Из правительственных распоряжений, имеющих непосредственное отношение к предполагаемым реформам, на первом [324] плане конечно, следует поставить укав об учреждении нового высшего правительственного органа под названием "Ду-бань-чжэн-у-чу", то есть, места, которому принадлежит ведение правительственных дел, которое мы поэтому можем назвать: "Главный Правительственный Совет". Но для того, чтобы точнее ознакомиться с кругом его деятельности мы находим необходимым изданный по этому поводу указ привести in extenso.
"Намереваясь произвести реформы в государственном управлении и напряженно стремясь к самоусилению, мы в начале текущего года приказали всем столичным и провинциальным сановникам изложить по этому предмету свои воззрения и представить их нам в категорической форме для нашего рассмотрения и выбора. За последнее время немало докладов уже поступило, но от многих генерал-губернаторов и губернаторов, а также чинов прокурорского надзора, таковые еще не поступили. Настоящее дело — чрезвычайной важности и многосложное. Докладов целая масса, при рассмотрении которых необходимо сделать строгий и тщательный выбор, определить, какие из них исполнимы, а также исследовать, в силах ли правительство исполнить их, или нет, — а для этого необходимо такое учреждение, куда бы стекались все указы и которому принадлежало бы главное управление под его специальной ответственностью. В виду этого мы учреждаем Главный Правительственный Совет и назначаем князя Цина И-куана, государственных секретарей Ли Хун-чжана, Жун-лу, Кунь-гана, Ван Вэнь-шао и министра финансов Лу-Чуань-линя — главными правительственными советниками, а Лю Кунь-и (нанкинский генерал-губернатор) и Чжан Чжи-дуну также повелеваем участвовать в Совете (издали). Во всех делах касающихся реформ (отмены чего-либо, или оставления по старому) означенные князь и сановники обязаны совещаться и принимать решение в духе согласия, подвергать все беспристрастному и тщательному обсуждению и по порядку докладывать нам, в ожидании представления нами их мнений ее величеству, для своевременного выбора и утверждения, и, по возвращении нашем в столицу, опубликования их для общего сведения. Что же касается исполнительных чинов Главного Правительственного Совета, то князь и сановники должны выбрать для этого лиц с честными и прямыми убеждениями, основательно знакомых с современным положением дел, и делать нам [325] представления о назначении их, не допуская при этом ни малейшего нерадения.
Так как данный нами для представления докладов двух месячный срок уже истек, то лица, не представившие их, пусть поторопятся обсудить и представить их без дальнейшего замедления. Объявить это во всеобщее сведение. Быть по сему".
Из приведенная указа видно, что это новое учреждение является высшей правительственной комиссией для принятия, обсуждения, рассмотрения всех докладов, касающихся реформ, и представления их со своими заключениями на воззрение и решение их величеств.
Задача, предстоящая членам этого высокого синедриона — без сомнения важная, трудная и ответственная, и весь вопрос в том, будут ли эти высокие сановники по своим личным качествам, убеждениям и знаниям в состоянии справиться с ней как следует и внести в нее тот дух беспристрастия я единодушия, который требуется указом и так необходим в этой великой работе. Не будут ли они представлять из себя старые меха, предназначенные содержать новое вино? В самом деле, не говоря уже о том, что эти пять сановников находятся в преклонном возрасте, представляющем, в общей сложности, более 360 лет, они далеко не сходятся