Общевосточное общение > ЛитТерра
Время охоты на "Тарбагана". Современная российская, восточная беллетристика
<< < (8/101) > >>
Laotou:
Христианский союз молодых людей (ХСМЛ)

     «Xристианский союз молодых людей» (XСМЛ) представляет собой, в основном, белоэмигрантскую организацию, во главе кото¬рой, хотя и стоят японцы, но в основной массе своих членов эта ор¬ганизация состоит из молодого поколения русских эмигрантов. Маньч¬журский отдел ХСМЛ является филиалом ХСМЛ в Японии, а последний входит в американскую федерацию союзов ХСМЛ.
     ХСМЛ ставит своей задачей пропаганду христианства, но по своей политической идеологии и методам работы — ярко выраженная фашистс¬кая организация.
     Средством воспитания членов ХСМЛ являются различные учебные заведения и разнообразные специальные курсы и организации, состоя¬щие при ХСМЛ.
      Установлено, что и ХСМЛ ведет подготовку шпионов и диверсан¬тов, под руководством японской разведки. За период с 1932 — 1939 г. советской разведкой было разоблачено большое количество агентов японс¬кой разведки — членов ХСМЛ, осевших в Советском Союзе.
       Старшим секретарем ХСМЛ в Харбине является Грызов Алексей Алексеевич (литературный псевдоним Ачаир) — агент японской военной миссии, хорунжий и доверенный «Сибирской, Ермака Тимофеевича, казачьей станицы в Харбине».

„Национальная организация русских разведчиков"
(НОРР)

     Эта организация явно монархическая. Ее задачи заключаются в монархическом воспитании молодежи, непримиримой враждебности к со¬ветской власти и в подготовке кадров для разведывательно-диверсионной работы.
     Восточный отдел НОРР, включающий Маньчжурию и Северный Китай, является наиболее крупной и боевой организацией, созданной в 1934 г. бывшим офицером царской армии Лукиным Юрием Никола¬евичем первоначально на ст. Пограничная в Маньчжурии. В 1938 г. Лукин передал руководство Восточным отделом полковнику Зеленому Алек¬сандру Петровичу, приняв на себя только обязанности инструктора и начальника издательского отдела. В 1939 году организация насчитывала около 500 человек членов.
     Структура организации представляется в следующем виде:
     Штаб НОРР в г. Харбине. Харбинская бригада НОРР   подчинена штабу НОРР.
          Восточный отдел — ст. Пограничная.
          Бригады восточного отдела: на ст. Пограничная, Мулин, Эхо, Лишучжэнь (Мулинские копи), Яблоня и Ханьдаохэцзы.
           Нижегородская бригада.
      В 1939 г. НОРР в Маньчжурии представлял собой довольно силь¬ную организацию, в которой были заметны признаки роста за счет эмигрантской молодежи. В настоящее время деятельность ПОРР пошла на убыль. Это по всей вероятности объясняется тем, что данная орга¬низация, входя в состав «Монархического Объединения», разделяет вместе с тем и судьбу последнего, так как кредит его у японцев значительно упал.
      Номинальный  руководитель   НОРР  полковник   Зеленый А. П. —   монархист-семеновец, близко соприкасается с фашистами. В 1936 г. Зеле¬ный преподавал артиллерию в унтер-офицерской школе РФС в Харбине. О связях Зеленого с японскими разведорганами данных не имеется, но, судя по задачам организации, эта связь по-видимому существует.
      Лукин Ю. П.—фактический   руководитель   НОРР, по   данным за 1936 г., состоит агентом японской   жандармерии в Харбине. Он окон¬чил харбинскую гимназию и Ориентальный институт. Кроме того, окончил   богословский   факультет   и   зубоврачебную   техническую   школу. Знает фехтование, «дзюдо – джиуджицу», энергичен. Подробных данных о его прошлом, не имеется. В 1936 г.   состоял   членом русского императорского союза, бывший офицер.

„Союз Мушкетеров им. кн. Никиты" в Харбине.

