Автор Тема: Японские татуировки  (Прочитано 24743 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

view

  • Гость
Японские татуировки
« : 08 Мая 2006 08:07:50 »
По наиболее распространенной версии в V в. до н. э. татуировка была заимствована у Китая, где использовалась с XI в. до н. э. В III в. н. э. китайские путешественники, посетившие Японию, отметили в хронике Сан-куочи, что люди знатного происхождения здесь отличаются от простонародья тем, что носят на лицах рисунки. По другой теории татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодоря Айнам жившими по соседству с японцами в период с 7000 по 250 год до н.э. Наиболее распространенная среди самих японцев легенда гласит что, мифический правитель Японии Джимму (660-585 д.н.э.) носил настолько эффективные татуировки, что восхитил царицу Сенойататару сложившую в их честь поэму.
Основную массу японских татуировок можно поделить на две части иредзуми и гаман. Первый термин означает ире-впрыскивать и дзуми-тушь, корнями уходяший в 17 век. Этот тип татуировок носили преступники, осужденные на принудительное татуирование и по отбытие срока скрывающие свое прошлое под дополнительными стилизованными мотивами. Второй же тип татуировки был призван демонстрировать мужские качества, и свидетельствовал о мужестве и терпеливости носителя. Отдельным видом татуировки можно считать особые женские татуировки какуси-боро, выполняемая путем втирания в разрезы рисовой пудры, дословно означаемая как скрытая - такая татуировка проявлялась в виде белого рисунка только во время возбуждения организма или же после купания.
Основными мотивами японских татуировок служили древние сказки и легенды связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи.
Японская татуировка, как и многие другие прошла путем взлетов и падений. Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а предел падения наступил в 1868 году, после запрета изданного Мейдзи, ревностного конфуцианца. Иллюстрации, включенные в древнеяпонский эпос и басни, подтверждают, что в Японии тату было зарезервировано привилегированным классом. Вплоть до начала XVII в. деятельность японских татуировщиков не представляла художественной ценности. Они ограничивались несложными мотивами, которые копировались на протяжении многих столетий.
Благоприятный климат для бурного развития искусств, созданный историческими событиями XVII в., поспособствовал возникновению прекрасной художественной татуировки как отдельной ветви искусства. Во многом на формирование искусной татуировки оказали влияние мастера японской гравюры на дереве укийо-е. Со временем тату-мода стала обязательной в определенных общественных кругах. В начале XIX в. в крупнейшем японском городе Эдо (нынешний Токио) татуирование тела прижилось настолько, что в списке семи чудес столицы наверняка оказался бы ремесленник, не имеющий накожных рисунков.
В этот период зародилась традиция татуировок среди японских пожарных. Поскольку трудились они, как правило, голыми, все тело, за исключением лица, части рук от локтя и ниже и ног вниз от бедер, было покрыто татуировками. Получался эдакий купальный костюм, причем каждая пожарная команда имела свой фирменный тату-стиль. Торговцы рыбой рисовали на теле рыбок, проститутки - крабов (символ цепкости), профессиональные игроки - кости или карты. С помощью татуировок знаменитые японские гейши обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела. Покрытая разноцветными узорами кожа казалась некой имитацией одежды, делая при этом женщину еще более соблазнительной. Нетатуированными в этом случае оставались только лицо, ладони и ступни. Гейшам полагалось иметь лишь постоянных клиентов, которые весьма уважительно относились к своим вторым женам, проводя с ними немало времени не только на циновках, но и в беседах и прогулках. Нередко между гейшей и ее партнером возникали сильные чувства, и тогда они татуировались вместе. Например, в знак верности друг другу на руки наносились родинки, так чтобы при сцеплении ладоней метки взаимно прикрывались большими пальцами рук. Накалывались имена возлюбленных, сопровождающиеся иероглифом иноти - судьба, что по-русски можно трактовать как любовь до гроба.
Популярность татуировки росла и благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней новый способ достижения экспрессии на сцене. В конце XVIII в. одной из наиболее красивых татуировок мог похвастаться выдающийся актер Накамура Утаэмон IV. По примеру актеров мода на татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии. Период на рубеже XVIII - XIX веков считается золотым в истории японского тату. Мотивы росписи стали не только украшением тела, но и предметом для размышлений.
Формированию искусной японской татуировки в наибольшей мере имели отношение достижения мастеров укийо-е. Чаще всего мотивами татуировок были дракон и карп. Обретение татуировкой популярности и ее возведение в ранг искусства обусловили высокий престиж наиболее популярных японских татуировщиков, которых называли хори. Это название происходит от главного «хору», который означает действие «нанесения гравировки» или «копки», в то время как понятие «хори-моно» соответствует слову «татуировка». Еще и сегодня в Японии помнят имена знаменитых мастеров татуировки периода Эдо. К числу их относят: Хори Июуа, Каракуса-Гонта, Кон Кондзиро, Накамон, Кането, Яккозеи, Дарумакин, Ику. До наших дней выдающиеся современные специалисты хори-моно отказываются использовать электрическую машинку нанесения татуировок.
Наиболее бросающаяся в глаза черта японской татуировки – это ее обширность. Татуировка, которая последовательно на протяжении нескольких лет выполнялась человеку, могла привести к возникновению композиции в форме «кимоно» или «распахнутого плаща». Такая татуировка носит название полной и плотно покрывает торс, оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней заканчивается на бедрах.