по своим политическим убеждениям. Наиболее выдающийся из них по уму, обширной разнообразной опытности и, несмотря на свои 80 лет, неутомимой энергии, Ли-Хун-чжан принадлежит к умеренным прогрессистам, к которым принадлежат уступающий ему в энергии, опыте и уме князь Цин и бывший чжилийский генерал-губернатор Ван Вэнь-шао, когда-то один из деятельных членов цзун-ли-я-мыня, человек не без ума и опыта, но слабой воли. Большей энергией отличается Жун-лу, ловкий придворный, честолюбивый, не стесняющийся в выборе средств, пользующийся расположением и доверием богдыханши, особенно после дворцового переворота 1898 года, в котором он играл одну из видных ролей в устранении богдыхана от власти. Кунь-чан — один из столпов старой маньчжурской партии, преданный интересам династии, бывший когда-то членом цзун-ли-я-мыня, но вскоре исключенный из него за свой обскурантизм. Наиболее опасным человеком для реформационной деятельности является министр Лу-Чуань-линь, один из крайних ретроградов, находившийся все время при дворе в Си-ань и приобретший значительное влияние на [326] вдовствующую императрицу. О нем сами китайцы, принадлежащие к партии благоразумных, говорят, что Лу своими пагубными советами причинил Китаю гораздо больше вреда, чем несчастные вожаки ихэтуаньцев, поплатившиеся за свою глупую приверженность к ним своими головами. Вот те лица, которым, в качестве постоянных членов главного правительственного совета, приходится рассматривать и обсуждать разные доклады о реформах. Правда, в среду их включены еще два популярных и влиятельных генерал-губернатора — Чжан-Чжидун и Лю-Кунь-и, твердой и благоразумной политике которых, пошедшей в разрез со стремлениями главных вожаков ихэтуанизма, приписывается поддержание порядка на юге Китая и то, что пагубная и разрушительная деятельность его ограничилась только севером Китая. Лю-Кунь-и пользуется репутацией опытного и благоразумного государственного человека и не враг реформ, хотя и нешироких, но он уже дряхлый старик, подумывавший неоднократно об удалении на покой.
Совсем другого типа — Чжан-Чжи-дун. Это человек умный, деятельный, энергичный и настойчивый, сторонник широких реформ, в которых он видит единственное средство усиления и обновления дряхлевшего Китая, но без подрыва его национальных коренных устоев, потому что, как один из выдающихся представителей ученого класса, он горд китайской цивилизацией. Известность его начинается с восьмидесятых годов, когда, занимая пост незначительного столичного чиновника, он выступил со своим знаменитым докладом против заключенного с нами, в 1880 г., кульчжинского договора (ливадийского), добился отказа своего правительства в его ратификации и отправления в Петербург нового посольства, с маркизом Цзэном во главе. Ему принадлежит, изданное несколько лет тому назад, знаменитое сочинение о необходимых реформах в Китае, под названием: "Увещание учиться", которое рекомендуется правительством, как настольная книга для всякого образованного китайца. Ему же, как увидим потом, принадлежит мысль учреждения главного правительственного совета.
Независимо от качества личного состава нового учреждения, успех его преобразовательной деятельности в значительной степени будет зависеть от того, как отнесутся к тому или другому вопросу из области реформ иностранные державы.
Обращаясь к вопросу о преобразованиях, мы встречаем в газете интересный и обстоятельный доклад того же [327] Чжанчжи-дуна, который вероятно будет положен в основу преобразований, и потому мы считаем необходимым познакомить читателей с его содержанием.