     Эта организация основана в 1924 году по инициативе известных активистов белоэмигрантов в Маньчжурии—Гантимурова Вл., Романова В., Барышникова и др.
     Цель организации «Союза мушкетеров» — объединение эмигрант¬ской молодежи для активной борьбы с коммунизмом. Идеология  — монар¬хически -  религиозное воспитание молодежи.
      В скором времени после создания этой организации в Маньчжурии она насчитывала до 250 человек молодежи и ввела в своих рядах военную дисциплину, делясь на роты, взводы и отделения.
     Первым начальником «Союза мушкетеров» был Гантимуров, отст¬раненный впоследствии за трусость. После этого во главе становится Барышников Виктор Семенович, сын известного генерала Барышникова, а начальником штаба назначается Костриченко Владимир Васильевич, бывший советский гражданин.
      В 1927 году организация несколько увеличилась за счет «Санитпо» (спортивной организации беженского комитета). В это время «мушкетеры» проявляли наибольшую деятельность, принимая активное участие в избиениях и арестах совграждан.
      После ликвидации конфликта на КВЖД, часть «мушкетеров» вме¬сте со своим начальником Барышниковым уезжают в Америку, в Сан-Франциско, где создают филиал «Союза мушкетеров», а в харбинский союз начальником назначается Костриченко.
      С начала 1930 года над «Союзом мушкетеров» берет шефство князь Никита Романов и благодаря этому Союз укрепляет свои позиции среди белоэмигрантов.
В 1931 г. «мушкетеры» активно содействовали японцам в оккупа¬ции Маньчжурии, устраивая беспорядки и нападения внутри страны. Для этого японцы субсидировали организацию и снабжали ее оружием, создавая «дружины японской самообороны».
      При союзе имеются унтер-офицерские курсы, начальником кото¬рых состоит Костомаров С. С.
      «Союз мушкетеров» входит в «Монархическое Объединение».
      В настоящее время, будучи лишенным активной поддержки со стороны японских разведывательных органов, Союз разделил участь «Монархического Объединения» и как организация почти сошел на нет.
Laotou:
ГЛАВА ШЕСТАЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

     Нацменьшинства в Маньчжурии, эмигрировавшие в свое время  из царской России и из СССР, организовались в колонии и общины разно¬временно, но закреплены янонцами как административные единицы при «Главном бюро российских эмигрантов» в тех же целях, какие пресле¬довались ими при организации русских белоэмигрантов и рассматриваются как одно тождественное целое с последними. Армянская, грузинская, еврейская, тюрко-татарская и украинская колонии составляют при ГБРЭМ «Совет национальностей», другие, как например, греческая, латышская и литовская, хотя и не входят в этот совет, имея свои органы в лице соответственных консульств, тем не менее в основной своей массе сос¬тоят из лиц, имевших раньше русское подданство и поэтому в отно¬шении их японцы не делают каких либо особых отличий.
     Члены этих колоний, в большинстве случаев, принимают участие во всей работе ГБРЭМ и вообще русской белой эмиграции наравне с русскими, занимая выборные посты во всех организациях болоэмигрантов. Это обстоятельство является достаточно серьезной причиной, чтобы не проводить отличия между национальными колониями первого и вто¬рого типа.

„Армянское общество"

     Армянское общество существует в Харбине с 1917 года. В 1919 году его существование было оформлено. Число армян всей Мань¬чжурии достигает 850 человек, из которых 160 человек проживает в Харбине. 0-во имеет собственный молитвенный дом.

„Грузинское национальное общество"

      Существует с 1905 года. Его первым председателем был кн. Цулукидзе. В 1935 году общество приобрело собственный дом на про¬спекте Датун.
     Число грузин в Маньчжурии достигает 300 чел. При обществе существует «национальный совет», состоящий из 16 человек и кроме того правление. При О-ве имеется библиотека и воскресная школа гру¬зинского языка.

Еврейская колония

      Еврейская колония наиболее многочисленная из всех националь¬ных общин в г. Харбине. Всего в Маньчжурии насчитывается до 2.800 человек, из которых около 2.000 проживает в Харбине. На всем Даль¬нем Востоке имеется 10 еврейских общин, объединенных «Национальным Советом», исполнительный комитет которого находится в Харбине. В Маньчжурии находятся пять общин   — в Харбине, Хайларе Цицикаре, Мукдене и Дайрене.
      Национальный совет является филиалом всемирной сионистской организации и объединяет приблизительно десять тысяч человек, имея своей целью воспитание евреев в националистическом и антисоветском духе, а также материальную помощь активным еврейским организациям.
     Национальный совет евреев на Д. В. имеет свой печатный орган «Еврейская жизнь», выходящий на русском и английском языках.
      «Харбинская еврейская духовная община» (ХЕДО) является самой активной и существует с 1903 г. Первые евреи в Харбине появились еще в 1899 году, а в 1909 г. община имела уже главную синагогу.
     В данное время в Харбине насчитывается много еврейских общест¬венных организаций.
     Кроме главной синагоги существует еще новая синагога «Бейс Гамидраш», основанная П. М. Канн. Имеется еврейская национальная школа имени Л. Ш. Скидельского, открытая в 1920 г., как «Тулмуд-Тора» и находящаяся в ведении О-ва «Агудас Исройэль». Она вклю¬чает «народную и повышенную народную школы» и дает не только религиозно-еврейскую подготовку, но и общеобразовательные знания. Еврейская общественная библиотека, основанная от слияния библиотек о-ва «Ималдаг» и «Сионистского общества» в 1933 г., насчитывает до 12.000 томов.
     «ДЕБО» — дамское еврейское благотворительное общество, сущест¬вующее с 1906 года, оказывает помощь еврейской молодежи в получении образования, предоставляет ремесленникам машины для на¬чала дела, содержит сирот и выдает денежные пособия нетрудоспособ¬ным членам колонии.
     Еврейская бесплатная и дешевая столовая, открытая в 1915 г. и с 1918 г. помещающаяся в собственном доме, выстроенном на сред¬ства И. А. Рабиновича, отпускает ежедневно около 200 обедов. В том же доме помещается общежитие для престарелых евреев — «Мойшав Зкейним», где проживает до 20 человек.
     В 1941 г. в том же доме открыт „приют для хроников" и „Хевро-Кадише" — погребальное братство, одно из старейших еврейских учреж¬дений.
     «Гмилус Хесед» — общество беспроцентных ссуд, существующее с 1916 года, предоставляет нуждающимся ссуды. Кроме того существует еще „ЭЗРО" — организация, основанная в 1924 г. по инициативе сапо¬жника С. М. Герштейна, с целью оказания помощи_нуждающимся путем выдачи мелких ссуд 5 — 10 гоби.
     Общество попечения о бедных больных евреях „Мишмерес Хойлим» существует с 1941 г. При нем имеется своя амбулатория.
     Чтобы окончить перечисление общественных еврейских организаций следует упомянуть о „Европейском народном банке", представляющем собой довольно крупное финансовое учреждение.
     Из еврейских организаций в Харбине существуют следующие:
     „Сионистское общество" — основано 1912 году. Ведет довольно большую работу, имея при себе также представительство „Еврейского национального фонда". Из сионистских группировок существуют отде¬ления „Сионистов-ревизионистов", юношеская еврейская организация „Маккаби", ведущая культурную работу, и „Брит-Трумпельдор" („Бэтар") — организация фашистского толка, названная по имени еврейского национального „героя" Иосифа Трумпельдора. Эта организация имеет международный характер, ее главный штаб до нынешней войны нахо¬дился в Риге.
     Отделения этой организации созданы в большинстве стран Европы и Америки. Основная задача „Брит-Трумпельдора" та же, что и у на¬циональной сионистской организации — создание независимого еврейского государства в Палестине.
     „Брит-Трумпельдор" является боевой партией  евреев, стоящей на платформе террора и решительных  действий.   Харбинская   организация „Брит-Трумпельдор" в   настоящее  время насчитывает до 180 человек. В 1938 — 1939    г.г. были  вскрыты   ячейки  этой  организации на территории СССР.
     Печатный орган организации — „Гадегел" издается на русском языке.
     Еврейские организации в Маньчжурии находятся под покровитель¬ством японцев, которые используют их в борьбе против СССР  и преж¬де всего стремятся нанести вред еврейской автономной области в Би¬робиджане. Кауфман А.— и председатель „Национального совета евреев" — старый японский агент, принимает неизменно участие во всех общеэмигрантских начинаниях и бывает на всех банкетах, устраиваемых ГБРЭМ и японской военной миссией в Харбине. В начале войны на Тихом океане еврейское население пожертвовало на „оборону государ¬ства и японский Красный крест" 50.000 гоби.

