Вопрос простой задачи, за три часа сколько раз каждый человек успеет прокатиться? Дело было в ноябре. Ждать по три часа на морозе не улыбалось. Я решила подождать. Мой товарищ сдал с третьего раза.
Экзамен на площадке называется 五项考试 и, как ясно из названия, состоит из 5 пунктов: парковка задним ходом в гараж, парковка вдоль бордюра, змейка, горка и проезд прямого угла. Ограничения по времени на прохождение нет. Обучение выглядит следующим образом: "Трогайся. Когда этот бордюр закроется капотом, выкручивай руль до упора вправо. До упора! Крути, крути! Выровняй! Возвращай руль в прежнее положение. Следуй сюда. Вот когда эта линия будет на уровне твоего плеча, остановись, переключи на задний ход. Сдавай назад. Видишь вот эту лопату? Когда она будет у тебя вот тут /показывает на угол форточки/ - крути руль до упора вправо..."
Закономерный вопрос: в ГАИ на площадке тоже есть лопата? Закономерный ответ: "Нет, там камень на бордюре лежит". То есть, вся площадка размечена лопатами, кирпичами, огнетушителями и прочими часто встречающимися на дороге вещами. Предупреждая вопросы: после этого обучения, хоть я и парилась месяц, я НЕ смогу самостоятельно запарковаться задом или боком.
В итоге, до экзамена меня допустили. Этот этап я сдавала 9 января - почти через два месяца после теории.
Перед экзаменом нас с товарищем свозили на ознакомительный прогон по площадке. 200 юаней за полдня, пачку сигарет suyan с человека тренеру, который там с нами занимался.
На экзамене даётся две попытки - два круга. В машине установлен компьютер, на площадке gps-разметка. Миллиметровый заезд на линию - и приятный женский голос предлагает вернуться на исходную позицию. В начале экзамена у участника есть 100 баллов. Можно заработать -10 за невключенный поворотник /три раза: при выезде из гаража, при выезде с параллельной парковки, при начале движения после остановки на горке/, за недоезд/ переезд второй линии на горке, если заглохнет перед началом выполнения экзамена. За пересечение сплошной при выполнении элемента -100 сразу. Заглох в процессе выполнения -100. Ограничения по времени нет, но при выполнении элемента нельзя останавливаться. Между элементами можно. Даже перекурить можно, говорят
Но я не стала.
итак, первый экзамен я запорола. Обе попытки. В одном и том же месте - на самом первом элементе зацепила линию.
Пересдача этого экзамена стоит 140 юаней.
Второй раз, правда, я сдала сразу на 100. Так было жалко денег!
Тем не менее, переходим к третьему этапу.
Этап третий: город.
Если до этого меня и посещали сомнения относительно манеры вождения китайцев, то тут они развеялись как дым.
Практика "города" для меня состояла в двух часах /на двоих!/ вождения по слабозагруженному отрезку дороги длиной около 2 км за день перед экзаменом. Плюс нам дали ознакомиться с распечаткой "использование света в ночных условиях и слабой видимости".
На следующий день я очень нервничала. Ну что такое два часа?!
Экзамен проходил следующим образом: в машину садится 考官 - полицейский и четверо студентов. Я шла первой. Причём нас с моим товарищем грамотно рассадили по разным машинам. Я сажусь, пристёгиваюсь, настраиваю кресло. Причём, автомобиль нужно обойти спереди, чтобы "убедиться, что перед машиной нет препятствия". 考官 спрашивает, готова ли я начать. После моего согласия он задаёт мне несколько вопросов по использованию света. Я должна переключить все необходимые рычаги и кнопочки, комментируя свои действия. Тут я, признаюсь, прикинулась, что у меня китайский хуже, чем на самом деле, чтобы можно было с глупыми глазками брать паузы и переспрашивать. Хотя не пригодилось. 考官 был ласков и понимающ. Потом нужно выключить весь свет и получить разрешение трогаться. Тронулась. Выехала на среднюю полосу. Переключила передачу последовательно на 2-3-4, проехала метров 200 и... - вставай к обочине! Нужно встать так, чтобы правый бок машины отстоял от бордюра не больше, чем на 30 см. Всё, мои 100 баллов в кармане. На моих товарищей по машине полицай орал и вообще был очень жёстким. Так что мне повезло, лаовайская морда - вот мои документы.
Через 10 дней после третьего этапа можно сдавать 科目四 - теоретический экзамен на "основы безопасного и культурного вождения". 50 вопросов по 2 балла каждый, 40 минут на выполнение. Пять неверных ответов - незачёт. В целом, экзамен легче, чем первый теоретический, некоторые вопросы дублируются или похоже сформулированы. Есть вопросы с выбором нескольких вариантов ответа, но они отдельно обозначены, перепутать невозможно. Все эти вещи можно угадывать, а можно просто зазубрить. Есть вопросы лёгкие про "можно ли выбрасывать мусор из окна" и "влияет ли разговор по сотовому на безопасность движения". Так же есть раздел про первую помощь и огнеопасные вещества. Достаточно много вопросов по непредвиденным ситуациям на трассе: "что делать, если под вами взорвалось колесо".
Я сдала на 98 баллов, мой товарищ на русском сдавал дважды - те же проблемы с отсутствием картинок и корявыми ответами в переводе, за пересдачу этого экзамена денег не берут.
Права выдают в тот же день, как сдан последний экзамен. У меня они были на руках 19 марта. Итого всего затрачено времени чуть менее 6 месяцев.
Надеюсь, кому-то мой рассказ поможет сдать или отказаться от этой затеи. Я лично в середине эпопеи узнала, что могла бы подготовить нарисованные в фотошопе российские права и дело бы ограничилось только сдачей теории - очень была расстроена.
Всем удачи.
Будут вопросы - пишите в скайп. Кому нужно помочь с подготовкой к теории - с удовольствием помогу.