Автор Тема: Современная китайская живопись: стагнация или прогресс...  (Прочитано 127301 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн geocraft

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 23
  • Карма: 0
  • Пол: Мужской
    • Китай 2.0
В последнее время китайское современное искусство явно на подъеме. В мире оно ценится в разы нашего современного. Здесь есть топ-10 самых дорогих произведений.

Оффлайн Vadim70

  • Забаненный
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 1635
  • Карма: 77
  • Пол: Мужской
В последнее время китайское современное искусство явно на подъеме. В мире оно ценится в разы нашего современного. Здесь есть топ-10 самых дорогих произведений.
нет тут подъема. впрочем как и везде в мире живописи. кстати по Вашей же ссылке есть довольно точный комментарий: "Кроме того, нельзя не понимать, что современное искусство искусством является только на половоину, остальное - деньги". У меня в офисе висит "купание красной рыбы" Yue Minjun но это скорее "прикол". Мне нравится, окружающим нет. Все эти рейтинги, на мой взгляд, ничего не стоят. Китацы или русские, суланцы или полинезийцы - везде есть люди творящие за копейки и их менеджеры. Обычный рынок.

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
В последнее время китайское современное искусство явно на подъеме. В мире оно ценится в разы нашего современного. Здесь есть топ-10 самых дорогих произведений.

Все эти "топ-10 самые дорогие произведения" явно рассчитаны на вкусы американских толстосумов с их модернистскими предпочтениями. Но ведь есть и прекрасные реалистические работы.

Гуань Цзэцзюя, например http://www.chinae.com.cn/com/dafen/cp_detail.php?id=13638&nowmenuid=7068&cpath=1219:&catid=1219 . А здесь можно почитать о нем http://www.imavision.com.tw/ShowNews.php?NEWSID=39

Есть и другие художники-реалисты, например, здесь http://www.imavision.com.tw/ShowNews.php?NEWSID=39 .
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Еще о Гуанцзэцзюе http://weinstein.com/guan/about_guan.html

А здесь интересная подборка ню из серии "Вне времени" (Timeless Series) http://www.tinyways.com/2007/05/05/media-teaser-guan-zeju/

Тут для интересующихся - коллекция китайских агитационных плакатов Стефана Ландсбергера
http://www.iisg.nl/~landsberger/des.html

子曰三人行必有我師焉

Оффлайн bodiker

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 376
  • Карма: -6
  • Пол: Мужской
неужели тема умерла? очень интересно было бы посмотреть новые ресурсы по современной живописи Китая и почитать комментарии. На мой неискушенный взгляд, прогресс в живописи - не есть понятие со знаком плюс, как и стагнация не несет негатива. Преемственность, эксперименты на основе традиции - вот тот путь, который не отвращает взгляды зрителей. "Тронуть сердце" человека настоящий Мастер способен в рамках любого жанра. Это для меня факт, но в рамках традиции и ее развития это и сложнее и легче одновременно. 
Clarence Boddicker

Оффлайн lier

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 382
  • Карма: 5
Где в Пекине и его окрестностях можно познакомиться с современным китайским авангардом, про который я много слышал, некоторые выставки уже привозили в Россию. есть ли музей современного искусства в Пекине?

Оффлайн sunnyanny

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: 0
Обискалась по интернет-магазинам...
Посоветуйте где купить китайские кисти, туш, краски для живописи.
Увлекаюсь техникой суми-ё. Живу на Украине, Запорожье.


Оффлайн ....

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 5756
  • Карма: 105
  • Пол: Женский
Где в Пекине и его окрестностях можно познакомиться с современным китайским авангардом, про который я много слышал, некоторые выставки уже привозили в Россию. есть ли музей современного искусства в Пекине?

Самые крупные выставки обычно проходят в районе 708大山子艺术区
http://www.hart.com.cn/C%20map.htm
http://www.ibiblio.org/chineseculture/contents/arts/p-arts-c04s01.html
http://www.courtyard-gallery.com/
http://

Оффлайн Голицын

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 891
  • Карма: -55
  • Пол: Мужской
А фотографии своих работ?! Интересно!!!

Оффлайн Youli

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 542
  • Карма: 46
  • Пол: Женский
    • Дикая слива
  • Skype: medvekit
Обискалась по интернет-магазинам...
Посоветуйте где купить китайские кисти, туш, краски для живописи.
Увлекаюсь техникой суми-ё. Живу на Украине, Запорожье.

