Автор Тема: Современная китайская живопись: стагнация или прогресс...  (Прочитано 126993 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской

А что, китайское искусство такое уж совсем никудышное, что его ни один нормальный человек не купит? :)
Все эти прекрасные американские и европейские собрания не сами собой появились. Люди заинтересовались, и вложили свои собственные деньги. Но всё-таки сначала надо заинтересовать.

Оно не никудышное - оно декоративное))) То есть - ничем не отличается от сувенирки на взгляд лаовая. Если на родине - голод и война - с этим искусством и расстаются по цене сувенирки для заезжих иностранцев. А если в стране всё наладилось - начинают скупать всё обратно.


На всякий случай напомню - откуда берутся коллекции))) Первый и главный способ - нормальный грабёж (войны-реквизиции, разграбление могил и захоронений) и процветающий на его основе чёрный рынок. От Китая времён опиумных войн - до Ирака.

Когда-то работал я в доме престарелых в Питере волонтёром - у одной 102-летней бабули на столике была на тумбочке весьма продвинутая китайская вазочка: эхо "эрмитажных аукционов 1917-1918 годов" - это я к тому, что может что и осталось кроме музеев  - но с 17 до 90-х поток антиквариата был направлен всё-таки за пределы нашей Родины. Амбиции-то по составлению мировых рейтингов остались, но давайте всё-таки помнить, что даже Шишкин с Айвазовским (не говоря уже о "50-ти тысячах" одних курьеров....)))))  - это наш национальный мем, а не "мировое наследие".

Что касается относительно легальных способов перетекания коллекций в Россию -   выкуп императорской семьёй коллекций разоряющихся наследных домов Европы, или - вдруг - только наши олигархи и разглядели французский импрессионизм, когда он не ценился......

Либо - таки да, коллекция академика Алексеева в запасниках Музея Истории Религии или японские гравюры Китаева (помните выставку в Пушкинском ?). но все эти люди (а также и Елисеев, и Успенский) - жили и учились в Японии/Китае. По сравнению с ними Завадская - это всё-таки теоретик искусства.

Ой, лежит же весьма показательное интервью Штейнера на политре

Знаю о совершенно аналогичных ситуациях (и даже хуже - ибо "спонсоров" пока не нашлось) с коллекцией японского оружия в Эрмитаже и с коллекцией китайского оружия в Артиллерийском музее (неразобранные фонды подавления тайпинского восстания). Хотя пресловутый "спрос" на такие горячие темы, казалось бы, - очевиден?

 .
Цитировать
А спонсируемый государством спрос - это по определению совсем небольшие деньги, и перманентные жалобы на плохую жизнь от спонсируемых. Нормальные деньги на рынке только частные, и как их вытащить - никто не думает.
 

Не, государство нормальные деньги даёт, относятся к ним, понятно, по принципу "всегда не хватает". Но вот тут посчитали средние затраты Академии на одну публикацию (по России) - и таки вышло, что мы тратим не сильно меньше, чем в Германии, даже без ППС. Так что да, живительная чистка нашим научным рядам не помешает.

А вот "живые частные деньги" на рынок восточного искусства в России? Те, кто заинтересован в этих деньгах - не заинтересованы в публичности, поскольку понимают, что реальные деньги заплатят только в Китае, а зачем светить эти богатства? Проще вывезти контрабандой туда, где и специалисты и ценители, увы.
« Последнее редактирование: 19 Ноября 2010 14:35:57 от Sergey »
Ezzzy Rider

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
Оно не никудышное - оно декоративное))) То есть - ничем не отличается от сувенирки на взгляд лаовая. Если на родине - голод и война - с этим искусством и расстаются по цене сувенирки для заезжих иностранцев. А если в стране всё наладилось - начинают скупать всё обратно.
Это китайская-то живопись декоративная? Вот уж не знаю, даже будучи лоаваем я совершенно не согласен... Не понимаю, что такого декоративного в пятнах туши на бумаге. Японскую еще можно так назвать, да и то далеко не всю, там было и очень сильное прокитайское направление, и сильная дзэнская школа, которые с декоративностью ничего общего не имеют.
И всё это на западе уже 200 лет имело и имеет достаточное количество поклонников и собирателей. Если постараться - то могли бы появиться и у нас, и обеспечить работой бедных несчастных специалистов по китайскому искусству.

