Но я не исключаю, что имеенно в интеллигентной среде учителей в КНДР могут появиться... не буду говорить диссидентство, но свежие идеи перемен. Если Вы учились в университете Ким Ир Сена, то наверное помните, насколько грамотно тамошние препы вели уроки и читали лекции, не утомительно, логично и внятно, вразумительно даже для иностранцев, недавно начавших изучать корейский язык. Что касается занятости населения, то да, на досуг и индивидуальное хобби времени у северных корейцев не остается. Как в армии - есть время, спи! Но это - в крупных городах. Если Вы бывали в деревнях, то могли заметить, что молодежь там не так достают массовым кампаниями. Но народ там весьма темный и на вольнодумство вряд ли способно. Впрочем, времена могут и измениться...
Отвечаю, хотя и запоздало.
1. На самом деле все, обучение в пхеньянских вузах построено на удивление толково и системно. Все четко, грамотно и понятно разложено по полочкам - и этим учебные курсы выгодно отличаются от попыток "медитации на тему" в российских вузах, после которых выходишь загруженный донельзя, но пересказать ничего не можешь. Единственная опасность тут - возможность с водой выплеснуть ребенка. На самом деле, такая "пхеньянская" система просто идеальна при изучении языка (поэтому, на мой взгляд, до последнего времени северокорейские учебники корейского языка для русскоязычных были гораздо толковей того, что издавали на Юге), но весьма сомнительна для предметов, связанных с мировоззрением. Я хотел бы в связи с этим напомнить, что самая, на мой взгляд, толковая работа по марксизму, где все было очень логично разложено по полочкам, причем разложено так, что возможность дальнейших дискуссий просто исключалась - это работа Сталина "Вопросы ленинизма". Со всеми вытекающими отсюда выводами и комментариями.
2. В среде интеллигенции это, по-моему, уже появляется, хотя никто об этом не говорит. Впрочем... вру... когда я недавно одному северокорейцу начал хвалить Пхеньян, он сказал в ответ: "Пхеньян - ужасный город! Вот Париж...!" Я, если честно, чуть не упал после такой фразы. То есть, критическое мышление неизбежно уже появляется. Другое дело, насколько "бытовой негатив" способен проявиться на более высоком уровне - на уровне мировоззрения. Вот тут для меня много вопросов. Начиная от того, что многие северокорейцы откровенно боятся внешнего мира и дорожат пусть довольно простым, но понятным миром вокруг них. В общем, не дай вам Бог жить в эпоху перемен. Особенно если вы и без перемен относительно неплохо живете.
3. Насчет деревень. Вы правильно говорите, что там не такой идеологический прессинг. Но с другой стороны одновременно замечаете, что там - люди темные. Вот поэтому, на мой взгляд, там основной упор сделан не на идеологическое воспитание, а на дисциплинирование с помощью некоторых ритуалов и автоматических действий (в общем, конфуцианская категория "ли"). Идеология там выражена разве что тем, что над многими деревнями и полями полями где работают люди, громко орут матюгальники, передавая то музыку, то идеологические вопли. Кроме того, по местам, где работают люди, постоянно болтаются всякие агитбригады, которые втюхивают крестьянам политику партии. Плюс, видимо, есть все-таки какие-то формы политзанятий. Кроме того, корейцев постоянно возят по местам историко-революционной славы, на Ариран, в Кымсусанский дворец и на тому подобные объекты. Видимо, этого набора достаточно для того, чтобы держать деревенских в повиновении.
А вот что касается выработки ритуала, основная цель которого - показать человеку его место, то тут набор действий гораздо шире. Перечислю хотя бы некоторые из них:
- Ежеутреннее протирание портретов. В деревнях обычно стоит жуткая пылища, а оконные рамы (если они вообще есть) - мягко говоря не герметичны. Поэтому протирать портреты приходится ежедневно, и ухоженность портретов регулярно проверяется. По сути, это уже обязательный утренний ритуал, напоминающий человеку каждое утро о том, в какой стране он живет.
- Танцы после ежедневного завершения работы. Я сразу оговорюсь, что не знаю, повсеместно ли распространена такая практика, но в в нескольких местах (в городе и в селе) я это видел сам. Почему-то считается необходимым после того, как работы завершены, привезти народ на центральную площадь и врубить музыку. Кстати, такое впечатление, что люди танцуют вполне искренне. Это меня всегда удивляло: люди, которые весь день пахали на поле и по логике должны упасть без задних ног, находят какую-то радость в этом танце... Но факт остается фактом: танец этот (вернее, его обязательность) - такой же дисциплинирующий ритуал.
- Несколько лет назад Ким Чен Иру показалось, что по всей Корее расположено слишком много могил. Поэтому везде стали строиться крематории. Не буду повторять известные размышления о том, зачем это все понадобилось (это пусть делают люди, специализирующиеся на раздувании темы корейского голода и валяющихся на улицах скелетированных трупах), но сам факт остается фактом - сейчас быть похороненными в земле имеют право разве что заслуженные "революционеры" и "патриоты" (отличие одних от других в том, что "революционеры" - это те, кто воевали, а "патриоты" - это те, кто прославились ударным трудом). То есть, даже после смерти человек не свободен в своем праве быть похороненным как он хочет. Тоже жесткая запрограммированность и тоже дисциплинирующий момент.
Есть еще несколько таких примеров. Как бывший завуч средней школы (не корейской, слава Богу), я знаю, насколько организующие моменты важны для дисциплины на уроке. Например, если исключить традиционное вставание перед учителем, заканчивающееся заклинанием "здравствуйте-садитесь", - то первые минуты учителю пришлось бы обращать внимание каждого ученика на то, что урок уже начался и несколько минут создавать рабочий настрой. Вот примерно такую же дисциплинирующую и мобилизующую функцию несут и корейские ритуалы.
А то, что идеология на селе все-таки "работает", причем на самом примитивном уровне, можно доказать несколько анекдотичным примером. Вы никогда не спрашивали, какие обычно клички у собак в корейских деревнях? (Между прочим, когда смотришь на спокойно бегающих по деревням собак, поневоле вспоминаешь рассуждения в западных изданиях о том, что корейцы от голода даже всех сусликов на полях переловили и пожрали) Так вот, если кличку Пёль ("звезда") еще можно расценить как внеидеологическую (хотя тут явная аналогия со звездой, взошедшей при рождении вождя, да и прозвище у него было "Ханбёль" - "Единственная Звезда"), то как трактовать тот факт, например, что многих собак там вообще зовут "Возрождением" - Пухын (или более фонетически правильно - "пухун"). С точки зрения русского человека называть собаку революционным именем - это явное издевательство над режимом. Но если бы в КНДР это расценивалось как издевательство - вряд ли такая практика была бы широко распространена. Видимо, это трактуется как живое революционное творчество масс.
Прикольно видеть, как кореец подзывает собаку. Когда он манит ее пальцами, периодически прижимая их к обрашенной кверху ладони и приговаривает при этом "йё-йё-йё" - это еще смотрится более-менее натурально с учетом корейской специфики. Но когда он начинает звать к себе "Возрождение" - это уже выглядит несколько странно.