Автор Тема: Дальневосточники – как новая этническая сущность  (Прочитано 156504 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Куминов Андрей

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Карма: 58
    • Клуб Дальневосточников
  • Skype: akuminov
Дальневосточники – как новая этническая сущность.
А.С. Куминов (с).
На правах рукописи, перепечатка без разрешения автора запрещена! Использование фрагментов допускается с прямой ссылкой. Оригинал опубликованhttp://www.clubdv.ru/forum/index.php?showtopic=161. Размещен в Дальневосточной электронной библиотеке http://www.clubdv.ru/elib.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=4&sobi2Id=33

История активного заселения российского Дальнего Востока, не так уж и велика, первые постоянные и крупные поселения датируются серединой XIX века, образовывались они примерно в одинаковых условиях – экономической, культурной, политической удаленностью от центральных регионов России, сильным влиянием соседей и значительной близостью местной культуре, из-за схожих экономических основ – рыбный и охотничий промысел. Экономическое развитие открыло добычу природных ископаемых и положило начало промышленного производства.
Но большее влияние на культуру и уклад жизни, еще со времен первых форпостов, стало оказывать приезжающее население из других регионов Российской империи – разнообразные по образованию, культуре, традициям, национальности, языку, социальному статусу и экономическому достатку, их в большей мере объединяло одно – активность, поиск новых возможностей, уход от старых порядков, надежда на процветание, иначе это можно назвать духом авантюризма. Сильнейшее влияние оказали на население Дальнего Востока военные и солдаты, присланные для защиты дальних аванпостов России на Востоке от угроз Китая, Англии, Франции и США. Значительное преступники, бежавшие от наказаний в других районах страны, политические ссыльные и каторжные.
Времена СССР в целом повторяли структуру притока населения – заключенные ГУЛАГа и остающиеся в поселениях, преступники отбывающие в колониях и осевшие, военные с семьями проживающие по 10 лет, перед возможностью перевода с Дальнего Востока и оставшиеся после увольнения в запас, комсомольцы на стройках социализма, перешедшие на постоянную работу – все тот же приток мигрантов с разнообразием национальностей, социального происхождения, образования, культуры.
Такое межэтническое разнообразие, достаточная автономность Дальнего Востока из-за удаленных транспортных коммуникаций, наличие собственных транспортных связей с крупнейшими государствами, частичная локализация производства, автономное обеспечение образования и воспроизведение культуры, недостаточность населения и пониженная конкуренция во всех отраслях деятельности человека, наличие региональных угроз государственного масштаба, уникальность природных факторов – явились факторами обеспечивающими активное межэтническое взаимодействие приехавших на Дальний Восток и выработку новых стереотипов поведения и культурных ценностей, позволивший проживающим назвать себя не только малыми общностями – приморец, магаданец, амурец, сахалинец, хабаровчанин, камчадал, а также русский, украинец, белорус, узбек, еврей, немец, кореец, но и дальневосточник.
Является ли географическая детерминанта общности проживающих на Дальнем Востоке только удобным идентификатором места жительства или является средством опознания свой-чужой, т.е. отличительной чертой этнического сообщества? Этот вопрос и предполагается к решению в этой работе.
В целом исследование строится по следующей методике:
  •    Анализ подходов к оценке этногенеза и формирования новой культуры.
  •    Краткий анализ истории освоения Дальнего Востока и структуры притока мигрантов.
  •    Краткий анализ факторов этногенеза на Дальнем Востоке – природа, культура, региональные вызовы.
  •    Анализ черт самоидентификации дальневосточников.
  •    Насколько сильна этническая притягательность дальневосточников, т.е. после какого срока проживания на ДВ меняется этническая идентификация и меняется ли.
  •    Идентифицируют ли себя дальневосточники так по прежнему, после покидания ДВ.

Анализ подходов к оценке этногенеза и формирования новой культуры

В целом данное исследование по этногенезу базировалось на работах Гумилева Л.Н. (этногенез и пассионарность), Данилевского (историко-культурные общности), Тойнби  (цивилизации, вызов-ответ), Мечникова (происхождение цивилизаций), Шпенглер  (культура), Маркс К. (экономика и национальные процессы), Ратцеля  (антропогеография), кроме этого рассматривались современные подходы этнопсихологии, по которым существуют разноплановые работы, освещающие те или иные аспекты формирования психологических черт представителей этноса.
К сожалению, в качестве моделей приходится привлекать анализ уровня цивилизаций (народов, религиозных общностей), в связи с отсутствием анализа подобного уровня и детализации проработки для этносов. Применение модели формирования цивилизации на начальных этапах вполне применимо для анализа этногенеза, с небольшими упрощениями и допущениями – это можно проследить и на основе работ по этнической теории Гумилева Л.Н. Он оперировал термином суперэтнос, совпадающим географически и исторически с цивилизациями и крупными народами (нациями) выделяемыми другими исследователями. Отношения суперэтноса к этносу базируется на тех же процессах, имеющих отличие в большем пассионарном напряжении, меньшей привязанности этнических особенностей к географическим характеристикам рельефа и природных условий, более длительном историческом процессе формирования.