Суми-е - японская живопись, но кисти, тушь и тп нужны китайские? Ок. Насчет магазинов, есть один, amazon.com.

Вам сюда http://www.amazon.com/s/ref=nb_ss_hg?url=search-alias%3Dgarden&field-keywords=chinese+calligraphy&x=16&y=18

Если есть карточка Виза-электрон ;)
Ю.
QQ 1306312096

Оффлайн vandal

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 961
  • Карма: 31
  • Пол: Мужской
Мне наверно сюда, если что модераторы поправят.
Наткнулся на описание картины художника Лю И «Китайская прислуга»
Цитировать
Есть такой китайский художник Лю И (刘溢), довольно известный в Китае. Его кисти принадлежит картина «Китайская прислуга» (中国女仆), которая дает очень хорошее понимание о геоцентрической системе мира китайцев, в центре вселенной которых располагается Поднебесная.
...
http://www.daokedao.ru/2009/05/20/kitaj-kak-centr-mira-po-versii-lyu-i/

Тетка в центре - вылитый Обама, радом в обнимку наверно англичанка. Со спагетти - наверно итальянка. С остальными пока не разобрался, чешу в затылке.  :-\
Но если серьезно, не глум ли эта статья над наивным читателем. Что знатоки думают?
"Обама принял Россию страной-бензоколонкой, а оставляет ее военной супердержавой"

Оффлайн Kultegin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 4159
  • Карма: -33
  • Пол: Мужской
Есть ли еще такие картины у этого художника?
旧的不去,新的不来

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
описание картины художника Лю И «Китайская прислуга»
Интересно, что на сайте этого художника, который живет в Канаде и называет себя Lui Liu, эта картина называется "Maid in China" http://www.luiliu.com/yin/yin.asp

В блоге, где обсуждается эта картина, читатель задается вопросом: 胡哥碗里有肉没?

Подобные картины:《贵妃醉久》《米杜萨之筏》《网络女》http://blog.artron.net/indexold.php?uid/39748

По технике Лю И сравнивают с Караваджо и Энгром.

"Секрет" художника, якобы, прост  Lui Liu's Secret

В одном из интервью он дает оценку художественным кругам и художникам Китая:

《新周刊》:你如何评价当代中国艺术界和艺术家?

  刘溢:我们曾经结束了一个时代,一个光辉的“无产阶级的美术”时代。说它光辉,是因为我不想谈及它的政治因素,而只是说上50年中国画家的辛勤学习和劳作。由于社会变革,由于每个出身清贫的人都可以拿起画笔,清扫了历史上富家子弟自娱的文人画,消灭了市场经济滋养的海派商品画,但也在短时间内调动了更多的人的积极因素。这在国内表现为很多人的基本功都不错。而且只有我们回头看的人才尤其欣赏这一点。

  目前比较表现观念的艺术可以分两类。一是出国的,随着大国的政治机制而赢得机会的,自觉或不自觉地高唱世界强权主旋律的,以装置艺术为主的艺术;一是留在国内的,不与社会合作的,以嘲笑或呆化(自我)为代表的“泼皮艺术”。不论怎样,这是开放之后的可喜表现。

  特别是国外现代艺术日渐消减,和今日中国的美术市场的活跃,我个人尤其关注不喜欢表现观念的、更年轻一点的画家。他们面临的状况是:上面有官方艺术和一些成名的画家的“现实主义”、“人文精神”等说法,那只能被看成是我们曾经有过的那些作品;周围有越来越堕落的现代派后遗症,形而上的模式如同僵而不死的饕餮,吞噬着一切急功近利的艺术家。 http://news.sina.com.cn/c/2006-09-07/233210950140.shtml

子曰三人行必有我師焉

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
По технике Лю И сравнивают с Караваджо и Энгром.


Не знаю, смеяться или плакать...

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Не знаю, смеяться или плакать...
Мы живем в эпоху засилья модернизма. Поэтому взращенные им искусствоведы ничтоже сумняшеся сравнивают модернистские работы со отвергнутой модернизмом же классикой. Ничего удивительного. К сожалению.  :(
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн ....

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 5756
  • Карма: 105
  • Пол: Женский
Не знаю, смеяться или плакать...

А почему? Мне действительно Караваджо напоминает... ::)

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Да, тут двумя словами не обойдешься, вопрос сложный. Например, художникам очень трудно всегда объяснять людям, далеким от искусства, почему И. Глазунов – плохой художник, а Пикассо – хороший.