"В этом году тяжелых испытаний, переживаемых Китаем, когда приходится думать о преобразованиях у нас, — замечает автор доклада, — ощущается недостаток как в людях, так и в финансах; в добавок к этому поверхностные суждения волнуют, а застарелый консерватизм затемняет нас. При таких условиях, самые отличные меры и прекрасные мысли нелегко привести в исполнение. Взвесив, что важно и что неважно, спешно или неспешно, и обсудив все вообще, я прихожу к заключению, что в вопросах, которые трудно вдруг привести в исполнение, важно проводить их мало-помалу, в известной последовательности и без излишней торопливости; тогда как в вопросах, настоятельно требующих изменений, необходимы твердая решимость и энергия в исполнении. Вся суть дела заключается в широком образовании людей разных специальностей. Кто может достать людей, тот может и управлять государством. После этого можно будет с успехом постепенно заняться финансами, военным делом и другими вопросами, принимая для этого меры, сообразные с требованиями времени, искореняя все вредное и насаждая полезное". После этого вступления докладчик говорит, что, не смея утруждать внимание их величеств многосложными и обширными рассуждениями, он позволит себе почтительнейше обратить их внимание на десять пунктов, наиболее удобных и исполнение которых легко даст благоприятные результаты:
1) Осторожное отношение к издаваемым указам, которые являются великой государственной силой и служат предметом глубокого уважения для подданных. Их необходимо тщательно обдумывать и взвешивать, и, убедившись, что они действительно исполнимы, тогда уже издавать с твердостью, в уверенности, что они будут исполняемы. Постоянная же замена одних указов другими возбуждает в умах населения сомнение, благодаря которому даже добрые распоряжения правительства встречаются им безучастно, и оно смотрит на них как на мертвую букву и не хочет заботиться об их исполнении. Каких же плодов можно ожидать от этого? К счастью, ныне издан манифест, требующий слова, так что каждый из чинов империи получил возможность выразить свое мнение; но, в виду массы поступающих докладов со множеством проектов, крайне [328] необходимо подвергнуть их тщательному разбору. С этой целью докладчик предлагает назначить несколько разумных и опытных сановников и образовать из них правительственную комиссию, к участию в которой пригласить также известных своими заслугами, репутацией и большим опытом старых слуг, и на рассмотрение и обсуждение этой комиссии передавать все заслуживающее внимания проекты, лучшие из которых будут избираться ею по большинству голосов и представляться на высочайшее утверждение и затем приводиться в исполнение. Выработанным таким образом законоположения получат неизменную силу и, несмотря ни на какие трудности, будут строго поддерживаемы и исполняемы. Эта статья об осторожном отношении к изданию указов без сомнения имеет в виду распоряжения и указы об уничтожении иностранцев, которые были изданы правительством в течение ихэтуаньского погрома, когда правительственная власть находилась в руках главных вожаков этого движения.
2) Обучение чиновников. При представлении лиц на службу, обыкновенно ценились те из них, которые сдали государственные экзамены. Но эти лица, сбросив ученую тогу, определялись к делам, которых они не изучали. Большая часть из них, опытная в словесных науках, оказывалась невежественной в делах управления. В добавок к этому чиновничья среда стала более и более разношерстной, когда после войн Сянь-фына и Тун-чжи (1851 — 1874 г.) в нее получили доступ лица по рекомендациям и за пожертвования. Благодаря этому большая часть столичных чиновников образовывалась под влиянием приказных, а провинциальных — очутилась под влиянием своих личных секретарей. Между ними не только не найдется одного или двух человек на сто, основательно знакомых с иностранными делами, и способных помочь в современных переменах, но даже трудно отыскать таких, которые удовлетворяли бы своему прямому назначению и имели ясное понятие о своем долге. Такая полная непригодность к делу большей части чинов империи вынуждает докладчика просить об учреждении в столице школы для чиновников, поручив ее руководство разумным сановникам. Из всех столичных правительственных учреждений он советует тщательно выбрать чиновников, отличающихся хорошим поведением, действительными знаниями и пониманием, определить их в эту школу и пригласить учителей для преподавания им отечественной истории, политики, администрации законоведения, [329] международного права, истории и системы управления иностранных держав, так, чтобы каждый из них, согласно своим взглядам, избрал себе известную специальность и исключительно занимался ею. Отличившихся — назначать на испытание к соответствующим их специальностям занятиям; людей же с великими стремлениями отправлять для усовершенствования за границу и, по возвращении оттуда, удостаивать особого поощрения и повышения. Докладчик просит также высочайшего соизволения на открытие подобных же курсов во всех провинциях, с той только разницей, что в качестве слушателей здесь являются чиновники, ожидающие вакансий, которыми, кстати сказать, переполнен весь Китай. Специальными предметами их занятий должны служить администрация, современные вопросы и международные отношения, для чего они должны быть снабжены руководствами, переведенными с иностранных языков, и подвергаться ежемесячным испытаниям. Тем из них, которые к ряду получат лучшие отметки, давать какие-нибудь поручения по службе. Докладчик надеется, что при этой системе, в течение одного или двух лет, все столичные и провинциальные чиновники научатся стремиться к приобретению полезных в управлении знаний и, конечно, легко будут справляться с делом, когда оно представится им. "Если при настоящих затруднениях, становящихся с каждым днем более и более тяжелыми, и при настоятельной потребности в людях, мы будем ожидать того времени, когда Китай покроется школами, которые дадут нам полезных деятелей и мы определим их на соответствующие их познаниям должности, то мы без сомнения не поспеем с ними. Таким образом, — заключает докладчик, — нам остается только пока принять миры к образованию полезных деятелей из имеющихся в настоящее время чиновников. Со своей стороны эти чиновники, не опасаясь быть исключенными из службы, без сомнения энергично примутся за дело, и благие результаты непременно скоро скажутся".
