Автор Тема: 什么是 ”道“  (Прочитано 63540 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #50 : 23 Марта 2006 08:31:33 »
Я вот сижу себе и терпеливо жду, когда тут появятся доцинские определения или контексты с ДАО...

А буде таковые появятся что с ними предполагается делать? Вот 3

Один раз инь один раз ян - дао.

Дао это ци.

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.

И что теперь?
壯士一去兮不复還

Оффлайн Tuman

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3207
  • Карма: 33
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #51 : 23 Марта 2006 09:50:46 »
А вот сарказм и иронию я в дискуссии приветствую вед ето признак увлеченности темой.

Главно не переусердствовать в увлечении... годик назад в одной теме, которая, кажется называлась: Давайте переведм Дао Де-цзин, разгорелись нешуточные баталии очень увлеченных людей. :-)
тише едешь - дальше будешь :-)

Оффлайн Tuman

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3207
  • Карма: 33
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #52 : 23 Марта 2006 09:53:08 »
А буде таковые появятся что с ними предполагается делать? Вот 3

Лучшее - переводить и оставлять в комментарии к переводу свое мнение. И только.


Один раз инь один раз ян - дао.

Дао это ци.

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.

И что теперь?

А теперь все это по китайски и контекстик, посокольку эти сентенции сами по себе в ДДЦ сами по себе не стоят.
[/quote]
тише едешь - дальше будешь :-)

Оффлайн Tuman

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3207
  • Карма: 33
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #53 : 23 Марта 2006 13:05:33 »
нарыл в китайской wiki. Ржем вместе или принемаем в серьез и переводим:

道是中国哲学中一个很重要的概念,在中国古代文化中,道表示了一种最高境界。

道是一种法则,包括社会法则和自然法则。老子说:“道可道,非常道。”其含义是深奧的,不同的人可以有不同的解说。但深入閲讀 道德經,可以了解老子對道的含義做進一步的闡明。

道理是宇宙运行,自然变化的法则,是事物的规律,因此,道是一切的本源。老子说:“道生一,一生二,二生三,三生万物。” 老子还说,“人法地,地法天,天法道,道法自然。”这就是说,人要守地的法则,地要守天的法则,天要守道的法则,而只有道是自在的,本源的。道也是道路的意思。是事物发展路径。路径是事物规律的外在体现。因此,道理与道 路就统一了。 回到老子开宗明意的 “道可道,非常道”,就可深一步理解:由于人认识的局限性,我们所说的道都只是真正道的一部分,无法窥见道的全貌,故无法反映道的本质。例如我们说这是一张桌子,可那是我们的说法,它是什么呢?是一堆木头,还是一堆原子,都只反映了它的一个侧面。

《周易》把中国古代早已有之的阴阳观念,发展成为一个系统的世界观,用阴阳、乾坤、刚柔的对立统一来解释宇宙万物和人类社会的一切变化。

在 道德經中,老子大量闡發了道是阴阳對比,對立統一,相輔相成的觀點:“天下皆知美之为美,斯恶已;皆知善之为善,斯不善矣。有无相生,难易相成,长短相形,高下相盈,音声相和,前后相随,恒也。是以圣人处无为之事,行不言之教,万物作而弗始,生而弗有,为而弗恃,功成而弗居。夫唯弗居,是以不去。”

老子又說:“曲则全,枉则直,洼则盈,敝则新,少则得,多则惑。」是以圣人抱一为 天下式。不自见,故明;不自是,故彰;不自伐,故有功;不自矜,故长。夫唯 不争,故天下莫能与之争。古之所谓「曲则全」者,岂虚言哉!诚全而归之。”

儒家經典易传~系辞說:「一阴一阳之谓道.」,「 天之道, 曰阴与阳.」並引用孔子的話:「形而上者谓之道,形而下者谓之器.」所以說儒家認同:道者,阴阳变化之理也。道,即宇宙运行,自然变化的法则。

從時間順序上,《周易》最早,「文王居爾演周易」,為西周初年由文王所著;老子的道德經和孔子的論語則同為春秋時代的作品;易傳,現今多數學者均認爲應是戰國時代的作品。
тише едешь - дальше будешь :-)

Оффлайн Tuman

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3207
  • Карма: 33
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #54 : 23 Марта 2006 13:19:56 »
В этом отрывке есть пять определений контекстов с Дао.

老子说:“道可道,非常道。” — Путь, которым можно пройти - не истенный Путь. Путь, о котором можно поведать - ложный путь.