Чем вообще отличается хорошее изобразительное искусство от плохого? Логично предположить – качеством решения художественных задач. Что под этими задачами понимается? Обычная точка зрения обычного человека -  «чтобы было похоже», «чтобы было, как в жизни». Человек, который начинает заниматься искусством, понимает, что есть разные типы «похожести», условно «реализма». Когда ты рисуешь голую женщину, что важнее – чтобы она была розовая и круглая, или чтобы, если она вдруг оживет и задвигается, не оказалось, что плечо у нее растет из-под лопатки, а правая нога короче левой на полметра?

Это случай нашего «художника». У левой чувихи тело в форме клизмы – 60\90\120. Может быть, это ракурс такой, типа перспектива? В этом случае тело у нее д б длиной с ж\д вагон. Почему так произошло? Да просто чувиха была срисована с фотки, где она находилась в углу кадра – типичные искажения широкоугольного объектива.

На рахитичной грудной клетке и тонкой шее болтается голова длиной ок 45 см с челюстью величиной с армейский кирзовый сапог. Головы ко всем остальным тоже пририсованы – они широкие, плоские и не сидят на шеях. Причина та же – фотку у ХУДОжника сил срисовать хватило, а головы пришлось пририсовывать. А рисовать-то мы не умеем... Служанка ростом ок 130 см – типичная карлица. Огромная голова, верхняя часть черепа – в форме тарелки, здоровенные мужские лапищи. Шеи нет.

У дохлой девицы ноги растут из разных мест – левая ягодица ниже правой на 20-30 см. Плоская голова пририсована. Рука у балерины прорезает пачку, не сминая ее. Три тарелки с хавкой  - в разной перспективе (1-й класс художки, 10-11 лет детям).

Дальше линч желающие могут продолжить сами. Мы только о технике немножко поговорили, художественные достоинства данного произведения пока не обсуждаем.

Хорошо, а почему Пикассо в таком случае – хороший художник? У него ведь вообще ухо на лбу нарисовано, а нос чуть ли не в заднице. Дело в том, что Пикассо искажал действительность осознанно, с конкретными художественными целями – услилить выразительность образа, подчеркнуть эмоции, стоящие за изображением. И это у него получилось – наперекор любителям реализма, он завоевал мировое признание. Почему получилось? А ему было что сказать. Его изображения не менее реалистичны, просто это – более глубокий реализм, умение увидеть не просто физическую структуру предмета, а ту ее часть, что, воздействуя на восприятие человека, рождает в нем определенное впечатление. Рисовать он умел прекрасно – см. серию с быком, где изображение быка эволюционирует от реалистичного образа к экспрессивной пиктограмме, «сути быка».

Вернемся к нашему кросавчегу. Он, как и множество современных китайских художников, не только не стал вникать, есть ли за образом какое-то содержание, он не смог избежать даже формальных ошибок, с решения которых техника рисунка и живописи только начинается. Сравнивать его с Караваждо или Энгром (при том, что они далеко не равноценные художники, первый – гений светописи, второй – классный, талантливый, но «технарь») – как сравнивать Феррари с Xiali, покрашенной в красный цвет и с шильдиком “法拉利”.


 



Оффлайн ....

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 5756
  • Карма: 105
  • Пол: Женский
Например, художникам очень трудно всегда объяснять людям, далеким от искусства, почему И. Глазунов – плохой художник, а Пикассо – хороший.

Хммм, мне всегда, что искусство- для широких масс, а не для кучки, тех, ктом в чем-то-там разбирается, вернее, для тех, кому это интересно- в независимости от того имеют ли они художественное образование или нет... Думаю даже простой смертный в состоянии рассмотреть изъяны и шероховатости, а уж "кособокости" и "рахитичности" тем более...

Я бы не стала сравнивать Глазунова и Пикассо, как бы не стала по косточкам разбирать картину данного китайского художника, "ущербность" которого заключается главным образом в том, что он наш современник...С таким же успехом, как это сделали Вы сейчас можно устроить разбор полетов картин того же Караваджо  ;)
Это я все к тому, что вряд ли стоит так беззапеляционно, ведь даже настоящие арт-критики (люди, которым за это платят деньги) не всегда могут прийти к однозначному выводу...Ну а на вкус и цвет, естественно...

Лично мне, как человеку далекому от искусства, картины этого художника показались интересными и заставили задуматься...Исполнение достойное.

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Собственно по современному искусству в Китае. Спецом зашел сейчас в художественный книжный на Фучжоулу (Шанхай), поставить кого-нибудь в пример. Как-то не получилось особенно.