Работы Гумилева – являются основными для анализа в данной работе, так как наиболее адекватно описывают процессы этногенеза. Но анализ по этой методике, в частностях дополняется другими аспектами формирования этносов различных авторов, использующих такие термины как цивилизации, экономический формации, нации или народы. Главным аспектом этих работ является пассионарность – активность представителей этноса в решении ключевых этнических проблем.
Данилевский определил характеристики культурно-исторических общностей как идентификаторов цивилизаций, причем характеризовал их по целому вектору признаков, среди которых ключевые – лингвистический и психологии народов. Культурно-исторические общности привязаны к ландшафту, оказывающему влияние на семантику языка и в последующем формирующие архетип.
Тойнби определяя цивилизации по религиозному признаку, формирующему межнациональный и межконфессиональный диалог и конфликты, акцентировался на ответе на исторический Вызов и концентрирующем в себе основные достижения общества. Использование религиозного идентификатора достаточно условно, так как рассматривались преимущественно наднациональные взаимодействия больших групп культурно схожих народов и концентрированных преимущественно в пределах крупнейших географических границ, причем локальные религиозные анклавы, отличной культуры игнорировались в этом процессе. Согласно Мечникову, как впрочем и ряда других авторов, все цивилизации развивались вдоль рек, являвшихся транспортной артерией и источником воды для сельского хозяйства – это и египетская цивилизация (Нил), цивилизация шумеров (Тигр и Ефрат), древнекитайская (Янцзы и Хуанхэ), или, экстраполируя его выводы, славянская (Днепр, Дунай, позже Волга). На основе современных корректировок, например в геополитической теории, отличительно особенностью развития цивилизации являлся и выход к морю, куда впадают все крупные реки, обеспечивающего дальние коммуникации. Очевидно размер древних цивилизаций, вполне совпадает с нынешним объемом термина этнос, образующегося в привязке к определенному географическому пространству.
Согласно Шпенглеру, отличительным признаком цивилизации является ее культура, причем культуры не наследуются, а образуются путем синтеза, например при смешивании народов или заимствовании элементов умирающей цивилизации. Сами культуры являются проекцией быта и общественной жизни народов их породивших.
Маркс определял национальные процессы, как выразители экономического уклада жизни, в том числе географически детерминированного, но более обусловленные автономностью экономических возможностей общества – экономической формацией, в частности ресурсного обеспечения производства и масштабов организации устойчивых связей для внутреннего товарообмена.
Ратцель и его последователи, например Хаусхофер, анализировали влияние рельефа и природных условий на характер народов. В частности влияния климата, гор, рек, морей, лесов, полей и естественных границ, в виде переходов одной природной среды в другую, как естественных разграничителей народов, обуславливающие необходимость изменения уклада жизни при смене ареала обитания. Например, в грубом приближении – лесной как охотников, степной как земледельцев, пустошей – кочевников, морской – торговцев и т.д.
Современная этнопсихология более оперирует сложившимися чертами характера народов, чаще всего локальных общностей и анклавов, выявляя проблемы адаптации их в рамках отличной социально-культурной среды. Тем не менее, ее методы тиражирования культуры больших этносов на меньшие, вполне приемлемы для анализа этнической привлекательности новообразованных этносов и субэтносов на индивидуальном уровне.