Характерные черты японской татуировки:
- асимметрия в отличие от классической татуировки маори с Новой Зеландии и часто бессмысленно разбросанных мотивов в европейской татуировке преступников;
- четкое выявление ведущих мотивов; - введение мелких мотивов, которые иногда оплетают ведущие -мотивы и плотно заполняют поверхность тела; - повторение мелких мотивов;
- фигурность ведущих мотивов, а второплановые мотивы, как и в племенных сообществах, геометрические;
- обведение большинства мотивов декоративным контуром; старые мастера считали кромки композиции наиболее ценными местами и оттеняли их;
- заполнение поверхности мотивов интенсивным цветом;
- богатое колористическое разнообразие;
- использование для выразительности татуировки знаний пластической анатомии человека, мышцы во время напряжения и расслабления как бы придают композиции движение, делая ее очень экспрессивной.
- соски и пупок издавна использовались не для выражения иронии или сексуальности, что было характерно европейской татуировке у преступников, а как элементы мотивов – в качестве глаза дракона и т.п.;
- динамичность некоторых композиций и в то же время статичная трактовка других;
- разработка деталей большинства композиций и мотивов перед началом работы, либо копирование их, хотя сегодня допускают и реализацию идеи клиента;
- завершение композиции путем заполнения мест на кромках геометрическим орнаментом, либо надписями.
Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев:
Хризантема, некогда атрибут микадо, позже – символ настойчивости и решительности.
Пион – символ богатства и успеха в жизни.
Цветок сакуры - у которой лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина - это символ времени и непрочности бытия.
Лист клена - несущий тоже значение, что красная роза в Европе.
Дракон - символизирует власть и силу, и одновременно объединяющий огонь и воду.
Карп - символизирует мужество, отвагу, стоицизм.
Тигр – символ бесстрашия.
Особое место занимают разнообразные морские и вообще водные мотивы, что объясняется просто: жизнь многих японцев место связана с морем. По этой причине в японской татуировке часто рядом с водными созданиями появляется мотив волны, служащий в качестве фона и выявления фактуры тела. Иногда он диктует стилистическое своеобразие. В японской татуировке нашла себе место также многочисленная группа народных героев, святых, самураев и монахов, куртизанок, гейш, актеров театра кабуки, борцов сумо и т.д.
Причем воплощаются портреты личностей всегда под углом «три четверти» и никогда – фронтально. Значительное число мотивов японской татуировки по происхождению китайское, в том числе дракон, тигр, хризантема и пион. Во время работы татуировщики пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами.
Для нанесения рисунка используются от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности рисунка – комплект из тридцати иголок в форме пучка. Эта связка иголок называется «хари». В процессе выполнения японской татуировки выделяют пять фаз:
Первая фаза («судзи») - основана на нанесении на кожу эскиза мотива и всей композиции при помощи черной туши или же специального красителя, который прочно удерживается на коже. Для выполнения этой работы достаточно одного сеанса.
Вторая фаза – выделение и закрепление контура инструментом с закрепленным на нем от одной до четырех иголок, которые погружают в очень густую черную тушь.
Третья фаза - основана на накалывании кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это позволяет достичь нужного наполнения композиции цветом и тона.
Четвертая фаза «тсуки-хари» («тсуки» - пробивать и «хари» - связка иголок) - состоит в неглубоком накалывании небольшим количеством иголок значительных фрагментов поверхности тела без его оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи легких ударов основанием ладони, после чего иглы дополнительно вдавливаются в тело.
Пятая фаза заключается в том, что во время накалывания кожи руке придается незначительный замах. Глубина накалывания при этом точно контролируется. Применение этой техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании поверхности композиции. Эта процедура наименее болезненная, поскольку тщательно контролируется, и в то же время наиболее сложная технически.
Японские татуировщики используют преимущественно черный и красный пигменты, реже – бронзовый и совсем редко – зеленый и желтый. После каждой процедуры нанесения татуировки клиент обязан принять ванну. Это улучшает самочувствие и делает татуировку более эффективной. Людей с только что сделанной татуировкой предостерегают от употребления алкоголя, поскольку алкоголь в сочетании с только что проведенным накалыванием кожи может привести к отравлению организма.
В современной Японии обладание татуировкой в целом оценивается негативно; в создании рядового японца татуировка является символом принадлежности к преступному миру, представителей которого в Японии называют якудза. Обладание татуировкой может помешать, например, сделать профессиональную карьеру, наиболее показательной в этом смысле является среда врачей. Татуированного врача не примет на работу ни одна клиника. Преступники якудза, организованные в банды, используют татуировку, у них она выполняет двойную функцию. Функцию идентификации: представитель якудзы узнает другого участника банды по татуировке. И функцию солидарности, укрепляя связи в рамках преступной группировки. Обратим внимание читателя на ритуал, который связывает членов якудзы с татуировкой. После нанесения татуировки они подвергаются церемонии исключения из числа участников нормального общества и автоматического присоединения к замкнутой общественной группе. С этого момента представитель якудзы уже не может жениться на женщине, происходящей из «хорошей» семьи, его не примут на работу в учреждение, если только оно не находится под контролем преступного мира. Чаще других участники якудзы прибегают к мотивам, почерпнутым из иконографии, размещенной на картах, которые предназначены для азартной игры «хана-фуна» или «красное-черное». Этой игре якудза страстно отдается с незапамятных времен. Среди связанных с этой игрой мотивов наиболее излюбленными являются цветок черешни и лист клена, использованные с использованием красного и черного цветов. К числу других мотивов, часто используемых якудзой, принадлежат образы буддийских героев – таких, как мускулистый Нио Фудо – опекун преступного мира. Для якудзы они являются символами мужества и жестокости, то есть тех характерологических черт, которыми должны выделяться гангстеры. В то же время члены якудзы избегают украшать свое тело мотивами, представляющими женские божества – Каннон либо Бентен, которые часто появляются на спинах представителей иных общественных групп.