Большинство современных художников идет под мутноватым наименованием «实力派» (может, yeguofu разъяснит его смысл...независимые художники?... статейка в Байде включает и Чжоу Цзелуня, и Ши Тао ;D). Под это определение подпадают и традиционалисты, и гиперреалисты, и рисованая эротика и бог знает что еще.

Самое видное место во всех магазинах занимает серия  中国当代实力派油画精品丛书 – несколько десятков тонких альбомчиков формата А3. Очень показательная серия. 9/10 – некий закос под гипер(фото)реализм. Закос – потому что нарисовано опять же плохо, как правило (хотя такого позорища, как у автора «Служанки», все же не наблюдается).

Самый популярный и типичный представитель - 谢楚余 (http://www.stnn.cc/culture/arts/t20051229_108292.html

Его репродукции продаются в переходах метро, печатаются на полотенцах и т. д. Самое место, в принципе. Почти вся эта серия – в том же духе.  Девушки в нац. костюмах,  в прозрачных одеждах, без оных, глазки-губки. Эротично, гладенько, ни разу не конструктивный рисунок, ручки-ножки на месте - и ладно. Просто портерты – заглаженно, фотореалистично, упрощенная академическая техника (там, где она есть). Красивые пейзажики. В общем, попса. Художники из серии, за которых не стыдно в художественном плане:

戴平均 более-менее крепкий рисунок http://www.7080art.com/artist_2.asp?id=554
朱毅勇 профессиональная работа со светом  http://hi.baidu.com/%C8%E7%D2%E2%D5%E6%BA%C3/blog/item/695490d363725931970a16d9.html
王功学 хорошие пейзажи http://www.tushucheng.com/book/2087258.html

Никак не Караваджо, тем не менее, совсем никак. Когда берешь в руки книгу вроде «Знаменитые наброски всех времен и народов», разница в уровне просто бьет током по рукам.

Хорошая живопись, традиционная для  послевоенного советского искусства 李东霞
http://culture.people.com.cn/GB/40473/40475/8601959.html

Из современного прозападного искусства не вызвали отвращения пейзажи 马琳 (портреты – отстой). Угрюмо, вторично (обложки альбомов Пинк Флойд), но выразительно хотя бы.
http://arts.tom.com/images/piclib/2005070702/d/345.jpg
http://www.eduwx.com/rwbj/UploadFiles_1790/200710/20071004113056978.jpg


Продолжатели собственно китайской художественной традиции сильнее, конечно, на голову. Огромное количество самых разных альбомов, можно неделю смотреть.

В стиле 写意 понравилась серия 当代写意实力派画家. Тоже спорные многие вещи, но видна работа мысли! Как глоток свежего воздуха после якобы «реализьму». По 工笔 тоже много всего, но я взял в руки книжку Чжан Дацяня, и мне больше ничего смотреть не захотелось, кроме нее... сорри. Ровные, выверенные, будто резцом наведенные линии, чисто и ясно.

На китайской традиции тоже выросло много попсы, будем справедливы, но она не такая китчевая и омерзительная, как «实力派油画»… впрочем, чтобы об этом судить, нужно самому вырасти на этой традиции.

Что интересно и сразу бросается в глаза, так это куда более высокий технический уровень рисовальщиков и живописцев в учебных пособиях по западным техникам. Встречаются блестящие мастера, подобных книг я не видел в России. Странно, но факт.

Вот такое поверхностное впечатление.




« Последнее редактирование: 01 Июня 2009 16:46:20 от Parker »

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Хммм, мне всегда, что искусство- для широких масс, а не для кучки, тех, ктом в чем-то-там разбирается, вернее, для тех, кому это интересно- в независимости от того имеют ли они художественное образование или нет... Думаю даже простой смертный в состоянии рассмотреть изъяны и шероховатости, а уж "кособокости" и "рахитичности" тем более...

Я бы не стала сравнивать Глазунова и Пикассо, как бы не стала по косточкам разбирать картину данного китайского художника, "ущербность" которого заключается главным образом в том, что он наш современник...С таким же успехом, как это сделали Вы сейчас можно устроить разбор полетов картин того же Караваджо  ;)
Это я все к тому, что вряд ли стоит так беззапеляционно, ведь даже настоящие арт-критики (люди, которым за это платят деньги) не всегда могут прийти к однозначному выводу...Ну а на вкус и цвет, естественно...