История освоения Дальнего Востока и структуры притока мигрантов

На начальном этапе освоения Дальнего Востока, с XVII до середины XIX века, заселение шло достаточно слабо, преимущественно жителями Сибири, казаками и крестьянами. Например, по утверждению Гумилева, основу составляли отряды землепроходцев из числа устюжан и казаков, те и другие свой быт основывали на земледелии и пушном промысле. Социальный, образовательный и этнический состав мигрантов, более менее однородный. Ассимиляция местного населения и наоборот первопроходцев с ними, практически не осуществлялась. С XVIII усиливается роль целенаправленного заселения Дальнего Востока, путем организации военных контингентов на Дальнем Востоке, использования его как места для ссылок. Растет и его роль в поставке для Сибири и центральных регионов России ресурсов, а также коммуникационная роль в обмене товаров с Китаем, осуществляемая преимущественно сибирскими купцами. В этом периоде осложнением заселения является значительная сложность транспортных коммуникаций, осуществляемых только сухопутным путем – Амур с его притоками, по Нерчинскому договору принадлежит Цинской империи.
Настоящий прорыв заселения Дальнего Востока произошел в XIX веке, когда были осуществлены основные географические открытия, например судоходности устья Амура и осуществлено административное оформление левобережья Амура как российской территорий по Айгуньскому и Пекинским договорам. Основание городов Хабаровск, Владивосток и других крупных городов Дальнего Востока, имеющих в среднем 150-летнию историю – открыло новый период в миграционных и этнических процессах ДВ. Заселение придерживалось речного принципа – в силу возможности использовать их для коммуникаций, а также равнинных пространств вдоль рек, пригодных для земледелия, в отличие от преимущественно горного и холмистого рельефа Дальнего Востока.
Усиление военного контингента, том числе и переселение забайкальских казаков и казаков с европейской части России, позволило утвердить административную власть в регионе. Предоставление значительных льгот при оседании на Дальнем Востоке демобилизованным в запас, а они после военных реформы 1871 г. являлись представителями всех сословий и губерний России – способствовало наполнению рабочей силой экономики региона. Оседанию на Дальнем Востоке способствовали и затрудненные коммуникации. Значительную роль играло и стимулирование крестьянского переселения, путем предоставления наделов земли и освобождения от повинностей.
Организация морского сообщения из Одессы во Владивосток стимулировало приток переселенцев. Существенным в миграционном потоке было и оседание, в том числе принудительное путем запрета на возвращение, ссыльных политических поселенцев и каторжных, часто высокообразованных и активных представителей своих национальностей, религий и культур.
Общий состав переселенцев также был разнообразным, например с 1892 по 1901 гг. на Дальний Восток прибыло 73724 человека, причем из украинских губерний – 75,5 %; из Белоруссии; из Центральноземледельческого района России – 8,1 %; из остальных районов – 5,9 % переселенцев.
Но настоящий прорыв в миграции произошел со строительством Транссиба и поражения России в русско-японской войне – все начало XX-го века железнодорожники и железная дорога играли ведущую роль в развитии Дальнего Востока. Ее строительство внесло огромный вклад в экономику региона, создав рабочие места и привлекая высококвалифицированных специалистов с европейских территорий России, стимулируя создание и способствуя развитию целых отраслей промышленности. Дополнительным фактором стало и развитие собственного дальневосточного флота, как морского, так и речного. Развитие экономики и недостаток квалифицированных кадров, создал и новый способ привлечения мигрантов – длительный найм по контракту.
Если рассмотреть состав населения подробнее, например на территории Амурской области к 1905 г., при общей численности около 200 тыс. жителей: 33 тыс. казаков, 69 тыс. крестьян, в приисковых районах – около 25 тыс. человек. По сословной: дворяне – 378 человек, купцы – 671 человек, духовенство – 461 человек, мещане – 31979 человек, крестьяне – 81165 человек, казаки – 29450 человек, ссыльнопоселенцы – 2268 человек, лица иностранного подданства – около 14 тыс. человек. Религиозный состав: православные – 124 тыс., старообрядцев и сектантов – 33 тыс., католиков – 770, протестантов и лютеран – 40, иудеев – 280, магометан – 830, язычников – 13 тыс. человек. Итого: около 172 тыс. человек [1].  На Сахалине же в это период из 40 тыс. человек к этому периоду, около 30 тыс.  составляли выходцы из каторжных или ссыльнопоселенцев.