Стойкое влияние средневекового кодекса чести проявляется в культурных явлениях, политике, а также в мире японской татуировки. Не удивительно, что многие воины и божества, тела которых были расписаны красочными татуировками, являются героями многих преданий о справедливости и бесстрашии, а изображения тигров и драконов олицетворяют классические понятия о воинской стойкости и отваге. Сам процесс нанесения татуировки порождает тонкие межличностные отношения между мастером и его клиентом.
В своем лучшем проявлении японская татуировка переступает границы искусства, чтобы воплотить, в буквальном смысле, кодекс чести, или, по-другому, дух самурая. Неизбежно, будучи относительно туманным и неосязаемым понятием, трудно определить какие-то специфические компоненты этого образа мышления. На элементарном уровне дух самурая определяется как ярая преданность своему господину, а также следование долгу чести, преданности и справедливости. Однако внимания заслуживают и некоторые сопутствующие особенности. Например, желание самурая прожить жизнь, стремясь к какой-то определенной цели (например, отмщению своего господина), пути к которой он может не находить годами. Самурай должен поддерживать веру в свои убеждения в любых ситуациях, даже если будут изменяться политические или общественный уклады. Он должен быть терпелив, иногда его поступки могут казаться нерациональными и нелогичными, должен противостоять постоянно возникающим мимолетным соблазнам и работать на воплощение, казалось бы, несбыточных идеалов. Часто бывало, что самурай оказывался чужаком, мятежником, потому что отказывался подчиняться повседневным порядкам. В то же время, самурай – это хранитель традиций. Не потому что он не способен мыслить либерально или привык к мятежничеству, но потому что он отказывается подчинить свои убеждения сиюминутным капризам действительности, отстаивая традиции прошедших столетий

Существует много исторических причин объединять искусство татуировки и самурайскую этику. Связи между самураями и татуировкой очевидны. Эти воины часто становились персонажами ukiyo-e, - гравюр, выполненных на деревянных досках, которые в свою очередь служили основным источником вдохновения для мастеров татуировки как сегодня, так и столетия назад.
Во времена периода Эдо многие самураи пробовали себя в искусстве. Причины этого были вполне банальны: их доходы были настолько низкими, что им приходилось искать дополнительные источники для поддержания своей семьи. Но именно благодаря таким вынужденным мерам мы видим японскую татуировку такой, какой она есть сегодня.
Сходства между искусством татуировки и жизнью самураев имеют моральную и этическую основу. Очень много общего между чисто техническим процессом нанесения татуировки и военным мастерством самурая. И то, и другое направление подразумевают постоянное умственное и духовное развитие. Дух индивидуальности в этих двух параллельных мирах также поразительно схож; можно провести еще много параллелей между чертами мастера татуировки и самурая, отрицающих современные модные течения и хранящих традиции древности.
Японская татуировка способна отображать множество аспектов современной японской культуры, так как она (татуировка) воплощает в себе основные качества духа самурая. Например, сюжеты японских татуировок глубоко символичны и отражают различные аспекты японской культуры, которые тесно связаны с народными обычаями и верованиями. Утонченные представления, скрытые смыслы и общение знаками очень характерны для японской культуры в целом (как сейчас, так и столетия назад). Они тесно связывают татуировку, этику самураев и основные течения национальной культуры. Изображения на татуировках и их значения уходят корнями в старинный фольклор, а некоторые ссылаются на древнюю китайскую культуру, тем самым подчеркивая важность и уважение к традициям и преемственности в искусстве татуировки. Это искусство загадочно, оно основывается на тщательно завуалированных значениях, а значит, поддерживает традиции и их передачу из поколения в поколение.
Японская татуировка как сам процесс требует многолетних тренировок и строгой дисциплины; она не имеет ничего общего с теми татуировками, которые может сделать за одну ночь подпитый художник. Здесь требуются регулярные сеансы, каждый из которых сопровождает широкий спектр болевых ощущений. Одна татуировка в японском стиле может делаться в течение десятилетия! Это же терпение и выдержка, как уже было отмечено выше, являются основами самурайской этики. Более того, этот факт точно характеризует общую черту всех японцев: терпение, терпимость и усердие.
Процесс нанесения татуировки – это серьезный вызов мастерству и терпению мастера и клиента, испытание воли, финансов, и физической выносливости. Не удивительно, что в некоторых префектурах Японии татуировку часто называют gaman, или «упорство».
Исторически сложилось, что японцы привыкли сопоставлять технологии настоящего и обломки прошлого. Мир японкой татуировки постоянно стремится склонить баланс в сторону уменьшения внешнего влияния, и во многом из-за присутствия в нем духа самураев. В этом мире слово «мастер» по прежнему остается весомым и незапятнанным даже по прошествии стольких веков. В Японии считается почетным получать знания и наставления от человека, который посвятил своему занятию много лет прилежной учебы и практики. Здесь принято обращаться к такому человеку "мастер". И именно в этой культуре общения и живет дух самураев.
Хотя известно, что татуировка в Японии существовала с незапамятных времен, именно в период Эдо она достигла своего расцвета. В те времена серьезных культурных и политических преобразований социальные условия располагали к зарождению основ японской татуировки. Многие изображения и техники, появившиеся в тот период, можно встретить и сегодня.