Принимая во внимание известное трудолюбие и настойчивость китайцев, между которыми не редко можно встретить стариков, выступающих в качестве конкурентов на ученые степени, мы готовы допустить, что план, предлагаемый Чжан-Чжи-дуном, может содействовать образованию более пригодных к службе людей, но позволяем себе сомневаться, чтобы одним только этим путем можно было освободить китайскую бюрократию от всех ее застарелых пороков и создать из [330] представителей ее честных деятелей, которые бы в состоянии были ставить интересы государственные выше своих личных. Для реформаторской деятельности нужны люди, сознательно проникшие новыми веяниями и поставленные в другие, лучшие материальные условия.
3) Уважение к реальным наукам. Образование людей является лучшим средством к обеспечению государственного благосостояния на многие годы. Как в древности, так и в настоящее время процветание государств обусловливается имением людей, а воспитание их есть истинный корень, на котором зиждется государственное благоустройство. Обращаясь к государствам всех частей света, мы видим, что силой и богатством особенно славятся те из них, у которых широко развито школьное образование и много способных людей. В Китае в том и другом ощущается недостаток. Поэтому, при настоятельном стремлении к преобразованиям, учреждение школ и образование людей является делом, не терпящим ни малейшего замедления. "Вследствие этого, — продолжает докладчик, — я решаюсь просить повеления вашего величества о серьезном преобразовании существующего в Пекине университета в приложении всех усилий к его расширению, а также об изыскании в провинциях крупных средств на открытие в них большого количества школ, так чтобы все даже самые захолустные и бедные места имели их. Затем, следовало бы выбрать разные действительно полезные китайские и иностранные книги и разные отрасли знания, известные в иностранных государствах своими несомненными благодетельными результатами, и пригласить учителей для их преподавания, разделив их на специальные курсы. Но, в настоящее время, по недостатку материальных средств и преподавателей, остается одно самое удобное средство — это переводы книг. Для исследования иностранной литературы (книг) следовало бы назначить специального комиссара. Те книги, которые уже переведены, следует отпечатать в большом количестве и распространить их повсюду; не переведении же перевести на китайский язык при помощи тщательно избранных переводчиков. За последнее время, весьма много книг было переведено в Японии; не мало также переведено их и иностранцами, долго прожившими в Китае. Все эти книги также можно npиобрести, перепечатать и разослать их по всем школам, с целью однообразия в преподавании. При этом, сообразуясь со средствами, можно пригласить и иностранных наставников. [331] Затем, по приобретении воспитанниками в изучаемых ими предметах основных познаний, отправлять их для усовершенствования за границу".
4) Прибавление на состязательных испытаниях отдельного курса положительных наук.
Известно, что в Китае ученые степени студентов, кандидатов и магистров приобретаются посредством состязательных испытаний, производимых для студентов ежегодно в уездных и областных городах, для кандидатов в главных провинциальных городах, а для магистров — в столице, через каждые два года в третий для тех и других; причем для каждой из трех степеней определено известное количество вакансий. Эти состязательные испытания, служившие главным и прямым путем к поступлению на государственную службу и носившие схоластический характер, состояли из диссертаций на разные классические темы, рассуждений по вопросам администрации и политики и стихотворства. Теперь Чжан-Чжи-дун предлагает ввести на этих экзаменах отдельный курс положительных наук, отчисляя для него каждый раз по 1/10 из общего числа положенных по штату вакансий до тех пор, пока число вакансий положительных наук не сравняется с числом вакансий курсов схоластических, или старых. После нескольких испытаний, когда школы дадут много образованных людей, а чиновничьи состязательные экзамены — много лиц с положительными знаниями, можно будет и старые курсы обратить в курсы положительных знаний.