...это я к тому, что может что и осталось кроме музеев  - но с 17 до 90-х поток антиквариата был направлен всё-таки за пределы нашей Родины. Амбиции-то по составлению мировых рейтингов остались, но давайте всё-таки помнить, что даже Шишкин с Айвазовским (не говоря уже о "50-ти тысячах" одних курьеров....)))))  - это наш национальный мем, а не "мировое наследие".
Да, все верно, до 90-х поток антиквариата был направлен отсюда - но теперь-то он давно уже направлен сюда, и это очень серьёзный поток! И рейтинг это не что-то судьбоносное, это обычный рабочий инструмент для коллекционеров, которых у нас действительно очень много. Ага, что там у нас за художник, Пикассо? Сейчас проверим. Да, хороший художник, судя по рейтингу дорогой, надо брать. Я конечно утрирую, но для художников второго ряда это достаточно полезный инструмент, позволяющий ориентироваться. И вот отсутствие в этом рейтинге китайских художников выбрасывает их из рынка, они для основной массы просто не существуют... И у нас нет ни одного специалиста по китайской живописи, который был бы в рынке и мог бы тут чем-то помочь. Хотя китаистов вроде бы хватает.

А вот "живые частные деньги" на рынок восточного искусства в России? Те, кто заинтересован в этих деньгах - не заинтересованы в публичности, поскольку понимают, что реальные деньги заплатят только в Китае, а зачем светить эти богатства? Проще вывезти контрабандой туда, где и специалисты и ценители, увы.
Я не о спекулянтах-жучках говорю, а об энтузиастах. Которые захотели бы наоборот ввезти ее в Россию. Которые могли бы заплатить реальные деньги за китайскую живопись не для того, чтобы ее вывезти окольными путями в Китай и заработать, а для того, чтобы самому лично ей наслаждаться. Это не фантастика, сейчас ввозится очень много всякого разного. В России очень много богатых людей, которым некуда деньги девать. И к сожалению восточному искусству вообще ничего из этих денег не достаётся. Потому что китаист, вместо того чтобы тут на форуме убеждать меня и других случайно забредших, какое это чудо - китайская живопись -  расказывает, что ни один нормальный человек это покупать не должен, и всё это не больше чем сувениры...

Оффлайн Sergey

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Если постараться - то могли бы появиться и у нас, и обеспечить работой бедных несчастных специалистов по китайскому искусству.
Да, все верно, до 90-х поток антиквариата был направлен отсюда - но теперь-то он давно уже направлен сюда, и это очень серьёзный поток! ......... И вот отсутствие в этом рейтинге китайских художников выбрасывает их из рынка, они для основной массы просто не существуют... И у нас нет ни одного специалиста по китайской живописи, который был бы в рынке и мог бы тут чем-то помочь. Хотя китаистов вроде бы хватает............. могли бы заплатить реальные деньги за китайскую живопись ................ сейчас ввозится очень много всякого разного. В России очень много богатых людей, которым некуда деньги девать. И к сожалению восточному искусству вообще ничего из этих денег не достаётся. .................Потому что китаист, вместо того чтобы тут на форуме убеждать меня и других случайно забредших, какое это чудо - китайская живопись -  расказывает, что ни один нормальный человек это покупать не должен, и всё это не больше чем сувениры...