Рассмотрим подробнее развитие и распространение изображений самураев.
«Период воюющих царств», относимый к японскому средневековью, начался с войны Onin (1466-1467) и продолжался вплоть до начала XVI века. Эта эпоха известна множеством междоусобных войн, и именно тогда и зародилось представление о героях-самураях, которое захватило воображение людей. В конце концов, под предводительством харизматического сёгуна Nobunaga Oda и Hideyoshi Toyotomi было закончено воссоединение страны, за которым последовало установление военного правительства сёгуната Tokugawa, правившего на протяжении всего периода Эдо. Этот период, с начала 1600 по 1868 годы, представляет собой эпоху политической стабильности и экономического роста. Под устойчивым влиянием правительства процветали изобразительные искусства, что дало необозримое поле для исследований искусствоведам. Немаловажным в то время считалось обладание, как материальным состоянием, так и талантами в искусстве. Этот обычай широко распространился по всей стране, начиная от знати и кончая более низкими слоями населения. Не удивительно, что изображение, присутствующие сегодня на японских татуировках возникли еще в тот период.

view

  • Гость
Re: Японские татуировки
« Ответ #1 : 08 Мая 2006 08:09:27 »
 ;)

view

  • Гость
Re: Японские татуировки
« Ответ #2 : 08 Мая 2006 08:10:40 »
 ;)

Оффлайн Van

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2802
  • Карма: 55
  • Пол: Мужской
    • Ориенталика
  • Skype: van_kabumoto
Re: Японские татуировки
« Ответ #3 : 13 Мая 2006 01:14:16 »
 Занятная статья, хорошо бы ещё японские названия не корежились (Особенно вызвало недоумение буквосочетание "Июуа" Затрудняюсь даже предположить, что за имя подразумевается).
По интернету статья кочует с одного татушного сайта на другой, и всё же, интересно было бы узнать источник.

view

  • Гость
Re: Японские татуировки
« Ответ #4 : 13 Мая 2006 01:36:11 »
я только начинающий японист и не беру на себя смелость что-либо добавлять
японские названия можно переправить, не проблема, пишите
можно добавить вариант латинской записи
источник не подскажу, где-то бродит ;D

Оффлайн Van

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2802
  • Карма: 55
  • Пол: Мужской
    • Ориенталика
  • Skype: van_kabumoto
Re: Японские татуировки
« Ответ #5 : 13 Мая 2006 16:12:15 »
Раз вы начинающий японист, предлагаю вам в учебных целях следующее.
Вы выписаваете здесь же все встретившиеся японские слова и термины, далее - имена.
Самостоятельно пробуете найти иероглифическое написание и записываете рядом.
Мы проверяем что получилось, приводим всю транскрибцию в порядок, уточняем по возможности имена. Найденные имена дадут возможность делать сылки или добавления по личностям.
Вот тогда получится полновесная статья.

Материалы, которые вы выкладываете, интересны, но всё же желательно указывать источники, авторов.   

Оффлайн Van

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2802
  • Карма: 55
  • Пол: Мужской
    • Ориенталика
  • Skype: van_kabumoto
Re: Японские татуировки
« Ответ #6 : 21 Мая 2006 00:31:41 »
А. Н. Мещеряков.Татуировки: Хризантемы, драконы и молитвы.( В  книге: А. Н. Мещеряков. Книга японских символов. М., 2003)

     Все европейцы используют для обозначения подкожной инъекции краски чужое слово — татуировка (только некоторые особо важные ученые мужи предпочитают труднопроизносимое «дерматография»). Впервые этот термин — «татуировка» — был вроде бы зафиксирован капитаном Куком в 1769 году на Таити. Кажется, именно с тех пор морячки и полюбили себя раскрашивать. Когда долго плаваешь (служишь в армии, «мотаешь срок») в исключительно мужской компании, чего только над собой не сотворишь...

     У японцев же есть свое слово — ирэдзуми. Переводится вполне доступно — «инъекция туши». У многих народов принято украшать себя татуировкой. Но у японцев уж очень замечательно выходит. Не оторвешься. Словарь Брокгауза и Ефрона, к примеру, отзывался вполне восторженно: «Наиболее совершенные образцы представляет Япония, где татуировка носит печать такой же высокой художественности, как и японская живопись; татуировка японского простолюдина по яркости и изяществу производит иллюзию дорогого гобелена».
Это сказано о XIX веке, когда татуировки были распространены достаточно широко. Но заходя в японскую баню теперь, часто можно увидеть грозное предупреждение: «Лицам с татуировкой вход воспрещен». Оно и понятно — сейчас основными «носителями» разрисованного тела являются мафиози (якудза). Есть еще и вкрутую захиповавшая молодежь, но она-то как раз пользуется чаще всего не настоящими татуировками, которые на всю оставшуюся жизнь, а их бледным подобием — «переводными картинками», которые в той же бане и смыть можно. Как и всюду в мире, татуировка в нынешней Японии воспринимается как нечто ненормальное, чего стоит только остерегаться. Но так было не всегда. Китайская «Хроника трех царств» (конец III века н. э.) повествует о том, что обитатели Японского архипелага использовали татуировку, которая покрывала все их тело, для того чтобы избежать проклятия бога моря. То есть считали, что рисунок, покрывающий кожу, может охранить от беды. Получалось нечто вроде неснимаемого амулета. На лицах древнеяпонских глиняных статуэток тоже виден некий рисунок, который можно принять и за татуировку.