Лично мне, как человеку далекому от искусства, картины этого художника показались интересными и заставили задуматься...Исполнение достойное.

Ну что ж, Ваше право. Замечу только, что Дом-2 - тоже искусство для масс. И Духлис. И Дима Билайн.

Тем не менее, художникам действительно стоит думать, как сделать так, чтобы то, что они делают, нравилось не только им, оставаясь при этом художниками. Эта проблема существует много веков, ее глубокий анализ дан, например, в повести Гоголя "Портрет". Однозначного решения эта проблема не имеет.

По поводу исполнения остаюсь при своем (аргументированном) мнении, тем не менее. Одно дело сказать: "А мне нравится!", другое дело - "Похоже на Караваджо". В автомобилях более-менее разбираются все, да и цена на них более-менее объективна и позволяет провести сравнение. Но то, что в школах не преподают эстетику и историю искусств, не означает, что никаких формальных критериев искусства нет вовсе. Да, ты не станешь Моцартом, проверив гармонию алгеброй, но не сделав этого, ты не доберешься ни до уровня Сальери, ни до уровня его учеников. И музыка Моцарта уж конечно выдерживает проверку алгеброй, просто она ей не исчерпывается. Давайте, попробуйте найти у Караваджо косяки  :)

Я считаю, что даже попса должна стремиться к хотя бы приличному техническому качеству. АВВА рокеры презирали за попсовость, но их музыка выдержала испытание временем именно из-за того, что сделана очень качественно. А музыка группы "Комбинация" этого испытания не выдержала, хотя тоже "для народа" и все тащщщщились.
« Последнее редактирование: 01 Июня 2009 16:26:03 от Parker »

Оффлайн ....

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 5756
  • Карма: 105
  • Пол: Женский
Давайте, попробуйте найти у Караваджо косяки  :)

Знаете, это напомнило как однажды на вступительных экзаменах в МГУ на факультет  журналистики дали задание- отредактировать простенький корявый, ничем не примечательный текст. Так вот, поступающие, а надо сказать, что ими были тоже отнюдь не самые безграмотные простофили, стали стебаться над ним как могли. А потом оказалось, что это текст Льва Николаевича был...так что с какой стороны посмотреть.  :)

Ни в коей мере не пытаюсь поставить под сомнение авторитетное мнение по-поводу техники...но косяков реально не вижу.

Сравнивать Аббу с Комбинацией все равно, что сравнивать бельгийский шоколад со сладкими плитками советских времен, хотя рокеры первую так и продолжают презирать за попсовость (о второй просто никогда не слыхали) :)

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Знаете, это напомнило как однажды на вступительных экзаменах в МГУ на факультет  журналистики дали задание- отредактировать простенький корявый, ничем не примечательный текст. Так вот, поступающие, а надо сказать, что ими были тоже отнюдь не самые безграмотные простофили, стали стeбаться над ним как могли. А потом оказалось, что это текст Льва Николаевича был...так что с какой стороны посмотреть.  :)

Давайте такую аналогию привлечем, поближе к нашей специальности. Есть  московская школа китаеведения, петербургская, между ними ведется полемика... есть западная синология, есть японская, есть собственно китайская... опять же полемика, не все согласны друг с другом. А есть рынки у метро, где продаются книжки по искусству геомании "фенгсой" и его влиянию на половые сношения. Никогда не приходилось спорить с людьми, уверенными, что вот эти книжки и есть настоящий Китай?

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской

Большинство современных художников идет под мутноватым наименованием «实力派» (может, yeguofu разъяснит его смысл...независимые художники?... статейка в Байде включает и Чжоу Цзелуня, и Ши Тао ;D). Под это определение подпадают и традиционалисты, и гиперреалисты, и рисованая эротика и бог знает что еще.
В словарях 实力派 не нашел, а в различных контекстах это не только независимые, не принадлежащие к творческим организациям, не принимающие участия в выставках, например, но и "влиятельные, пользующиеся влиянием, серьезные (в отличие от харизматических 偶像派). В английских словарях основное значение - reputable.
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Эта проблема существует много веков, ее глубокий анализ дан, например, в повести Гоголя "Портрет". Однозначного решения эта проблема не имеет.
Возможно, мое мнение несколько отличается от общепринятых взглядов, но могу привести следующие соображения.

