Скучно у нас стало. Надо живенькую тему организовать!
Как-то раз в величественном и прекрасном городе моей юности – в светлой Осаке – я занимался тем, что собирал данные на тему: сколько стилей Айкидо есть в Японии. Сначала вершина айсберга, казалось, ограничилась наиболее распространенными стилями. Ан, нет… после того, как я насчитал семь стилей...
Айкидо стиля Айкикан
Айкидо стиля Ёсинкан
Айкидо стиля Тэндорю
Айкидо стиля Син-синтоицу
Айкидо стиля Мансэйдо
Айкидо стиля Ёсэйкан
Айкидо стиля Ивама
выяснил, что у каждого есть вариации, и что есть по факту куда больше стилей айкидо (Айкидо стиля S.A. к примеру)… Получилась ветвистая картина, восходящая своими штрихами еще к Дайторю. Походив по осакийским додзё, я также узнал, что каждый тренер имеет свойство трактовать методику преподавания по-своему. И чем старше он, тем более своё видение у него, причем не только преподавания, но и принципов стиля вообще. Это интересный феномен. Особенно в свете того, что сэнсэй из Осака как-то раз мне сказал, что они там в Токийском ёсинкановском хомбу нифига не понимают… Т.е., вполне ясно, что у всех свои заморочки.
Дальнейшие размышления на эту тему привели меня к двум мыслям по поводу того, что такое Айкидо в техническом и «политическом» планах:
1. Набор оригинальных приемов единоборства, разработанных Морихэем Уэсибой, который зафиксировался в нескольких стилях, продолжает свое развитие и порождает новые стили. Важным тут является то, что айкидо – открытый стиль, каждый может его использовать так, как считает нужным и не прикрываться знаменами уже имеющихся стилей.
2. Совокупность стилей, сформированных на основе техник преподаваемых Морихэем Уэсибой, со своими отличиями и акцентами. Тут важным является то, что новых стилей быть не может, человек, выступающий под флагом стиля, преподает именно этот стиль, а не Айкидо в целом.
Оба варианта имеют право на существование. Но мне более верным видится первый.