Таки я не понимаю - то, вроде, мы решили, что рынка нет и владелец единственной восточной сувенирной лавки жалуется на отсутствие спроса. То вдруг - некие широкие потоки, и сетование, что нет китаистов "в рынке". И во всём виноваты ленивые китаисты, которые не хотят дополнить некий мировой рейтинг китайскими художниками)))

Китаисты есть, рынка нет - неспа?

А китайское искусство - ( а можно брать и шире  - Востока вообще) - на европейский взгляд вообще лишено авторского начала. Копируется и тиражируется приём в рамках оговоренной традиции. Стиль важнее индивидуальности творца.  Даже вроде серьёзные научные издания в качестве иллюстрации творчества Сюй Хуна или Ван Сичжи будут давать в качестве "примеров творчества"  - вполне очевидные стилизации в лучшем случае - современников: почему? а не важно - кто, важно - насколько  духу соотвествует. Ну и культура стилизации (по-европейски - "подделки") такова, что на рынке легитимно существуют подделки под древность самых разных эпох.

По-этому и нет рейтингов китайских художников, а в европейских коллекциях -  фарфор/лак/мебель/шёлк и пара дуйляней по сторонам шаньшуя  - "восточный кабинет" в фамильном замке или королевком дворце. Ну или идеал - востоковед на службе у олигарха или власти. Если денег много а "единственный европеец - государство"  - ну, будут по лестницам Екатерининского дворца стоять вазы по помиллиона долларов, а в неразобранных фондах пылиться редчайшие самурайские мечи.

Я не против "китаистов в рынке"  - но не китаисты это рынок создают. А "энтузиасту", разводящему нувориша на инвестицию в "рейтингового китайского художника" я предпочту энтузиаста, включающего уже существующую, но лежащую мёртвым грузом государственную коллекцию в мировой культурный контекст.
« Последнее редактирование: 20 Ноября 2010 03:02:49 от Sergey »
Ezzzy Rider

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
Sergey, Ну да, все верно, я только не пойму, зачем это противопоставлять. Потоки есть, но идут мимо восточной лавки. Китаисты есть, а "энтузиаста, включающего уже существующую, но лежащую мёртвым грузом государственную коллекцию в мировой культурный контекст" среди них не видно, как впрочем и китаистов в рынке тоже не видно. Все это осколки одной картины.
Самое обидное, что интерес снизу-то ко всему этому есть, в Москве на выставку "Cамураи. Art of War" постоянно стояла часовая очередь, чтобы посмотреть на точно такие же мечи, как те что лежат неразобранными в Эрмитаже. Но удовлетворить этот интерес некому, и сформировать его в правильном направлении, как-то облагородить - тоже некому. Это и обидно. Я уж не знаю, виноваты китаисты, или не виноваты, мне просто обидно.

А вот объединять Европу и Россию я бы не стал, как раз в смысле понимания восточной культуры между нами к сожалению пропасть. Там нет неразобранных коллекций, там есть устойчивый спрос и на китайскую, и на восточную живопись, и там достаточно ценителей, который в состоянии не только школу, но и индивидуальную манеру выдающихся художников оценить, и эстетически и материально. Да, рынок китайской живописи возможно сейчас несколько искажён скупающими всё подряд китайцами, но с японской живописью такого не происходит, там как раз всё продётся на запад.
Я кстати считаю, что китайская живопись по-настоящему расцвела только в XX веке, слегка сбросив с себя оковы традиций, а гигантов уровня Чжан Дацяня или Ци Байши в старом китайском искусстве вообще не было. (А вслед за ними еще десяток-другой почти таких же великих). И их уже можно покупать не только за принадлежность к школе, а просто потому что это великие художники ХХ века, работы которых не требуют комментариев и пояснений. Недаром оригиналы Дацяня сейчас стоят дороже, чем работы старых китайских мастеров, подделки под которых он когда-то изготавливал.