Именно с появлением железной дороги на Дальнем Востоке активизируются этнические процессы, до этого имевшие вялотекущий характер. Очевидно налаживание эффективного сообщения с ключевыми городами Дальнего Востока – Владивостока, Харбина, Хабаровска, Иркутска, Благовещенска, Читы, Дальнего – стало ключевым в становлении собственной культуры и уклада жизни. Активное привлечение китайской рабочей силы внесло весомый вклад в развитие экономики региона, богатство природных ресурсов, близость к культуре Китая и Японии, удаленность от политических, экономических и культурных процессов центральной России, способствовали становлению собственных социальных подходов в решении уникальных региональных проблем, многообразие направлений для самореализации, трудности дающие вызов самолюбию, малое численное количество выдающихся личностей и открытость элитных кругов способствовали оседанию многих талантливых инженеров, управленцев, проявлению предприимчивых промышленников и торговцев, связавших свою жизнь с Дальним Востоком.
И именно эти существенные отличия уклада жизни, уже в этот период оказывают влияние на изменение характера приезжих – низкий уровень конкуренции, высокая деловая активность, широкие возможности для применения усилий, при общей нехватке людей во всех областях, способствуют развитию тех черт характера в приезжих и их отбор в готовности осесть на ДВ, которые и сформировали специфицические этнические черты дальневосточников.
Развитие Дальнего Востока во времена СССР, в целом повторяли ситуацию начала XX века – военные, поселенцы в виде распределенных молодых специалистов после окончания вузов, переселенцы представителей малых национальностей (немцы, евреи и т.д.), заключенные, ссыльные, крупные стройки (Комсомольск, БАМ), вахтовый метод и высокие зарплаты на ключевых предприятиях, льготы и надбавки за длительное проживание.
Но наиболее яркой этнической страницей дальневосточников XX века явился Харбин до и после революции. Центральное коммуникационное положение, расположение в этнически отличной среде местного китайского населения, высокий объем осваиваемых средств при строительстве и эксплуатации железной дороги, а после революции и переселение в Харбин большой части «цвета» активных носителей культуры сибирков и дальневосточников, их локализация и автономность, ускорили этнические процессы и буквально за одно поколение была сформирована уникальная культура и субэтнос дальневосточников в эмиграции, которые до сих пор оказывают влияние на русскую культуру, как в России, так и зарубежом.
Следует отметить, что до революции, впрочем даже до 2-й мировой войны, сибиряки и дальневосточники составляли одну этническую сущность и практически не различались в их идентификацией в других регионах страны, хотя временное образование Дальневосточной республики, указывало на некоторые существенные внутренние отличия в самоидентификации [2]. В тоже время, развитие коммуникаций времен СССР, активное вовлечение Сибири в промышленной производство, особенно в годы ВОВ, когда туда перевели большинство предприятий с оккупированных территорий и в период промышленного освоения Зауралья, активно вовлекли сибиряков во взаимодействие с «представителями» центральных районов страны, что привело к резкому уменьшению автономности социальных и этнических процессов Сибири и в конечном итоге к размытию еще не стабилизировавшегося этноса, тем не менее сохранив некоторые уникальные черты «сибиряков». На дальневосточников этот период также оказал существенное влияние, но привел больше в сфере выработки мер стабилизации этнических процессов – развитию собственных центров культуры, летнего отдыха у японского моря и Байкала, активации процессов промышленного самообеспечения, привлечения рабочих рук и каналов сбыта продукции – Китай, Вьетнам. Существенную роль в этом сыграло и образование Дальневосточного военного округа, Тихоокеанского флота, Дальневосточной железной дороги и т.д., которые при этом «вывели» де-юре из состава Дальнего Востока Забайкалье.
« Последнее редактирование: 30 Августа 2009 15:02:04 от Куминов Андрей »

