Не знаю, наверное, это совершенный оффтоп - то, что мы тут сейчас обсуждаем?))
Пожалуй, ислам мне этим нравится гораздо больше, в Коране написано, что нужно либо прощать, либо разрешено возвращать в равной мере.
В Ветхом Завете (до Христа) так и было - "око за око, зуб за зуб". Но справедливость ниже прощения. Потому что оно - любовь. Это действует только в случае личных обид. Если же враг нападает на твою страну, тут не до личного прощения и незлобия, а надо близких спасать - "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя". Другое дело, что так любить очень трудно, редко кому удается.
Значит если ростовщик девушку просто так тиранит, ничто не запрещает ей стать злой мегерой и его веником по дому гонять. Это нормально.
Она гоняла по-своему )) - убить намеревалась, с его злейшим полковым врагом пыталась задружить - всё это не смогла. "И ее ли, безгрешную и чистую, имеющую идеал, мог прельстить Ефимович или кто хотите из этих великосветских тварей? " Вот как рассказчик пишет о причинах: "Когда этакая забуйствует, то хотя бы и перескочила меру, а всё видно, что она сама себя только ломит, сама себя подгоняет и что с целомудрием и стыдом своим ей самой первой справиться невозможно. ...Привычная же к разврату душа, напротив, всегда смягчит, сделает гаже, но в виде порядка и приличия, который над вами же имеет претензию превосходствовать. "
Я вот тоже веник не считаю достойным себя выходом...
"Эта прелесть, эта кроткая, это небо - она была тиран, нестерпимый тиран души моей и мучитель! Ведь я наклевещу на себя, если этого не скажу!" - терзался и сам. Пытался выставить себя "благороднейшим из людей" (больше всего таких не уважаю из людей, открытые злодеи честнее), но жена по духу гораздо выше него оказалась.
Хотя и поступал благородно во многом. Но мужское недеяние часто приводит к трагедиям, необязательно к суициду (охлаждению, распаду семьи) - знал, предчувствовал, видел бунт, и ничего не предпринял.
Какой прок от того, что она в окно-то прыгнула? Если ростовщик действительно нехороший чел - то ее уход его и не больно-то расстроит, другую в пять минут найдёт, значит надо было остаться и отравить ему жизнь своим присутствием, и это было бы СПРАВЕДЛИВО (а то ведь так и проживёт и никто мозги не вправит), а если он хоть сколько-нибудь хороший человек (где-то там, на чердаке души), ну тем более незачем было его расстраивать.
...
А по рассказу - не было никакого смысла лапки складывать и в окошки прыгать. Считаю, что должна быть равная мера - раз она - вещь, то и он для нее вещь, но подобное отношение не распространяется на остальных людей. Просто что посадил в огороде то и выросло, то и ешь. Как-то так
Не могла она так поступать, рассказ ведь весь этим пропитан.
Вот отрывок о том, как ростовщику с помощью подкупа удалось за дверями подслушать разговор на rendez-vous его жены с его врагом.
"Я слушал целый час и целый час присутствовал при поединке женщины благороднейшей и возвышенной с светской развратной, тупой тварью, с пресмыкающеюся душой. И откуда, думал я, пораженный, откуда эта наивная, эта кроткая, эта малословесная знает всё это? Остроумнейший автор великосветской комедии не мог бы создать этой сцены насмешек, наивнейшего хохота и святого презрения добродетели к пороку. И сколько было блеска в ее словах и маленьких словечках; какая острота в быстрых ответах, какая правда в ее осуждении! И в то же время столько девического почти простодушия. Она смеялась ему в глаза над его объяснениями в любви, над его жестами, над его предложениями. Приехав с грубым приступом к делу и не предполагая сопротивления, он вдруг так и осел. Сначала я бы мог подумать, что тут у ней просто кокетство - "кокетство хоть и развратного, но остроумного существа, чтоб дороже себя выставить". Но нет, правда засияла как солнце, и сомневаться было нельзя. Из ненависти только ко мне, напускной и порывистой, она, неопытная, могла решиться затеять это свидание, но как дошло до дела - то у ней тотчас открылись глаза. Просто металось существо, чтобы оскорбить меня чем бы то ни было, но, решившись на такую грязь, не вынесло беспорядка. "
Ну так чего - у Некрасова-таки девушка не прыгает ни в какое окошко, ... замуж не идёт! Влипает в разные ситуации, шатается по разным невеселым местам, перешивает старые тряпки с помоек, но остаётся верна самой себе.