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Я кстати считаю, что китайская живопись по-настоящему расцвела только в XX веке, слегка сбросив с себя оковы традиций, а гигантов уровня Чжан Дацяня или Ци Байши в старом китайском искусстве вообще не было. (А вслед за ними еще десяток-другой почти таких же великих). И их уже можно покупать не только за принадлежность к школе, а просто потому что это великие художники ХХ века, работы которых не требуют комментариев и пояснений. Недаром оригиналы Дацяня сейчас стоят дороже, чем работы старых китайских мастеров, подделки под которых он когда-то изготавливал.

Сильное утверждение :) Зато, заметьте, первое за последние страницы, которое полностью соответствует заявленной теме - получается, что прогресс-то есть ;) Чжан Дацянь - крут, да. Тоже его сильно люблю. Ци Байши супротив Бада Шаньжэня все-таки грубоват, ИМХО.

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
Сильное утверждение :) Зато, заметьте, первое за последние страницы, которое полностью соответствует заявленной теме - получается, что прогресс-то есть ;) Чжан Дацянь - крут, да. Тоже его сильно люблю. Ци Байши супротив Бада Шаньжэня все-таки грубоват, ИМХО.
А это я специально, надоело вяло спорить о чём-то, чего уже и спорящие до конца не понимают. О стагнации как-то интереснее :)
Но я действительно примерно так думаю. Если посмотреть на китайскую живопись с сегодняшних высот, то сначала было что-то обалденно красивое и классическое, потом где-то до начала династии Цин всё очень ровно на очень высоком уровне без особых всплесков, потом стагнация и полный упадок, и кажется всё - китайская живопись закончилась... И вдруг в начале ХХ века непонятно откуда целая россыпь гениев, не просто ожививших фактически уже труп китайской живописи, а вдохнувших в неё что-то очень свежее, фактически подаривших ей совсем новую жизнь, и при этом каждый со своим неповторимым лицом, ни за что не спутаешь.
А Ци Байши супротив Бада Шаньжэня возможно действительно грубоват, но это ведь совершенно намеренно, в этой грубости столько внутренней силы... Я кстати еще больше чем Ци люблю Чжу Цичжаня, особенно позднего, когда он уже 100-летним стариком был, вот уж где настоящая грубая исконность, аж до мурашек пробирает. Мой любимый китайский художник всех времен, однозначно.

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Мощная вещь. Очень мощная. Но я бы скорее подумал, что столетний старик сделает что-нибудь этакое:

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Если посмотреть на китайскую живопись с сегодняшних высот, то сначала было что-то обалденно красивое и классическое, потом где-то до начала династии Цин всё очень ровно на очень высоком уровне без особых всплесков, потом стагнация и полный упадок, и кажется всё - китайская живопись закончилась... И вдруг в начале ХХ века непонятно откуда целая россыпь гениев, не просто ожививших фактически уже труп китайской живописи, а вдохнувших в неё что-то очень свежее, фактически подаривших ей совсем новую жизнь, и при этом каждый со своим неповторимым лицом, ни за что не спутаешь.

Очень верное наблюдение. Но то же происходило и во французской живописи в 70-90 годы 19 века.

ИМХО, это связано со сменой эпохи. Эти люди ударными темпами выработали эстетический потенциал, возникший с новейшим временем, оставив нам долбанных дюшанов и уорхолов.

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
Очень верное наблюдение. Но то же происходило и во французской живописи в 70-90 годы 19 века.

ИМХО, это связано со сменой эпохи. Эти люди ударными темпами выработали эстетический потенциал, возникший с новейшим временем, оставив нам долбанных дюшанов и уорхолов.
Да, действительно смена эпох, много где такое случилось. Но вот показательно сравнение с соседней Японией. (Так уж получилось, я вообще с японской живописью намного лучше знаком, да и интерес к китайской появился как раз через японскую). Так вот там просходило то же самое, и они тоже как-то пытались в свою умирающую живопись жизнь вдохнуть (в Ктитае гохуа, в Японии нихонга) - но там ничего не получилось! Нихонга скатилась в пустую декоративность, измельчала и к середине ХХ века практически прекратила своё существование. Ну то есть в каком-то виде и до сих пор прозябает, но никому кроме японских старичков и сотни-другой ценителей по всему миру не интересна, серьёзных художников нет, и никакой надежды, что таковые когда-либо появятся тоже нет.
Фактически в Японии она просто не устояла под воздействием западной культуры и западной живописи. А в Китае народ оказался помощнее, переварили, не отравились и на выходе выдали нечто новое совершенно потрясающее.

