Автор Тема: Современная китайская живопись: стагнация или прогресс...  (Прочитано 127214 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
Да, очень занятные лекции. У человека очень редкое умение, говорить целый час, красиво и интересно, на практически пустом месте, обо всём и ни о чём конкретно. Наверно, это и называется искусствоведение :) Хотя скорее всего с той аудиторией более конкретный разговор и не имел бы смысла. Он им полчаса что-то рассказывает про дзэн, после чего ему задают вопросы про "зачем закрашивают глаз у Дарумы" и "как вы пришли к японскому искусству"...
« Последнее редактирование: 17 Ноября 2011 17:19:04 от *НЛО* »

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Да, очень занятные лекции. У человека очень редкое умение, говорить целый час, красиво и интересно, на практически пустом месте, обо всём и ни о чём конкретно. Наверно, это и называется искусствоведение :) Хотя скорее всего с той аудиторией более конкретный разговор и не имел бы смысла. Он им полчаса что-то рассказывает про дзэн, после чего ему задают вопросы про "зачем закрашивают глаз у Дарумы" и "как вы пришли к японскому искусству"...

В интервью своем старом он как раз подчеркивал важность знания фактуры, так что здесь, по всей видимости, это специфика формата.

Это вроде как концепция цикла, служащего не столько конкретным образовательным целям, сколько популяризации имеющихся на данный момент научных знаний и повышению престижа науки в обществе, типа "Очевидное - невероятное" (там, кстати, Капица засветился в первом сезоне... а открывал его Алферов). Крутые научные деятели пытаются коротенько донести суть своей специальности до обычных ребят, основательно подзабывших даже школьную программу (ну и телезрителей, подзабывших ее еще больше, понятно). Это весьма серьезный gap - с уровня хэдлайнера прыгнуть через головы рядовых ученых, аспирантов, профильных студентов - сразу к казуалу, и решить эту проблему получается не у всех, хотя они стараются - кто-то ориентируется на умников, которые как-нибудь да разберутся, кто-то излагает чуть расширенную версию школьной программы. У Штейнера получилось где-то посередине, весьма неплохо, на мой взгляд, хотя, конечно, конкретики хотелось бы поболее.
« Последнее редактирование: 23 Января 2011 21:48:45 от Parker »

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Китаец из Института Герцена по имени Ван Вэй ;D заделал ликбез по гохуа 20 века. В принципе, всех перечисленных в статье художников надо знать.

http://www.gramota.net/materials/3/2012/3-2/10.html


Статья посвящена изучению трех путей развития китайской традиционной живописи гохуа в ХХ в. Эти
течения – традиционное, смешанное и экспериментальное – рассмотрены на примере творчества круп-
нейших китайских художников, многие из которых по сей день остаются малоизвестны в России. Автор
пытается дать свой ответ на один из острых вопросов в современной китайской истории искусств:
«Деградирует или развивается традиционная живопись?».
Ключевые слова и фразы: направления китайской живописи ХХ в.; китайские художники ХХ в.; традицион-
ное течение; смешанное течение; экспериментальное течение; реализм; модернизм.
Ван Вэй
Кафедра художественного образования и музейной педагогики
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
[email protected]

ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЖИВОПИСИ ГОХУА ХХ В.©

Вопрос о путях развития традиционной живописи гохуа занимал исследователей китайского искусства и
практикующих художников на протяжении всего ХХ в. Главным являлся вопрос о жизнеспособности гохуа
в условиях современной культуры. Особенности китайской живописи обеспечивают непрерывность процес-
са ее формирования, который продолжается и сегодня. Конечно, это обостряет споры вокруг нее. Помимо
выявления основных течений в гохуа ХХ в. задачей настоящего исследования является представление лич-
ного взгляда автора на перспективы ее дальнейшего развития.
Начало прошлого столетия ознаменовалось для Китая периодом острейших социальных коллизий.
В этих условиях большое количество представителей прогрессивной интеллигенции было склонно возлагать
вину за происходящее в обществе именно на его чрезмерную приверженность старым традициям и мораль-
ным нормам. Китайская классическая живопись критиковалась как одно из олицетворений феодальных
обычаев. Эту идею первым выдвинул знаменитый прогрессивный ученый Кан Ювэй (1858-1927) [6, c. 11].
Позднее Чэнь Дусю (1879-1942), политик-реформатор, занял еще более жесткую позицию против вэнь-
жэньхуа1, заявив о ее застое и подняв на щит идею «революции в искусстве» [Там же, c. 16].
По мнению Чжэн Чжэньдо (1898-1958), одного из крупнейших китайских деятелей науки и культуры
ХХ в., элементы новой гохуа проявились в 1880-х гг. в творчестве Жэнь Боняня (1840-1896), художника,
впервые в истории отошедшего от канонов национального искусства и воплотившего в своих картинах ин-
дивидуальное видение мира [1, c. 286]. Однако вплоть до 1920-х гг. критические настроения в отношении
старой живописи никак не воплощались на практике. Подлинный прорыв произошел с возвращением из-за
границы группы обучавшейся там молодежи, чья творческая деятельность сыграла значимую роль в разви-
тии новой гохуа. Помимо стран Европы, многие из них получили образование в Японии, где, при сохране-
нии национальных традиций, шел процесс слияния традиций западного и восточного искусства.
В ХХ в. в китайской живописи появилось три основных направления: традиционное, смешанное и экспе-
риментальное. Они были описаны критиком и историком искусства Лан Шаоцзюнем в монографии
«Консерватизм и движение вперед: сборник размышлений о китайской живописи 20 в.» [3, с. 10-13]. Первое
направление наиболее ярко представлено творчеством так называемых «четырех традиционалистов» –
У Чаншо, Ци Байши, Хуан Биньхуна и Пань Тяньшоу [8, с. 1]. Второе, вобравшее в себя как китайские, так и
западные традиции, получило название смешанного. Ему следовали такие художники, как Сюй Бэйхун,
Цзян Чжаохэ, Линь Фэнмянь и др. Третье направление обозначено как экспериментальное. Главными его
представителями являются У Гуаньчжун и школа «экспериментов с тушью» [Там же, с. 10-13]. Все перечис-
ленные художники стремились реформировать китайскую живопись, однако пользовались для этого разны-
ми средствами. Представители первого направления полагали, что стоит сосредоточиться на поисках путей
развития в самой традиционной китайской культуре и живописи. Представители второго подчеркивали важ-
ность усвоения западных художественных навыков и научных методов, наиболее благотворным считая
влияние реализма, в котором им виделся ответ на насущные вопросы. Художники, избравшие для себя экс-
периментальное течение, смело заимствовали технику, стили и образы модернистского западного искусства.
Традиционное течение в живописи гохуа ХХ в.
ХХ в. ознаменовался творчеством большого количества талантливых художников-традиционалистов, и
рассмотреть их всех не позволяет ограниченный формат статьи. Автор настоящего исследования, вслед за ис-
ториком искусства Лан Шаоцзюнем, в качестве примера выбирает таких художников, как У Чаншо, Ци Байши,
Хуан Биньхун и Пань Тяньшоу, выдающихся мастеров, которых называют «четырьмя традиционалистами».

1 Вэньжэньхуа (досл. – «живопись образованных людей») – термин, предложенный одним из крупнейших теоретиков
и литераторов эпохи Мин (1368-1644) Дун Цичаном. В. противопоставляется творчеству профессиональных художников
и обозначает творчество интеллигентов-непрофессионалов, состоявших или не состоявших на государственной службе.