5) Просвещение народа. Новые веяния еще не коснулись внутренних провинций Китая. Ученый класс и простой народ, заключенные в одном каком-нибудь углу, мало слышат и видят, и потому каждый раз, как увидят иностранца, у них является или чувство боязни и желание уклоняться, или же чувство враждебности. При боязни они охотно сносят оскорбления, а при враждебности возбуждают ссоры. А при неимении возможности ознакомиться с положением чужеземцев, состоянием своего государства, его производительными силами и народными нравами, это отчуждение еще более увеличивается. Поэтому, для взаимного спокойствия, крайне необходимо просветить умы народа и расширить его кругозор — что может также благоприятно отразиться и на благосостоянии народа и развитие торговли. Признавая, по примеру западных держав, громадное образовательное значение для народа за газетами и находя, что большая часть редакций китайских газет наполнена людьми [332] без поведения и разными недоучившимися негодяями, которые за спиной у иностранных купцов смущают умы и с которыми власти не могут справиться, докладчик полагал бы целесообразным открыть во всех провинциях казенные газетные редакции. Во главе газет помещать указы, затем хронику важнейших столичных и провинциальных правительственных распоряжений, а в конце — иностранные правительственные и научные новости. Руководство газетным делом подчинить назначаемому правительством беспристрастному и умному делегату. Провинциальные газетные экспедиции должны рассылать газету во все города, посады и села, для того, чтобы все население имело возможность знакомиться с современными делами в разных местах, а также с вопросами, касающимися земледелия, промышленности, торговли и горного дела. Помещение на страницах газет разных нелепых бредней и статей непозволительного содержания должно быть запрещено. Словом, газеты, по мнению докладчика, должны иметь главную цель просвещение народа. Кроме того, развитие и распространение казенной прессы может еще ограничить и стеснить, если не совершенно убить корыстную, якобы, иностранную прессу.
6) Серьезное отношение к путешествиям. Известно, что в период феодальный (в VII в. до Р. Хр.) и в эпоху борьбы государств (за 4 в. до Р. Хр.) путешествия князей были явлением обычным, что на сеймы лично собирались сами правители и что дружественные посольства, во главе с княжескими родичами и лицами знатными, отправлялись постоянно. Подобного рода фактов, о которых свидетельствует прошлая истоpия, не перечтешь. Все это делалось для скрепления соседских дружественных отношений, а также и для ознакомления с положением дружественных государств. Что же касается путешествия в чужие края иностранных государей в западной Европе, то в новейшее время они сделались явлением совершенно заурядным. Признавая несомненную великую пользу путешествий, докладчик просит об отправлении в чужие края князей и других знатных особ в сопровождении интересующихся современными вопросами столичных и придворных чиновников, для ознакомления со строем иностранных государств, с разными науками, обычаями и характером народов. "Продолжительное знакомство будет содействовать умственному развитию этих лиц и ознакомит их с существенными чертами иностранных земель. По возвращении в отечество, они сами смогут справиться со служебными делами; тем более [333] им не трудно будет соответствующим образом относиться к вопросам международного характера, если таковые им представятся. Видя, что новые веяния с каждым днем более и более развиваются в Китае, иностранные государства мало-помалу будут проникаться уважением к нам и сближаться с нами. Вместе с этим полное знакомство с сокровенными сторонами их политики даст нам возможность до некоторой степени умерить их насилие и избавить нас от их произвольных оскорблений. Столичным чиновникам, которые также пожелали бы отправиться зa границу, дозволять обращаться в министерство иностранных дел, которое, удостоверившись в их способностях и стремлении к образованию, может снабжать их необходимыми для этого средствами. Те из знатных особ, которые не переносят моря, могут сначала отправляться в Японию и в открытые порта, что также в известной степени даст им возможность ознакомиться с иностранцами и с современным положением дел".