Оффлайн Куминов Андрей

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Карма: 58
    • Клуб Дальневосточников
  • Skype: akuminov
Факторы этногенеза на Дальнем Востоке
Ключевыми особенностями современного Дальнего Востока, в сравнении, например с центральными регионами России и Сибири, является:
  •    Географические и климатические
  •                сложные и «недружественные для человека» климатические условия;
  •                холмистый характер местности, обычно лишь в районе рек образующий равнины, с интенсивной лестной растительностью (тайга);
  •                речное и прибрежное расселение;
  •    Коммуникационные, транспортные
  •                коммуникационная удаленность – существенный временной люфт в получении ресурсов, информации;
  •                высокие транспортные издержки на поставку/сбыт товаров и снижающие активное перемещение жителей в/из центральных регионов России, в семейных, культурных, деловых и иных целях;
  •                слабая развитость внутренних наземных коммуникаций, низкое их качество (большое кол-во грунтовых дорог, низкоскоростных железнодорожных и т.д.), отсутствие альтернативных путей;
  •                отдаленность морских коммуникаций с центральными регионами РФ и важность для осуществления внутренних коммуникаций и коммуникаций со странами АТР.
  •                связанность в одну речно-морскую коммуникационную группу рек Амур и Уссури, бассейна Охотского моря, выхода в Тихий океан и Японское море.
  •    Миграционные и демографические
  •                компактные общности, преимущественно городского типа, при низкой заселенности обширных территорий;
  •                разнообразие национального, культурного, образовательного, религиозного притока мигрантов, при сложностях поддерживания ими эффективных связей с предыдущими местами обитания;
  •                существенное значение специальных мер по освоению и заселению дальневосточных территорий, но в целом схожесть характеров решивших осесть с уже проживающими на Дальнем Востоке, при сохранении готовности мигрировать, в зависимости от изменения условий;
  •                недостаток населения и кадров для экономики, вызывал высокую потребность во внедрении новых технологий производства, например автоматизация ДВЖД осуществлялась одной из первых в СССР;
  •                существенная часть конфронтационных типов личностей среди структуры вынужденных мигрантов (военные, выпускники вузов и т.д.), «ссылаемые» на ДВ.
  •    Культурные
  •                самодостаточность по воспроизводству культуры и образования региона;
  •                доминирование русского языка;
  •                первоначально сильное влияние азиатской культуры (китайской и японской), особенно сказавшееся при начальном формировании этноса (начало 20-го века), активно ассимилировавшего китайскую Маньчжурию. Усиление влияние Китая, наиболее близкого для познавтельно-туристических целей в конце 20-го, начале 21-го веков.
  •                удаленность от традиционных мест расположения культурных и исторических ценностей России, и ограниченность возможностей влияния других мировых культур на этапе становления этноса (СССР);
  •                многообразие религий: православие, старообрядчество, католичество, мусульманство, буддизм. Распространенность атеистических убеждений.
  •    Экономические:
  •                избыток ресурсов и добывающая ориентация промышленности;
  •                отсутствие полноценных производств, способных создавать востребованную на мировых рынках продукцию глубокой технической переработки;
  •                существенная экономическая изолированность множества предприятий как ресурсных, так и сбытовых, обусловленные транспортными схемами и издержками.
  •    Угрозы и вызовы
  •                давление китайской и японской государственности путем оспаривания принадлежности части территорий Дальнего Востока;
  •                активное использование китайской, корейской, вьетнамской рабочей силы, при недостатке рабочих рук, оказывает влияние на положение низкоквалифицированных дальневосточных кадров и влияние азиатской культуры на связанные слои населения;
  •                экономическая зависимость от центральных регионов РФ (ранее СССР), вкупе с частым игнорированием потребностей ДВ государственной властью;
  •                высокие экономические затраты на обеспечение жизнедеятельности дальневосточников, обеспечивающих более высокую себестоимость труда и снижающих экономическую эффективность традиционного индустриального производства, относительно других регионов России и стран АТР.

Анализ формирования черт самоидентификации дальневосточников
Большинство факторов этногенеза сводятся к нескольким основополагающим и оказывающим непосредственное влияние на формирование психологического склада характера дальневосточников и в целом в этнические черты, а именно:
  •    сложность внешних условий, предъявляющих повышенные требования к личностным качествам, формирующим самостоятельность и настойчивость(упрямство), но и определяющих необходимость коллективного решения вопросов, поддержки ближнего и зависимость от него;
  •    недостаточность ресурсов формирующая высокую адаптивность к условиям и активность в поиске альтернативных возможностей решения задач;
  •    автономность вызывающая высокую активность внутренних коммуникаций, приводящая в том числе к закреплению выработанных в общности поведенческих стереотипов и ценностей и уменьшение влияние на их путем «разбавления» приезжими;
  •    культурный вакуум, заполняемый преимущественно путем адаптации «удаленных» культурных феноменов разных этносов к местным условиям;
  •    разнообразие этнического происхождения, формирующая не только достаточно высокую толерантность к национальными, религиозным и иным ценностям, но и вводящая в приоритетную оценку индивидуальных качеств, вместо оценке по принадлежности к социальным группам;
  •    значительное преобладание склонных к конфронтации и антисоциальному поведению среди представителей вынужденных мигрантов во времена СССР (военные, выпускники вузов по распределению и т.д.) из-за «ссылки» их за личные качества на Дальний Восток, при попадании в «разреженную» социальную атмосферу ДВ находили пути самореализации в позитивном русле и добивались существенных успехов;
  •    высокий уровень криминализации региона и сильного влияния «тюремной» культуры, наложил отпечаток на распространенность насилия в дальневосточном обществе и относительно высокой готовности к нему;
  •    сложности жизнедеятельности на Дальнем Востоке приводят к высокой миграционной готовности населения, при сохранении высокой лояльности к дальневосточному образу жизни даже после миграции.
Таким образом, черты самоидентификации дальневосточников не сводятся к каким либо уникальным языковым, этническим чертам, а носят сугубо ценностные и поведенческие отличия.
Парадоксально, что наряду с дальневосточной идентификаций сохраняется национальная, религиозная и языковая, которые не мешают, а скорее способствуют этническому становлению, как многонациональному и поликультурному образованию – единому, но не однообразному.