老子说:“道生一,一生二,二生三,三生万物。” — Путь рождает единое, единое рождает двойственное, двойственное рождает тройственное, а тройственное — всю тьм вещей. Путь рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождает всю тьму вещей.

老子还说,“人法地,地法天,天法道,道法自然。” - Человек раскрывает землю, земля раскрывает небо, небо раскрывает Путь, а Путь раскрывает самоестественное. (Надо бы найти вариант получше)

儒家經典易传~系辞說:一阴一阳之谓道.  - Один раз Инь и один раз Ян - вот, что зовется Путем. Гармония Инь и Ян - вот, что зовется Путем.

儒家經典易传~系辞說:天之道, 曰阴与阳 -  Небесный Путь - это смена времени суток.

Нашел еще вот такое, кажется это расширенная форма последней фразы: 立天之道曰阴曰阳,立地之道曰柔与刚,立人之道曰仁与义 - Небесный порядок-путь - это день и ночь, светлое и темное, земной порядок-путь - это мягкость и твердость, податливость и упругость, порядок-путь человека - это человечность и долг, установленный порядок должного меж людьми и должного по отношению к людям.

« Последнее редактирование: 23 Марта 2006 14:06:26 от Tuman »
тише едешь - дальше будешь :-)

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #55 : 24 Марта 2006 11:20:32 »
道是中国哲学中一个很重要的概念,在中国古代文化中,道表示了一种最高境界。
Дао это очень важное понятие среди концепций китайской философии, дао присутствовало с древних времен в китайской культуре,дао выражает некий высший предел.
道是一种法则,包括社会法则和自然法则。
Дао есть некий закон, включаюший законы обшественные и природные.
老子说:“道可道,非常道.
Лаоцзы сказал: Дао которое можно использовать, не исконное дао.
其 含 义 是 深 奧 的 , 不 同 的 人 可 以 有 不 同 的 解 说
Смысл этого глубок, множествен, люди имеют неодинаковые обьяснения.
但深入閲讀 道德經,可以了解老子對道的含義做進一步的闡明。
Однако в тексте(?) ДДЦ, в понимании Лаоцзи содержится  то что продвигает на шаг к пониманию.
Последнее предложение не понял :(
壯士一去兮不复還

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7295
  • Карма: 274
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #56 : 24 Марта 2006 14:31:08 »
Цитировать
Поросилм CRD объяснить, почему Тяньши не прав.
Потому, что понятие "идеализм", в общем то общепринято и общеизвестно(http://encycl.accoona.ru/?id=23163), а то, что вместо него предлагал Тяньши- это лишь частный случай идеализма, именуемый мистицизм.

Цитировать
Т е имена останутся у вас не выправлеными поскольку вы не знаете основного различия между религией и философией.

Вот оно:
хттп://енц.маил.ру/артицле/1900451293
А, это... знаю, знаю. И категорически отвергаю. Так как это определение адекватно только для европейской философии, и авраамических религий, да и то, скорее всего не целиком.
А мы говорим о Китае. Здесь все это иначе.

Все, предлагаю вернуться к Дао.
不怕困难不怕死

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7295
  • Карма: 274
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #57 : 24 Марта 2006 15:43:13 »
Господа, как я вижу, перескочили сразу к Лаоцзы, это, конечно, хорошо, но мне бы хотелось выяснить, в каком тексте вообще впервые Дао было употреблено в философском значении. Я тут полазил, и нашел, что это Чжоу И и Шицзин.
Хотелось бы разъяснить для начала с ними.
С Чжоу И более- менее ясно:
《周易》把“道”作为宇宙的本体,如履卦九二爻辞:有“履道坦坦,幽人贞吉。”随卦九四爻辞:“有孚在,道以明,何咎。”这里所讲的“道”,就是作为宇宙本体的“道”。“十翼”对于《周易》所提出的作为宇宙本体的“道”,可以说是理解得很深刻,发挥得很透彻的,超越了《周易》作者的水平。《系辞》第五章:“一阴一阳之谓道。”第十一章:“易有太极,是生两仪。”这是说,“道”可以产生出阴和阳来。第二章:“刚柔相推而生变化。”这是说,由阳和阴自己配合和相互配合,就进一步产生出以乾象征天,以坤象征地等八种物体来。从而人事的是非得失,吉凶祸福,也都相伴随而发生,相伴随而发展,以至天地之间的一切无不具备。