Несмотря на свое название, традиционное течение не осталось в стороне от процессов глобализации.
«Четыре традиционалиста», будучи приверженцами классических китайских живописных канонов, сумели
углубить их при помощи ряда западных художественных идей, которые тем не менее не наложили яркого
отпечатка на их творчество. Глубоко поняв суть исконной гохуа, эти художники нашли новую дорогу для
китайского искусства. Хотя жизненные пути и творчество четырех мастеров не схожи, все они сыграли рав-
но значительную роль в становлении нового искусства гохуа.
У Чаншо (1844-1927) родился в уезде Цзиань провинции Чжэцзян. Семья его была бедной, и живописи,
а также резьбе и каллиграфии мальчик обучался самостоятельно. В настоящее время художник признан ли-
дером прославленной шанхайской школы, взрастившей множество знаменитостей. Чаще всего У Чаншо ра-
ботал в жанре «цветы», прибегая к таким традиционным мотивам, как слива, лотос, сосна, лилия, орхидея и
т.д. Отличительные черты творчества художника – свободный мазок, простая композиция, яркий красный
цвет, который ранее не встречался в гохуа, – впоследствии стали классическими для нового стиля китайской
живописи. Работы мастера, в частности созданные в зрелом возрасте, повлияли также на развитие японского
искусства. У Чаншо признан одним из величайших китайских художников ХХ в.
Ци Байши (1864-1957), имя которого широко известно в России, происходил из крестьянской семьи,
жившей в уезде Сянтань провинции Хунань. В ранние годы будущий художник работал плотником, созда-
вая резные орнаменты. О китайской классической живописи он узнал от народных умельцев [2, с. 13-18].
Историк искусства Чэнь Чуаньси указывает, что никто не сумел сравниться с Ци Байши в виртуозности пре-
образования и развития традиционной китайской живописи [9, с. 54]. Такие личные качества, как простота,
скромность, уверенный и сильный дух, позволяли художнику создавать произведения, в которых прояви-
лись одновременно сила и мягкость, интеллектуализм и мастерство. В простом и чистом мире его искусства,
сотворенном при помощи традиционных китайских кисти и туши, ярко выразился дух современной гохуа.
Известный поэт, художник и исследователь искусства Хуан Биньхун (1865-1955) родился в богатой се-
мье из уезда Цинхуа провинции Чжэцзян. Почти одногодка Ци Байши, Хуан Биньхун получил совсем иное
образование. С детских лет он изучал классическую китайскую культуру, в юношеские годы сменил множе-
ство талантливых педагогов, в среднем возрасте принял участие в «движении за реформы 1898 г.» и в рево-
люции 1911 г. Хуан Биньхун в разные годы живет в Шанхае, Пекине и Ханчжоу, где занимается живописью,
преподаванием, издательской деятельностью, а также экспертизой произведений искусства. В поисках
вдохновения Хуан Биньхун много путешествовал по стране, посещая наиболее красивые ее уголки и созда-
вая множество набросков [5, с. 288].
Взяв за основу техники и методологию традиционной китайской живописи, Хуан Биньун нашел новые
пути для ее развития. Художник работал в большом числе жанров гохуа, однако наиболее выдающимися
признаны его пейзажи, стиль которых характеризуется как «черный, густой, плотный, тяжелый» [8, с. 1].
Пань Тяньшоу (1897-1971) появился на свет в уезде Нинхай провинции Чжэцзян. В возрасте семи лет его
отдали на обучение в традиционную частную школу, а с 14 лет будущий художник продолжил образование
в средней школе с западным уклоном. В 1921 г. Пань Тяньшоу окончил Чжэцзянский педагогический ин-
ститут, в 1923 г. поступил на факультет традиционной живописи Шанхайского художественного училища.
В 1926 г. он выпустил книгу «История китайской живописи», ставшую учебником для нескольких поколений
китайских художников. Пань Тяньшоу преподавал в крупнейших художественных вузах страны, а кроме то-
го, на протяжении ряда лет занимал пост заместителя председателя Всекитайской ассоциации искусств.
Пань Тяньшоу много изучал вэньжэньхуа, среди «четырех традиционалистов» его глубокий стиль выде-
ляется как наиболее индивидуальный и интеллектуальный. Структура произведений художника полна на-