Скорее всего, это было нечто вроде ритуальных татуировок у полинезийцев, маори и других «примитивных» народов, которые редко обходятся без них. При этом следует помнить, что обычай татуирования более распространен у южных, чем у северных народов, вынужденных покрывать свое тело одеждой чуть ли не круглый год. У чернокожих африканцев (при всей их любви к украшательству своего тела самыми разнообразными способами) татуировка особенно не привилась: не разглядеть ее на темном фоне.

В древности татуировку использовали для двух основных целей. Во-первых, в качестве некоей «визитной карточки» или средневекового герба — сложный рисунок может рассказать о происхождении человека, его родовой принадлежности и даже биографии: женат, трое детей и т. д. Кое-где отказавшегося татуироваться даже строго наказывали — все равно как совершенно беспаспортного гражданина. И, во-вторых, татуировка использовалась также в качестве наказания и для клеймения рабов — например, в Древнем Риме или Китае.

В любом случае татуировка (если она нанесена не просто для украшения) — это некий рассказ о важных событиях в жизни человека. Такая традиция «автобиографической» татуировки распространена как в нынешнем российском преступном мире (известно, что по количеству куполов на вытатуированной церкви можно определить количество «ходок» на зону), так и среди более законопослушных граждан (например, имя свое или возлюбленной).

А у некоторых племен Новой Зеландии была принята очень функциональная «наколка», изображающая карту окрестностей — чтобы ее обладатель всегда мог найти дорогу домой. В общем, в древние времена татуировка была распространена очень широко. И все-таки сведения древних китайцев о своих островных соседях следует воспринимать с некоторой осторожностью. Совершенно не исключено, что, отзываясь о японцах как о народе татуированном, китайцы таким образом давали понять (в основном, конечно, самим себе), что народ на Японских островах — весьма некультурен и сильно уступает обитателям настоящей «Поднебесной» по части изящных манер. Клеймить (подходящее для контекста слово, не правда ли?) любых иноземцев именно таким образом было у них в порядке вещей (в самом же Китае до 167 года н.э. было принято татуировать преступников и рабов). Еще китайцы любили повторять о «варварах», что они на- столько бескультурны, что даже рис не выращивают и пищу руками хватают без употребления палочек.

Другие ранние письменные данные, теперь уже собственно японские, но VIII века, свидетельствуют о том, что и в японской древности татуировка якобы использовалась как средство наказания преступников. Причем одному из заговорщиков, задумавшему свергнуть законную власть, татуировку нанесли прямо возле глаз: чтобы всякий знал, с каким ужасным преступником ему приходится иметь дело.

Однако более поздние источники относительно татуировок дружно умалчивают. Или действительно такого поветрия не было, или же ревнителям словесности такие мелочи быта населения не казались достойными упоминания. На самом-то деле им многое важным не казалось, а потому и мы об этом многом можем только догадываться.

Достаточно полные сведения о применении татуировок мы имеем приблизительно с XVII века, когда японцы вовсю заговорили не только об «изящном». Источники сообщают, что в это время в разных районах Японии преступников стали отделять с помощью татуировок от остального законопослушного населения. И причем в разных провинциях и княжествах метили по-разному. Это могла быть и собака на лбу (в весьма бедном словаре японских ругательств «собака» — одно из самых страшных); и круг на левом плече; и двойная линия вокруг бицепсов левой руки (за каждое следующее преступление прибавлялось по линии) и иероглиф «аку» — «злодей». Так что сразу же можно было без труда определить, какое и сколько было совершено преступлений. А чаще всего такая татуировка наносилась на внутренней поверхности рук.
                              
       Наказание татуировкой почиталось весьма тяжелым, ибо сразу выводило человека за пределы круга нормального законопослушного общества. При той строгости нравов, какая царила в то время, с преступником не желал знаться никто. А местные полицейские частенько заглядывали в общественные бани — не моется ли там кто-нибудь из преступного элемента? Так что неприятие нынешними банями татуированных имеет за собой весьма длительную историю.

Однако в скором времени, к концу XVII века, татуировка стала не только средством наказания — она приобрела еще и характер моды. Некоторые ученые предполагают, что это произошло (хотя бы и отчасти) ввиду желания преступников спрятать «клеймо» под другой, более изощренной, татуировкой. По крайней мере достоверно известно, что настоящие «модники» тщательно избегали покрывать татуировкой именно внутренние поверхности рук — для доказательства своей непричастности к криминальному миру.

Татуировка была делом обычным и в среде куртизанок. Причем татуировались не только они сами, но и их любовники, пожелавшие связать с ними свою судьбу. При всей легкомысленности своей профессии японские куртизанки предпочитали мужчин постоянного нрава, и литература того времени частенько повествует о драмах настоящей любви, случившейся между проституткой и одним из ее постоянных клиентов. (Заинтересовавшиеся могут прочесть про это в специальном разделе, посвященном обитательницам «веселых кварталов».) Самой простой татуировкой возлюбленных были «родинки», наносившиеся на руки таким образом, что при сцеплении ладоней они взаимно покрывались большими пальцами, что было возможно только при одновременном татуировании.

Существовали и любовные надписи. Обычно они сводились к предельно лаконичным выражениям верности: имя возлюбленного (возлюбленной) с последующим иероглифом иноти — «судьба», что должно было означать определенную серьезность намерений. Русский эквивалент— «любовь до гроба».