Laotou:
Тюрко-татарская колония

     Тюрко-татарская национальная и духовная община была органи¬зована в 1904 году и вскоре уже имела три собственных участка земли, на которых была произведена закладка здания мечети и школы, названной „Гинаят". В жизни общины большое значение имела деятель¬ность умершего муллы Гинаятулла Салихметова, который приехал  Маньчжурию в 1907 г.
     В данное время тюрко-татарское население в Харбине достигает примерно 400 человек. Община имеет собственную большую мечеть, законченную постройкой в 1937 г.

Украинская национальная колония (УНК)

     Первое украинское общество, под названием   «Украинский клуб» было открыто в Харбине 1907 г. и существовало до 1926 года, когда по распоряжению гоминьдановских властей клуб был закрыт, а имущество в виде земельного участка с постройками было отобрано.
     До 1933г., во время закрытия «Украинского клуба», существовал и работал „комитет общественных уполномоченных". После оккупации Маньчжурии японцы в 1933 г. возвратили украинцам их имущество, утвердили устав общины и таким образом был вновь открыт „Украин¬ский национальный дом", в котором стало существовать правление под названием „украинский комитет общественных уполномоченных", переименованный в 1935 г. в „украинскую национальную колонию". Украинская колония объединяет около 2000 человек. В основе своей деятельности колония проводит антикоммунистическое направление.
     Во главе УНК в данное время стоит Кулябко-Корецкий В. А., назначенный на этот пост японской военной миссией в Харбине, после того, как ЯВМ не утвердила выборы правления колонии, произведенные на общем собрании ее членов.
    Вся политическая работа среди украинцев ведется через «Украинский дом», который держится японцами в резерве, как привилегированное учреждение в расчете использовать его в случае занятия японцами Приморья, где имеется значительное количество украинского населения.
     На всех собраниях, созываемых в «Украинском доме», присутствует японец-представитель ЯВМ, хорошо владеющий русским языком.
     Среди украинского населения в Маньчжурии проводили и прово¬дят работу следующие антисоветские украинские организации:

1. Гетманцы (сторонники гетмана Скоропадского),

     Самая сильная группировка, по масштабу ведущейся ею работы. В 1940 году насчитывала до 20 человек энергичных членов. Эта груп¬пировка ориентируется на восстановление гетманской Украины. Имеет тенденцию к росту.
Глава организации — Самарский, заместитель Богдан (Богданов). Члены организации Кулябко-Корецкнй В. .А., Даниленко Ф. Ф. и др.

2. „Украинская народная республика" (УНР).

      Демократическая организация, ориентируется на восстановление Украинской республики. В Харбине этой организации, как таковой, не существует, но есть группа лиц, присоединившихся к этому течению и проводившая свою работу довольно активно до распада Польши. Ос¬новная организация находилась в Польше, а после ее распада группа стала свертывать работу.
     Видные сторонники УНР: Рой Ф. (японский агент), Яхно П., Свит И., Милько М. и др.

3. „Организация украинских националистов" (ОУН).

ОУН нелегальная и очень малочисленная организация. Большого значения в жизни украинской колонии не имеет. По данным из Аме¬рики, ОУН является филиалом германской шпионской организации. Члены ОУН в Маньчжурии: Корда-Федоров, Марков, Луковенко и др.

4. „Далеко-схидна Сич".
     До начала 1939 г. при «Украинском доме» существовала как филиал „дома" ярко выраженная украинская националистическая орга¬низация молодежи «Далеко-схидна Сич». С 1939 года ей предоставили самостоятельность и придали политическую окраску, но попытки ОУН вовлечь «Сич» в сферу своего влияния привели к развалу последней. 21 мая 1940 года по распоряжению управления полиции «Сич» за¬крыта, как нелегально существовавшая организация.
     Что касается национальных  организаций,   которые   не   входят „Совет национальностей при Главном бюро—
         Греческое общество
         Харбинское латышское общество
         Общество литовских граждан
         Югославское общество
      Хотя все они объединяются по национальному признаку и серьезной самостоятельной политической работы не ведут (за исключением латышей,  которые примыкают к проживающим в Маньчжурии немцам и фашистам и принимают непосредственное участие во всей деятельной последних) тем не менее все эти национальные объединения ведут определенную антисоветскую работу по заданиям японской разведки и поэтому должны рассматриваться наравне со всеми русскими белоэмигрантами в Маньчжурии.

