Автор Тема: Японская монохромная живопись тушью - суми-э (суйбокуга).Символика, мировозоение  (Прочитано 36819 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн artfog

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 16
  • Карма: 3
В этой теме хочу поделиться знаниями об одном из изящных искусств Японии...
Живопись суми-э - искусство, которое возникло в Китае во времена династии Сун. В XIV веке оно проникает в Японию. Что это за искусство, можно понять из самого названия: слово суми-э представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают "тушь" (суми) и "живопись" (э). То есть суми-э - это тип монохромной живописи, похожей на акварель. Отличие живописи суми-э в том, что в ней присутствуют только черный цвет, а также широкая гамма серых цветов туши, растворенной в воде. Все это кажется лишь делом техники, однако очень важен при этом философский смысл.
После того как буддийские монахи завезли живопись суми-э в Японию, она стала быстро распространяться по странам Азии. Вобрав в себя мистический дух этой религии, суми-э в художественной форме воплотила ее основные мотивы. Простые черные линии, нанесенные на белую бумагу, могут представлять собой сложную модель, подобно тому, как в Дзен несколько произнесенных слов могут быть результатом многих часов медитации. В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности, он отбрасывает все то, что его не интересует. Он изображает природу такой, какой она рисуется в его воображении, воплощает самую ее суть.

Монохромность предлагает мастеру нескончаемый выбор тональных вариантов, которые китайцы давным-давно признали "цветами" туши. Суйбокуга иногда допускает использование настоящих цветов, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью. Живопись тушью разделяет с искусством каллиграфии такие существенные характеристики, как жестко контролируемая экспрессия и техническое мастерство формы. Качество живописи тушью сводится, как и в каллиграфии, к целостности и сопротивлению на разрыв проведенной тушью линии, которая как бы держит на себе произведение искусства, подобно тому, как кости держат на себе ткани.
« Последнее редактирование: 05 Февраля 2011 20:18:26 от artfog »

Оффлайн artfog

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 16
  • Карма: 3
Природа живописи тушью отличается подвижностью, текучестью, ритмичностью, и незаполненное пространство, как эхо, отзывается на одухотворенность линий, пятен, размывов, дымки, давая возможность ощутить "дыхание" вселенской Пустоты, из которой, как говорили древние, все приходит и в которую все уходит.

Первое, что поражает в картине - это колоссальная незаполненность, зияющая пустота. Черные контуры изображения лишь подчеркивают эту пустоту, пустоту, из которой, как говорили древние, всё приходит и в которую всё уходит. Подобный эффект шокирует европейского зрителя - неоконченность не может быть прекрасной. Для европейца она всегда идет под знаком ошибки, промаха, неудачи, ведь художник завоевывает мир в стремлении подчинить своему мастерству все предложенное пространство.
Незаполненность пространства листа лишь иллюзия - фактура, оттенок бумаги задают настроение картины и хранят в глубине миллионы образов. Бумага собирает в себе весь человеческий и божественный мир - изображение тушью передает лишь видимую сторону мира, бумага - всю глубину мирской сакральности. Здесь - отражение закона недвойственности: один и тот же лист хранит зримые и потаенные образы. На мгновение зримое высвечивается на белом листе, спонтанно, как бы случайно, оставляя возможность для вспышки в любом другом месте.

Фумико Курокава развила свой динамический стиль, который передает свободно-настроенные движения, которые текут с изяществом балерины. Она исследует новые возможности рисования, занимаясь особенно сложними темами. На недавних показах она нарисовала различные формы воды, облаков, снега, и льда, используя только черный. Проблемы вынудили ее развить новые методы и идеи.

Оффлайн artfog

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 16
  • Карма: 3

Оффлайн aia

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 17
  • Карма: -5
  • Пол: Женский
болшое   спасибо  !!!!!за 3  года  жизни  в   китае , первии  раз сушественная  инфо!!

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Спасибо за поднятую интересную тему!

Предложу все-таки взять вводную инфу по суми-э из английской вики – в русской она немножко любительская, там с датами напутано и вообще сумбрурно слегка. Вообще говоря, суми-э растет из традиционной китайской живописи, и ее особенности, относящиеся к технике письма тушью, на 90% китайские, потому без сопоставления с китайской живописью тут не обойтись :).  Если вы в России находитесь, рекомендую найти и почитать замечательные работы Е. В. Завадской (пара ее книг есть и в сети) – идейные и эстетические основы восточной живописи разобраны у нее и профессионально, и увлекательно.   