Веселые обитатели Эдо не упускали возможности посмеяться. Так, в одном из романов того времени рассказывается о незадачливом богаче, которому никак не везло в любви. Поэтому для повышения собственного имиджа он вытатуировал несколько десятков женских имен на обеих руках и даже между костяшками пальцев. Для того же, чтобы его амурная автобиография выглядела более правдоподобной, он стал сводить часть этих имен с помощью прижиганий. Чтобы все знали, сколько Любовей у него в жизни было. А с этими-то, выжженными, у меня, мол, уже навсегда покончено. При встрече с друзьями он повторял: «Эх, сколько ж боли надо претерпеть, чтобы великим любовником стать!»

Помимо любовных надписей, другим распространенным видом словесного граффити на коже были ключевые фразы буддийских молить. Люди, разумеется, надеялись, что это им в «другой» жизни сможет помочь. В Европе благочестивые христиане тоже не пренебрегали случаем, чтобы «пострадать за веру», и всячески истязали по этому случаю свое тело, но до нанесения на кожу «Отче наш» вроде бы не додумались. Разве только распятием могли похвастаться.

Несмотря на то что режим Токугава отнюдь не приветствовал татуировки и неоднократно выпускал гневные указы о необходимости прекращения этой глупой практики, особого воздействия это не возымело. Нравилось это японцам, и все тут.

Середина XVIII столетия отмечена настоящим расцветом культуры татуировок. Именно в это время и складывается тот канон, который известен нам ныне. Помимо помянутых проституток, татуировками стали покрывать свое тело артисты, люди тяжелого физического труда, приверженцы азартных игр. Не знаю как у кого, но у меня складывается впечатление, что всем им приходилось довольно часто раздеваться. Одним — для выхода на сцену, другим — в случае неминуемого проигрыша, третьим — ввиду общего перегрева организма от мускульного напряжения.

Замечательные художники регулярно запечатлевали обнаженное тело на своих цветных гравюрах. Поэтому о татуировках того времени мы имеем вполне наглядное представление. Что же до самих хозяев тогдашней жизни — самураев, то им как людям военным украшение своего тела казалось делом излишним. Впрочем, понять их можно — им своего выбритого до синевы лба и двух мечей за поясом и так хватало: они уже и так были отмечены.

Предание гласит, что одними из первых приобщились к татуировкам пожарные в столичном Эдо. Пожары были настоящим бичом этого огромного (более одного миллиона жителей!), целиком деревянного города. Люди говорили про Эдо: «Без пожаров да без драк — как без цветиков». Было даже принято поздравлять друг друга с туманной ночью, поскольку пожары при такой погоде не столь часты [...]

Так или иначе, но пожарники без работы не оставались. Сами они очень гордились своим истинно мужским занятием (еще бы — на самих борцов сумо с дракой ходили) и в качестве подтверждения своего бесстрашия стали покрывать татуировкой почти все свое тело (работали они, между прочим, по преимуществу голыми). Свободное оттатуировки место составляло только лицо,
часть рук — от локтя и ниже, и ног — вниз от бедер. В результате получалось нечто вроде купального костюма конца XIX века.
<...>

Оффлайн Van

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2802
  • Карма: 55
  • Пол: Мужской
    • Ориенталика
  • Skype: van_kabumoto
Re: Японские татуировки
« Ответ #7 : 21 Мая 2006 00:33:36 »
<продолжение>
Поскольку пожарные делали свое дело, будучи облачены лишь в набедренные повязки, всякий мог наблюдать, как они были разрисованы. Каждая бригада пожарных имела свой «фирменный» стиль, и по нему одному можно было легко вычислить, кто лучше тушит пожар. Так и слышу столичный пересуд: «Эти-то, в "хризантемах", никуда не годятся. Вот если бы "драконщики" прикатили — совсем другое дело».

Вслед за пожарниками стали татуироваться и представители других «низких» профессий. Торговцы рыбой рисовали на своем теле рыбок, гейши — плектр для игры на своем любимом трехструнном сямисэне, проститутки — краба (символ цепкости, необходимой при заманивании клиента), профессиональные игроки — кости или карты. С помощью татуировки можно было обозначить и некоторые подробности своей биографии. Так, чарка для сакэ обозначала, что человек с этим делом «завязал».

Проводились и настоящие «конкурсы красоты» татуированных — с определением победителей и раздачей призов. Вот некоторые примеры татуировок, вызвавших особое восхищение зрителей. Паутина, которая покрывала всю спину. Причем одна из паутинок спускалась вниз по правой ноге вплоть до лодыжки, где притаился сам паук. Или «перекинутое» через плечо полотенце с изображением на ягодице кошки с поднятой лапкой: при ходьбе кошка начинала «ловить» конец этого полотенца.

Увлечение татуировками самого разного рода стало настолько повальным, что одной из диковинок Эдо стали считать «трудягу» без татуировки. А когда в 1868 году часть самураев подняла мятеж против официальных властей, то одним из способов остаться целым и невредимым при выяснении твоей подозрительной
личности было предъявление полицейскому своей татуировки — поскольку самураи никогда до нее не «опускались».

После падения военно-самурайского режима Токугава, который держал страну закрытой от мира целых два с половиной века, в Японию зачастили иностранцы, дорвавшиеся наконец-то до свободной торговли. Новые же гражданские власти страны были весьма обеспокоены тем, чтобы их народ не выглядел смешным в глазах европейцев и американцев. А посему и все «нецивилизованное» выметалось поганой метлой.

В частности, это коснулось и обычая татуироваться. Гражданский режим Мэйдзи был намного дееспособнее сёгуната в его последние застойные годы. И его запрет татуироваться соблюдался значительно строже. Так что для мастеров этого дела настали тяжелые времена.