Laotou:
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

     Деятельность «литературно-художественных», «литературно-музыкальных» кружков и научных организаций состоит под наблюдением и контролем «культурно-просветительного» (2-го) отдела Главного   бюро эмигрантов и, следовательно, поскольку начальником этого  отдела являлся до последнего времени Родзаевский, находится в сфере влияния фашистов. Особого внимания, как  организации, ведущие определенную политическую работу, заслуживают:
    1. „Литературно-художественный кружок им. Н. А. Байкова".
    2. „Литературно-художественный кружок молодежи имени генерала Краснова".
    3. „Литературно-художественный кружок имени августейшего поэта К. Р. (Константина Романова)".
                        
„Кружок имени Н. А. Байкова".
     Существует при „Русском  клубе". Клуб,   как известно, является одним из проводников работы „Российского фашистского союза". Пред¬седатель „Русского  клуба"— полковник  генштаба  Тихообразов А. А. . (Леденев   А. А.—начальник  разведывательно - секретного   отдела   Центрального   управления РФС).  Это   обстоятельство  является   причиной  того, что клуб представляет собой гнездо фашистских организаций, тер¬риториально с ним связанных (здесь же помещается „Клуб молодежи", организованный в марте этого года Родзаевским).
     Председатель правления „кружка им. Байкова"— Петлин Н. Н. — начальник воспитательного отдела Центрального управления РФС, один из наиболее видных фашистов.
     Байков Н. А., именем которого назван этот кружок, —популярный среди белоэмигрантов и даже японцев автор литературных произведе¬ний из жизни мира животных и о таежных скитаниях. Белоэмигранты называют его „русским Киплингом".
     На собраниях, кружках, называемых „четвергами" читаются лек¬ции, доклады, устраиваются диспуты, постановки, музыкальные и во¬кальные выступления, имеющие специфический характер.
     Из всех кружков этого типа, „кружок им. Байкова" —самый  ак¬тивный и, как орган для  пропаганды,   представляет  собой  для  РФС большую ценность.

„Кружок имени генерала Краснова" (район Модягоу).

     Этот кружок точно также чисто фашистского толка. Во главе кружка состоит Олекминский Г. С., член РФС. В феврале этого года кружок стал проявлять большую активность, уточнены цели кружка и намечен план работ на ближайшее время. Для усиления средств круж¬ка в апреле был устроен бал. Почетным председателем кружка избран нач. ГБРЭМ Кислицин.

„Кружок вмени К. Р. (Константина Романова).
    Кружок состоит при отделе, «Монархического Объединения», по воспитанию юношества. Задача кружка—„культурное" воспитание мо¬нархистов. На „понедельниках", устраиваемых кружком, выступают с докладами монархисты и их единомышленники. Это — единственная орга¬низация «Монархического Объединения», которая до последнего времени
действует активно.
     Из других кружков этого типа следует еще отметить кружок при Коммерческом собрании, устраивающий «женские, среды». Кружок какой-либо определенной политической окраски не имеет, но пользуется среди белоэмиграции г. Харбина успехом за устройство докладов на литера¬турные темы.
     Научная деятельность белоэмиграции в Маньчжурии так мизерна, что о ней почти нечего сказать (очередная ложь – авт.). Собственных научных учреждений или организаций, ведущих хотя бы мало-мальски серьезную работу, не су¬ществует. Подводя в этом отношении ко дню 10-летия Маньчжоуго итоги работы эмиграции, газета «Заря» № от 1 марта с.г. не без  горечи замечает:
     „Различные политические сдвиги и экономические затруднения несколько затормозили научную работу и русские ученые не всегда имели возможность применить свои силы и знания на пользу науки" Научно-исследовательский институт «Далу» в Харбине, вокруг которого группируется часть белоэмигрантских «ученых», представляет собой уч¬реждение, организованное японцами, но и это единственное учреждение представляет собой очень жалкое зрелище по масштабу и предметам своей работы. Институт „Далу" ведет „техническо-исследовательские работы по ботанике, энтомологии, ихтиологии и т. д. («3аря» 1-Ш-42 г.). В чем заключается это «и т. д.» сказать трудно, потому что следов научной работы нигде найти нельзя.
     Кроме института „Далу" из „научных" организаций белоэмигра¬ции, состоящих в качестве придатка при других учреждениях, можно еще упомянуть о  «Клубе естествознания и географии» и «Турист-клу¬бе» при «Христианском союзе молодежи» в Харбине и «Национальную организацию исследователей-пржевальцев», но и эти организации также не заслуживают внимания с той стороны, чтобы можно было бы серь¬езно говорить об их „научной" работе.
                  г. Чита
___________________________________________________________         