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
Мощная вещь. Очень мощная. Но я бы скорее подумал, что столетний старик сделает что-нибудь этакое:
А вот еще классная, судя по всему из этой же серии
http://www.guo-hua.com/bbs/attachments/image/badashanren/200812259353854677801.jpg
(картинка большая, уменьшать жалко, прицеплять к сообщению не буду, лучше ссылку )
Потрясающе мягкая кисть конечно. Но вот это судя по всему предел совершенства, дальше в этом же направлении уже двигаться бессмысленно, поэтому вероятно и последующая стагнация - пока что-то совершенно новое не родилось.

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Забавно, кстати, что у Кравцовой Чжан Дацянь вообще не упомянут :) Зато есть главка про "няньхуа". Гыгы.

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Но вот это судя по всему предел совершенства, дальше в этом же направлении уже двигаться бессмысленно, поэтому вероятно и последующая стагнация - пока что-то совершенно новое не родилось.
Сколько ни думал над этим, так и не понимаю, почему в какой-то момент времени перестало быть возможным состязаться со старыми мастерами. Эмпирически очевидно, что  невозможно превзойти Леонардо, Дюрера или Шитао, вот невозможно и все. "Новый Гайден" не явится больше никогда. Но почему так произошло, никто ведь не знает, все просто приняли это как факт.

Оффлайн tozhe

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1735
  • Карма: 115
  • Пол: Мужской
    • фото
Тема затронула, вклинюсь. Был как-то в культурной столице России. Тема Востока представлена, мягко говоря, убого. У нас нет Востока, нет представления о культуре. Нет базы.  Поэтому и есть русско-китайское искусство у-син. Идет накопление материала, создание критической массы. Восток открылся, вакуум начал заполняться. К сожелению, не тем, чем следовало. В каждом произведении искусство наличествует не только техника художника, но и его дух. И кретическая масса духа как художника, так и общества, тоже должна создасться и откуда-то возникнуть. Поэтому мы и видим неуклюжие попытки самовыражения оруссевшего Востока и не видим новых леонардо и дюреров.

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
Сколько ни думал над этим, так и не понимаю, почему в какой-то момент времени перестало быть возможным состязаться со старыми мастерами. Эмпирически очевидно, что  невозможно превзойти Леонардо, Дюрера или Шитао, вот невозможно и все. "Новый Гайден" не явится больше никогда. Но почему так произошло, никто ведь не знает, все просто приняли это как факт.
Мне кажется, это стало не то чтобы невозможно, а скорей просто не интересно. Жизнь всё-таки кардинально изменилась с тех давних пор, ритм другой, нерв другой, появись сейчас новый Леонардо - он будет никому не интересен, от искусства ждут не только мастерства. Да и картины старых мастеров интересны всё меньшему количеству людей. Вот такой совсем не китайский пример, но всё же
Цитировать
Церковь Англии тайно готовит продажу своего собрания картин испанского художника XVII века Франсиско де Сурбарана, сообщает The Daily Mail со ссылкой на конфиденциальные документы, попавшие к журналистам.
По данным газеты, руководители церкви уже поручили одному лондонскому PR-агентству минимизировать последствия скандала, который неминуемо вызовет продажа полотен. Пиарщикам заплатили 37 тысяч фунтов. 10 лет назад архиепископы Кентерберийский и Йоркский уже собирались продать Сурбарана, однако были вынуждены оставить эту идею из-за поднявшейся волны общественного возмущения.
12 картин в течение 250 лет висели в исторической резиденции епископов Даремских, замке Окленд (Auckland). Их собираются продавать на аукционе Sotheby's, всю коллекцию оценивают примерно в 15 миллионов фунтов. Дата продажи точно еще не определена, однако торги могут состояться в дни Нового года.
12 картин одного из крупнейших мастеров прошлого, с безупречным провенансом, планируется продать всего примерно по 1 млн за картину. А если сравнить это с ценами на ныне живущих как бы классиков, или недавно умерших? Одна картина какого-нибудь Марка Ротко или Уорхолла будет стоить дороже, чем вся эта коллекция Сурбарана. Ну и зачем соревноваться в мастерстве, если это мастерство просто не востребовано? Художники, они же не в безвоздушном пространстве живут, они пытаются соответствовать эпохе, они хотят быть интересными здесь и сейчас.