Но японцы могли приказывать только японцам. Европейцы же под действие закона не подпадали. Конечно, главными клиентами мастеров татуировки были моряки. Однако и гораздо более важные персоны также обращались к их услугам. Известно, что среди них были и будущий король Великобритании Георг V, и посетивший страну в молодости будущий российский император Николай II, и даже королева Греции Ольга...

Однако для японской культуры в целом «эпоха татуировок» была закончена.

Но в Японии то, что было когда-то начато, окончательному искоренению подлежите большим трудом. И даже сегодня существует Общество любителей татуировок, которое регулярно проводит свои «сессии» (обычно на горячих источниках, где можно без помех продемонстрировать единомышленникам красoты своего «живописного» тела).

Настоящие мастера традиционного татуировочного дела есть и сегодня. Круг их клиентуры ограничен, но это истинные художники: работаютони по старинке, никаких ускоренных методов не признают, воротят нос от посетителя «с улицы». Мол, будьте добры, приходите с рекомендацией. Поэтому и количество их «шедевров» весьма ограничено. Один из известных мастеров татуировочного дела признавался, что за всю жизнь ему удалось раскрасить только около ста человек.

А уж если все вышло как надо, тогда мастер оставляет свою подпись на теле татуированного. Как же, профессиональная гордость. И от этой подписи до самой смерти никак уже не избавиться. Причем в компонент его имени (а вернее, артистического псевдонима) всегда должен включаться иероглиф хору, означающий: «вырезать, делать татуировку».

Для нанесения татуировки у разных народов используются разные инструменты. Главное требование — чтобы конец у этого орудия был острый. На Таити — это деревянный инструмент, напоминающий острую щепку. У маори — это кость. В Японии — связка игл. Число их колеблется от двух до двенадцати. Делаются они чаще всего из бамбука, но бывают также деревянные и костяные.

Разумеется, всякая татуировка уникальна и не может быть воспроизведена в следующий раз с абсолютной точностью. Однако существуют темы и мотивы, которые стали нормой еще с XVIII века. Таких мотивов на самом-то деле не так уж много. И здесь местные татуировки демонстрируют нерасторжимое единство с культурой в целом.

Виды японских татуировок могут быть сведены к следующим категориям: цветы, животные, религиозные мотивы, кое-какие герои старины.

На первом месте стоят все-таки цветы, воспетые в поэзии и растиражированные в живописи. Пышноцветущий пион олицетворяет собой богатство и удачу. Хризантема как растение, долго цветущее несмотря на наступившие осенние холода, призвана обеспечить ее носителю долгую жизнь (кстати говоря, не к «низменной» татуировке будь сказано, именно хризантема с шестнадцатью лепестками является гербом японского императорского дома). И наоборот сакура, цветущая по-настоящему только день или два, символизирует быстротечность жизни и спокойное к такой краткости отношение. И, наконец, японский клен — листья его гораздо меньше нашего, но зато алеют много ярче.

Из татуировок животных пользовались популярностью изображения тигра и дракона. Чего уж там говорить — каждый из них страшен по-своему, так что особых объяснений не требуется. Несколько сложнее обстоит делом с обитателем подводного царства — карпом. Как это ни странно на наш европейский взгляд, но карп на Дальнем Востоке считается годным не только на жаркое: он олицетворяет собой стойкость и мужество (нечто вроде татуировки орла в европейской традиции). Говорят, он умеет очень ловко плавать против течения и даже преодолевать пороги, а если уж его отловили, то будет совершенно бесстрастно ожидать своей участи на разделочном столе. Этот стоицизм был настолько почитаем, что именно карп стал символом «праздника мальчиков» (некое подобие обряда инициации), отмечавшегося 5-го дня 5-й луны (а ныне — просто 5 мая), когда полагалось поднимать на шестах матерчатые изображения карпов, которые мужественно развевались на ветру к полному удовольствию их изготовителей.

Среди религиозных мотивов преобладающими являются буддийские. Это и молитвы, о которых уже говорилось, и полноформатные изображения. Однако сам Будда не является героем этих картин (в отличие от Христа в терновом венце в западной традиции). Японцы изображают Нио —  двух мощных божеств довольно страшной наружности, предназначением которых является защита учения Будды от всяческих посягательств.

Другим популярным персонажем этого типа является бодхисаттва Каннон, которое в Индии, на родине буддизма, как и все бодхисаттвы — существо бесполое, но в Китае и Японии приобретшее вид богини милосердия.

Чрезвычайна колоритна фигура Фудо — охранителя буддийского рая, держащего в правой руке объятый пламенем меч, а в левой — веревку. Меч нужен ему, чтобы расправляться с врагами учения, а веревка — чтобы вытягивать с ее помощью из беды тех, кто в том нуждается.

Один из основных признаков татуировки по-японски состоит в том, что она покрывает собой большую часть тела. Чтобы полностью удовлетворить клиента, мастер тратит около полутора лет. Дело в том, что нормальный человек выдерживает под иглой около часа. Вот и посчитайте — подкожное воспаление проходит через неделю, а для нанесения полноформатного цветного изображения требуется около пятидесяти сеансов. Ну, и всякие непредвиденные обстоятельства тоже бывают. Такие, например, как лето — мастера его очень не любят, поскольку ввиду усиленного потоотделения вводить краску под кожу намного хлопотнее.