Laotou:
      Глава XI.

     Алексей Владимирович Соломин родился в районе Главных  железнодорожных мастерских (ПВРЗ) на Чите «первой», на улице Недорезова 21 июня 1931 года. Но в метрику по ошибке записали другую дату – 21 июля 1931 года, и теперь у него как бы два дня рождения. Семья Соломиных по тем, довоенным  временам была обычной, ничем не отличалась от других таких же сотен семей, как по количеству детей в доме, а их было шестеро, так и по укладу жизни. Жили не очень богато, но зато дружно и добросердечно. Правда, слаборазвитая медицина и  полуголодное существование в довоенные годы, и в военное лихолетье привело к трагедии – четверо детей Соломиных умерло в младенчестве, и они остались вдвоем с младшим братом Сашей.
     Лёшка рос среди «низовской» шпаны и не один раз принимал участие в уличных драках то с «кенонскими», то с «кузнеченскими». Так назывались мальчишеские группировки, именуемые самими пацанами по территориальной принадлежности. Но во всех этих дворовых баталиях, которые обычно начинались в зоне условной границы между «закрепленными территориями» со столкновений задиристой мелкотни с разных сторон, а заканчивались  битвами взрослых парней и иногда - подвыпивших мужиков, существовали свои «рыцарские» правила – драка продолжалась до «первой крови». Жестко действовал принцип - «лежачего не бьют». Правила были одинаковы для всех и каждая «воюющая» сторона соблюдала их как воинский Устав – строго и безоговорочно. Милицейские наряды, вызванные на поле брани чьим-то «заботливым» звоночком, старались не вмешиваться в междуусобные войны. Наблюдали со стороны, иначе могли быть биты, ненароком попадя под «горячую руку», увлекшихся кулачным боем, парней. Даже суровое сталинское время не сразу смогло поменять старые русские традиции, в частности, уничтожить битвы «стенка на стенку».
     Как и во всех серьезных войнах существовали и временные перемирия – «низовским» хотелось купаться на озеро Кенон, а «кенонских» завлекали танцы в клубах ПВРЗ или «Красный Октябрь» - там же уйма девчонок! Поэтому заключался временный пакт о ненападении, который сохранял силу до тех пор, пока кто-нибудь не нарушал договор, например, по инициативе местного заводилы, которому вдруг не понравилась чья-то физиономия в одной из мальчишеских группировок. Перемирие заканчивалось, стихийно возобновлялись битвы, затем вновь заключался пакт. Но, в целом, все было по-честному и настолько, насколько позволяло внутреннее достоинство ребятишек, обучавшихся улицей и, живших по неписаным правилам и нормам поведения. Правила передавались по наследству из поколения в поколение дворовыми «авторитетами», несущими традиции, как знамена боевых частей. Это была своего рода игра, пускай суровая и отчасти жестокая, но настоящая мужская. Она укрепляла у мальчишек волю, развивала мужество и силу, наделяла бойцовскими качествами, которые оказывались потом такими важными и жизненно необходимыми в тяжелой послевоенной действительности.     
     Отец Алексея – Владимир Андреевич Соломин, как и его дед – Андрей Иванович, работал железнодорожным телеграфистом на станции Андриановка, а потому считался достаточно грамотным по тем временам человеком. До революции окончил реальное училище и до 1920 года состоял на службе в НРА (Народно-революционная армия) «буферной» Дальневосточной Республики. А после установления советской власти в Забайкалье был направлен на работу в Читу, в Главные железнодорожные мастерские. Работников мирных профессий недоставало как воздуха, и ему предложили сменить специальность, а поскольку по Ленину – «социализм – это учет», Владимира Андреевича назначили сначала бухгалтером, а затем и главным бухгалтером одного из важнейших читинских предприятий.
