Перекинул ответ с Re: "русские в Китае во времена Юань".
Ибо вопрос о Тамерлане ни во времени, ни в пространстве не пересекается с темой.
Тут такой вопрос: сколько мужиков и пленниц увел Хромой Тимур из похода на Елец? При нем в Самарканде целый квартал стоял, в котором жили русские мастера. Вернулись ли они на родину или подались в иные страны?
Wan Taska : 30 Апрель 2011 12:56:31
Елец - конечно версия. Однако красочные описания побед и трофеев Тимура в походе на Русь больше похожи на пропагандистскую сказочку. Чего стоят сентенции типа "множество сокровищ, от счёта которых утомляется ум" или "подобные пери русские женщины - как будто розы, набитые в русский холст"?! Елец был разрушен. Какая-то часть его населения могла быть захвачена в плен. Но Елец - лишь эпизод тотальной войны Тимура с Золотой Ордой.
На обратном пути войско Тимура разграбило Новый Сарай и Хаджи Тархан (Астрахань). Как известно, здесь имелись кварталы русских купцов и ремесленников. Возможно, присовокупив этот контингент "неверных" к елецкому, Тимур и получил значительное число пленников, достаточное для образования крупного квартала в Самарканде?
Есть и другой вариант. Ещё до похода в Орду Тимуру пришлось отражать набег Тохтамыша на его главные города. В ответ он обрушил гнев на Хорезм, бывший плацдармом Тохтамыша в Средней Азии. Жители его были выведены именно в Самарканд. Так вот: в Хорезме, как и в других городах Золотой Орды, должен был быть русский квартал. Если "русский" квартал в Самарканде хоть как-то соотносится с "хорезмским", то этот вариант происхождения здесь русского квартала более предпочтителен. Кстати, пленные, приведенные из "русского" похода, могли быть подселены к своим единоплеменникам из Хорезма.
Что касается судьбы русских в Самарканде, то скорее всего они были исламизированы и вряд ли в массе смогли вернуться на родину. Кто-то из их потомков мог, скорее, отселиться на территории нынешнего Афганистана, Сев.-Вост. Ирана и Сев.-Зап. Индии и Пакистана.
Wan Taska : 3 Май 16:21:18
Хотя... В связи с темой русско-татарского взаимодействия меня очень занимает личность "крещёного хорезмийца" Хази-бабы. С падением Хорезма он переселился в мордовскую землю, где сдружился с нижегородскими князьями. Для семейства гонимого Семёна Дмитриевича выстроил Никольскую церковь в местечке Цибирца.
Но столь близкая дружба в те времена могла возникнуть только в совместных боевых походах! Вот тут-то и вспоминаешь: нижегородские княжата активнее других участвовали в военных предприятиях Тохтамыша, - возможно даже и в набеге на владения Тамерлана отличились. Не даром одного из Борисовичей - Ивана - прозвали "Тугой лук"! В набеге могли принять участие и русские хорезмийцы, пусть и принявшие ранее ислам. Одним из таковых и мог быть Хази-баба.
Но он ушёл в Поволжье вместе с войском Тохтамыша, не разделив участи мирных жителей Хорезма. Исключение подтверждает правило. В сторону Руси могли направиться лишь единицы, да и то, большинство из них скорее всего осели в Поволжье.