болшое   спасибо  !!!!!за 3  года  жизни  в   китае , первии  раз сушественная  инфо!!

 :) Гляньте темы в разделе "Китайская литература и искусство":

Современная китайская живопись: стагнация или прогресс...

Современные китайские художники




« Последнее редактирование: 03 Февраля 2011 12:30:38 от Parker »

Оффлайн artfog

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 16
  • Карма: 3
Parker, спасибо вам за совет насчет инфы в английском варианте! О том, что корни этого искусства из Китая я упоминула в начале, но о китайской живописи довольно много информации, а у меня часто спрашивают в чем отличие, вот и хотелось бы собрать в этой теме как можно больше информации в японском контексте. Я занимаюсь и китайской живописью тоже, несколько книг Завадской и Виноградовой читала, но опять же они посвящены китайскому искусству. Возможно вы сможете посоветовать книгу на русском посвященную японской живописи тушью,  у нас известны в основном японские гравюры.

Оффлайн Selun

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 64
  • Карма: -1
  • Пол: Мужской
Спасибо за поднятую красивую тему. Чем дольше проживаю вдали от Китая, тем больше просыпается интерес к этой разноплановой аскетичной культуре и традициям.
天无绝人之路

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
Хорошая тема, интересный повод обсудить это маркетингово-фантомное явление, про которое очень сложно сказать, то ли оно существует, то ли нет. Я про суми-э (墨絵). Начнём с того, что сами японцы этот термин практически не используют, и например в японской википедии поиск по 墨絵 автоматически направит на страницу суйбоку-га :
http://ja.wikipedia.org/wiki/水墨画
Этот термин пришёл из Китая, означает живопись водорастворимой тушью в китайском стиле, и относится как правило к старой японской живописи эпохи Муромати, возникшей под сильнейшим влиянием китайцев (тот же Сэссю, шедевр которого мы видим в заглавном посте темы, учился в Китае). К более поздней живописи термин практически не применяется, а если и применяется - то опять же к живописи по китайским образцам (например, можем встретить название картин типа "Суйбоку сансуй" - пейзаж горы-воды обязательно в китайском стиле). Строго говоря, живопись тушью японцам вообще не свойственна, их классическая живопись ямато-э и все школы, которые из неё выросли, предусматривают минеральные краски как равноправный компонент, ничуть не менее важный, чем сама тушь. Да и сама техника живописи тушью японцам давалась с большим трудом. Они с большим пиететом относились к китайскому искусству, очень много его копировали, пытались учиться писать так же, но получалось, честно говоря, как правило довольно посредственно, за исключением нескольких гениев. Я бы сказал, что практический любой китайский художник средней руки владел тушью на уровне величайших мастеров японской живописи, а до уровня великих китайских живописцев никто из японцев добраться не смог. (Разумеется, я говорю только про суйбоку-га, и только про технику - у японцев были свои сильные стороны, где они превзошли китайцев, но это не техника живописи тушью).
Так что же такое есть "суми-э"? Термин, естественно, пришёл из Японии (где он никогда не использовался для обозначения целого явления), и историю его возникновения я тщательно не изучал, но думаю, что на Западе он стал популярен в эпоху увлечения всяким японизмом. Прижился, постепенно разросся в самостоятельное явление, в основном существующее на западном рынке - множество самодеятельных художников, сотни различных самоучителей, причем написанных не японцами, а проживающими на Западе художниками, пишущими в этом стиле. Я бы сказал, что суми-э - это живопись тушью, которой занимаются западные художники, думающие, что они пишут в японской манере (на самом деле они пишут в упрощённой и искажённой китайской манере). Сами японцы этот термин сейчас тоже стали использовать для внешнего рынка - если устраивают где-нибудь в Америке или России выставку своего современного пишущего тушью художника, то обязательно скажут, что это живопись "суми-э" - чтобы понятнее было, у нас это всем понятно.

Оффлайн aia

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 17
  • Карма: -5
  • Пол: Женский
а про живопись  по  ткани -хлопку  или  шелку   можно   получить  информацию- желательно  технику..

