Коллеги,
А что известно о китайских аналогах обнаруженной в Туве крепости Пор-Бажын?
Или о китайских ученых/институтах, которые занимаются исследованием подобных уйгурских городищ?
Заранее спасибо,
ВВ.
Ниже подробнее о Пор-Бажын (выдержки из Российской Газеты):
Эта история началась 116 лет назад. Путешествуя по южной оконечности территории, которая называется сейчас Республикой Тыва, сотрудник Минусинского музея Дмитрий Александрович Клеменц обнаружил в непосредственной близости с границей Монголии живописное озеро с островом посредине. То, что он увидел на самом острове стало сенсацией.
Ученый увидел развалины крепости, которая представляла собой правильный прямоугольник со сложным лабиринтом зданий, напоминавших буддистскую или индуистскую мандолы.
Территория перед восточной стеной была подобием площади перед дворцовым зданием, на которой могли проводиться торжественные и ритуальные церемонии. В глубине площади когда-то находился роскошный дворцовый комплекс - два здания, соединенных между собой на платформе из обожженной серой глины. Крышу здания некогда поддерживали деревянные колонны...
Немногочисленные поздние экспедиции обнаружили, что загадочная крепость погибла в огне пожара. О жителях, некогда населявших ее, можно судить по найденным останкам воина необычно высокого роста с предположительно европеидным типом лица.
В прошлом веке было высказано еще одно сенсационное предположение: крепость была построена в долине, которая позднее была искусственно затоплена. Так образовалось озеро, получившее название Тере-Холь.
До сих пор никто не может ответить на несколько простых вопросов.
Зачем была построена крепость Пор-Бажын?
Кто жил за ее стенами?
Что могла охранять крепость, находившаяся на острове посреди озера?
А может быть, это и не крепость вовсе, а храмовое сооружение?
А что если Пор-Бажын - это северные ворота легендарной и загадочной Шамбалы?
Кто уничтожил крепость?
Как удалось воинам и монахам в то время создать искусственное озеро?
Почему до сих пор не обнаружены останки хотя бы еще одного человека - жителя Пор-Бажына?
Копать нужно
Крепость или дворец?
Григорий Семенов, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ВОСТОКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ:
- Когда мне в руки впервые попал план крепости Пор-Бажын, моей первой реакцией было полное изумление. Потому что такого замечательного памятника такой сохранности, в таком необычном месте и необычной планировки мне не попадалось никогда.
Когда я услышал, что есть не только возможность посмотреть на эти частично раскопанные материалы, но и реально изучить этот памятник по возможности полно и даже его реконструировать, то стало еще интереснее. Меня интересуют первые две стадии проекта. Первое, чтобы он был археологически максимально достоверно раскопан. Чтобы в спешке не потерять информацию, которая невосполнима. Ведь при археологических раскопках всегда часть памятника уничтожается. И второе - сделать такую реконструкцию этого памятника, которая была бы достаточно научно достоверной и не вызывала отторжения. Эти две задачи кажутся мне достойными, и ради этого стоит отдать часть своей жизни.
Материальная и идеологическая база этого проекта продумана в МЧС очень хорошо, что внушает надежду, что это не иллюзии, а реальные планы, подкрепленные темпераментом министра. Сергей Шойгу сказал: "С вами или без вас, но этот проект будет сделан". Захотелось, чтобы с нами. Чтобы не попал в руки авантюристов, готовых лишь заработать деньги.
Что такое сам памятник? Крепость ли это, дворец ли это кагана или это культовый, храмовый комплекс - вопрос, который можно решить только в ходе дальнейших археологических раскопок. Посмотрев на кадры аэрофотосъемки этого памятника, от него уже не оторваться. Те тайны, которые скрывает Пор-Бажын, та магическая сила, которая из него исходит, достаточна, чтобы человек, который там побывал, пронес это через всю свою жизнь. В общем, копать нужно.
Я уже начал опрашивать археологов в Санкт-Петербурге, имеющих опыт раскопок сырцовой архитектуры и не завязанных проектами. Собираем команду.