Известно, что Чжан-Чжи-дун является одним из рьяных поборников сближения c Японией и заимствования от нее западной цивилизации. Из вверенного ему обширного края он уже неоднократно отправлял в Японию молодых людей, для получения там образования; между прочим, туда же был отправлен и его сын. Но, как искусный политик, при современных условиях, он находил неудобным в настоящем докладе слишком открыто выражать свои симпатии и предпочтение излюбленной им стране, хотя, конечно, в силу исторических традиций, он не питает в душе особенного расположения к маленькой Японии, — которую когда-то Китай называл рабским государством и считал своим вассалом, — а видеть в ней средство поскорее и подешевле дать своему отечеству то, что ему нужно.
7) Установление узаконений для чинов дипломатической службы. Признавая чрезвычайно важное значение дипломатических агентов и находя, что настоящий их состав, ни по своему образованию, ни по подготовке, ни по служебному прошлому, далеко не удовлетворяет своему назначению, докладчик, отдавая предпочтение дипломатическому строю Англии, рекомендует, чтобы вся служба этих лиц протекала по министерству иностранных дел, чтобы посланники, в видах всестороннего ознакомления со страной, в которой они аккредитованы, оставались в ней если не на всю жизнь, то, по крайней мере, на возможно долгое время, и без особой необходимости [334] не были бы перемещаемы; чтобы, для установления тесной связи с министерством, нужные для него чиновники были иногда назначаемы из заграничных дипломатов, чтобы, спустя некоторое время, они пользовались отпуском для отдыха, с сохранением получаемого ими содержания, и, наконец, чтобы и второстепенные чины посольств были назначаемы из чиновников министерства иностранных дел, окончивших курс положительных наук.
При таком составе своих заграничных агентов государство с их помощью получит возможность к полному ознакомлению с чужеземными странами и всегда будет в курсе современной мировой политики, и будет готово своевременно защищать свои интересы и охранять свое достоинство от посягательств извне.
8) Необходимость увеличения содержания чиновников. Находя содержание чиновников крайне малым, недостаточным для их пропитания, не достаточным для воспитания в них чувства бескорыстного служения отечеству, вынуждающим их смотреть на получение временной службы по финансовым и таможенным учреждениям, как на злачное место, Чжан-Чжи-дун не видит другой возможности к искоренению всех поборов и хищения, кроме увеличения содержания до нормы, которая обеспечивала бы безбедное существование чиновника. Кроме того, он рекомендует ассигнование известной суммы на служебные расходы, пропорциональной количеству дел того или другого поста. Вместе с этим он предлагает упразднить ненужных, а также не имеющих определенных обязанностей чиновников, и очистившиеся от этого суммы обратить на увеличение содержания штатным. Для чинов, ведающих финансами, для пресечения хищения и казнокрадства, он признает возможным назначение содержания более щедрого, с тем чтобы уже каждая копейка поступала в доход казны, чтобы каждый провинившийся в хищении быль подвергаем беспощадному наказанию по всей строгости законов. При добросовестном отношении к делу, не только можно надеяться на увеличение доходов казны от податей и пошлин вдвое, но также и на то, что, с течением времени, все меры, которые, по образцу иностранцев, будут принимаемы правительством к обогащению, увенчаются полным успехом.