Оффлайн artfog

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 16
  • Карма: 3
 kr555 и другие участники поста, пожалуйста, давайте не повторяться, термин суйбокуга я
  в самом названии темы отразила, и то что эта техника,   пришла в Японию из Китая уже несколько раз писали!!! И конечно, как следствие японские художники учились в Китае и копировали их работы, но и китайские художники при обучении копируют своих мастеров. Давайте говорить об икусстве, возникшем в японском климате, в рамках врожденных эстетических предпочтений японцев, воспринявших китайские традиции! К примеру о таких понятиях как ваби - отсутствие нарочитого, красота простоты, саби - печать времени, юген и т.д о японских школах Нанга и Римпа.

kr555 нам тоже не свойственна данная техника, но уже наши соотечественники в прошлом году заслужили премии и внимание на выставке в Токио в которых кроме нас учавствовали еще только китайци! Судя по  вашим предидущим сообщениям вы до глубины душу китайст, это оправдывает ваше желание назвать работы японцев посредственными.

Оффлайн artfog

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 16
  • Карма: 3
« Последнее редактирование: 04 Февраля 2011 00:02:10 от artfog »

Оффлайн artfog

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 16
  • Карма: 3

Оффлайн artfog

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 16
  • Карма: 3

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
artfog, да нет же, никакой я не китаист. И японскую живопись знаю намного лучше китайской и очень люблю (но при этом, как мне кажется, хорошо понимаю её слабые и сильные стороны). А вот термин суми-э терпеть не могу, он чисто маркетинговый, обозначающий псевдояпонскую живопись за пределами Японии.
А вообще идеал живописи суми-э в её современном понимании я представляю примерно вот так. Жаль, что он недосягаем.

Оффлайн artfog

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 16
  • Карма: 3
artfog,  японскую живопись знаю намного лучше китайской и очень люблю (но при этом, как мне кажется, хорошо понимаю её слабые и сильные стороны).

О, пожалуйста, если у вас есть время, поделитесь своими знаниями и может у вас еще есть какой интересный материал, например мне очень интересны основы композиции, сколько должно быть пустоты и.п.!

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
Нет, вот таких практических материалов у меня пожалуй нет... Я же не художник, да и вообще не верю, что композицию можно освоить по каким-то руководствам. Но вот как раз хочу заметить, что с композиционной точки зрения японская живопись интереснее на мой взгляд, чем китайская, и это компенсирует её технические недостатки.
Вот для примера 2 шедевра - великий китайский художник Ма Юань (马远, 1190-1279), и учившийся на его работах великий японский художник Сэссю  (雪舟, 1420-1506). Несомненно техника китайца выше, и практически недосягаема. Но при этом работа Сэссю смотрится даже интереснее за счёт совершенно гениальной драматичной композиции. Эти диагонали - нечто потрясающее просто. Но мне кажется, что научиться этому нельзя, с этим надо родиться.

P.S. Решил уточнить. Это она в интернете на маленькой картинке интереснее смотрится. Японские работы вообще очень легко масштабируются чуть ли не до размера аватары без значительной потери главного, они основаны как правило на линейном ритме, который не прячется в деталях. А вот если представить, что эти 2 работы висят рядом в музее - возможно, вживую работа Сэссю очень сильно проиграла бы, именно потому, что на репродукциях мы до конца не понимаем гениальности кисти китайских мастеров.
« Последнее редактирование: 04 Февраля 2011 20:13:14 от kr555 »

Оффлайн artfog

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 16
  • Карма: 3
kr555, вы очень интересно пишете!А про жанр цветы и птицы можете сказать свое мнение?

Оффлайн Noirneko

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 23
  • Карма: 2
  • Пол: Мужской
  • Skype: agentshepherd
artfog, да нет же, никакой я не китаист. И японскую живопись знаю намного лучше китайской и очень люблю (но при этом, как мне кажется, хорошо понимаю её слабые и сильные стороны). А вот термин суми-э терпеть не могу, он чисто маркетинговый, обозначающий псевдояпонскую живопись за пределами Японии.
А вообще идеал живописи суми-э в её современном понимании я представляю примерно вот так. Жаль, что он недосягаем.

kr555-сан, не снобствуйте.  ;)

Я ещё по Ориенталике помню Ваши привычки... ;D

Вы почему-то в качестве объективного. как Вам кажется, критерия, постоянно требуете соответствия Вашему пониманию традиции. Ключевое слово "Вашему", понимаете?
Такой подход в общем можно действительно приветствовать при том, если все участники беседы, или, скажем так "большинство авторитетных специалистов" разделяют Ваше понимание.