Этническая притягательность дальневосточников
Вопрос этнической притягательности субкультуры дальневосточников, достаточно трудно понять без использования специфических этнопсихологических моделей – это направление еще ждет своего исследования. Тем не менее, очевидные факторы оказывающим влияние на привитие дальневосточных ценностей мигрантам выделить возможно – зачастую это открытость дальневосточников даже незнакомым людям, готовность оказать им помощь и гордость за свой суровый и удаленный край. Добавляется к этому характерная настойчивость, последовательность и, следовательно, надежность – да и в самом деле как можно было выжить в экстремальных условиях, без того, чтобы не выработался социальный стереотип обязательной помощи. Что впрочем накладывает и ряд ограничений на типовой характер – это некоторая ригидность и недостаточная пластичность мнения, при сохранении высокой адаптивности к социальным, культурным, природным и иным факторам.
Особое воздействие культурный и социальный пласт ДВ оказывает на находящихся в периоде развития и самопоиска – до 40-45 лет, что в целом соответствует положениям этнопсихологии.
В качестве высокой степени притягательности дальневосточников может служить то, что значительная часть оставшихся военных, принимали решение об этом до окончания срока службы (10 лет), например по выходе на пенсию. Тем не менее значительный объем экономических проблем, в настоящее время способствует тому, что не только приезжие покидают Дальний Восток, но прочно обосновавшиеся вынуждены мигрировать в другие регионы страны. Тем не менее большинство из них сохраняет сильную привязанность к Дальнему Востоку.