Оффлайн lena-fanyi

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 186
  • Карма: 4
  • Пол: Женский
    • cn-perevody.narod.ru
На осеннем аукционе Sotheby`s в Гонконге эта картина Юй Юханя (余友涵) (род. 1943) под названием Мао Цзэдун с поднятой рукой (招手的毛泽东)была продана за 6,620,000HKD (853 474USD)

А что, по-моему, свежо, и идея есть

Оффлайн Youli

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 542
  • Карма: 46
  • Пол: Женский
    • Дикая слива
  • Skype: medvekit
А что, если заритмить, хорошие обои получаться  :w00t:
QQ 1306312096

Оффлайн Kultegin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 4159
  • Карма: -33
  • Пол: Мужской
В центре немного траурный силуэт кормчего, а так хороший обои вышло бы.
旧的不去,新的不来

Оффлайн lena-fanyi

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 186
  • Карма: 4
  • Пол: Женский
    • cn-perevody.narod.ru
А что, если заритмить, хорошие обои получаться  :w00t:

Точно:))))

Да, забыла сообщить габариты: 170 на 150см

Оффлайн Youli

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 542
  • Карма: 46
  • Пол: Женский
    • Дикая слива
  • Skype: medvekit
тогда - коврик в гостинную ;D
QQ 1306312096

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Точно:))))

Да, забыла сообщить габариты: 170 на 150см

Маловато будет. То же самое, но в метрах - вот это будет шедевр.

Оффлайн Kultegin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 4159
  • Карма: -33
  • Пол: Мужской
Неудобно как-то по кормчему ходить..............
旧的不去,新的不来

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Мне кажется, это стало не то чтобы невозможно, а скорей просто не интересно. Жизнь всё-таки кардинально изменилась с тех давних пор, ритм другой, нерв другой, появись сейчас новый Леонардо - он будет никому не интересен, от искусства ждут не только мастерства. Да и картины старых мастеров интересны всё меньшему количеству людей. Вот такой совсем не китайский пример, но всё же12 картин одного из крупнейших мастеров прошлого, с безупречным провенансом, планируется продать всего примерно по 1 млн за картину. А если сравнить это с ценами на ныне живущих как бы классиков, или недавно умерших? Одна картина какого-нибудь Марка Ротко или Уорхолла будет стоить дороже, чем вся эта коллекция Сурбарана. Ну и зачем соревноваться в мастерстве, если это мастерство просто не востребовано? Художники, они же не в безвоздушном пространстве живут, они пытаются соответствовать эпохе, они хотят быть интересными здесь и сейчас.

Ну вообще-то вряд ли художник, который беспокоится о том, сколько миллионов заплатят за его живопИсь, станет когда-нибудь просто хорошим, не говоря о величии.   

