Автор Тема: Китай в мировой и региональной политике. История и современность  (Прочитано 14917 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн jiulongtang

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 90
  • Карма: 2
  • Пол: Мужской
    • Зал Девятого Дракона
Вышел из печати очередной (15-й, юбилейный) выпуск сборника статей "Китай в мировой и региональной политике. История и современность" . Отв.редактор, составитель  - к.э.н. Е.И.Сафронова. - М.:ИДВ РАН,2010 г.

XV выпуск данного ежегодного издания включает работы сотрудников Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС, Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН, а также приглашенных специалистов. Сборник посвящен анализу ряда наиболее актуальных проблем внешней политики и внешнеэкономических связей Китая по различным их направлениям. Особенностью XV выпуска стало рассмотрение вопросов участия КНР в ряде международных кооперационных структур (БРИК, ШОС) и ее активности на международно-региональном уровне.

Раздел "Международные отношения КНР"

С.Г.ЛУЗЯНИН. Некоторые аспекты китайской внешней политики в отношении стран “ближнего круга”

С.В.УЯНАЕВ. Значение и основные направления внешнеполитического взаимодействия КНР и РФ

С.В.УЯНАЕВ. Двусторонние отношения в формате РИК как одна из структурных основ трехстороннего взаимодействия

А.В.БОЛЯТКО. Приоритеты китайско-американских отношений в Восточной Азии

А.С.ДАВЫДОВ. К вопросу о взаимоотношениях ШОС и США

Ф.М.ХАМРАЕВ. Особенности стратегии Китая в Центральной Азии: трансформация и обновление

Р.К.АЛИМОВ. Таджикско-китайские отношения: история, современность, перспективыА.С. ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Монголия во взаимодействии с Китаем и Россией в рамках цивилизационной структуры ШОС

Е.И.САФРОНОВА. Современная политико-экономическая стратегия КНР в отношении стран “третьего мира” (на примере Африки и Латинской Америки)

А.Ч.МокрецкиЙ. Современные китайско-африканские отношения: ускорение развития

В.И.ТРИФОНОВ. О развитии диалога между Пекином и Тайбэем и его влияние на китайско-американские отношения

И.А.ЗАРОДОВ. Миротворческая деятельность Китая в системе ООН
 

Раздел "Внешнеэкономическая политика КНР"

В.Я. ПОРТЯКОВ. Российско-китайские торгово-экономические связи: современное состояние и перспективы

М.В.АЛЕКСАНДРОВА. Программа сотрудничества смежных территорий России и Китая: история, факты, пути осуществления

В.И. БАЛАКИН. Китайский взгляд на вопросы восточно-азиатской региональной интеграции России

И.Е. БЕССТРЕМЯННАЯ. Инфраструктурное строительство в западных районах Китая – геополитический путь в Центральную Азию.

Раздел "История внешней политики Китая"

Р.А.МИРОВИЦКАЯ. Китайская провинция Синьцзян в советско-китайских отношениях (1930–1940-е годы)




« Последнее редактирование: 02 Декабря 2011 23:43:57 от jiulongtang »

Оффлайн Don Kikhot

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 2
  • Карма: 0
  • Пол: Мужской
К вопросу об отношениях республики Беларусь и Китая.
Очень интересная статья в рунэте. Некоторые детали опущены. Все авторские права соблюдены.

Белорусско-китайские отношения были установлены в январе 1992 г. Различий между Беларусью и Поднебесной очень много. Они везде: в площади территории, количестве жителей, темпах развития экономики... В последние годы белорусско-китайское сотрудничество набирает обороты. Что привлекло Китай в небольшом восточноевропейском государстве? Исходя из того, что игра ведется «в одни ворота» – белорусские (Китай предоставляет кредиты на очень выгодных, льготных условиях), возникает вопрос: зачем второй экономике мира, а потенциально первой, налаживать связи со страной, которая, прямо скажем, не играет большой роли в мировом политическом и экономическом процессе?
На сегодняшний день Китай и Беларусь реализуют и планируют большое количество совместных проектов. В 2008 г. китайский холдинг «Медиа групп» создал в Минске с белорусской компанией «Горизонт» совместное предприятие, увеличив при этом за 4 года свою долю с 30 до 55 %. Много проектов относится к сфере энергетики. Так, за период 2008-2011 гг. с китайскими компаниями было заключено 6 контрактов на реализацию инвестиционных проектов Министерства энергетики Беларуси с привлечением кредитных ресурсов КНР на сумму около 1,25 млрд. долл. США. Разрабатываются проекты по реконструкции и строительству ГЭС на реках Днепр и Неман, создаются линии электропередачи для выдачи мощности первого энергоблока будущей белорусской АЭС. В течение 2012-2015 гг. по перспективным инвестиционным проектам Минэнерго планируется на конкурсной основе привлечь китайских инвестиций в объеме еще около 1 млрд. долл.