пряжения, его образы всегда оригинальны. О Пань Тяньшоу говорят, что он «раздвинул границы традици-
онной живописи» [4, с. 105].
Если картины Ци Байши дарят зрителю чувство тепла и уюта, то работы Пань Тяньшоу излучают свет-
лые напряженные вибрации. Произведения первого эмоциональны, второго – исполнены силой воли.
Пань Тяньшоу наиболее прославился благодаря своим пейзажам, а также изображениям цветов, птиц и,
реже, людей, созданным в свободной манере. Художник опирался на вэньжэньхуа, сумев воплотить в своем
искусстве ее наиболее высокие достижения. Пань Тяньшоу считал, что у традиционной китайской и евро-
пейской живописи разные пути [3, с. 15]. В его творчестве прослеживается влияние его современника
У Чаншо (1844-1927) и известных мастеров прошлого – Чжу Дая («Человека с горы Бада») (1626-1705),
Ши Тао (1642-1707). Подобно Гао Ципэю (1600-1734), он пишет ряд картин в технике «чжитоухуа»
(при помощи пальцев). Лучшие произведения мастера относятся к периоду после 1949 года: в них четко
проявился яркий стиль художника, выражавшийся в выборе темы, концепции, композиции, работе с кистью
и тушью. Пань Тяньшоу создавал наиболее современные работы из всех «четырех традиционалистов».
Активная политизация всех сфер жизни китайского общества, включая и искусство, протекавшая
в 1950-70-е годы, не способствовала развитию традиционных жанров и видов китайской живописи, однако
творчество «четырех традиционалистов» нашло своих продолжателей.
В рамках традиций обновленной гохуа создает свой уникальный стиль, получивший название «подсве-
ченный пейзаж», художник Ли Кэжань (1907-1989), применявший ряд западных идей, но не изменивший
национальному характеру в своей живописи, близкий к классическим авторам, но прямо не повторяющий
их. Линию «современной гохуа» представляет группа художников нового в китайской живописи жанра
«синьвэньжэньхуа» (досл. – «новая живопись образованных людей»), возникшего в 1980-90 гг. К их числу
относятся Чжоу Шаохуа (1929), Цзя Юфу (1942), Лу Юйшунь (1962), Тянь Лимин (1955). В их творчестве
прослеживается приверженность установке «гохуа может быть спасена только в форме жанра китайской со-
временной живописи», выдвинутой Ли Сяошанем в статье «Мое мнение о современной китайской живопи-
си», вышедшей в 1985 г. в г. Нанкин в «Художественном журнале провинции Цзянсу» [6, с. 177].
На основе сказанного выше можно сделать вывод, что традиционная китайская живопись по сей день
полна жизни: она не мутирует, а непрерывно развивается и эволюционирует. Несмотря на то, что в гохуа
воплощается все больше новых художественных методов, западные влияния отнюдь не являются для нее
главной ведущей силой.
Смешанное течение
Последователи смешанного течения полагали, что модернизация и трансформация традиционной китай-
ской живописи на основе западных традиций даст первой больше свободы и разнообразия. Корни этого на-
правления следует искать в гохуа: его последователи опирались на китайские техники, материалы, инстру-
менты и стили. От традиционной живописи это направление переняло изящество и жизненность. Подобное
соединение китайского и западного стилей прослеживается в ряде произведений таких авторов, как «Герои
Линнаня»
(Гао Цзяньфу, Гао Цифэн, Чэнь Шужэнь, известны также как «Три героя Линнаня»), Сюй Бэйхун,
Цзян Чжаохэ, Линь Фэнмянь, а также у многих молодых художников.
Лидером смешанного течения по праву может называться Сюй Бэйхун (1895-1953), художник, много лет
проживший на западе и изучивший традиции как китайского, так и европейского искусства. В статье «Теория
усовершенствования старой китайской живописи» он говорил о «необходимости изучать старое, наследовать
хорошее, исправлять отрицательное, наращивать недостающее, для чего западное можно соединить с китай-
ским» [Там же, с. 18]. Сюй Бэйхун стал первым, кто ввел в китайский язык западное слово «рисунок», неодно-
кратно подчеркивая, что «рисунок – основа всех пластических искусств» и что именно постоянная работа в