      Мама – Анна Дмитриевна, окончив восемь классов женской гимназии, числилась также довольно грамотным человеком и потому работала статистиком в «Дорсанотделе» Забайкальской железной дороги. Потомственные железнодорожники Соломины непременно полагали, что их сын - Алексей должен продолжить династию. Но сначала была школа. Лешка, как личность сугубо самостоятельная и плохо поддающаяся родительским указаниям, семи лет от роду пришел поступать на учебу в двадцатую читинскую школу. Образование в школе начиналось с восьмилетнего возраста и удивленная учительница, первая попавшаяся на глаза настырному пацану, вежливо указала ему на дверь. Но не тут-то было. Он ведь не просто так пришел, к этому времени Лёшка мог уже читать и писать, поэтому, причем здесь возраст? Конфликт между учительницей и жаждущим знаний мальчишкой пришлось погасить маме, по-хозяйски разрешившей сложившееся противоречие – мокрым полотенцем по спине. А потом уговорами и лаской. Настойчивый мальчик поддался-таки «убеждениям» и через год в положенное время приступил к занятиям в школе.
     Однажды, летом 1938 года Лешка вместе с другом Васькой Будиловым наблюдали обычную в то время картину – как брали под арест и уводили в никуда соседа – Георгия Бакшеева – слесаря ПВРЗ, радушного и веселого человека, «рубаху-парня» и всеобщего любимца. «Опер», одетый в гражданский костюм, что-то долго писал на бумаге, сидя в доме Бакшеевых, задавал короткие вопросы и почти не поднимал головы. Особенно интересовало «энкавэдэшника» наличие оружия у Георгия. Два охотничьих ружья, буквально, смотрели из-за печки на «опера», но он настойчиво требовал доказательств их существования. Как ни странным показалось Лёшке и Ваське, Георгий отвечал, улыбаясь, отрицательно: «Нет у меня никакого оружия». Хотя все в округе знали, что Гоша страстный охотник, раздававший свою добычу в качестве подарков всем ближайшим соседям. Да и «опер», безусловно, не мог не видеть упрямо глядящих на него стволов. Но в протокол занес слова Бакшеева, нисколько не смутившись. Потом встал, аккуратно положил в папку протокол, наказал Георгию собрать вещи и прихватить двухдневный запас продуктов. Тетя Нюра – жена Георгия в одночасье осознавшая, что это конец, но все-таки надеявшаяся на чудо – ведь Гоша такой хороший и никому никогда не причинял зла, лихорадочно принялась собирать продукты и вещи. «Опер» молчаливо ждал. А потом повел Георгия по улице в сторону центра города.  Пацаны провожали их до следующего квартала в расчете, что добродушный сосед вскоре вернется. Георгий улыбался и говорил мальчишкам, что через недолгое время увидится с ними и, что подарит Лешке с Васькой по настоящей утке. Конечно же – это была иллюзия – оттуда почти не возвращались, особенно в тридцать седьмом и тридцать восьмом годах. Сталинской каннибальской машине нужен был план по обезвреживанию «шпионов и диверсантов», и «опера» являлись «винтиками» этого зловещего механизма, а зачастую сами становились жертвами дикого произвола…
     Всегда веселый и жизнерадостный Бакшеев пропал навечно, как и многие тысячи и тысячи безвинных советских граждан. Лешка и Васька некоторое время спустя подумали, что дядя Гоша их обманул, хотя втайне надеялись, что это не так и еще очень долго ждали обещанного подарка, но так и не дождались…         
         


Навигация
Главная страница сообщений
Следующая страница
Предыдущая страница

Перейти к полной версии