Инвестиционные проекты китайцев в Беларуси перечислять можно было бы долго. Но следует остановиться на наиболее известном и вызывающем больше всего вопросов – Китайско-Белорусском индустриальном парке, который будет располагаться на территории Смолевичского района Минской области вблизи Национального аэропорта Минск. Указ о его создании был подписан 5 июня 2012 г. Площадь технопарка составит 8048 гектаров (это сопоставимо с площадью одного из 6 областных центров страны). Разрабатывается особый правовой режим с облегченным налогообложением – 9 % с физических лиц. Китайская доля в совместном предприятии составляет 60 %, белорусская – 40 % .

Приблизительная стоимость данного проекта – 30 млрд. долл., время создания – 30 лет. При этом планируется предоставить места для 600 тыс. рабочих. Кто это будет – белорусы или китайцы – вопрос открытый. СМИ пестрят новостями о приезде 600 тыс. безработных китайцев для работы на совместном предприятии. Если такая информация подтвердится, то социалистической и мононациональной Беларуси придется смириться с чужой культурой. В конце концов, цифры очень серьезные: получается, что один китаец будет приходиться на 14-15 жителей Беларуси. Однако в Беларуси всегда была жесткая миграционная политика, что турист заметит моментально: достаточно пройтись по улицам любого города, будь то Минск или Могилев. Очень повезет, если за день прогулки встретишь хотя бы пару неславянских лиц. Исходя из этого, кажется не очень правдоподобным выдача виз 600 тыс. китайцев. На такое руководство страны вряд ли пойдет. Комментируя этот вопрос, президент Беларуси заверил, что не будет «действовать не в интересах белорусского народа» .

В рамках одной статьи сложно оценить все программы сотрудничества, действующие между Китаем и Беларусью. Да это и не нужно. Намного важнее и интереснее вопрос, который был поставлен вначале – зачем Беларусь Китаю? Да, возможно, Китай действует исключительно в благотворительных целях. Возможно, Китай выступает для Беларуси в качестве «большого» брата, чью роль когда-то играл Советский Союз для только что появившейся Китайской Народной Республики. При этом, конечно, нельзя однозначно говорить о Беларуси как о государстве, неспособном на выработку прибыли для Китая. Если посмотреть на товарооборот между двумя странами, можно проследить положительную динамику: с 1992 по 2012 гг. он возрос в 100 раз. По данным МИД Беларуси, за 11 месяцев 2012 г. объем торговли с Китаем вырос по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. на 6 % и составил более 2,5 млрд. долл. Сальдо сложилось отрицательным для белорусской стороны в размере почти 1,7 млрд. долл. Такая же ситуация наблюдалась в 2011 г., когда рекордный трехмиллиардный товарооборот имел отрицательное для Минска сальдо в размере 1,6 млрд. долл. По мнению экспертов, причина отрицательного баланса – кредитная линия, открытая Китаем для реализации инвестиционных проектов в Беларуси. В большинстве своем это так называемые «связанные» кредиты, подразумевающие приобретение на выделенные деньги китайского оборудования, технологий, использование китайской рабочей силы .

Похоже, Китай решил взять пример с Соединенных Штатов послевоенного периода, которые по плану Маршала предоставляли финансовую помощь Европе: доллары «закачивались» в европейскую экономику, а на полученные деньги она закупала товары на американском континенте, таким образом, возвращая деньги туда, откуда они начинали свой путь в Старый свет. Такая стратегия полностью соответствует Китаю и еще раз доказывает, что он всегда действует только в своих интересах.