По крайней мере, начиная с эпохи Ренессанса, а возможно, и с более ранних времен основной принцип художественного творчества заключался в подражании лучшим образцам прежних эпох, в их творческом улучшении. Немаловажным подспорьем этому была общепринятая система "учитель - ученик(и)", когда подмастерье почти все время проводил вместе с учителем, жил в его доме и имел возможность подражать мастеру, перенимать все лучшие техники и приемы. Результатом стала многовековая традиция классической живописи с ее блестящей школой рисунка.

Эта традиция была во многом нарушена на рубеже ХIX-XX вв., в частности, с появлением импрессионизма. Во многом переоценке ценностей способствовала катастрофа первой мировой войны, конфликт поколений, «отцов и детей», отрицание новым поколением всего старого, в котором они усматривали причину военных бед и несчастий. Началась эпоха модерна, Art Nouveaux, переросшего потом в модернизм и постмодернизм.

Коренным отличием модернизма от традиционного искусства стало сначала стремление, а затем и требование непременно вносить что-то новое, даже эпатирующее, ни на что не похожее. Как следствие, возникла потребность объяснять, что хотел сказать художник своим творением. Отсюда присущее многим извинительное «я не искусствовед, может, я чего не понимаю». Хотя, по идее, искусство должно быть ясным для всех, даже для детей, и передавать мысль, настроение, чувства художника, и, в целом, нести положительную энергетику. А начиная с ХХ века искусство - особенно это касается модернистских произведений, - стали творить искусствоведы.

Поэтому представляется, что ситуация с живописью в Китае мало отличается от положения в других странах. Больше того, мы знаем, что Китай при всех его модернизациях силен своими традициями, и, как вы отметили в своем кратком, но информативном обзоре, традиционная живопись своих позиций не сдает, и это не может не радовать.
子曰三人行必有我師焉

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Тем не менее, художникам действительно стоит думать, как сделать так, чтобы то, что они делают, нравилось не только им, оставаясь при этом художниками.

Очень емко и ярко пишет о философии художественного творчества американский художник Майлз Матис (Miles Mathis). С его работами и эссе можно познакомиться на его сайте http://www.mileswmathis.com . Вот отрывок из его эссе «Об искусстве письма» (Writing and Painting) (http://www.mileswmathis.com/op18.html ). Для не владеющих английским, прилагаю перевод всего эссе в отдельном файле.

Цитировать
Живопись избегает политики и сознательной абстракции, лингвистики и композиционной перегруженности, но не становится из-за этого ущемленным и ограниченным искусством. Связь человека с безмолвным и вневременным бесконечна, и она не нуждается в расширении, возражении, упрощении или объяснении. Ей не нужно быть устойчивой или иметь поддержку, давать отпор или зализывать раны, она не нуждается в подпорках, наполнении или приукрашивании. Она не станет лучше, если ее дополнять или восхвалять, относить к другим видам искусства или не-искусства и писать о ней слишком много. Ей необходимо лишь пространство для передышки и покоя – пространство внутри рамы, – чтобы и  художник, и зритель могли удалиться туда на время в изображенный на картине миг, туда, где уже никакие изменения не нужны.

Изменения не нужны не потому, что изображение непременно прекрасно или исполнено блаженства, а потому, что в этом застывшем пространстве радость несет все, даже боль и печаль. Именно это имел в виду Шиллер, когда говорил, что все искусство – ода к радости. Искусство – это прекрасное переживание. Оно дает возможность обозреть жизнь свыше, ощутить себя почти богом. С такого расстояния экстазом становится любое чувство. Тонкая грань между болью и наслаждением исчезает, и мы - хоть на мгновение и смутно - понимаем, что такое на самом деле дар переживания. Переживая трагедию, мы облизываем губы, но не потому, что нам нравится смотреть на страдания других, а потому, что мы приходим к бескрайней восприимчивости и приятию. Слезы драгоценны, потому что они - самое реальное из всех известных нам чувственных проявлений. Они более чем что-либо еще способны растрогать. Не случайно грусть кажется самым глубоким переживанием, и это не патология. Так глубоко проникнуть в наши самые потаенные помыслы не удается даже счастью. Неисполнившиеся устремления дают начальный толчок как искусству, так и мечтам. Кто знает, что написал бы человек, у которого все сбылось, или о чем бы он мечтал.

Это, как мне кажется, и есть ключ к искусству. Искусство – подспорье мечтателей, а не политиков.  В поисках темы художник должен обращаться не к журналам и газетам. Ему надо припомнить, в какие пределы отправлялся по ночам он сам. Это естественный и данный путь к бесконечному и вневременному. Мирское  поднимает там голову, но не правит.
子曰三人行必有我師焉