Там тоже так было -
" Она тогда из последних сил публиковалась, сначала, разумеется, заносчиво: "Дескать, гувернантка, согласна в отъезд, и условия присылать в пакетах", а потом: "Согласна на всё, и учить, и в компаньонки, и за хозяйством смотреть, и за больной ходить, и шить умею", и т. д., и т. д., всё известное! Разумеется, всё это прибавлялось к публикации в разные приемы, а под конец, когда к отчаянию подошло, так даже и "без жалованья, из хлеба". Нет, не нашла места! Я решился ее тогда в последний раз испытать: вдруг беру сегодняшний "Голос" и показываю ей объявление: "Молодая особа, круглая сирота, ищет места гувернантки к малолетним детям, преимущественно у пожилого вдовца. Может облегчить в хозяйстве".
- Вот, видите, эта сегодня утром публиковалась, а к вечеру наверно место нашла. Вот как надо публиковаться!
Опять вспыхнула, опять глаза загорелись, повернулась и тотчас ушла. Мне очень понравилось. Впрочем, я был тогда уже во всем уверен и не боялся: мундштуки-то никто принимать не станет. А у ней и мундштуки уже вышли."
Девушка 16-ти лет была в ситуации выбора - либо непутёвые тётки продадут её толстому пятидесятилетнему лавочнику, который двух жен "усахарил" и искал среди сирот третью, либо за этого ростовщика идти.
Но эта мужская самоуверенность! "К тому же я тогда уже ничего не боялся: я ведь знал, что толстый лавочник во всяком случае ей гаже меня и что я, стоя у ворот, являюсь освободителем. ... Гордые особенно хороши, когда... ну, когда уж не сомневаешься в своем над ними могуществе, а? О, низкий, неловкий человек! О, как я был доволен! Знаете, ведь у ней, когда она тогда у ворот стояла задумавшись, чтоб сказать мне "да", а я удивлялся, знаете ли, что у ней могла быть даже такая мысль: "Если уж несчастье и там и тут, так не лучше ли прямо самое худшее выбрать, то есть толстого лавочника, пусть поскорей убьет пьяный до смерти!" А? Как вы думаете, могла быть такая мысль? ... А кто был для нее тогда хуже - я аль купец? Купец или закладчик, цитующий Гете? Это еще вопрос! Какой вопрос? И этого не понимаешь: ответ на столе лежит, а ты говоришь "вопрос"! "
"Ответ на столе лежит" - это про мёртвое тело, повествование ведётся уже после самоубийства жены.
Я не признаю безвыходных ситуаций. Это опять-таки Коран - там написано, что Аллах НИКОГДА не посылает человеку испытаний суровее, чем тот может вынести.
Ну, и не только Коран - "нет не по силам креста".
Насколько я понял разницу - грех может быть прощен только если его хотя бы частично можно исправить, что и было сделано, а само тупо покаяние без других действий смысла не имеет.
"Тупо покаяние" - да прежде чем дойдёшь до настоящего покаяния в каком-то грехе, столько перемелется внутри! И потом ещё стопиццот соблазнов подвернётся, чтобы опять в этот грех упасть. Правильно Вы говорите - "исправить", но ещё правильнее - "исправитьСЯ", т.е. был неисправен и исправил сам себя (с Божьей помощью, без Него не можем сотворить ничего доброго). А просто исправить, что сделано было грехом, далеко не всегда возможно. Убийство, хотя бы частично, чем можно исправить? Но после искреннего, глубокого покаяния даже оно может быть прощено.
Вот это мне очень понравилось, потому что иные живут так что чуть ли не земля под ногами у их близких горит, а потом перед смертью наспех исповедуются, и вроде как всё сразу путем и хорошо, несмотря что таких дел наделали, что родным еще сами полжизни после них разгребать и сокрушаться. Не считаю это справедливым.
Глубину исповеди может знать один Господь-Сердцеведец. Человеку идёт в осуждение, если он приступает к Таинству исповеди наспех и неискренне. Всё больше, чем справедливо. К исповеди добро пожаловать всем, но многим (мне в их числе) больших сил стоит туда дойти.