По меркам экономических возможностей Беларуси, Китай является палочкой-выручалочкой для ее кризисной экономики. Так, в декабре 2012 г. А.Г. Лукашенко на встрече со студентами и преподавателями Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники заявил о выделении Китаем очередного кредита в размере более 1 млрд. долл. Для Беларуси это очень значимые цифры. А для Китая? Специалисты прогнозируют увеличение к 2015 г. расходов на военные нужны Поднебесной до 238 млрд. долл., и это только по официальным данным. Так что по меркам Китая выделение 1-2 млрд. долл. просто незаметно. «Задобрить» маленькое, но очень гордое, государство в Восточной Европе не тяжело, особенно, если проводить долгосрочную стратегию, чем и занят сейчас Пекин. Углубление дружественных отношений с Беларусью стоит Китаю гроши, но какие экономические перспективы он может получить взамен?..

Интересно, что до создания Таможенного Союза отношения развивались по прямой, без резких скачков в сторону улучшения. После его создания Китай активизировался, и с этого времени стремительно растет товарооборот и количество инвестиционных проектов. Пекин, налаживая отношения с Беларусью, ничего не теряет, зато он, во-первых, выходит на границы с Западной Европой, во-вторых, через механизм Таможенного Союза получает выход на российский рынок. Ну и, в-третьих, становится потенциальным конкурентом России в числе партнеров Беларуси (как минимум по одному параметру, а именно, по кредитоспособности, он обгоняет Россию в разы).

Пекину, в отличие от ЕС и США, безразлично, кто стоит во главе Беларуси: диктатор или демократ. Китай не волнует существование смертной казни и режим Лукашенко. Почему? Ну хотя бы потому, что в самом Китае ситуация очень похожая. Китайцы давно поняли: не так важен политический режим, как экономический уклад государства. Кстати, в обеих странах функционирует рыночная экономика с элементами государственного контроля. И, по словам А.Г. Лукашенко, благодаря китайской финансовой помощи Минск выстоял весной 2011 г., когда была организована комбинированная «валютно-энергетическая атака» со стороны западных банков и определенных российских структур .

Таким образом, налицо взаимовыгодность китайско-белорусского сотрудничества: Китай имеет деньги, Беларусь «имеет» кризис, но при этом состоит в Таможенном Союзе, а также является одним из наиболее вероятных членов Евразийского Союза (если он будет создан), что на руку китайцам.

В 2008 г. американский аналитический центр Stratfor опубликовал прогноз в отношении стран СНГ, где, в частности, шла речь о «создании инфраструктуры, призванной сделать интеграцию стран Центральной Азии с Пекином более привлекательной, чем поддержание сохранившихся с советских времен связей с Россией» . Если Китай использует такой сценарий в отношении Центральной Азии и, главным образом, Казахстана, то вполне вероятно, что он изберет аналогичную линию поведения и в отношении Беларуси.

Источник: http://www.scienceforum.ru/2013/133/2607

« Последнее редактирование: 13 Февраля 2013 01:58:12 от Don Kikhot »

Оффлайн ignorance

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 9
  • Карма: 0
Если говорить о некоторых аспектах китайской внешней политики в отношении стран “ближнего круга”
То в основном эта политика выражена в "новом китайском регионализме"
 Есть очень интересная статья посвященная этому вопросу :«НОВЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ»: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КИТАЯ
Интенсификация процессов регионализации в XX-XXI вв. привела к появлению значительного числа публикаций, посвященных исследованию сущности понятия, механизмов и страновых социокультурных практик реализации «регионализма». Современные представления о функционировании регионов-систем в международных отношениях сводятся к проблеме становления «нового регионализма» (глобального регионализма, открытого регионализма, мягкого регионализма), отличающегося от так называемого «старого» по ряду характеристик: развитие в условиях многополярности; формирование «снизу»; открытость; многомерность; участие негосударственных и субнациональных акторов (Б. Хеттне).

«Новый регионализм» не является противодействующей глобализму тенденцией. Страны не замыкаются в национальном развитии, они используют преимущества регионального сотрудничества в конкурентной борьбе на мировой сцене для своего усиления [2].

