Тансудо - действительно именно "корейское каратэ", и по названию и по сути. Очень популярно именно в Штатах, после Корейской войны, когда многие военнослужащие обучились ему в Корее, или заинтересовались им - к этому добавьте то что практически все инструктора тансудо во главе с мастером-основателем Хванг Ки перебрались в Америку, под давлением со стороны "государственного спорта" - тэквондо.
Неразбериха с названиями, особенно в Америке, связана с тем, что, пользуясь сходством систем, многие преподаватели изменяют названия, исходя из собственной выгоды, и благодаря тотальному невежеству "клиентов", которым все равно ем заниматься - и которые вряд ли дойдут в своих занятиях до уровня когда эти отличия действительно начнут играть какую-то роль.
Тансудо мало известно в чистом виде потому, что его лидер Хванг Ки резко отрицательно относился к соревнованиям, считая что они ведут к деградации техники и тактики стиля. Так что все школы и секции тансудо, которые этим занимаются (а американцы есть американцы, им без этого трудно) делают это по собственному почину - а потому можно было видеть всякие соревнования по оллстайл каратэ, фристайл каратэ или американскому каратэ, где они выступали - но не соревнования по тансудо. Чак Норрис изменил название того, чем занимался, по той же причине (кстати, по тансудо он "дорос" только до красного пояса - но тогда, на общем безрыбье, этого хватало).
Тансудо похоже на каратэ набором техник, стойками и формальными комплексами, однако при этом похоже на тэквондо резкой "рубленой" манерой их исполнения, и характерной "волной" - присаживанием при ударах и блоках, что в японском каратэ сегодня считается ошибкой (хотя раньше присутствовало - можете увидеть на старых записях даже самого основателя Сетокана).
Тансудо возникло в результате того, что после аннексии Кореи Японией в 1910 году в общеобразовательных школах начали преподавать японские боевые искусства: дзюдо, кэндо и каратэ. Прочитанные по-корейски иероглифы этих названий звучат как юдо, комдо и тансудо (если кто не знает в Корее ранее использовались иероглифы наравне с алфавитом - и даже сейчас многие вывески и торжественные надписи делаются ими).
Преподавание в Корее японских искусств в их "нормальном виде" продолжалось до 1945 года - 35 лет, то есть дольше чем к примеру боевые искусства разрешены на территории бывшего СССР. Конечно образовалось множество школ и было много людей, владеющих этими системами на мастерском уровне. И конечно же, они добавляли в то, чему учили свои элементы и хитрости - как всегда происходит. В основном это были элементы китайских ушу, поскольку китайцы легко проникали в Корею из соседней Маньчжурии, также оккупированной Японией, и несли с собой знания своих систем. Но общее количество этих элементов незначительно, что бы там ни говорили создатели и последователи тансудо.
После обретения независимости естественно была волна национализма и потому в методиках всех "бывших японских" систем стали намеренно выделять и подчеркивать "непохожесть" на японские каноны - но при этом старались быть непохожими и на китайские ушу. При этом все пытались приблизить свои системы к единственному более менее известному на то время хотя бы на бытовом уровне аутентичному корейскому боевому искусству - тэккён, - которое на тот момент выродилось в детскую игру, заключавшуюся в обмене пинками. На момент "ренессанса" корейских искусств "серьезным" тэккеном во всей Корее занимались лишь четыре человека, причем ни один не считал себя мастером .
То есть, для большинства людей, заявляющих об "использовании тэккен" в своих разработках, это сводилось к тому что они пытались бить ногами почаще и повыше - вот и все. Настоящим же корейским "искусством боя" в тот время считалось пакчхиги - умение драться головой, которое было наиболее распространено среди хулиганов и уголовников.
Таким образом выделился ряд признаков, которыми сегодня отличаются корейские стили - больший упор на работу ног, "волна", резкий "сброс". Общими эти признаки стали в результате объединения всех секций "корейского каратэ" в Ассоциацию Тэсудо. Из них особо стоит отметить принцип "волны" - наиболее удачный с точки зрения биомеханики, но к сожалению, сегодня исчезающий даже тех школах (к примеру, тэквондо), в которых он является каноническим.
Тэсудо или тайсудо - синтетическое название "единого корейского искусства", которое использовалось в то недолгое время, когда под этой вывеской были объединены тансудо (Мудуккван) во главе с Хванг Ки и тэквондо (Одокван) во главе с Чой Хон Хи (c 1961 по 1965год). Единой или хотя бы четко установленной методики преподавания этого "названия" не сложилось - так что под этим названием можно было встретить либо то, либо другое либо смесь в любых пропорциях.
Тэквондо же во многом произошло от тансудо - оттуда были взяты и манера исполнения основных элементов, а также, после "победы" Чой Хон Хи и окончательного превращения Ассоциации Тэсудо в Ассоциацию Тэквондо, были рекрутированы (и добровольно и принудительно) как ученики, так и многие инструктора.
Тем не менее, тэквондо довольно сильно отличается от тансудо - прежде всего, содержанием форм, и конечно, преимущественной ориентацией на спортивное развитие.
Сказать, что тансудо непопулярно, будет неверно - в свое время оно было основной системой подготовки по рукопашному бою для "зеленых беретов " США, а сегодня им "в чистом виде" занимаются около 140 тысяч человек, и это не считая тех, кто занимается разными вариациями "американского корейского каратэ", скажем так - для того, чтобы участвовать в соревнованиях. Кроме того большая часть мастеров школы Му дук кван, непосредственных последователей Хванг Ки, в последние годы его жизни приняла еще более корейское название "субакдо".
Напоследок, о "легендах" - все легенды корейских боевых искусств создавались людьми, многие из которых еще живы, или были живы буквально несколько лет назад.
Не стоит ожидать от этих легенд ни тайных знаний, ни каких то клановых традиций: дело в том, что до оккупации Японией Кореи в 1910 году все боевые искусства на ее территории были запрещены правящей династией Ли - и запрет этот действовал около 400 лет. Так что практически все традиции, имевшие место на территории Кореи, были прерваны или угасли.
В народе в виде детской игры сохранялось лишь искусство тэккен - но играющих в него детей взрослые разгоняли и наказывали, поскольку "игра была плохая". Более-менее боевые навыки сохранялись только в уголовной среде, но в самой элементарной форме, их нельзя назвать "школами" и традициями. Еще, конечно, были китайские эмигранты, практиковавшие свои боевые искусства либо в семье, скрытно, либо также в уголовной среде; были и некоторые монахи, имевшие большое количество свободного времени - но их было не больше, чем к примеру, каратистов в СССР до его "первого разрешения".
Так что можно уверенно сказать, что до 1910 года в Корее никаких боевых искусств не было - а большинство тех, которые появились после 1945 года, были созданы на основе тех японских систем, которые преподавались в общеобразовательных школах, в рамках программы физкультуры. На этой основе выросли многие мастера, которых вполне можно назвать виртуозами, и которые во многом превзошли японцев - но ни в какие легенды, "тайные передачи" и древние свитки верить не стоит.