Автор Тема: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД  (Прочитано 28323 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн China Red Devil

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7295
  • Карма: 274
  • Пол: Мужской
Re: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД
« Ответ #50 : 27 Октября 2010 01:15:05 »
Н.А.БOйков
НЕЧИСТАЯ СИЛА
Гм, боюсь опечатка как раз на этом фото.
На обложке прижизненно изданной книжки он значится именно как Байковъ.
不怕困难不怕死

Оффлайн Santalov

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 7
  • Карма: 1
Re: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД
« Ответ #51 : 20 Ноября 2010 01:03:29 »
Господа, вы точно уверены в названии?
На Муданьцзяне никакого Ханьдаохэцзы не сыскано. Зато имеется Саньдаохэцзы
Мой двоюродный дядя, Санталов Иван Васильевич, когда-то был начальником этой станции.
К великому сожалению я не могу найти никаких следов этой семьи.

Оффлайн Santalov

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 7
  • Карма: 1
Re: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД
« Ответ #52 : 20 Ноября 2010 03:39:58 »
а как правильно название города передается на латинице - Héngdàohézi  или раздельно Heng Dao He Zi? Если вместе, то что означают апострофы над гласными буквами? Какое население сейчас в городе?

Мой папа произносил "Хандаокези". Он родился  и вырос в Харбине.

Оффлайн Lao Youzi

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3175
  • Карма: 52
  • Пол: Мужской
  • Skype: astroconsul
Re: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД
« Ответ #53 : 13 Декабря 2010 22:22:56 »
http://www.memorial.krsk.ru/memuar/Katenin/2.htm

воспоминания жившего  на Хэндаохэцзы в 1940-х- много фамилий и судеб!
So punch my name.
And in case you wonder -
I'll be yours - yours, Dot Com.

Оффлайн Lao Youzi

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3175
  • Карма: 52
  • Пол: Мужской
  • Skype: astroconsul
Re: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД
« Ответ #54 : 17 Января 2011 20:06:15 »
Из отчета инженера Э.Э.Анерта 1915 г.
"Ст.Ханьдаохецза. 1131 в. Нас. 3000. ЖД мастерская. ветка к лесным концессиям. Пивной завод. До этой станции перевал через хребет, частью покрытый лесом, станция в ущелье, до Муданьцзяна красивые виды. Горный лес славится здесь мощными кедрами, грецким орехом, бархатом, ясенью, кленом и другими сортами. "
So punch my name.
And in case you wonder -
I'll be yours - yours, Dot Com.

Оффлайн Lao Youzi

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3175
  • Карма: 52
  • Пол: Мужской
  • Skype: astroconsul
Re: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД
« Ответ #55 : 24 Января 2011 16:49:28 »
К трем часам дня мы вышли на разъезд Сандаводзи, откуда поездом отправились домой. Так закончилась наша охота в верховьях реки Шихо. Через день Вейчен доставил битых зверей на Хандаохедзы и тогда сознался нам, что хунхузы предполагали захватить нас живьем, но, узнав, что мы ушли, поторопились убраться в глубь тайги, боясь преследовать.

Шайка состояла из пятидесяти человек, под предводительством того самого купца из Нингуты, который ночевал с нами в фанзе старого зверолова. В благодарность за оказанную нам услугу я подарил Вейчену шомпольное одноствольное ружье; старик был в восторге, его занимало особенно то, что стреляло оно без досадного: «ззз...».

Прошло с тех пор около года. Однажды возвращались мы с Комаровым с охоты. Мы подходили к китайскому поселку станции Хандаохедзы. При выходе из поселка, у буддийской кумирни, где курились еще бумажные свечи на алтаре, мы увидели какие-то темные предметы на частоколе; подойдя ближе и всмотревшись, убедились, что это головы хунхузов, казненных накануне китайцами. Их было 23. Подвешенные за косы в ряд, они болтались, шевелились и стучали о частокол, колеблемые ветром. Вид их был отвратителен.

