Автор Тема: Японская чайная церемония  (Прочитано 3060 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

view

  • Гость
Японская чайная церемония
« : 08 Мая 2006 06:12:47 »
О японской чайной церемонии.

Чаепитие для жителей Востока, особенно Китая и Японии, - древняя традиция. Чайная культура неотделима от искусства, культуры этих стран, всего образа жизни.
Суть церемонии отражают четыре принципа, сформулированные Сен Рикю (знаменитый мастер чая, сформулировавший правила чайной церемонии в их классической форме в 1564 г.): ва, кеи, сеи, дзяку, что означает - гармония, уважение, чистота, спокойствие. Гармония - в отношениях между людьми, гармония человека и природы, окружающего мира; уважение - ко всем и всему, исходящее из искреннего чувства благодарности за само существование; чистота - физическая и духовная; спокойствие - душевный покой, приходящий с постижением первых трех принципов.
Чайная церемония (по-японски тяною) относится к наиболее самобытным, уникальным искусствам. Она играет существенную роль в духовной и общественной жизни на протяжении нескольких веков. Тяною - строго расписанный ритуал, в котором участвуют мастер чая - тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. Первый, пишет Н. Т. Федоренко, жрец, совершающий чайное действо, вторые - участники действа, приобщающиеся к нему. У каждого свой стиль поведения, охватывающий и позу при сидении, и все движения, и выражение лица, и манеру речи. Эстетика тяною, его утонченный ритуал подчиняются канонам дзэн-буддизма. Согласно легенде, она берет свое начало из Китая со времен первого патриарха буддизма Бодхидхармы.
Искусство приготовления чая - тя-до проникнуто строгостью буддизма и ставит целью помочь душе обрести покой. Как и многие другие элементы японской культуры и религии, заимствованные из Китая, искусство чаепития приспособлено к образу жизни и мышления  островитян. Предметы, окружающие людей во время чаепития, жесты, церемониальные выражения сохранены традицией и передаются из поколения в поколение. Полная церемония возможна только в особой обстановке специальной чайной комнаты в чайном домике, где хозяева принимают самых почетных гостей.
Посреди комнаты - квадратная выемка, в которой на керамическом поддоне тлеет древесный уголь. Над ним - котел. Гостей рассаживают возле него с двух сторон на дзабутонах - ватных подушках. Сидеть, скрестив ноги, считается развязным, вытягивать их в сторону соседа - неприлично. Сидеть полагается на собственных пятках, подложив под колени дзабутон.
Хозяйка готовит чай и с поклоном подает пиалы с чаем гостям. Она наливает кипяток в фарфоровую пиалу деревянным черпаком, ополаскивает ее, вытирает салфеткой. Затем кладет в пиалу щепотку мельчайшего порошка церемониального зеленого чая «Тен-ча», наливает кипяток, взбивает чай бамбуковой кисточкой для взбивания чая до густоты  сметаны. Пена должна подняться до краев.
Вся чайная церемония предполагает некоторый аскетизм в деталях. Принимать участие могут не более пяти человек, общество подбирается очень тщательно. Одежда должна соответствовать традиции ритуала. Перед началом чайной церемонии гости проводят некоторое время в передней комнате, сбрасывая с себя вместе с обувью будничную суету и настраиваясь на возвышенный лад. Этому способствует вся обстановка чайного домика. За чаем и неторопливой беседой проходят несколько часов.
В традиционном японском доме тонкие подвижные стены отделяют чайную комнату от сада или альпинария, столь естественных, будто их создала сама природа.
Восточная философия и религия одушевили чайную церемонию.
Хорошо отражают настроение, соответствующее обстановке японского традиционного чаепития, классические японские танка. В них то же отрешение от суеты и гармония с природой:

Мир быстротечен.
Дым от свечи уходит
В дыру на крыше.
Все, чего достиг?
На вершине гор, шляпу
Опустив, прилег.
Мацуо Басё (1644–1694 г.г.)

Восточный взгляд на мир: попытка понять его суть через простые вещи, действия, созерцание, наполнил чайную церемонию высоким смыслом и очарованием. Смысл чайной церемонии в том, что благодаря простым действиям человеку доступен путь духовного совершенствования.