    《周易》提出了“道”,但没有展开对“道”的阐述,老子在《道德经》中加以阐明,并发挥了自己的看法。所以《周易》和老子的《道德经》是中国古代乃至世界古代谈辩证法的经典,至今仍有它的生命力。目前世界各国有不少人在谈《易》论《道》,还有人认为,《周易》开创了世界数理哲学的先河;有人认为它是开创世界数学史上二进位制的始祖。

http://bbs.it.com.cn/ShowPost.aspx?TopicID=91240

А вот по Шицзину ничего внятного не нашел :-X . Возможно, Глаша сможет помочь, посмотрите по книжке Гэ Жунцзиня, что ам сказано про Дао в Ши Цзин?
« Последнее редактирование: 24 Марта 2006 15:48:34 от China Red Devil »
不怕困难不怕死

Онлайн Papa HuHu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 5129
  • Карма: 140
  • Пол: Мужской
    • Папа ХуХу
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #58 : 25 Марта 2006 01:48:21 »
эээ, господа, никто не мешает слепцам ощупывать слона. это может быть даже полезный спорт для них, но столь и только пока они осознают, что они слепцы.

очень рад, что тут приводятся обширные цитаты на китайском языке, и по моему глубочайшему мнению, это самое полезное что можно сделать - дать людям понять, что без того, чтобы много и усиленно читать на китайском воздерживаясь от резких наскоков без понимания истоков, ощупывание слона не принесет никакой пользы.

со своей стороны, я лично очень согласен с определением дао столь любезно приведенным из китайской вики.

а еще, посмотрим на себя со стороны:
мы увлеченно трактуем "дао", спорим о нем, пытаемся найти определение, критикуем и высмеиваем других за иные трактовки. тем не менее, масса других понятий столь же неопределена в нашем языке, но мы ими постоянно оперируем без малейшего намека на неудобство. пример - да хотя бы, что значит "любовь". откройте такую ветку - и народ испишет страниц 20-30 доказывая друг другу разные варианты определения этого слова. тем не менее, мы говорим "я тебя люблю" и ясно понимаем, что имеется в виду. так и "дао", в принципе этим понятием можно великолепно пользоваться не пытаясь дать ему четкое определение....

Оффлайн Onmioji

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 8
  • Карма: 0
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #59 : 25 Марта 2006 03:05:20 »
Какие еще будут мнения?

Даосизм имеет несколько направлений:

Даосская магия. Путь силы
Даосское гадание. Путь видения
Церемониальный (религиозный) даосизм
Внутренняя алхимия. Путь трансформации
Поведенческий Даосизм - Школа Действия и воздаяния. Путь праведного действия

Есть книга такая "Даосизм. религии мира"

Оффлайн Onmioji

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 8
  • Карма: 0
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #60 : 25 Марта 2006 03:09:10 »
Мне известен только труд БаоПу Дзы (но их на самом деле очень много, в сети можно многие найти, и по внушней/внутренней алхимии и по фаньшу) - собрание сведений ученика канонизированного бессмертного о даосизме, фанши, внешней и внутренней алхимии. К сожалению полной версии оного найти на русском я так и не смог, а китайского пока еще не знаю.

В даосизме существовало несколько направлений, два из них были: это внутренняя алхимия (нейдань), и магическое искусство (фаньшу), которое использовало даосские достижения в других целях, нежели обретение тела закона.

Если кому интересно, могу немного ссылок на интересную, на мой взгляд, литературу по теме
« Последнее редактирование: 25 Марта 2006 03:10:48 от Onmioji »

Онлайн Papa HuHu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 5129
  • Карма: 140
  • Пол: Мужской
    • Папа ХуХу
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #61 : 25 Марта 2006 05:12:29 »
поиск по шуцзину пока высветил только 道 в значении "говорить" или "дорога".... хотя, наверняка мною что-то упущено...

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #62 : 25 Марта 2006 07:52:32 »
А вот по Шицзину ничего внятного не нашел :-X . Возможно, Глаша сможет помочь, посмотрите по книжке Гэ Жунцзиня, что ам сказано про Дао в Ши Цзин?
Г-н ЧРД а откуда же вы решили что книге песен оно есть вообше?
壯士一去兮不复還

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #63 : 25 Марта 2006 07:54:48 »
Если кому интересно, могу немного ссылок на интересную, на мой взгляд, литературу по теме
Разумееться будте добры.
壯士一去兮不复還

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #64 : 25 Марта 2006 09:57:28 »
Господа, как я вижу, перескочили сразу к Лаоцзы, это, конечно, хорошо, но мне бы хотелось выяснить, в каком тексте вообще впервые Дао было употреблено в философском значении. Я тут полазил, и нашел, что это Чжоу И и Шицзин.

