Автор Тема: основы синтō  (Прочитано 14360 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tres Mat

  • Забаненный
  • Бывалый
  • *
  • Сообщений: 238
  • Карма: -24
  • Пол: Женский
основы синтō
« : 23 Октября 2011 13:48:55 »
Синтō 神道 "путь богов" - это собирательное название японских верований, придуманное для того, чтобы как-то отличить их от буддизма и даосизма.

Собственно, синтō - это смесь из самых разных шаманизмов: айнского, австронезийского, алтайского, плюс некоторое влияние даосизма.

Оригинально синто - это в самом прямом смысле этническая религия. По-настоящему синтоистом может быть только японец. В синто нет сложного вероучения и заповедей, быть синтоистом для японцев означает иногда посещать святилища (дзиндзя) и участвовать в праздниках (мацури).
В то же время, мы, как люди европейской культуры, понимаем, что синто имеет свою философию, также как и любая другая духовная традиция, и философия синто может быть дистиллирована в качестве ряда определенных принципов.
И такое синто, освобожденное от конкретно-этнических образов вполне может распространится далеко за пределы Японии, в качестве еще одной мировой религии.
Я считаю, что если бы синто распространилось по миру - то это было бы очень здорово, потому как принципы синто - это именно то, чего не хватает современному человечеству для преодоления разнообразных кризисов.

Основные понятия синтō

Тама/тамасий 魂 ~ "дух", "душа", "духовная энергия", "духовная субстанция".
В Айнско-японском словаре Каяно Сигэру (茅野茂アイヌ語辞典) это слово поставлено в соответствие айнскому слову ram-at - "присутствие духа"/"наличие духа" ~ "дух", "душа".
В айнском языке звук r с легкостью может переходить в такие звуки как tr/dl/l/t/d, то легко видеть:
ram-at/tram-at/tlam-at/tam-at -> яп.: тама/тамасий

Ками 神 ~ "надсущность", "сущность распространяюшаяся над".
Верхн.-дзём. айнск.: ka-mu-?i букв.: "над распрострающаяся сущность"-> ka-mu-i -> kamuy -> др. яп. камы -> бунго/совр. яп.: ками.

Тама - сгусток "живого", концентрация духовной энергии или даже вообще энергии, просто энергии. Тама пронизвает весь мир и наполняет все существа и все вещи. Существа и вещи наделены тама по-разному: кто имеет много тама, а кто-то мало. Чем выше концентрация энергии - тем больше/сильнее тама - тем большую силу имеет ее носитель. Хорошо иметь много тама. Поэтому цель любого ритуала синто - сохранить и приумножить тама.

Те существа и сущности, которые имеют очень много тама и обладают способностью наделять тама другие существа, а также отбирать тама у других существ и вещей, называются ками.

Те ками, которые наделяют тама - называются собственно ками,
а те ками, которые отбирают тама - называются моно.

Все ритуалы синто имеют своими целями:
сохранение имеющейся тама,
увеличение тама,
изгнание моно,
устранение негативного влияния моно.

Поскольку виды ками очень разнообразны, то, например, Будда, Иисус Христос, пророк Мухаммед - также могут рассматриваться как ками.
Так, например, буддизм прижился и широко распространился на Японских островах именно после того как было объявлено, что все будды и бодхисаттвы - это ками.
Таким образом, синто реально может сосуществовать с самыми разными духовными традициями. И не только сосуществовать, но и перенимать какие-то элементы других традиций и образовывать синкретические традиции. В этом заключается большая сила и гибкость синто.

С ками тесным образом связаны такие понятия как:
清 - киёси - "чистота", "свежесть", "приятность";
穢れ - кэгарэ - "грязь", "гадость", "нечистота"; первоначальное значение - "рана", т.е., нечистота - это ранение/изломанность/нарушение привычного течения жизни.
Имеются в виду не конкретно-физические "чистота" и "грязь".
"Чистота" - это предметы, контакт с которыми увеличивает тама и действия увеличивающие тама.
"Грязь" - это предметы и действия, которые ведут к уменьшению тама.
(То есть "чистота" и "грязь" - это в данном случае нечто вроде условных обозначений для двух взаимоисключающих категорий вещей и действий.)
Чтобы увеличить свою тама надо контактировать с ками, а ками любят все "чистое", т.е., иначе говоря, то, что может привлечь тама, поэтому, чтобы увеличить тама надо контактировать только с "чистыми предметами" и избегать "нечистых предметов".
При этом, одна и та же вещь может быть "чистой" в одной ситуации и "грязной" в другой, "чистой" для одного человека и "грязной" для другого.
Поскольку в мире людей "чистота" и "грязь" всегда относительны, то для общения с ками всегда используются "универсальные чистые предметы".

Универсальный чистый предмет для сохранения/переноса тама/налаживания контакта с ками это - нава/нау - 縄 <- айнск.: naw - букв.: "стружка", "завиток".

Разные виды нава:

наиболее древняя форма:
« Последнее редактирование: 23 Октября 2011 14:02:40 от Pi-mik-kwr »
когда право обращается бесправием, сопротивление становится долгом!

