Инкубатор Полушария и другие страны Азии > Индия - India - 印度

Индийский музыкальный строй

(1/2) > >>

Sidhk:
Уважаемые!

Попадались ли вам достаточно подробные описания индийского музыкального строя (свара, шрути)?
Его происхождение, развитие во времени, связь с муз. строями "соседей" (китайцев, тюрок)?
Лучше в электронном виде.

Буду благодарен за любую информацию.

С Уважением,
Sidhk

pnkv:

--- Цитата: Sidhk от 29 Июня 2004 04:19:58 ---Попадались ли вам достаточно подробные описания индийского музыкального строя

--- Конец цитаты ---

Неподробное, но интересная инфа есть в «Автобиографии йога»

Sidhk:
Спасибо.
Нельзя ли дать более подробную ссылку, лучше на интернет ресурсы?

pnkv:

--- Цитата: Sidhk от 01 Июля 2004 02:17:09 ---Спасибо.
Нельзя ли дать более подробную ссылку, лучше на интернет ресурсы?
--- Конец цитаты ---

http://www.orlov-yoga.com/Yogananda/index.htm

Глава 15



--- Цитировать ---Краеугольным камнем индусской музыки являются так называемые раги, или неизменные мелодические гаммы.
Шесть основных раг разветвляются на сто двадцать шесть производных рагини (жены) и путра (сыновья). В каждой раге минимум пять нот: ведущая нота вади (царь), вторичная нота самавади (премьер-министр), вспомогательные ноты анувади (слуги) и диссонирующая нота вивади (враг).
Каждая из шести раг имеет естественное соотнесение с определенным часом дня, сезоном или правящим божеством, которое дарует какое-то конкретное могущество. Так, например: (1) Хиндола рага играется лишь на заре, весной, дабы возбуждать настроение вселенской любви; (2) Дипака рага играется по вечерам, летом, дабы возбудить сострадание; (3) Мегха рага - это мелодия для полудня, в сезон дождей, дабы вызвать смелость; (4) Бхайрава рага играется по утрам, в августе, сентябре, октябре для достижения умиротворения; (5) Шри рага сохраняется для осенних сумерек, дабы достичь чистой любви; (6) Малкоунса рага слышна в полночь, зимой для стимуляции доблести.
Древние риши открыли эти законы звуковой связи между природой и человеком. Поскольку природа является объективизацией Аум, Первого Звука или вызывающего вибрации Слова, человек в состоянии достичь контроля над всеми проявлениями природы путем использования некоторых мантр, или песнопение9. Исторические документы рассказывают о замечательных силах Мияна Тан Сена, придворного музыканта Акбара Великого, жившего в XVI веке.
Когда император повелел петь ночную рагу, в то время как не небе сияло солнце, Тан Сен запел мантру, и весь дворец вмиг погрузился во тьму.
В индийской музыке октава делится на двадцать две срути, или четверти тона. Эти микротоновые интервалы делают возможными тончайшие музыкальные оттенки, недостижимые для западной хроматической гаммы из двенадцати полутонов. Каждая из семи основных нот октавы в индийской мифологии ассоциируется с каким-нибудь цветом, пением той или иной птицы или звуком животного: до - с зеленым цветом и криком павлина; ре - с красным цветом и пением жаворонка; ми - с золотистым и блеянием козы; фа - с желтовато-белым и криком цапли; соль – с черным и пением соловья; ля - с желтым и ржанием лошади; си - с комбинацией всех цветов и ревом слона.
В западной музыке употребляются лишь три гаммы - мажор, гармонический и мелодический минор. Индийская же музыка различает семьдесят два тхата, или гаммы. У музыканта имеется творческий простор для бесконечной импровизации вокруг неизменной традиционной мелодии - раги, он сосредотачивается на чувстве или определенном настрое структурной темы и затем расцвечивает ее в пределах собственной оригинальности. Индийский музыкант не читает застывшие ноты, при каждом исполнении он заново одевает обнаженный каркас раги, зачастую придерживаясь единственной мелодической последовательности, подчеркивая повторением все ее тонкие микротоновые и ритмические варианты.
Из западных композиторов, в частности, И.С.Бах понимал все обаяние и силу повторяемого звука, слегка изменяемого с помощью сотни разнообразных комбинаций.
Древняя санскритская литература описывает сто двадцать тала - измерений времени. Говорят, что основатель индусской музыкальной традиции Бхарата различал тридцать два тала в песне жаворонка. Источник тала, или ритма, основывается на человеческих движениях - в два раза медленнее ходьбы и в три раза спокойнее дыхания во сне, когда вдох в два раза дольше выдоха.
Индия всегда признавала человеческий голос самым совершенным инструментом, образующим звук. Поэтому индийская музыка широко пользуется диапазоном голоса в три октавы. По этой же причине основное место в мелодии (последовательная связь нот) отводится ритму, а не гармонии (одновременная связь нот).

--- Конец цитаты ---

Sidhk:
Еще раз спасибо за ссылку.

Меня в большей степени интересуют математические соотношения длин струн (частот, длин волн) базовых нот свара и шрути.
У меня есть некоторые материалы по индийскому музыкально-математическому строю. Но ряд соотношений в разных источников разнится. В некоторых настройка нот шрути в точности совпадает с нечетными гармониками (обертонами) основного тона, в других - не совсем совпадает.

Также было бы интересно - было ли взаимопроникновение музыкальных строев Китая (Люй Люй) и Индии (свара, шрути)?
И если было, то когда?

Тот же вопрос и о взимопроникновении Индийских и Греческих и Персидско-Иранских строев.

Все эти культурысчитали принципы настройки бызовыми философскими понятиями. (насколько я знаю)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии