Просто китайские коммунисты оказались мудрее наших. Чтобы сохранить власть они заместо старых идей (всеобщего равенства, классовой борьбы и пр. "фигни")выдвинули два новых лозунга (или стимула) можно по-разному назвать:
1. Материальный - обогощайтесь и не думайте о политике (понятно, что у членов КПК это получается даже быстрее чем у остальных).
2. Националистический - мы китайцы, великий народ с 5-тысячилетней историей и культурой (только где она сейчас ?) именно под руководством КПК идем к построению нового великого Китая.
Вот именно. В основу всего ложится прагматизм и национализм. И, кстати, именно поэтому у многих молодых китайцев Мао явно не в почете - именно за приверженность идеологическим догмам, а не прагматизму реальности. Для них он просто - "плохой человек" и все, без каких-то идеологических оттенков. Кстати, и к Дэн Сяопину, несмотря на расхожие стереотипы насчет того, что китайцы чуть ли не поклоняются ему, большинство моих китайских друзей относятся отнюдь не с восторгом. Не плохой - и не хороший. Просто был такой в истории, типа.
Зато я немножко одурел, когда в качестве положительного персонажа мне несколько человек твердо назвали Чжоу Эньлая. Правда, эксперимент был не "чистым", потому что один из тех, кто считает его своим героем, носит фамилию Чжоу (хотя и не родственник), но зато родом он из Сычуани, значит, вроде бы, должен любить Дэна.
На мой взгляд, на примере положительного отношения к Чжоу (которого уважали и тридцать лет назад - вспомним хотя бы знаковые события весны 1976 года вскоре после его смерти) как раз и проявляется прагматизм китайцев. По сути дела в героях у них ходит хоть и умелый администратор, но при этом талантливый приспособленец, опытный бюрократ и во многом беспринципный человек (конечно, можно объяснять тот факт, что он без колебаний сдавал своих коллег и друзей тем, что в противном случае пострадал бы он сам и для Китая все было бы куда хуже - но если поставить себя на место сданного им друга, то это объяснение как-то не греет душу).
Однажды я рассказал китайцам анекдот (по-моему, про Микояна) насчет того, что он в дождливую погоду не берет зонтик - потому что умеет пройти между струй. Китайцы анекдот оценили и сказали, что он - как раз о Чжоу. Сказано это было с явным восхищением.
Между прочим, есть еще одно очень интересное качество у китайцев. Если они говорят про Мао, что он плохой - это нормально. Но если я им начну это же самое доказывать - как правило мне возразят, приведя, впрочем, шаблонную фразу о том, что у него 70 процентов хорошего, а 30 - плохого.
Так что, на мой взгляд, большинство молодежи (по крайней мере, из тех молодых людей, с кем я в последнее время общался) пока еще слишком далеки от КПК и от ее риторики. А когда наступит время, и их карьера подойдет к той ступеньке, когда нужно становиться членом КПК - они без колебаний вступят в нее, не изменив ни своего отношения к жизни, ни идеологических устоев (если они у них вообще были). И необходимость иногда повторять заклинания из нынешней риторики КПК (типа "саньгэ дайбяо" или какое-нибудь "и жэнь вэй бэнь") будет для них не более чем досадной необходимостью - не настолько, впрочем, досадной, чтобы сместить в целом положительный баланс от принятого решения о вступлении в КПК. Как сказал опять же один мой китайский друг, с некоторым юмором переиначив знаменитую фразу о 30 и 70 процентах, "30 процентов - это, конечно, то плохое, с чем придется мириться, зато остальные 70 - это то хорошее, что я в итоге получу".
Вот такой прагматизм... 30:70 - это вам куда более великие цифры для рядового китайца, чем даже соотношение какого-нибудь Вильфредо Парето.