В иных случаях работают совершенно другие вещи.
На буквальном "понравилось-не понравилось".
Причём мнение любого индивида- самоценно и равноадекватно мнению другого.

И Вы с Вашим под час действительно обоснованным пониманием традиции мнением выглядите,  действительно несколько по-снобски, высказывая почти неприкрытое неодобрение "низменным вкусам толпы".

Я не "сгустил краскок" надеюсь?

Прошу прощения заранее.

Как пример:



Я сделал уже примерно сотню копий этой своей работы по мотивам Куниёси.
Ну нравится она людям настолько, что они готовы помочь мне деньгами в пополнении моей сами-знаете-какой коллекции.  Я знаю что работа весьма далека от "правильных традиций".
Эта работа весьма "по мотивам традиций"

Но вопрос "объективности критерия"- остаётся дискуссионным.
Понимаете?
« Последнее редактирование: 02 Ноября 2011 23:45:29 от Noirneko »
Agnus dei qui tollis peccata mundi , miserere nobis.

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской

Вы почему-то в качестве объективного. как Вам кажется, критерия, постоянно требуете соответствия Вашему пониманию традиции. Ключевое слово "Вашему", понимаете?
Такой подход в общем можно действительно приветствовать при том, если все участники беседы, или, скажем так "большинство авторитетных специалистов" разделяют Ваше понимание.

В иных случаях работают совершенно другие вещи.
На буквальном "понравилось-не понравилось".
Причём мнение любого индивида- самоценно и равноадекватно мнению другого.

Приветствую :)

Я на самом деле вообще никогда ничего не обсуждаю на уровне  "понравилось-не понравилось". Сколько людей, столько и вкусов, нравиться могут совершенно неожиданные вещи, в том числе (и даже в первую очередь!) не имеющие отношения к высокому искусству, это нормально, и обсуждать тут просто нечего. У Киркорова всегда будет поклонников больше, чем у какого-нибудь Лейферкуса (тут все полезли в google), хотя последний поёт гораздо лучше.

А вот разложить по полочкам считаю таки необходимым. Суми-э это поп-искусство, и до тех пор, пока оно занимает свою нишу, оно никакого раздражения не вызывает. Даже напротив, по-своему полезно, так как адаптирует восточную живопись для неискушённого западного зрителя. А вот попытки (безуспешные) казаться чем-то большим действительно вызывают раздражение. Киркоров не пытается петь в Большом, он не проводит свою родословную от Шаляпина и Собинова, поэтому он органичен и находится на своём месте. Сумиэ-же некоторые адепты пытаются возвести на несвойственную ей высоту, провести родословную от великих мастеров прошлого, таким образом как-то намекая на то, что и мы не лыком шиты. Как правило, это со стороны смотрится довольно смешно для понимающего человека.

Оффлайн Noirneko

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 23
  • Карма: 2
  • Пол: Мужской
  • Skype: agentshepherd
Думаю Вы правы и Ваше последнее изложение у меня не вызывает желания возразить.
Agnus dei qui tollis peccata mundi , miserere nobis.

Оффлайн nada.japan

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: 0
  • Пол: Женский
Что сумие или суйбокуга пришли в Японию и там были развиты в совершенно ином напрвлении-естественный процесс. Эти страны очень близки по культуре, в Японии все заимствовано из Китая, но стало таким японским и на более высоком уровне, больше, чем китайским. Но вопрос, как эта живопись распространилась на Запад? В том числе в Россию? Почему она у нас прижилась? Как можно в стиле суйбокуга  изобразить совершенно российский пейзаж с березами, с куполами? Картины выглядят сверх русскими, а написаны они в этой несвойственной нашей стране техникеhttp://suibokuga.ru/gallery.htm,
Это только один из примеров

Оффлайн artfog

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 16
  • Карма: 3
Nada, думаю вы  правы. И более того иногда  эта техника приобретает на западе свой колорит, свою направленность, которую уже трудно отнести конкретно к китайской или японской. Здесь можно посмотреть авторов живописи тушью из Америки, Нидерландов, Франции, Гкрмании и т.д. http://sumie-art.ru/