Ну так а почему специалисты-то у нас должны появляться в ЕЩЁ БОЛЬШЕМ количестве? Мне кажется, что у нас специалистов - реально БОЛЬШЕ, чем наш рынок может прокормить "хлебом с чёрной икрой". Рынок услуг этих специалистов на 90%+ обеспечивает государство в лице музеев-академий-фондов, неспа?
Да нет, я понятия не имею, нужно нам еще больше специалистов или нет. Проблема не в их количестве, а в том, что они существуют в каком-то своём измерении...
Вот есть такой проект, Единый художественный рейтинг. Более 10 лет они выпускают справочник русских художников, что-то типа справочного пособия для коллекционеров русской живописи с рыночными рейтингами более 50 тыс большинства когда-либо живших или ныне живущих русских художников. А в этом году они замахнулись на большее, и решили выпустить Международный художественный рейтинг:
http://rating.artunion.ru/international.htmОставим в стороне важность и возможную ценность этого проекта, я в них и сам не уверен. Я о другом. Сейчас в этом МХР нет ни одной фамилии китайского художника. Ни одного!
Я общался с составителями, всё оказалось очень просто. Они не смогли найти ни одного искусствоведа, который смог бы поучаствовать в этой работе, и выдать какой-то осмысленный рейтинг китайских художников, основанный как на их важности для искусства, так и на рыночной стоимости их работ. Включать туда самые известные имена просто наобум они не захотели, предпочли просто пока Китай исключить полностью.
Я не знаю, может быть они плохо искали, может быть таких искусствоведов у нас пруд пруди. Но факт остаётся фактом, в конце года этот справочник выйдет, появится у большинства людей, каким-то образом связанных с антикварным рынком, и китайских художников в нём не будет. И продаж не будет, как и не было.
А откуда вообще уверенность, что кто-то кроме пестующих своё нарождающееся чувство нацинальной гордости китайских крестьян-нуворишей будет "вкладываться" в китайское искусство?
А что, китайское искусство такое уж совсем никудышное, что его ни один нормальный человек не купит?
Все эти прекрасные американские и европейские собрания не сами собой появились. Люди заинтересовались, и вложили свои собственные деньги. Но всё-таки сначала надо заинтересовать. И у нас можно было бы кого-то заинтересовать, мы ментально к Китаю даже ближе, и у нас есть ярко выраженный народный интерес ко всякой китайщине-японщине на низовом уровне. Но поднять этот интерес на уровень выше, хотя бы попытаться и какой-то небольшой личный вклад внести, никто желания не испытывает...
Уверяю Вас - талант популяризатора (будь то Сидихменов или Малявин - из китаеведческой среды, или Виногородский из, скажем так, околокитаеведческой))) - гораздо более редкая штука, чем просто хороший специалист в своей области. Поскольку у нас никогда и не было иного, кроме спонсируемого государством спроса на китаеведческие услуги (мы с Китаем как-то больше оружием торговали, ну ещё балетом немного) - стоит ли удивляться, что "нет спроса в обществе"? "Нормальным" взаимоотношениям между странами - лет двадцать от силы....
А спонсируемый государством спрос - это по определению совсем небольшие деньги, и перманентные жалобы на плохую жизнь от спонсируемых. Нормальные деньги на рынке только частные, и как их вытащить - никто не думает. Хотя кто-то всё-таки думает, вот Виногородский целую чайную индустрию фактически создал из ничего, из пустого места, молодец.