области создания разного рода этюдов, эскизов, зарисовок может дать художнику истинное мастерство
[7, с. 210]. Этот шаг открыл новые перспективы не только для живописи, в особенности портрета, но и для ху-
дожественного образования – по инициативе Сюй Бэйхуна в китайских художественных вузах были введены
обязательные занятия по рисунку с натуры. У этого способа обучения были и негативные последствия, напри-
мер, в некоторой степени нивелировались концепции, техника и другие особенности китайской живописи.
В 1950-е гг. по инициативе Сюй Бэйхуна в Китае создается модель официального искусства на базе со-
ветского «социалистического реализма». Произведения и идеи Сюй Бэйхуна оказали большое влияние на
формирование этой школы, ставшей одной из базовых в искусстве КНР [3, с. 7-20]. Благодаря ему многие
элементы гохуа нашли продолжение в искусстве китайского социалистического реализма.
Цзян Чжаохэ (1904-1986) является еще одним известным представителем смешанного направления.
Его произведения получили название «реалистичные картины тушью». Он наследовал и развил идеи Сюй
Бэйхуна, однако привнес в них собственную индивидуальность, к примеру, при помощи более смелого
использования светотени. В своих произведениях в классическом жанре «люди» Цзян Чжаохэ остро пере-
давал глубокий гуманизм и боль за социальную несправедливость, ставшие отличительными чертами его
живописи. После установления КНР в 1949 г. художник меняет тематику произведений, изображая мир и
процветание при новом строе.
Иной путь синтеза предлагал Линь Фэнмянь (1900-1991), который проникся глубоким интересом к за-
падноевропейскому современному искусству во время учебы во Франции. Именно там Линь Фэнмянь стал
понимать истинный дух и значение традиционной китайской живописи и потому выбрал путь синтеза ки-
тайских и западноевропейских художественных концепций, предложив путь «обогащения Востока Запа-
дом». В отличие от Сюй Бэйхуна и Цзян Чжаохэ он не стал брать за образец реализм, вдохновляясь идеями
современного модернистского искусства. В его творчестве импрессионизм, кубизм и экспрессионизм сме-
шались с техниками прорисовки линий эпох Хань (206 до н.э. – 220) и Тан (618-907) и формами, пришед-
шими из китайского народного искусства. Лан Шаоцзюнь отмечает, что именно Линь Фэнмяню удалось
наиболее гармонично сочетать западную и китайскую живопись [Там же, с. 21]. Хотя картины Линя имеют
ряд параллелей с гохуа, однако часто они оставляют впечатление чего-то совершенно иного. Эти два взгляда
во многом противоположны, один мощно отразился на сути реформированной гохуа Линя, другой – пока-
зал, что она не совсем зрелая в своем преобразовании.
Таким образом, в гохуа начала ХХ в. образовалось два главных течения: традиционалистское
и cмешанное, обращенное в сторону синтеза западной и китайской живописи. Те, кто возлагал надежды на
«обогащение китайского за счет западного», не только смогли достичь определенных успехов, но и открыли
иные пути развития, что способствовало появлению третьего живописного течения.
Экспериментальное направление
Это направление возникло относительно поздно – в 1980-х годах, на фоне общей политической и социаль-
ной либерализации. Его последователи используют традиционные китайские материалы и инструменты, одна-
ко часто выходят за пределы канонов, правил и методов гохуа. К примеру, У Гуаньчжун и Чжу Дэцюнь при
помощи новых способов нанесения туши и ее цветовых решений достигали эффекта абстракционизма в своих
произведениях. Лю Госун прибегает к технике эстампажа и коллажа. Группа близких к модернизму и постмо-
дернизму художников, работающая в направлении «шиянь шуймо» – «эксперименты с тушью», практикует
«китайские методы преломления западных традиций». Ее членами являются Гу Вэньда (1955), Чжан Юй
(1959), Лю Цзыцзянь (1919-1993) и др. Все художники-инноваторы практикуют отход от традиционных догм.
ISSN 1997-292X № 3 (17) 2012, часть 2 41
Ученик Линь Фэнмяня У Гуаньчжун (1919-2010) начал экспериментировать с тушью и ее цветом в пей-
заже приблизительно в 1970-е годы. Его произведения тех лет отличает новое оригинальное видение гохуа,
