Dragon,
За комплименты спасибо, но про ту постановку писала не я, а другая Татьяна--Симбирцева.
Приношу извинения за досадную ошибку. Просто того номера СВ под рукой не оказалось, чтобы сверить фамилию автора статьи. Это никак не умаляет мою восторженную оценку Ваших статей в газете и других публикаций. Примите мой респект еще раз!
С Вашими оценками Севера спорить не буду-- по той простой причине, что это означает спорить не с Вами, а с распространенным в сегодняшней России дискурсом, который разделяет практическое большинство наших корееведов. Само появление этого дискурса--довольно интересное явление, про которое я обязательно напишу статью, как дойдут руки.
Хм :_)) Я не принадлежу к кругу корееведов и вообще не отношусь к тем, кто считает научно-исследовательскую деятельность своей судьбой и призванием (хотя у меня и есть диссертация по китайской экономике, а Корея для меня - это вообще "первая любовь") и поэтому предпочитаю с ними не общаться, а их статьи все-таки подвергать критическому анализу с позиций моей собственной практики - где я был и что видел. Очень часто получается, что реально я знаю и видел куда больше, чем они - это не комплимент самому себе, а объективная оценка. Насчет некоего позитива в отношении СК - не согласен. Больше того, насколько я знаю, те, кто занимается корейским направлением в ИДВ, настроены как раз весьма негативно, и воспроизводят это отношение на уровне своих аспирантов (попробуйте поспорить со своим научным руководителем - тем более публично), а более спокойное (не скажу позитивное - диктатура мало кому нравится) отношение есть как раз у людей, которые работают в Чосоне практически - начиная от выезжающих туда нас стажировку профессиональных преподавателей языка и заканчивая представителями бизнес-сообщества. А насчет некоторого (далеко не тотального!) присутствия таких взглядов в академической среде - так скорее тут работают несколько факторов (конспективно):
1. ЮК постепенно, глобализуясь и втягиваясь в мировое пространство, катастрофически теряет самобытность и идентичность. Тезис не нов, но именно он приводит к некоторой потере интереса к ЮК как к стране с некогда уникальной культурой (которая разрушается, оставаясь лишь в виде вещей и строений), а сейчас - обычной стране, где многое уникальное вытравлено глобализацией. Поэтому как уникальный общественный, культурный - да какой угодно - феномен СК сегодня все-таки интереснее. Причем это не интерес к зверинцу. Вот если например взять милитаризированный и "барабанный" язык северян - то он все-таки куда более "корейский", чем те обрубки вперемежку с английскими словами, на котором сейчас все больше и больше разговаривают на Юге. Дальше развивать тему не буду - думаю, что мое объяснение понятно.
2. Сейчас есть некий заказ (в том чисел и извне) на изучение СК - причем, существует понимание, что в России с ее корейской диаспорой, которая в отличие от КНР достаточно хорошо представлена в правящей элите, сделать это гораздо легче. А одно дело - смотреть на страну извне, критикуя ее за жестокий режим (как делают американцы, которые по сути имеют весьма примитивное представление об этой стране - даже те эксперты, котороые вроде как консультируют Госдеп по этой проблеме) , и совсем другое - ездить туда, общаться с многими людьми, с которыми у тебя устанавливаются хорошие отношения, смотреть им в глаза, пытаться их понять. Причем, люди эти безусловно ассоциируются у тебя с этим государством, в которое ты попал. И как-то не хочется видеть мир в черно-белых красках. Начинаешь мыслить спокойней и различать полутона.
Есть и третье, и четвертое... Но этих двух пунктов, я думаю, вполне достаточно для первичного понимания.
Поспорю только с одним-- с тем что на Юге о Севере "кроме негатива - информации никакой". Тут вы наступили мне на растоптанную до крови мозоль. Уверяю Вас: ошибаетесь с точностью до 180 градусов. В южнокорейской гуманитарной науке сегодня безраздельно рулит минчжуновский маразм. Практически любые северокорейские исследования представляют собой смесь елея по поводу посконности-домотканности кимирсеновского режима и уничижающей самокритики своего государства. Критический подход и самостоятельная мысль отсутствует полностью.
Это не ново, и такие тенденции были всегда. В корейских диаспорах за рубежом всегда были очень сильны просеверокорейские настроения (один Чхонрен чего стоит - хотя тут в силу финансовых интересов пример не вполне "чистый"). ЮК традиционно рассматривалась как зона оккупации американскими войсками, а подлинная культура и национальная самобытность по распространенному мнению (та самая "у корейских - собственная гордость") сохранялась лишь на Севере. По мере того, как ЮК открывалась внешнему миру, и открывалась в том числе через зарубежных корейцев, она начинала постепенно впитывать эти взгляды. тем более, что антиамериканизм там всегда, мягко говоря, присутствовал. Так что почва была благодатная.
А насчет того, что в ЮК совсем не знают про реалии СК - это я знаю по своей практике общения с южанами. Спросите их, много ли из них знает, что в Пхеньяне есть метро? Вы получите в ответ такую дикость, которая сродни расхожим представлениям о России, что в ней медведи по улицам ходят.
Вот отсюда - те самые взгляды, о которых Вы упомянули. Противопославление "нищих, но гордых и самостоятельных (в северокорейском понимании)" "благополучным, но потерявшим себя". Южане плачут, глядя, скажем, видео северокорейского представления "Ариран" - и сами с трудом объяснят вам ирациональную природу этого плача. В нем все - и гордость за то, что в мире нигде такого грандиозного представления просто нет и уже никогда не будет, пока не начали делать биороботов (а МЫ, КОРЕЙЦЫ, смогли и сделали!), и в то же время - жалость к людям, которых настолько выдрессировали, что какое-либо нарушение синхронности тут уже просто кажется невероятным.
То есть, на самом деле мы имеем дело с гораздо более сложной картиной: как сложно однозначно понять природу слез южнокорейца, глядящего "Ариран" - так же много всего сходится в сознании и подсознании у тех из них, кто пытается что-то от души написать про Северную Корею.
Насчет "памяти о войне"--гы, гы и еще раз гы. Разве Вы не знаете, что согласно новому "прогрессивному" подходу, корейскую войну развязали американцы? Что это они превратили в пустыни северокорейские города, принудив несчастный северокорейский народ защищаться? Если Вы думаете, что я цитирую Нодон Синмун, то ошибаетесь. Это из современных южнокорейских мотивов.
Тут Вам виднее - не буду с Вами спорить. Тем более, что Вы, что называется, "внутри" ситуации, а я только смотрю KBS по спутнику (смотрю "Нюсы" - кстати о засилии англицизмов). Впрочем... южнокорейские фильмы (хотя бы тот, который у нас шел под названием "38 пареллель" - Taegukgi) - как раз напоминают именно о противостоянии двух Корей (при том, что для зрителя неважно, кто эту войну развязал) и о тех временах, когда "брат шел на брата", причем в характерной для Азии эстетике оторванных рук и ног. И южнокореец, смотрящий фильм, при всем сочувствии к каждому из братьев, четко понимает, на чьей он стороне. И после этого фильма он начинает (или продолжает) ненавидеть все-таки отнюдь не американцев (или не только их).
Но повторюсь - тут Вам виднее. Хотя и здесь, навреное, ничего черно-белого тоже быть не может.
Еще раз - примите уверения в моем искреннем уважении!