Одно лицо особенно поразило меня своим выражением; казалось, что на нем застыла улыбка; искривленный перекошенный рот изображал ужасную дьявольскую усмешку. Один глаз залит был черной запекшейся кровью, другой смотрел на меня в упор. Где-то я видел эти глаза? Помню это хищное лицо свирепого ястреба!

Н. Байков
So punch my name.
And in case you wonder -
I'll be yours - yours, Dot Com.

Оффлайн Нико

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 9
  • Карма: 0
Re: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД
« Ответ #56 : 12 Марта 2011 06:28:05 »
Хотелось бы летом приехать с бабушкой, посетить ее родину ст. Ханьдаохэцзы а также и город Харбин. Кто может подсказать - как туда лучше добраться? Если на самолете то через Харбин? а в какие города России летают рейсы из Харбина? как оформлять индивидуальную визу в Китай? можно ли в Китае брать на прокат машину? кто может оказать помощь по поездке по Китаю летом (район Харбина и Маньчжурии) на машине и со знанием китайского. Можете писать и на эл.почту - nicop@yandex.ru
Спасибо за ответы.

Оффлайн Vladisvat

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 11
  • Карма: 0
  • Пол: Мужской
Re: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД
« Ответ #57 : 25 Мая 2011 03:09:53 »
А кто-нибудь знает в каком состоянии сейчас там русское кладбище? Есть ли возможность идентифицировать старые захоронения?

Оффлайн yablonka

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 24
  • Карма: 0
  • Пол: Женский
Re: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД
« Ответ #58 : 07 Апреля 2012 15:35:22 »

    Вот еще статья о станции Бухэду, расположенной на запад от Харбина.

Скажите, у вас не осталось сохраненной статьи? Ссылка уже нерабочая, в сети не нашла...

Оффлайн Wan Taska

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 139
  • Карма: 14
Re: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД
« Ответ #59 : 12 Апреля 2012 17:17:37 »
Ну, ещё бы! Это же с легендарного сайта Русская Атлантида (rusharbin.com), проекта некоммерческого - и потому накрывшегося пару лет назад (как и всё у нас светлое, доброе, вечное )...

Представитель Русской Атлантиды на Полушарии (под ником Dara) на прощание дала добро на публикацию их материалов в Сети.  :)
Подробнее:

http://polusharie.com/index.php?topic=3035.50

Пора бы уже модератерам Полушария обмозговать её напутствие и разместить отдельным блоком всё, чем был богат сайт  Русская Атлантида...

Кое-что успел прихватить, пока этот уникальный сайт был ещё наплаву.
Выкладываю запрошенную статью о Бухэду. O:)
Тема "Ханьдаохэцзы". Но про Бухэду отдельной темы что-то не нашёл. А эти две станции как братья, - обе на перевалах, и долгое время играли ключевую роль на Восточной и Западной ветках. Поэтому размещаю здесь.
« Последнее редактирование: 12 Апреля 2012 18:09:12 от Wan Taska »

Оффлайн Wan Taska

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 139
  • Карма: 14
Re: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД
« Ответ #60 : 12 Апреля 2012 17:24:32 »
Сохранённая копия с сайта Русская Атлантида (rusharbin.com). Публикация от 18 июля 2004 г.

Г.П. Берзин Бухэду - столица Хинганского хребта   

Так написал Виктор Санников о том месте, где он родился и вырос, в своей  книге воспоминаний: «Под знаком восходящего солнца в Маньчжурии», изданной в 1990 году в Австралии. Далее он  пишет о центральном «положении Бухэду, как главной железнодорожной станции, крупнейшей на Западной линии, протяжением 900 км…  Здесь в 15-ти километрах от Бухэду находился комплекс Хинганского тоннеля, имеющего важное географическое и военное значение».

