Как я поздно здесь появился, столько всего, что и не знаешь с чего начать.
Я считаю что китайская нация - это китайская нация, ничего общего с американской не имеющая. Американскую то и нацией назвать нельзя. Их успехи создать таковую закончились с появлением итальянцев, китайцев и др. вкл русских, многие из которых живут в Штатах, не зная их языка.
Китайская же нация была замкнутой и в большой степени остается ей до сих пор. Многие современные китайцы сетуют, да у них много достижений, но все достигнутое они на протяжении всей истории считали исключительно китайским достоянием, в то время как страны Европы своими достояниями не беснорыстно, но обменивались, способствуя более быстрому прогрессу. В то время как китайцы долгое время жили гордостью за свои достижения (это слова самих китайцев).
Основная причина Китайской замкнутости на мой взгляд в огромном населении. Все страны с ростом экономики борются за рынки сбыта раз, и за ресурсы два. А в Китае и без того потребителей четверть населения мира, да и территория с ресурсами на сказать чтоб маленькая.
Благодаря тому же населению, и соответственно дешевой раб силе китайцы одели пол мира, и завалили мир игрушками. К "благодаря" можно еще добавить патриотизм и мудрость руководства Китая, чего к несчастью не досталось нам в период перестройки. Именно мудрости , не просто ума. Дураков у нас тоже не было, ума у наших тоже хватило, да только для того, чтоб разрушить потенциал страны в интересах тех же Штатов, да набить карманы потуже (правнукам хватит).
В стратегических же отраслях Россия даже сейчас в лучших позициях.
Про Китай же пока можно сказать, не все золото, что блестит. Китай реально имеет мощь в легкой промышленности (производство и реализация дешевого ширпотребадавшго оборотный капитал) и в химической (которую сюда в свое время вывезла Япония). Все!!! На этом все. Остальное просто блестит, но не золото.
Китайцы, как и все азиаты любят все блестящее (зайдите в дорогие китайские магазины, и обратите внимание, что на многих дорогих и в общем не плохо сделанных моделях одежды часто весит какая-нибудь безобразная блестящая дрянь). Так вот небоскребы - символы американского блеска - были просто взяты китайцами как блестючки на одежде в масштабах страны. Молодцы, нечего сказать, это поднимает дух народа (вот чего мы достигли, идем в ногу со временем), что очень важно. Но небоскребы и прочие "блески" - это еще не показатель.
А теперь реальность. Меня как-то попросили проработать вопрос поставки компьютерных комплектующих (все же в Китае делается, сказали мне). Действительно, что-то делается в Китае. Но, процессоры, память и пр. то, что ценно производится на Тайване, в Ю. Корее, странах ЮВА. Т.е. там, где очень сильное экономическое влияние Штатов, либо даже стоят их войска. А то серьезное, что производится в Китае, НР например, стоит в Китае дороже, чем тоже американское в России. При этом, если бы это ввозилось, то стоило бы еще дороже. Т.е. своеобразный баланс.
Теперь возьмем мою тему - автомобили. Я помню раскрутку корейского автопрома. Сегодня Митсубиси продали корейцам вчерашнюю технологию Паджеро, а завтра эти джипы уже в России. Пусть ужасного качества, но по доступной цене. За счет этого и поднялись. Экспорт дает оборот, уменьшение себестоимости.
Сейчас авто технологии предоставляются и китайцам. Мало того, китайское качество лучше, чем когда-то корейское. Мне пришла мысль, а почему бы не попробовать корейский вариант с Китаем. Да не тут то было. В подавляющем большинстве случаев ситуация та же что и с компьютерами. Китайское правительство своей налоговой политикой вынуждает крупных иностранных производителей идти на открытие произодств в Китае, давая рабочие места. Хорошо. Но, эти производители, идя на открытие производства, организуют его так, что основные комплектующие все равно поставляют сами, причем по достаточно высоким ценам. Т.е. иностранные инвесторы зарабатывают не только проценты с вложенного капитала, но и хорошую прибыль с продажи комплектующих. При этом машины китайского производства получаются дешевле, чем если бы ввозился а/м из-за бугра с выплатой пошлины, но если попытаться его экспортировать, то цена по сравнению с оригиналом, оказывается не конкурентноспособной. А если цены равны, как например в случае в GM или выгоднее (Iveco), то экспорт возможен только с согласия иностранного инвестора (GM), либо запрещен (Fiat Iveco). Так что с этой стороны, при всей политики открытости, Китай до сих пор является изолированной страной. И как не вбухивают китайцы сумасшедшие деньги в создание чего-то своего (когда то, но когда?, это даст результаты), у них это не получается. Это еще одно доказательство отсталости Китая на фоне общего блеска.
Кстати, говоря о том, что Лада - это Г..., в котором много чего не свое, а взято от тех же иностранцев, нельза забывать, что около половины этого Г. идет на экспорт, включая экспорт в страны З. Европы. Китай же довольствуется немногим в ЮВА, и Ближнем Восоке. Кстати основная доля а/м на БВ реализуется через посредников. И кто бы вы думали эти посредники? - Российские компании. Самыми успешными продавцами а/м на БВ всех крупнейших мировых марок, не только китайских, являются российские компании. Буржуев туда не пускают. Потому то переодически и возникают "бури в пустыне", а не потому, что американцы обеспокоены терроризмом. Конечно основным мотивом тут выступает нефть, а не машины, но факт остается фактом, влияние России, которая тоже является поставщиком нефти, в этом регионе ощутимо сильнее, несмотря на американский флот в Заливе. А вто что будет после т.н. антитеррористической операции НАТО, еще посмотрим.
И еще один момент. По поводу того, что Китай может как-то навредить Америке. Основная масса оборотного капитала Китая создается на продаже ширпотреба в Штатах. И при желании Штаты всегда могут перенести производство ширпотреба в ту же Ю. Корею или ЮВА. А то. что тут полно американских инвестиций ничего не меняет. Деньги большие, но это не средства к существованию, а средства завоевания геополитического господства (уж простите за такую терминологию, но это так). И если этому господству будет реально что-то угрожать, этих инвестиций не пожалеют. А вот Китай, если для него закроют американский рынок сядет в лужу, и тут же проявится, что китайский блеск не такой уж натуральный. Проведу аналогию с Кока-Колой. Когда после кризиса 98 г. возник вопрос о возможности закрытия одного из заводов (во Владивостоке или Красноярске) я спросил, как же так, ведь 20 млн баксов во Владик ввалили. На что мне ответили 20 млн - это ничто в сравнении с целями компании. И они правы. Ведь Кока-Кола зарабатывает основные деньги не на напитках, а на продаже концентрата. Наши носятся в борьбе за понижение себестоимость, пытаясь заменить иностранных постащиков тары, на отечественных, цены которых ниже (кстати сделать это можно лишь с одобрения Колы). Но факт остается фактов. 20 ' контейнер "сиропчика" стоит более 100 тыс долларов. И эту цену никто не собирается понижать.
На этом и деньги делают. А потерять 20 млн, при этом лишив работы стольких людей, это мелочи.
Вот и китайцы пока что сироачик покупают. Так что при всей моей любви к ним и уважении, не стоит их пока шибко превозносить.