Сохранение самоидентификации дальневосточников, после миграции
Для иллюстрации сохранения самоидентификации, можно рассмотреть исторический пример преимущественно дальневосточной и сибирской миграции – Харбин, а также современную ситуацию с внутренними мигрантами с Дальнего Востока в центральные регионы РФ.
Харбин – удачный пример реальности дальневосточного этноса, показывающих высокую этническую самостоятельность, при сравнении с динамикой культурных процессов с другими локальными концентрациями эмигрантов, например в Европе. Следует сделать только уточнение, что основной харбинцев стали выходцы из Сибири, а не только Дальнего Востока, хотя для этого периода истории, разницы между ними практически не было и дальневосточники себя, часто называли сибиряками. Таким образом и осознание этнической идентичности часто шло на уровне всего региона Зауралья – «Сибиряк, сибиряка видит издалека» например цитирует распространенный тезис Серебрянников в 20-х года в Харбине. Он, как и некоторые другие представители харбинского культурного анклава, считал эту новую этническую реальность очень действенной.
История показала, что раскиданные по всему свету харбинцы, на протяжении нескольких поколений смогли сохранить свою культуру, многие черты которой аналогичны и понятны современным дальневосточникам.
Но конечно, более интересны современные примеры сохранения самоидентификации дальневосточников – их например, могут проиллюстрировать землячества дальневосточников в городах, куда направляется существенное количество мигрантов с ДВ – гг. Москва и С.-Петербург.
Наибольшее количество землячеств, базирующихся преимущественно по географическому принципу предыдущего проживания, находится в Москве – здесь представлены все регионы Дальнего Востока – от Приморской области и Хабаровского края, Камчатки и Сахалина, до Якутии, Бурятии и Иркутской области.
Куда меньше объединений дальневосточников в Санкт-Петербурге – из крупных Магаданское землячество («традиционное» и молодежное) и ряд локальных сообществ хабаровчан, иркутчан и т.д.
Такое различие не случайно, а обусловлено рядом факторов, среди которых ключевым является смысл существования этих землячеств, с практической точки зрения выливающийся в источники поддержки их деятельности и развития, т.е. чаще всего сводимого к финансированию. Большинство землячеств Москвы объединяют или были созданы бывшими влиятельными жителями Дальнего Востока, после оставления своих постов и переезда в столицу. Имея важные контакты в старой среде и находясь в столице, в которой решаются многие вопросы Дальнего Востока, они получили возможность лоббирования интересов региона в той или иной мере, и представительства интересов предприятий, и в силу этого смогли привлечь организационный, административные и финансовые ресурсы для консолидации земляков. Причем объединения не является необходимыми для лоббирования и в своим созданием обязаны чаще всего другими причинами – социальными и этническими. Ведь парадоксально – объединение «рядовых» земляков не несет никаких прямых  дивидендов, но осуществляется с той или иной интенсивностью и степенью успешности всеми дальневосточными землячествами. В силу этого разовые пиарные акции некоторых бывших земляков, носивших сугубо рекламный характер своих новых возможностей под эгидой «объединения», обычно не привлекают внимание мигрантов дальневосточников, да и такие объединения не выдерживают испытания временем. Но в тоже время «тихая работа» диаспор направленная на консолидацию дальневосточников, организации их досуга, все время привлекают новых и новых земляков. Но отсутствие адекватных долгосрочных целей и внешней поддержки, является серьезным препятствием для их развития, наилучшие результаты приносит комбинированный подход – пример Иркутского землячества здесь наиболее адекватен, оно существует уже более 30 лет.
Потребность же объединения у дальневосточников возникает по следующим причинам:
  •    отсутствие в новой среде развитых контактов и связей, сформированных при проживании на Дальнем Востоке во время обучения, работы, делового, научного и культурного сотрудничества, существенно осложняющих саморазвитие, реализацию различных проектов и т.д. Новые же связи того же качества достаточно сложно нарабатываются, причем лишь при длительных деловых контактах;
  •    различной сложности вопросы, связанные с органами государственной власти, наталкивающиеся на бюрократические проволочки, в том числе из-за миграции;
  •    различия жизненных ценностей дальневосточников, привычных подходов во взаимоотношениях, культурных приоритетов часто служат тормозом личностных контактов в новой среде.
  •    потребность «совместных воспоминаний» и обсуждений по дальневосточным вопросам, сохранивших свою актуальность, а также проведение досуга в близкой по духу социальной среде.
Наряду с официальным регистрациями землячеств в виде общественных организаций или осуществляющих деятельность без регистрации, существует огромное количество малых групп мигрантов, со связями сложившимися еще по Дальнему Востоку – объединенные рабочими процессами, дружескими отношениями и совместным семейным досугом. Причем следует отметить, что большинство из них уже не имеют такой привязки к региону предыдущего проживания, т.е. не делятся на приморских и хабаровских, хотя их первоначальное ядро обычно складывалось в одном городе. Их проблема в закрытости и постепенном размывании по мере втягивания в различные культурные, деловые, научные и другие социальные процессы на новых местах.
Следует конечно отметить и то, что многие землячества имеют короткий цикл существования – до 5 лет, когда предположительно первоначальный импульс мотивации их организаторов от осознания отличности с представителями местной культуры затухает, в том числе в силу возрастающей адаптации к новому месту жительства, принятия норм по новому месту жительства и подстройки под них.  Но особенно, в силу воздействия очень мощного информационного поля Санкт-Петербурга и Москвы, забивающего новыми культурными пластами дальневосточные ценности, на которые наслаивается и сильное угнетение «приезжих» в этих городах как «провинциалов» и «лимиты», а также отсутствие преимуществ практической применимости дальневосточных ценностей, точнее тиражируемой ценностной «неполноценности» мигрантов и соответствующей проигрышности стратегии такого самопозиционирования. Быстрее в этом процессе «затухают» более молодые дальневосточники, особенно прошедшие «московское» или «питерское» воспитание в вузах. Куда дольше хранится ощущение тяги к дальневосточной «родине» и симпатии к дальневосточникам у чуть старших, т.е. после первоначального профессионального становления – чаще значительно дольше, чем 10-15 лет даже без прямых связей с земляками.
Причем как мы отметили раньше, родным Дальний Восток мог стать и за 3-5 лет военной службы. Отличие же дальневосточников, от представителей других субэтнических групп, приехавших в «столицы» сводится к простому самоопределению, дальневосточники даже после длительного проживания почти никогда не позиционируют себя как «москвичи» и «питерцы», хотя уже и дальневосточная идентификация ослаблена – они остаются в «подвешенном» состоянии. Многие же приезжие из центральных регионов РФ, стараются активно войти в локальную этническую сущность столиц и уже буквально через 3-5 лет, активно позиционируют себя, например, перед новыми мигрантами, в качестве «москвичей» и «питерцев». Активно замалчивая «происхождение» - часто именно их и принимают за типовых представителей столиц, давая эпитеты «снобов», в силу многочисленности приезжих, обусловленной активностью миграционных процессов в эти города за последние 30 лет.