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
Ну вообще-то вряд ли художник, который беспокоится о том, сколько миллионов заплатят за его живопИсь, станет когда-нибудь просто хорошим, не говоря о величии.
Да, конечно, я наверно просто не очень понятно выразился. Цена - это просто показатель интереса в обществе. А общество гораздо больше интересует яркое и эффектное самовыражение, нежели мастерство, выработанное годами тяжёлого тренинга. (ну и соответственно оно готово платить за самовыражение больше, чем за мастерство, но это уже просто следствие).
Мне кажется, довольно тяжело заставить себя посвятить свою жизнь тому, что другим не интересно. Деньги не главное, но творить всё-таки хочется для зрителей, а не в пустое пространство. И любой начинающий, еще не сформировавшийся художник сразу смотрит в другую сторону - не туда, где школа и где он станет настоящим мастером только к концу своей жизни.

Вот это кстати очень сложный момент в восточной живописи. Там лет до 40-50 художники не мастера, а всего лишь подмастерья. Техничные, может быть и виртуозные, но какие-то не сформировавшиеся, не мудрые. А по настоящему трогают работы стариков, которые к концу жизни наконец-то понимают, как надо писать. И тушь как-то особенно мягко ложится, и каждый мазок на своём месте... В наш век наверно сложно себя настолько длинному процессу обучения посвятить.

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Да, конечно, я наверно просто не очень понятно выразился. Цена - это просто показатель интереса в обществе. А общество гораздо больше интересует яркое и эффектное самовыражение, нежели мастерство, выработанное годами тяжёлого тренинга. (ну и соответственно оно готово платить за самовыражение больше, чем за мастерство, но это уже просто следствие).
Мне кажется, довольно тяжело заставить себя посвятить свою жизнь тому, что другим не интересно. Деньги не главное, но творить всё-таки хочется для зрителей, а не в пустое пространство. И любой начинающий, еще не сформировавшийся художник сразу смотрит в другую сторону - не туда, где школа и где он станет настоящим мастером только к концу своей жизни.

Вот это кстати очень сложный момент в восточной живописи. Там лет до 40-50 художники не мастера, а всего лишь подмастерья. Техничные, может быть и виртуозные, но какие-то не сформировавшиеся, не мудрые. А по настоящему трогают работы стариков, которые к концу жизни наконец-то понимают, как надо писать. И тушь как-то особенно мягко ложится, и каждый мазок на своём месте... В наш век наверно сложно себя настолько длинному процессу обучения посвятить.

Угу, понимаю, но не совсем согласен. Цена на живопись (аукционная), насколько я понимаю - это цена на коллекционный товар. Она рассчитывается исходя из соображений инвестиционной рентабельности, а не того, кому какой художник нравится. Как это конкретно происходит, я не знаю, не знаю и того, почему инвестиция в политическую карикатуру или рисованную эротику, вроде произведений, которые с завидным постоянством всплывают в этой теме, считается более привлекательной, чем  инвестиция в Сурбарана. Могу догадываться, что это краткосрочные инвестиции, рассчитанные главным образом на рекламный эффект. Можно вкладываться в наукоемкие технологии, а можно в наркоторговлю. Но я уверен, что большинство покупателей - подкованные в искусстве люди, и вряд ли им действительно больше нравится мао в цветочках, чем Сурбаран.

Я знаю в России людей, которые без дураков посвятили свою жизнь искусству и добились мастерства, сравнимого с мастерами прошлого. Но те мастера все равно остались недосягаемы. Кроме того, мастерство мастерству рознь. Ван Гог как академический рисовальщик - не просто не Микеланджело, но и вообще весьма неумелый человек. Сколько он ни пытался учиться академическому рисунку, отовсюду его гнали. Однако его рисунки при этом потрясающи. Но он был едва ли не последним человеком, которому удалось создать что-то равновеликое "монстрам". Пойдя по этому пути дальше, художники довольно быстро стали сначала "спорными", а потом и просто лжехудожниками - карикатуристами и уличными портретистами, называющими себя Художниками.

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Штейнер, кстати, дал пару лекций в "Академии". Занятно, рекомендую http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3133438