Поэтому-то некоторые не слишком терпеливые клиенты заканчивают дело на полпути, когда нанесен только контур, и избегаютраскрашивания — процедуры наиболее болезненной. Традиционные цвета для раскрашивания (никакой «химии» — только растительные и минеральные краски) — это черный (под кожей становится синим), красный и коричневый.

Раскрашивание — действительно самый трудный и ответственный этап. Если следовать традиционным канонам обучения, то ученику-татуировщику следует прежде провести долгое время, держа «на игле» не человеческое тело, а дайкон — японскую редьку (длиной этоткорень сантиметров тридцать, а бываети больше). Иначе ничему путному не научишься. Рассказывают также (это такая специальная страшилка), что неумелый мастер татуировочных дел специально подмешивает в тушь кокаин, чтобы притупить боль от своих неловких действий.

Существуют и так называемые «невидимые» татуировки. Для них используются пигменты телесного цвета, которые проявляются только после принятия горячей ванны или в случае общего покраснения кожного покрова при избытке выпитого (для загадочного русского организма такой вариант сокрытия татуировки как-то сомнителен — наш человек или всегда красный, или — никогда).

Конечно, любоваться каким- нибудь пионом на своей коже — дело милое. Следует, однако, иметь в виду, что татуировка нарушает структуру эпителия — татуированными местами человек уже больше не потеет, зато потеет всем тем, что еще не разрисовано. То есть ты как бы находишься в шкуре кошки, которая, как известно, умеет потеть только подушечками на лапках. Нечеловеческое, наверное, ощущение.

А кроме того, наблюдается и еще один побочный эффект. Ведь татуированная часть тела холодна даже в самую невыносимую жару. Так что жены сильно татуированных мужчин знают: находиться с ними в одной постели — все равно, что рыбу под одеялом пригреть. Ну а уж если вся супружеская пара татуирована с ног до головы... Даже подумать страшно.

Bajiru

  • Гость
Re: Японские татуировки
« Ответ #8 : 30 Июня 2006 17:39:26 »
Вот несколько рисунков тату

Bajiru

  • Гость
Re: Японские татуировки
« Ответ #9 : 30 Июня 2006 17:39:26 »
Вот несколько рисунков тату

Platon_s_m

  • Гость
Re: Японские татуировки
« Ответ #10 : 21 Августа 2006 19:32:28 »
Здравствуйте уважаемые господа!
Будучи новым полльзователем и поситителем форума, хотелось бы выразить благодарность его создателем , а так же уччастникам, за ценную информацию.
У меня просьба, если у кого-нибудь есть рисунок с каллиграфической надписью "Самурай", будте так добры, дайте ссылку или пришлите по мылу.
Зарание благодарен. Спасибо.

Оффлайн Van

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2802
  • Карма: 55
  • Пол: Мужской
    • Ориенталика
  • Skype: van_kabumoto
Re: Японские татуировки
« Ответ #11 : 23 Августа 2006 14:46:55 »
Platon_s_m-сан, вам сюда и сюда тоже загляните.

Оффлайн andrewp

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 44
  • Карма: 0
  • Пол: Мужской
    • Кот-кулинар
  • Skype: andrewplisov
Re: Японские татуировки
« Ответ #12 : 10 Декабря 2009 17:20:31 »
Ребята, а как насчет irezumi? где бы хороших эскизов найти или хороший фотографий..
qq 1409021613

Оффлайн Endless Nameless

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 50
  • Карма: 0
  • Пол: Мужской
Re: Японские татуировки
« Ответ #13 : 02 Февраля 2010 17:12:52 »
Японисты, помогите! интересует инфа об этих персонажах, кто такие, происхождение, возможно какая-нибудь легенда.. Заранее спасибо.

Оффлайн Van

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2802
  • Карма: 55
  • Пол: Мужской
    • Ориенталика
  • Skype: van_kabumoto
Re: Японские татуировки
« Ответ #14 : 02 Февраля 2010 17:44:50 »
Там нет никаких идентифицирующих подписей. Видимо, это просто персонажи чьего-то воображения.

Оффлайн ren ren

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1899
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Re: Японские татуировки
« Ответ #15 : 03 Февраля 2010 07:45:23 »
Нижний рисунок вообще сделан не японцем, ИМХО.
А вот верхний.... Навевает мысли о мести несправедливо казнённой.
Японцы верили, что у несправедливо казнённого последнее желание - отомстить. И что его дух не успокоится, пока не исполнит последнее желание перед смертью.
Самоуверенность любителей - предмет зависти профессионалов

Оффлайн Ольга Москва

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 70
  • Карма: 1
  • Пол: Женский
Re: Японские татуировки
« Ответ #16 : 11 Февраля 2010 23:56:58 »

У меня просьба, если у кого-нибудь есть рисунок с каллиграфической надписью "Самурай", будте так добры, дайте ссылку или пришлите по мылу.
Зарание благодарен. Спасибо.

Решили сделать себе "мужественную" наколку?

Оффлайн Kvartz

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 4
  • Карма: 0
  • Пол: Мужской
  • Skype: daimos14
Re: Японские татуировки
« Ответ #17 : 14 Февраля 2010 20:32:30 »
Спасибо за интересную инфу. Можно её скопировать поставив (с) и сославшись на ваш форум?
Инфа будет использована на форуме Отаку из России)

Оффлайн Van

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2802
  • Карма: 55
  • Пол: Мужской
    • Ориенталика
  • Skype: van_kabumoto
Re: Японские татуировки
« Ответ #18 : 24 Февраля 2010 10:11:49 »
Логичнее и правильнее было бы указать имя того, кто запостил информацию, а не форума.