непревзойденное мастерство композиции. Художник создавал лаконичные, но многогранные образы, при
помощи полуабстрактных форм передавая почти музыкально ритмичные и величественные образы живой
природы. В его творчестве нашел отражение как традиционный восточный шарм, так и актуальные новые
веяния, придающие свежесть его произведениям. По словам У Гуаньчжуна, этот новый стиль в гохуа ему
помог создать прием размывки тушью.
Живопись художников-инноваторов содержит мало признаков традиционной гохуа. Тем не менее они
сохраняют связь с ней, и многие из них боятся ее утратить, став подражателями западной живописи. Такая
опасность в самом деле актуальна для этого течения.
Выводы
Как можно было убедиться, в ХХ веке китайские художники получили важный опыт использования но-
вой стилистики, прежде чуждой китайской культуре. К ней прибегали представители всех трех рассмотрен-
ных течений – традиционного, смешанного и экспериментального. Многие из этих авторов дали положи-
тельный пример таких заимствований дальнейшим поколениям.
Впервые западные влияния проявились в творчестве чисто китайских по стилю и духу художников, ныне
известных как «четыре традиционалиста» (У Чаншо, Ци Байши, Хуан Биньхун и Пань Тяньшоу), которые
сумели обогатить гохуа, мастерски интегрировав в нее ряд новых приемов. Практикующие более вольный
подход последователи смешанного течения, наиболее известным из которых в России является Сюй Бэйхун,
выступают за необходимость модернизации и трансформации традиционной китайской живописи на основе
западных традиций в опоре на китайские техники, материалы, инструменты и стили.
Ценность вклада в искусство со стороны представителей традиционалистского и смешанного течений
в настоящее время никому не внушает сомнений. Противоречия вызывает третье, экспериментальное на-
правление, в котором некоторые исследователи усматривают угрозу полной потери индивидуальности
гохуа. Однако большинство склонно видеть в нем будущее развитие традиционной живописи, протекающее
вне догматов и ограничений.
Необходимо отметить, что гибкость, которая сегодня позволяет гохуа быть восприимчивой к новому и в
то же время сохранять свою индивидуальность, в целом характерна для всей китайской культуры, всегда
легко принимавшей и адаптировавшей чужеродные элементы.
Сейчас, в XXI веке, можно с уверенностью говорить о том, что гохуа не умрет, оставшись только в му-
зеях. Она продолжает плодотворно развиваться, формируя множество новых стилей и уникальных на-
правлений в искусстве.
Список литературы
1. Завадская Е. В. Живопись гохуа в первой четверти ХХ в. // Движение «4 мая» 1919 года в Китае. М.: Наука, 1971.
С. 285-294.
2. Завадская Е. В. Ци Бай-ши. М.: Искусство, 1982. 287 с.
3. Лан Шаоцзюнь. Консерватизм и движение вперед: сборник размышлений о китайской живописи 20 века. Ханчжоу:
Издательство Всекитайского института изобразительных искусств, 2001. 519 c.
4. Лан Шаоцзюнь. Сочинения о китайском современном искусстве. Нанкин: Издательство искусств провинции Цзянсу,
1988. 350 c.
5. Ли Шаолинь. История изобразительного искусства Китая. Хух-хото: Народное издательство Внутренней Монголии,
2006. 319 с.
6. Мнения о судьбах гохуа ХХ в. / сост. Шао Ци, Го Хайянь. Шанхай: Шанхайское издательство живописных и калли-
графических произведений, 2008. 414 с.
7. Пострелова Т. А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура ХХ в. М.: Наука, 1987. 210 с.
8. Цзоу Юэцзинь. История нового китайского искусства: 1949-2000. Хунань: Издательство искусств провинции
Хунань, 2003. 337 c.
9. Чэнь Чуаньси. Сборник рецензий на произведения избранных современных известных и великих художников.
Шанхай: Издательство Саньлянь Шудянь, 2005. 344 с.
« Последнее редактирование: 04 Декабря 2016 10:43:31 от Parker »

Оффлайн Иоанн

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 35
  • Карма: 5
Документальные фильмы 02/03/2016 Великие мастера столетия. Ци Байши, Серия 2
Телеканал CCTV Русский Центрального телевидения Китая.
https://www.youtube.com/watch?v=71-T5vlXjGA
НОВОРОССИЯ