Скорее всего, жители Пор-Бажына бежали
Севьян Вайнштейн, ПРОФЕССОР ИНСТИТУТА ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПОР-БАЖЫНА:
- Я участвовал в раскопках с 1957 по 1963 год. Добраться туда можно было лишь на небольшом самолетике или верхом. Как-то раз попали на самолете в грозу. Моя жена испугалась страшно. Там, в этих скалах, не раз бились самолеты. Но все обошлось. Мы - три археолога и 15 рабочих - жили на острове среди озера в палатках, работали, ловили рыбу, отмахивались от мошкары. На острове местами сохранились огромные десятиметровые крепостные стены, внутри - два холма размером 22 на 22 и 18 на 18 метров. Кроме того, внутри крепости, у стен - 27 жилищ с двориками. Раскапывая холмы, мы обнаружили под ними развалины дворца, состоявшего из двух больших помещений. Можно предполагать, что эта крепость и дворец были сооружены уйгурским каганом Баян-чором. Во дворец вели две парадные восьмиступенчатые лестницы, вокруг здания была отмостка из обожженных плит. Сам дворец стоял на высокой платформе. Его кровлю образовывали глиняные черепицы с круглыми концевыми дисками и поддерживали 36 массивных деревянных оштукатуренных колонн, покоившихся на гранитных базах. Поверхность баз была украшена геометрическими рельефными узорами. В процессе раскопок нашли и орнаментальные фрески, преимущественно геометрических форм, выполненные удивительно яркими, теплыми красками с преобладанием красных, оранжевых и желтых тонов. Сохранились следы дощатого пола. Мы держали в руках остатки оружия, сосудов, клад железных криц - заготовок, антропоморфную фигурку из глины. Находок было не так много, потому что дворец погиб в результате пожара, случившегося более тысячи лет назад. Пожар произошел, по-видимому, в результате военного нападения. Неизвестно, что произошло с жителями Пор-Бажына - человеческих останков мы не нашли. Скорее всего они бежали. Мародеры туда не дошли, но рядом сейчас находятся золотые прииски. Мне кажется, что местные рабочие при строительстве дороги подворовывали с острова обожженные кирпичи и плиты. В окрестностях озера мы встретили двух шаманов. Один из них был прославленным "Великим шаманом". Участники экспедиции даже как-то раз присутствовали на ночном камлании.
Это напоминает буддийский монастырь
Тигран Мкртычев, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ВОСТОКА:
- Планировка данного памятника мне очень напомнила объект, на котором мне посчастливилось работать в прошлом году в Китае. Это был большой монастырь, по всей видимости, буддийский, который расположен в ущелье Сенгим-агыз недалеко от современного города Турфан в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Там, в ущелье по берегам маленькой речки Кара-Ходжа, расположены почти два десятка различных культовых построек, датирующихся с VII по XII века. Часть этих сооружений - буддийские монастыри, часть могла принадлежать представителям другой религии - манихеям. История буддизма - древнейшей мировой религии - тесно связана с Центральной Азией, по территории которой осуществлялась связь между Индией - родиной буддизма - и Китаем, где в раннем Средневековье буддизм достиг больших успехов. И то, что я увидел на фотографиях Пор-Бажына, очень похоже на планировку буддийских монастырей, которая сформировалась в Центральной Азии, вероятно, в VII-VIII веках н.э. и получила широчайшее распространение. С другой стороны, не исключено, что это мог быть и монастырь другой древневосточной религии - манихейства. В истории этой религии, возникшей в III веке в Месопотамии и претендовавшей на роль мировой религии, был эпизод, когда один из уйгурских каганов сделал ее государственной идеологией. Это было в середине VIII века, и до середины IX века манихейство было государственной религией уйгурского каганата, на чьей территории располагается наш памятник. И если буддийские монастыри нам хорошо известны, то манихейские монастыри (манистаны) значительно менее изучены.
Однако это не более чем рабочие гипотезы, которые требуют прежде всего проведения археологических работ, которые позволят выяснить настоящее назначение этого уникального памятника.
Более ста лет назад европейские востоковеды впервые обратились к изучению Центральной Азии. Российские исследователи - Дмитрий Клеменц, Сергей Ольденбург и другие - были одними из первых, кто провел археологические работы в этом регионе.