После окончания ХПИ я был направлен в паровозное депо Бухэду. Местная администрация меня зачислила техником депо, а фактически мне пришлось выполнять функции главного инженера. В моем хозяйстве было 35 паровозов, основное депо в Бухэду и два оборотных: одно в Чжалантуни и одно в Мяньдухэ.

В депо был поворотный круг, который позволял развернуть паровоз вперед по ходу котлом или тендером. Через круг проходили паровозы и для того, чтобы попасть в депо, так как депо было веерное. Диаметр поворотного круга 25 м., а глубина приямка примерно 0,8 м. Для этой же цели в Иректэ и Мяньдухэ был смонтирован поворотный треугольник. Однажды все видели, что паровоз движется в сторону поворотного круга, а на паровозе нет бригады. Так двигался паровоз, пока не свалился передней частью в приямок. Раздался сильный грохот, хорошо не взорвался котел. Потребовалось около трех дней, чтобы поднять паровоз и восстановить все нарушенное.
 
Поскольку участок был горный, паровоз на подъеме расходовал 12-15 куб. м. воды, а это как раз емкость тендера. Поэтому на каждой станции были водокачки с двумя паровыми-поршневыми насосами системы Вартингтон и водонапорная башня с емкостью бака на 20 или 40 куб. м. воды.

Во времена японцев на ряде железнодорожных станций были построены эстакады, чтобы паровоз можно было дозаправить углем прямо под составом. Уголь китайцы носили в двух корзинах на коромысле через плечо. В свою бытность работы в депо, подачу угля на эстакаду я механизировал. На каких-то военных японских объектах были обнаружены вагонетки с опрокидывающейся бадьей емкостью 0,8-1 т.

Для производства ремонтных работ в депо имелась ремонтная мастерская с комплектом механического оборудования. Для приведения в действие оборудования имелась своя дизельная электростанция мощностью 75 квт. и городская электростанция мощностью 110 квт. В последствии установлена дополнительная 250 квт. После войны была демонтирована подорванная в Мяньдухэ электростанция мощностью 250 квт. и вновь смонтирована в здании вагонного депо.
 
Городская электростанция  с двумя паровыми машинами была бывшей  собственностью Павла Федоровича Тидемана. Он был, как теперь говорят, спонсором нашей Бухэдинской русской частной гимназии, да и православной Св. Александринской Церкви. Когда замерзало одно здание или другое, шли к Павлу Федоровичу, он обеспечивал топливом. Когда нечем было платить учителям, то выручал он.
Вокзал на станции Бухэду имел все необходимые помещения, как для технических, так и бытовых нужд, то есть перрон с открытой площадкой и под навесом, помещения для начальника станции, дежурных, работников связи, залы ожидания  пассажиров первого, второго и третьего классов и для военизированной охраны. Со стороны города у вокзала были привязи конной тяги и верховых лошадей.

Все перечисленное выше хозяйство было сооружено в основном при строительстве КВЖД и частично после продажи дороги.
В самой верхней точке невысокой сопки, на которой располагалось Бухэду, была построена Свято-Александринская деревянная крестообразная церковь вместимостью до 1000 человек. Храм был освящен 11 декабря 1902 года. Пять серебряных колоколов для церкви, большое серебряное Евангелие весом около пуда с дарственной надписью, две чаши золотая и серебряная  были подарены императрицей Александрой Федоровной приходу. Очень жаль, что все это было передано впоследствии китайцам безвозмездно и утрачено.

С западного угла здания церкви находилось помещение, две комнаты и кухня, где жил священник. Рядом с церковью располагалось большое кладбище для захоронения заслуженных людей с разрешения настоятеля. Общее кладбище было на сопке, которая просматривалась со всех сторон поселка.
Здание школы находилось на этой же площадке в северном направлении от церкви. Оно было построено в 1930 году. В гимназии было 7 классов и 3 отделения, зал, сцена, учительская, кабинет директора, гардероб для учащихся и комната для сторожа. Во времена КВЖД до 1935 года советская школа была в двухэтажном кирпичном здании, в аналогичном – размещалась и больница.