Оффлайн Tres Mat

  • Забаненный
  • Бывалый
  • *
  • Сообщений: 238
  • Карма: -24
  • Пол: Женский
Re: основы синтō
« Ответ #1 : 23 Октября 2011 14:05:41 »
И более современные
когда право обращается бесправием, сопротивление становится долгом!

Оффлайн Tres Mat

  • Забаненный
  • Бывалый
  • *
  • Сообщений: 238
  • Карма: -24
  • Пол: Женский
Re: основы синтō
« Ответ #2 : 23 Октября 2011 14:09:30 »
Еще один универсальный чистый предмет - это магатама 勾玉 "собирающий драгоценный камень". 
Магатама, обычно имеют форму запятой и изготовляются из камня (нефрит, жадеит) или керамики:

когда право обращается бесправием, сопротивление становится долгом!

Оффлайн Tres Mat

  • Забаненный
  • Бывалый
  • *
  • Сообщений: 238
  • Карма: -24
  • Пол: Женский
Re: основы синтō
« Ответ #3 : 23 Октября 2011 14:13:21 »
В то время как нау/нава - это предметы, которые постоянно находятся в каком-то одном месте, и в этом месте собирают тама и очищают пространство, и, таким образом являются как бы предметами коллективного пользования;
магатама - предназначена для личного использования, она собирает тама для того, кто носит ее при себе.

В нау и магатама воплощены следующие идеи:

1) Вечность - дерево и камень живут много дольше чем человек

пусть тысячи, миллионы лет
длиться государев век
пока покрытый мхом камушек
не станет огромной скалой.

2) Криволинейность - обозначение некоторой точки опоры/точки отсчета в пространстве/времени; защита от быстротечного времени и открытых/незащищенных пространств; защита от безобразного.

И нава и магатава посвящаются ками. Находясь физически в нашем мире, они пожертвованы ками и принадлежат ками. Поэтому нава и магатама являются каналами, по которому в наш мир из мира ками перетекает тамасий. Поскольку и нава и магатама принадлежат ками, то они никак не могут быть использованы вредоносными ками - моно.
когда право обращается бесправием, сопротивление становится долгом!

Оффлайн Tres Mat

  • Забаненный
  • Бывалый
  • *
  • Сообщений: 238
  • Карма: -24
  • Пол: Женский
Re: основы синтō
« Ответ #4 : 23 Октября 2011 14:14:21 »
Представления об универсуме

Универсум бесконечен и вечен, никогда не возникал и никогда не исчезнет. Он подобен бескрайнему океану, а отдельные миры - это острова в океане. Универсум - это бескрайний океан энергии тамасии. Отдельные миры - это сгустки тама/тамасии. Они возникают на какое-то краткое время, затем сгустки тамасии рассасываются, связи рвутся и миры исчезают, но тут же возникают новые, другие, новые и все повторяется.
когда право обращается бесправием, сопротивление становится долгом!

Оффлайн Butsubutsumara

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 233
  • Карма: -18
  • Пол: Мужской
Re: основы синтō
« Ответ #5 : 26 Октября 2011 10:50:22 »
Это шаманизм какойто получается. Не посоветуете какую популярную литературу, не слишком заумную,  на русском, английском или японском?

Оффлайн Tres Mat

  • Забаненный
  • Бывалый
  • *
  • Сообщений: 238
  • Карма: -24
  • Пол: Женский
Re: основы синтō
« Ответ #6 : 28 Октября 2011 20:17:55 »
Так ведь синто в своей основе и есть шаманизм.

По сабжу есть неплохая книжка - А.А. Накорчевский Синто
когда право обращается бесправием, сопротивление становится долгом!

Оффлайн Даос

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 76
  • Карма: 3
  • Пол: Мужской
Re: основы синтō
« Ответ #7 : 22 Сентября 2017 14:29:41 »
А что, японцы не ходят на форум?

Оффлайн Frod

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 7080
  • Карма: 60
  • Пол: Мужской
    • Рождество Бобра
  • Skype: sta1ker
Re: основы синтō
« Ответ #8 : 25 Сентября 2017 14:13:23 »
А что, японцы не ходят на форум?
нет. форум ж на русском языке. что им тут делать?! у них своих форумов полно.
life's game

Оффлайн мудрец

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 11
  • Карма: -2
  • Пол: Мужской
Re: основы синтō
« Ответ #9 : 07 Февраля 2019 23:06:14 »
Скажите, а название форумов их есть у вас? Спасибо.

Оффлайн мудрец

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 11
  • Карма: -2
  • Пол: Мужской
Re: основы синтō
« Ответ #10 : 07 Февраля 2019 23:43:44 »
Разве японцы настолько могущественны, чтобы равняться силе богов? Это должно быть очень сильными людьми надо быть. Я не думаю, что это все так. Это невозможно, потому что основы силы небесных обитателей равняються безумным возможностям её. Неверю, что такое возможно или это просто сила богов в возможностях человека?