Ну, насчет "филосфского" вопрос темный. А вот впервые понятие Дао было употреблено не в текстах а в пиктограммах, тогда когда это понятие (естественно) выражалось не иерогом, а двумя или тремя пиктограммами которие впоследствии и дали начало знаку .

По ряду исторических причин понятие дао кстати искать в ранних конфуцианских текстах кроме книги перемен бесполезно. Книга перемен исключение, опять же по ряду довольно ясных причин.
壯士一去兮不复還

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7295
  • Карма: 274
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #65 : 25 Марта 2006 12:50:41 »
Цитировать
поиск по шуцзину пока высветил только 道 в значении "говорить" или "дорога".... хотя, наверняка мною что-то упущено...
Papa Huhu, Не в Шуцзин, а в Шицзин!
В Шицзин "наметилось сближение понятий "道" и 太极"
В Шуцзин, еще не совсем то- "имеет абстрактное знацение значение "поведение", "продвижение", путь государя и Неба, и соотнесен с Дэ"
Г-н ЧРД а откуда же вы решили что книге песен оно есть вообше?
это решил не я, а Кобзев, составитель "Словаря китайской философии". Я же просто хочу найти, что там, и что об этом вообще известно.

Цитировать
тогда когда это понятие (естественно) выражалось не иерогом, а двумя или тремя пиктограммами которие впоследствии и дали начало знаку .
В Ханьюй Дацзыдянь утверждается, что это понятие всегда выражалось только одним иероглифом(или"пиктограммой"- для цзягувэней). Естественно, они были разные. Но в цзягувэни предлагаю не закапываться, там если иесть у этой "пиктограммы" философский смысл, то он неустановим.
« Последнее редактирование: 25 Марта 2006 14:14:35 от China Red Devil »
不怕困难不怕死

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7295
  • Карма: 274
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #66 : 25 Марта 2006 13:00:33 »
Есть книга такая "Даосизм. религии мира"
Вот это? >:(

Традиционные восточные религии   
Наименование: Религии мира: Даосизм (пер. с англ. Бушуевой Ю.) - 352 с. {Грандиозный мир}
Автор: Вонг Е.

Нет, извините, никаких "пер. с англ." нам в этой теме не надо >:(. Мы здесь все давным- давно "пер. с кит." Конкретно этой книги я не видел, но в других "пер. с англ."  мне попадались такие "пер", что если китайским курам зачитать- со смеху подохнут. >:(

Цитировать
Если кому интересно, могу немного ссылок на интересную, на мой взгляд, литературу по теме
только, пожалуйста, действительно по теме, а не "пер. с англ." из серии "ловля чертей в киноварном поле". >:(
« Последнее редактирование: 25 Марта 2006 13:20:14 от China Red Devil »
不怕困难不怕死

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #67 : 25 Марта 2006 22:02:32 »
Г-н ЧРД а откуда же вы решили что книге песен оно есть вообше?
это решил не я, а Кобзев, составитель "Словаря китайской философии". Я же просто хочу найти, что там, и что об этом вообще известно.

И мне было бы очень интересно, однако я ишу здесь http://etext.lib.virginia.edu/chinese/shijing/AnoShih.html
и знак 道 везде тут только дорога.
壯士一去兮不复還

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #68 : 25 Марта 2006 22:07:19 »
В Ханьюй Дацзыдянь утверждается, что это понятие всегда выражалось только одним иероглифом(или"пиктограммой"- для цзягувэней). Естественно, они были разные. Но в цзягувэни предлагаю не закапываться, там если иесть у этой "пиктограммы" философский смысл, то он неустановим.

Я поднял тему пиктограмм ( не цзягувеней которые уже иероги) а именно рисунков на бронзовых сосудах потомучто вы в них найдете исчерпываыющий ответ на ваш вопрос "что такое дао?".
« Последнее редактирование: 25 Марта 2006 22:17:47 от 天師 »
壯士一去兮不复還

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #69 : 25 Марта 2006 22:12:15 »
Есть книга такая "Даосизм. религии мира"
Вот это? >:(

Традиционные восточные религии   
Наименование: Религии мира: Даосизм (пер. с англ. Бушуевой Ю.) - 352 с. {Грандиозный мир}
Автор: Вонг Е.

Ева Вонг прекрасный автор, будучи практикуюшим даосом и китаянкой она почти не врет но о раннем даосизме у нее мало сказано.