Много лет директором гимназии был Борис Иванович Коптев. Одной из старейших учительниц была Лидия Николаевна Любарская, она преподавала математику и русский. В гимназии работал драматический кружок под руководством жены директора Екатерины Павловны Коптевой, ученицы  и артистки в труппе Станиславского. Ставились пьесы русских классиков, постановки, она была их режиссером. Вход был платный, весь сбор шел в пользу школы.

Одновременно со строительством железной дороги был построен и Железнодорожный поселок для рабочих и служащих. В основном это были деревянные и кирпичные дома с верандами на две-четыре квартиры и с участками земли, а также служебные двухэтажные здания (под больницу, школу). В центральной части поселка было Железнодорожное Собрание, в котором вечером были ресторан, клуб, кино. После 1945 года русским выделили здание бывшего отделения полиции. Днем в нем размещалось Общество граждан СССР, а вечером оно использовалось, как клуб, где собиралась молодежь, работали кружки – драматический и хоровой. В зале демонстрировали фильмы, которые получали из советского консульства.

Во дворе была небольшая спортивная площадка для игры в волейбол, теннис, футбол. В Железнодорожном поселке жили служащие КВЖД, позже японцы, а после 1945 года – китайцы.

Оффлайн Wan Taska

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 139
  • Карма: 14
Re: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД
« Ответ #61 : 12 Апреля 2012 17:29:39 »
Железнодорожный поселок начал обрастать частными домами со своими улицами. Так вдоль железной дороги с запада на восток протянулся Южный поселок. Дома здесь были добротными деревянными, окрашенными в светлые тона со ставнями, с большими дворами и внутренними постройками. Крайним западным строением была усадьба Георгия Яковлевича Мелихова – деда академика Г.В. Мелихова (см. «Маньчжурия далекая и близкая», Москва, Наука, 1991 г.). Рядом – дом Музычука, машиниста КВЖД, и усадьба Григория Ивановича Санникова, крупного подрядчика, отца Виктора Санникова. Поперек Южного поселка шел переулок Широкий, где был базар с китайскими лавками зеленщиков, фруктовыми, мясными и с прочей снедью, перемежавшихся харчевнями. Здесь всегда было шумно от криков зазывал и гудевшей толпы покупателей. Позже на углу был открыт магазин «Чурин», а за ним шли дома Мармонтова, железнодорожного подрядчика, Вейсмана, служившего в охране КВЖД.

Напротив переезда через железнодорожное полотно стоял красиво оформленный мануфактурный магазин Синимо, аптека Гриневич, далее торговое предприятие Хусаина Халетовича Мансурова с племянниками, торговавшее свежим мясом. В торговой лавке Евдокима Деомидовича Каргина, волжского купца первой гильдии, можно было купить все, что угодно, а напоследок выпить стопку водки и закусить свежей колбаской, изготовленной колбасником Петром Давидовичем Берзиным.

Если пройти еще, там была сапожная мастерская Бобылева, и дальше кожевенные, обувные изделия и меха Дмитрия Андреевича Шахова, тоже купца, имевшего ранее свои пароходы на Волге. Между ними втиснулась китайская лавчонка со всякой мелочью и называли ее «Васька-жулик», но сам хозяин доказывал, что «Васька не жулик, Васька хороший человек». Далее шли дома Хлебниковых, Омельчука, машиниста КВЖД, и позже построившиеся дома Шиловых и Дурновцевых. Вдоль фасадов домов Южного поселка, отделенных тротуаром, протекала неглубокая речушка, заросшая кое-где кустами тальника, весело журчавшая по камушкам. Через нее от каждых ворот были перекинуты переходные мостики на шоссе, идущее вдоль железнодорожного полотна.
 
Все это придавало поселку чрезвычайную живописность. Если посмотреть на это со стороны, чем не русское поселение с его древним укладом. Такие купцы, как Каргин, Шахов, носили окладистые русские бороды.