Сущностьнового открытого китайского регионализма в современном глобализирующемся мире заключается в обеспечении международного и регионального окружения, благоприятного для дальнейшего мирного гармоничного развития и устойчивого роста КНР. Парадигма нового китайского регионализма предполагает создание «китайского регионального порядка», так называемого регионального сообщества Pan-Sinica посредством таких мирных механизмов, как экономические, идеологические, политические и культур­ные стратегии развития [3].

Политика «нового регионализма» определяет незримые границы расширяющегося социокультурного пространства глобализирующегося Китая («китайского региона») (В.А. Абрамов). Под влиянием «нового регионализма» резко возрастает социокультурная интеграция стран в регионе. Взаимодействие саморазвивающихся обществ и экономик в нем протекает очень активно. Это неофициальная интеграция, или мягкий регионализм. Развитие «нового регионализма» способствует формированию и становлению регионального самосознания и региональной идентичности, особенно в Восточной Азии, где пробуждается осознание принадлежности к китайскому региону. Региональное сотрудничество, определяемое межправительственными документами, расширяет содержание «нового регионализма» и определяет его особенности. Новый регионализм способствует интеграции стран АТР [1].

На сегодняшний день цели и инструменты политики «нового регионализма» КНР значительно расширились, включив набор не только экономических, но и политических, дипломатических, идеологических и социокультурных механизмов китайской региональной политики. Одним из инструментов глобальной стратегии КНР, реализующейся посредством расширения и усовершенствования международных и межрегиональных связей в рамках политики реформ и открытости является открытый приграничный регионализм.

Китайский приграничный регионализм реализуется через механизм расширения и диверсификации форм приграничного сотрудничества. Развитие приграничных территорий является необходимым условием реализации политики «нового регионализма» и эффективным механизмом развития «внутренних регионов» КНР [4].

Для России для реализации эффективного развития своих приграничных регионов в пространстве российско-китайского трасграничья необходим учет «китайского фактора», проявляющегося в специфических социокультурных практиках политики «нового регионализма».

Источник : http://www.scienceforum.ru/2013/25/5695

Оффлайн TNK_vostok

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 3
  • Карма: -1
  • Пол: Женский
Приглашаю заинтересованных к обсуждению работы, посвященной китайскому регионализму. Статья участвует в конкурсе студенческих работ Международный Студенческий научный форум РАЕ <p>Ярыгина О.А., Кучинская Т.Н. «НОВЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ»: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ КИТАЯ // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="http://www.scienceforum.ru/2013/25/5695">www.scienceforum.ru/2013/25/5695</a> (дата обращения: 04.03.2013).</p>

Оффлайн unknownHero

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 27
  • Карма: -13

Enhancing U.S. interests in the Asia-Pacific region

Historically Asia-Pacific Region (APR) is one of the most important objects of the American foreign policy. Since the end of World War II until the end of the 20th century no country in the world has been able to weaken the U.S. dominance in the region.
However, the political and economic processes in the Asia-Pacific region have revealed a serious competitor to the United States. It is China.  China aggressively seeks to implement its policy in the region. According to the former U.S. Secretary of Defense Panetta R., "The  emergence of China as a regional power is able to affect the US economy and our security ...".
President Obama has repeatedly said on the need to shift the focus of American interests from the Middle East to the Asia-Pacific region. In spite of the U.S. military presence in the Asia-Pacific region, the White House has already signed an agreement with the governments of Australia, Singapore and the Philippines to deploy US military bases on their territories.
According to a new U.S. military strategy, the giant military bases should be replaced by smaller military objects but cover up more countries in the region. By the way, today there are more than 750 U.S. military bases all over the world that is about 95% of all military bases around the world.
In addition, the U.S. has been forming new military political coalitions with Asia Pacific countries that have differences with the Chinese leadership, as well as encouraging desires of states to break away from their dependence on Beijing.
It is noteworthy that the U.S. government declared a program to reduce the military budget over the next ten years, has no plans to cut spending on the military presence in such a politically, economically and strategically important region as the Asia-Pacific region. In addition, the U.S. has the possibility to redistribute financial and other resources in the Asia-Pacific region after the shrinking operations for "spreading the democracy" in the Middle East, which resulted in coups in Arab countries. It seems that in the near future, some Asia-Pacific countries will be doomed the same fate. In the name of Democracy in American way, of course...