9) Обогащение государственного бюджета. В финансовой политике иностранных государств существуют многоразличные пути к развитию и усилению финансовых средств страны, из [335] коих главные — разработка минеральных богатств, постройка железных дорог, поднятие торговли и промышленности, обращение ассигнаций и вообще приложение всех усилий к эксплуатации всего того, что может доставить выгоду государству и народу. Правительство только дает тон и оказывает покровительство; между им и народом существует взаимное доверие, благодаря чему с каждым днем открываются новые ресурсы. Правда, в иностранных государствах налоги тяжелые и разнообразные, но зато правительства их делают все возможное к обучению народа, к сохранению его здоровья и к изысканию средств к существованию. Благодаря этому, несмотря на тяжесть налогов, народ не ропщет. За последнее время в Китае строятся железные дороги, разрабатываются минеральные богатства, вводятся почтовые управления, но для получения от этих предприятий действительных результатов требуется еще время. Поэтому, для увеличения народных средств и охранения национальных выгод, Чжан-Чжи-дун признает развитие торговли делом крайне необходимым. Но, к сожалению, он находит, что основанные, в видах развития торговли, в разных провинциях Китая торговые палаты являются только мертвой буквой и не приносят торговому делу никакой пользы. Все это зависит от того, что в Китае чиновный класс пользуется почетом, а торговое сословие находится в приниженном состоянии. Таким образом, между тем и другим существует преграда. Чиновники смотрят на купцов как на свою добычу, a последние боятся первых, как диких зверей. В виду этого, он находит необходимым, чтобы лица, заведующие торговыми палатами, искоренили чиновничий дух и чтобы между торговым сословием и чиновным людом установились солидарность и прочная связь. Вместе с тем, рекомендуется учреждение в торговых центрах коммерческих собраний, которые, в случае необходимости, входили бы между собой в связь и общими силами работали заодно для конкурирования с иностранцами. Со своей стороны, власти должны защищать тех, кто подвергается притеснениям и оскорблениям, и приходить на помощь тем, у кого не достает средств. Далее, для всестороннего ознакомления с положением китайской иностранной торговли и для обсуждения разных мер к ее поднятию и устранению вредных для нее влияний, лица, заведующие торговлей, должны часто посещать открытые порты, принимать представителей торговли и обмениваться с ними взглядами. Следует [336] также поддерживать взаимные связи с чинами заграничной службы и совместно с ними изыскивать необходимые меры.
В числе частных мер, способных содействовать увеличению государственных ресурсов, докладчик рекомендует открытие в разных провинциях Китая монетных дворов и введение по всей империи однообразной монеты, а также ассигнаций. Первая мера мотивируется тем, что Китай, вследствие постоянного переливания серебра в слитки, и притом высокопробные, терпит громадные убытки, в то время как иностранцы, благодаря обращению в Китае их монеты, получают громадные выгоды, — не говоря уже о неудобствах слитков в обращении и связанных с ним разных злоупотреблениях. При этом он рекомендует учреждение правительственного банка.
Что же касается вопроса о государственных налогах, то, в виду тяжести их в иностранных государствах, докладчик не решается теперь же рекомендовать их введение в Китае, а советует предварительно изучить дело, поручив своим представителям за границей доставить списки налогов, взимаемых в иностранных государствах, со своими заключениями относительно приложимости того или другого вида их в Китае. Списки эти должны быть переданы правителям провинций, которые, сообразуясь с местными условиями, совместно обсудят, какие из налогов могут быть уменьшены и какие могут быть увеличены.
10) Организация военного дела. В каждой отрасли знания в иностранных государствах существуют специальные школы, но в военном деле особенно. Такое предпочтение объясняется близким соседством сильных держав между собой, равенством их сил и влияний, при которых каждая из них, опасаясь быть поглощенной другой, желает принять меры к самосохранению и поэтому не может не соперничать в организации военного дела, часто истощая для этого все силы государства, и, заимствуя друг у друга все лучшее, совершенствует военное дело. Но вся сила, весь прогресс военного дела коренится в школах, в которых изучается до мельчайших подробностей все имеющее отношение к военному делу. Офицерство знает военные науки, а нижние чины обыкновенно хорошо обучены. Вот где их сила. Не то мы видим в Китае. Там нет специальных школ. Вся подготовка военного элемента ограничивалась экзаменами в искусстве стрельбы из лука, владения холодным оружием и в поднятии камня определенного веса. Правда, в новейшее время введена в армии стрельба из ружей и [337] пушек, но с ними многие не умеют обращаться. Половина офицеров выходит из солдат, благодаря только физической силе, имея о стратегии крайне слабые понятия. В виду этих соображений, докладчик признавал бы целесообразным предложить высшим провинциальным властям позаботиться открытием военных училищ и подготовкой офицеров. Что же касается воспитанников военных школ в провинциях северного и южного Китая, до известной степени уже подготовленных, то к ним следует приложить правила, проектируемые для гражданских курсов положительных знаний о последовательном отчислении для них при каждом экзамене из общего числа вакансий на военные степени по 1/10, так, чтобы лучники и подниматели тяжестей превратились в искусных воинов, и старые военные экзамены уничтожились бы сами собой.