Остальные поселки были менее колоритны. За церковью на западном склоне сопки была расположена Теребиловка, когда-то она имела второе название – Грабиловка. Вдоль шли две улицы: одна основная, вторая – верхний ряд. Здесь жили Сапегины, Храмцовы, Белокрыловы, Сазановы, Козловы, Захаровы, Лалыши и другие.
 
Когда-то там был пивоваренный завод Павла Давидовича Винка. Пивовар он был знатный. Переехав в 1929 году в Харбин, он там продолжал пивоварение. Семья была у него большая, четверо детей. Все они получили образование и уехали в Австралию. В то время в Харбине учились в университете бухэдинские студенты: Юра Вейсман, Толя Белов, Олег Гриневич, Женя Мелихов (дядя академика), Юра Берзин. Вся компания  в праздничные дни шла поздравлять Павла Давидовича с праздником. Он спрашивал: «Ребята, пива выпьете?» Все скромно молчали. Тогда он отправлял кого-нибудь из своих девчат с ведром в пивоваренный цех.

В числе старожилов Бухэду следует упомянуть моего отца Петра Давидовича Берзина. Он имел в Теребиловке колбасное и кондитерское производство и в своем магазинчике торговал вкусными вещами. Помадки, тянучки, зефир, пирожные привлекали сюда детвору с родителями со всего Бухэду. В первый день Рождества и Пасхи вечером, как правило, вся молодежь собиралась у Берзиных. Ко всей студенческой компании примыкал и Жорик Каргин, который учился в ХСМЛ и чувствовал себя на равных правах с нами.

По другую сторону сопки на восточном склоне в Этапной пади располагался поселок, состоящий из одной улицы. Он был удален от центра и труднодоступен. Там жили Вольские, Битюковы, Лагуновы, Баранниковы и другие. Одна из дочерей Лагуновых Таня училась с нами в гимназии, а позднее в Харбине. В доме Лагуновых нам всегда «был готов и стол, и дом». Мой старший брат Эдик запрягал в сани пару лошадей, и мы ездили на блины, на танцы ко всем по очереди.

Нареченский поселок был русский и самый молодой. Находился он против выходного семафора из Бухэду в Харбин. Границей его была река Ял. В нем было несколько улиц.  Жили там Клеверовы, Гусевы, Квасовы, Щелчковы, Елгины, Смелиховы, Ушаковы, Рассыпновы и другие. Дома были у всех деревянные, рубленные, с огородами и палисадниками.

В 1932 году японцы оккупировали Маньчжурию. В 1935 году советские граждане, служащие КВЖД, уехали в СССР, в том числе и многие бухэдинцы, и почти все мужское население попало в ГУЛАГ. С оставшимися русскими японцы пытались заигрывать. По воскресеньям из Бухэду в Барим ходил поезд отдыха. Как часто, я затрудняюсь сказать, – мне тогда было лет двенадцать. Однажды ездил и я, наверное, потому, что мой папа имел поручение. Ему предложили жарить шашлыки. Он заказал металлические шомпола, жаровню, древесный уголь, купил мясо телятины и различные специи. В Бариме на пляже у реки он жарил шашлыки, рядом стоял ящик с пивом для всех желающих, и все пользовались этими благами. Поезд состоял из нескольких пассажирских вагонов. Чтобы не занимать станционные пути, поезд уходил в Чжалантунь. Желающие могли уехать купаться туда, там и река была пошире, поглубже и песочек помельче. Часов в 5-6 вечера поезд отправлялся назад.

Долго эти шомпола и жаровня хранились у нас дома. На третий или четвертый день свадьбы старший брат Давик устроил молодежную пирушку и всю эту оснастку использовал по назначению.