壯士一去兮不复還

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #70 : 25 Марта 2006 22:13:29 »
 <<<
« Последнее редактирование: 25 Марта 2006 23:42:13 от 天師 »
壯士一去兮不复還

Онлайн Papa HuHu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 5129
  • Карма: 140
  • Пол: Мужской
    • Папа ХуХу
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #71 : 25 Марта 2006 23:51:19 »
да да, у меня опечатка. именно 诗经 а не 书经. в нем я не увидел при просмотре никакого философского значения 道, только "говорить" или "дорога"

Оффлайн 天師

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 972
  • Карма: 17
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #72 : 26 Марта 2006 02:15:24 »
Цитировать
поиск по шуцзину пока высветил только 道 в значении "говорить" или "дорога".... хотя, наверняка мною что-то упущено...
Papa Huhu, Не в Шуцзин, а в Шицзин!
В Шицзин "наметилось сближение понятий "道" и 太极"
А как это? В книге песен тайцзи вообше нет. Недоумеваю.
壯士一去兮不复還

Оффлайн Chu

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1331
  • Карма: 54
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #73 : 26 Марта 2006 11:34:24 »
Мне известен только труд БаоПу Дзы (но их на самом деле очень много, в сети можно многие найти, и по внушней/внутренней алхимии и по фаньшу) - собрание сведений ученика канонизированного бессмертного о даосизме, фанши, внешней и внутренней алхимии. К сожалению полной версии оного найти на русском я так и не смог, а китайского пока еще не знаю.

В даосизме существовало несколько направлений, два из них были: это внутренняя алхимия (нейдань), и магическое искусство (фаньшу), которое использовало даосские достижения в других целях, нежели обретение тела закона.

Если кому интересно, могу немного ссылок на интересную, на мой взгляд, литературу по теме

Ну ребята,плииз,не зачем же так путаться :)

1.Трактат Баопу-цзы (抱朴子)- написан знаменитым даосом Гэ Хуном( 葛洪) Учителей у него было несколько, а вообще он поисходил из очень известной даосской семьи (дедушка, например, у него был почётный) Что понимаетя под фразой -" собрание сведений ученика канонизированного бессмертного"-непонятно.

2.Фаншу(方术) -нельзя называть одним из направлений даосизма.То бишь долгое время всякие фанши действовали сами по себе, вне всякой организации.Да и даосизма в современном пониманиии тогда не существовало.

Со временем 方术 действительно стали одной из составных частей даосизма.Но они использовались раазными направлениями даосизма и также существовали вне его рамок.

3.Нельзя путать направления даосизма и те или иные способы совершенствования,искусства и т.д Скажем всякие фаншу и внутренняя алхимия вполне могли существовать в рамках одного направления даосизма, а также вне его рамок.

4.Обретение тела закона было основной задачей алхимии и даосизма?Очень интересно.

Интересно о каком законе идёт речь?Уголовном кодексе Российской Федерации  ;D

Оффлайн Chu

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1331
  • Карма: 54
  • Пол: Мужской
Re: 什么是 ”道“
« Ответ #74 : 26 Марта 2006 12:01:40 »
А можно ли говорить, что понятие 道 сформировалось до Лао  цзы? Сильное у меня в этом сомнение, но надо проверить.

По поводу определений 道.например

老子想尔注-  " 一者,道也"

Более позднее

李荣 "道者,里也"

А вот например новейшие сведения от старика Чжан Саньфэна

"大道者,统生天、生地、生人、生物而名,含阴阳动静之机,具造化玄微之理,统无极,生太极。无极为无名,无名者,天地之始;太极为有名,有名者,万物之母。因无名而有名,则天生、地生、人生、物生矣。"

Оттуда же- достаточно важное описание 道 в контексте развития отдельного недостойного индивидуума.

今专以人生言之。父母未生以前,一片太虚,托诸于穆,此无极时也。无极为阴静。阴静阳亦静也。父母施生之始,一片灵气,投入胎中,此太极时也。太极为阳动,阳动阴亦动也。臼是而阴阳相推,刚柔相摩,八卦相荡,则乾道成男、坤道成女矣。故男女交媾之初,男精女血,混成一物,此即是人身之本也。嗣后而父精藏于肾,母血藏于心,心肾脉连,随母呼吸,十月形全,脱离母腹。斯时也,性浑于无识,又以无极伏其神,命资于有生,复以太极育其气。气脉静而内蕴元神,则曰真性;神思静而中长元气,则曰真命。浑浑沦沦,孩子之体,正所谓天性天命也。人能率此天性,以复其天命,此即可谓之道,又何修道之不可成道哉!