Относительно прежних инспекторских смотров в разных провинциях Китая, замечено, что их следует производить специально командируемым генералам, поручив предварительно знакомым с военным делом высшим офицерам составить военный устав, систему обучения войск и правила о выборе офицеров и наборе нижних чинов. Кроме того, докладчик проектирует отправлять из каждой провинции в известный сборный пункт, смотря по ее величине, от 200 до 500 человек нижних чинов, и поручить специальным офицерам обучение их разным полезным военным наукам; через год или два, когда эти нижние чины получат некоторую подготовку, возвращать их к своим частям, а на место их вызывать новых, и т. д.
Что же касается вооружения, то, в виду невозможности, в силу нового договора, приобретать его за границей, следует заняться изготовлением его у себя, для чего следовало бы приказать, пользуясь имеющимися в разных провинциях для изготовления оружия значительными средствами, нанять рабочих и заняться предварительно изучением способов обработки стали и других материалов, а затем уже приступить к выделке оружия по одному установленному образцу. Рекомендуя принять меры к вызову из-за границы работающих на иностранных заводах китайцев, докладчик не сомневается в том, что, при уме и искусстве китайцев, в которых они не уступают иностранцам, нет оснований опасаться, что Китай останется без вооружения. Мы вполне разделяем это мнение китайского государственного человека и всегда придерживались того взгляда, что статья протокола о запрете Китаю ввоза иностранного [338] оружия в качестве карательной меры, не только не достигает своей цели, но напротив, будет способствовать развитию в Китае самостоятельного производства оружия в прямой ущерб английским и германским поставщикам, лишив их одного из видных мест сбыта. Почти с уверенностью можно сказать, что с подготовкой достаточного количества своих техников, Китай, в видах прямой экономии, обусловливаемой дешевизной рабочих рук и обилием собственного материала, сам откажется от иностранного вооружения, хотя бы даже ему предлагали его. Мало того, этот новый вид производства послужит еще стимулом к усилению разработки тех естественных произведений, которые служат необходимым материалом для изготовления вооружения.
Из реформ, предлагаемых в той же газете другими лицами, заслуживают внимания:
1) Замена министерских и правительственных советов чем-то вроде парламента, состоящего из двух палат: верхней — из столичных чиновников не ниже третьего класса, с званием правительственных советников, и нижней — из чинов четвертого класса и ниже, а также из ученых людей и граждан со званием советников; все правительственные мероприятия вносятся предварительно на рассмотрение нижней палаты, потом вносятся ею на заключение в высшую и затем уже представляются на утверждение верховной власти. Проекты, поступающие от ученых и простых граждан, также должны поступать в этот правительственно-общественный совет и им передаются верховной власти.
2) Министры и их товарищи не должны занимать в тоже время и других должностей, а также быть перемещаемы из одного министерства в другое. Генерал-губернаторов, губернаторов и других административных лиц в провинциях не следует без нужды переводить с одного поста на соответствующий другой.
3) Радикальное изменение всех законоположений империи, которые, с незначительными изменениями переходя от одной династии к другой, по существу своему атрофировались и не удовлетворяя в настоящее время своему назначению, при своей массе и запутанности, служат средством для корыстных целей негодных чиновников и подьячих.