Все русское население Бухэду продолжало придерживаться старых обычаев. По воскресеньям ходили в церковь, на Пасху пекли куличи, делали сырную пасху, красили яйца, молодые венчались в церкви. Некоторые помнили старинные приметы, например, когда молодые венчались в церкви, невесте в туфель клали серебряную монету. Моей маме положили серебряный рубль, посвященный трехсотлетию дома Романовых. Я его храню. Когда у меня появился первый зуб, в Бухэду гостил мой дед Сергей Георгиевич Клестов, он дал маме монету с Юань-Шикаем. Она тоже у меня хранится, мама нацарапала на ней надпись: «Юры». Наверное, эти монеты положили начало моему увлечению нумизматикой и сбору большой коллекции. А зуб у меня сейчас остался один…

В 1954 году был клич на освоение целины.  Большинство молодежи в Бухэду записалось и выехало на Родину, а вместе с ними их родители и деды.
 
Почти все попали в Омскую область, но многие осели в Челябинске. Часть же уехали «за речку», то есть в Австралию, Бразилию и т.д.

Годы идут в вечность…  Я же помню то место, где я родился и вырос, где в горах Большого Хингана проходит линия КВЖД-КЧЖД, и стоит среди цветущих зеленых сопок моя маленькая станция со звучным названием Бухэду.

Оффлайн Wan Taska

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 139
  • Карма: 14
Re: ст.Ханьдаохэцзы, КВЖД
« Ответ #62 : 12 Апреля 2012 17:52:11 »
Цифры в кружках:

1 – Русская школа (во время конфликта на КВЖД в 1929 г. ее занимали китайские солдаты, тогда же сгорела),
2 – два железнодорожных жилых дома, где в период конфликта на КВЖД в 1929 г. размещалась русская школа,
3 – Территория и здания полиции,
4 – Японская школа. Построена после продажи КВЖД,
5-6 – Китайские низшая и средняя школы  (6 – с 1946 г. Общество граждан СССР),
7 – Территория электростанции Тидеман-Пенязевой,
8 –  Здание железнодорожной больницы,
9 – Здание поселкового совета (сгорело в начале 30-х годов),
10  – Железнодорожная русская школа (после продажи КВЖД размещался японский гарнизон),
11 – Железнодорожный кооператив,
12 – Железнодорожная баня,
13 – Водоразборная будка,
14 – Железнодорожное собрание (клуб),
15 – Служба движения (диспетчерская),
16 – Контора ПЧ,
17 – Здание железнодорожной полиции,
18 – Мастерские ПЧ,
19 – Контора железнодорожной полиции,
20 – Железнодорожный вокзал,
21 – Контора  ШЧ  (дом связи на КВЖД),
22 – Дом связи (построен японцами),
23 – Погрузочно-разгрузочная платформа и пакгауз,
24 – Контора и мастерские ВЧ,
25 – Вагонное депо,
26 – Место захоронения советских воинов
 
Домовладения (остальные цифры):

1 – Винк,
2 – Берзины,
3 – Юмшановы,
4 – Щербаковы,
5 – Крячины,
6 – Дорофеевы,
7 – Малышевы (после продажи КВЖД),
8 – Мелиховы (участок, где проживали),
9 – Кулагины (после продажи КВЖД),
10 – Музычук (после продажи КВЖД),
11 – Чижевский (уехали в СССР в 1936 г.),
12 – Сорочинские,
13 – Сударчиковы,
14 – Санниковы,
15 – Радовские,
16 – Мелиховы (участок и дома),
17 – Пельц,
18 – Мармонтовы,
19 – Вейсманы,
20 – Мансуровы (старики),
21 – Мансуровы (Алемкай и Абдрахман),
22 – Каргины,
23 – Бобылевы,
24 – Плишкины,
25 – Шаховы.
26 – Хлебниковы,
27 – Омельчук,
28 – Шиловы,
29 – Дурновцевы,
30 – Белокрыловы,
31 – Сапегины

Жирные линии – стратегические военные шоссе, построенные японцами.
« Последнее редактирование: 12 Апреля 2012 17:59:17 от Wan Taska »