Анализ и выводы.
[/b]
В целом тезисное рассмотрение этого вопроса подводит к следующим выводам:
  •    дальневосточный этнос – реальная сущность, хотя пока и пришедшего к самосознанию, в силу того, что Дальний Восток в настоящее время в большей степени дотационный регион (хоть и обусловлен методами перераспределения средств федеральных и региональных бюджетов) и альтернатив зависимости от центра у него в настоящее время нет. А в силу отсутствия институциональной автономности этнические процессы не приобретают законченный характер, но ими можно управлять с той или иной степень эффективности – развитее дальневосточников как единого этноса, а не только как жителей ДВФО, может дать в ближайшей, а тем более длительной перспективе, большую устойчивость и стабильность населению Дальнего Востока, повысить его активность на Российском общественном пространстве.
  •    вырванные из привычной среды и попав в существенно отличающуюся культурную и этническую среду центральных регионов России, дальневосточники объединяются и активно ищут земляков. Небольшие группы легализируются тем или иным способом образуя землячества и, несмотря на более-менее сильную географическую привязку, по сути, сводят свою деятельность к созданию комфортной среды и налаживания взаимосвязей между дальневосточниками. В этих общинах магаданец с хабаровчанином находят общий язык быстрее, чем любой из них с представителем местного населения.
  •    небольшие размеры землячеств, их слабая информационная работа с мигрантами и главное с местным населением, их раздробленность, не позволяют консолидировать усилия и выйти на другой уровень организационных и этнических возможностей влияния Дальнего Востока в России и не способствуют привлечению финансовых, промышленных, культурных и кадровых ресурсов на ДВ, препятствуют формированию благоприятного отношения и позитивных ожиданий при взаимодействии с дальневосточными представителями.
  •    вялотекущие и запущенные на самотек этнические процессы на Дальнем Востоке, в текущих условиях экономической и культурной недостаточности, могут привести лишь к тому, что этническая идентификация будет размыта, наработанные за почти двухсотлетие традиции и ценности будут утеряны, яркие представители этноса дальневосточников мигрируют, а связи ДВ с центральной Россией ослабнут – резкое уменьшение численности населения ДВФО, а также в целом слабая известность и не интересность Дальнего Востока жителям европейской части РФ, тому пример.

А.С.Куминов, 2007.

—————————-
[1]  http://seminaria.bel.ru/pages/mo/2001/mo4_st_7.htm Якушенко Д.В. МИССИОНЕРЫ ПРАВОСЛАВИЯ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
[2]  В 1921 г. на Учредительном собрании ДВР, «объединявшей» Забайкальскую, Амурскую, Приморскую, Камчатскую области и Северный Сахалин было определено «верховная государственная власть принадлежит народу Дальнего Востока и только ему»
« Последнее редактирование: 14 Декабря 2007 21:15:35 от А. Куминов »

Оффлайн Куминов Андрей

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Карма: 58
    • Клуб Дальневосточников
  • Skype: akuminov
Статья сырая, но в качестве затравки темы по-моему должна подойти.

Основаня цель - сформировать раздел "Дальний восток" в рубрике "Россия и страны СНГ", предложенная администрацией форума на предложение Aqua Mar в теме - http://polusharie.com/index.php/topic,67100.msg586201.html#msg586201

На Полушарии, прежде чем создать какой-то раздел или подраздел, должна появиться его концепция. У вас есть концепция для раздела? Я бы предложил такой выход. Создать в разделе "Россия" тему. Ну, например, насущные проблемы Сибири. И начать ее развивать. Если будет видно, что тема настолько всеобъемлюща и интересна, то будет повод подумать о подразделе.
P.S. Я сам родился на ДВ, чтоб не было мыслей, что лично я пытаюсь зарубить идею подраздела на корню. Начните с темы.
P.P.S Подразделы рождаются из конструктивных тем. Те темы, где просто всех кАзлят, а не дают конструктив, сливаются в мусор. Форум существует уже не первый год, и хотелось бы поддерживать все в рамках приличия и конструктивизма.

Оффлайн Куминов Андрей

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Карма: 58
    • Клуб Дальневосточников
  • Skype: akuminov
Концепция раздела.
Цель:
- консолидация общения дальневосточников по региональной проблематике

Задачи:
- консолидация аудитории под общим географическими идентификатором - рубрика "Дальний восток"
- консолидация вопросов/обсуждений на форуме связанных с географическим идентификатором.

Косвенные задачи:
- выявление отличительных особенностей дальневосточников и их потребностей;
- обсуждение проблем ДВ по сведениями из "первых рук";
- консолидация и формирование самоосознания единства дальневосточников;
- общение близких по духу/целям/интересам, детерминируемых по географической локализации;
- расширение аудитории за рамки локальных сообществ - дальневосточных городов;
- решение задач активных участников форума (научных, когнитивных, общественных и т.д.);
- сохранение дальневосточной самоидентификации у покинувших ДВ;
- налаживание коммуникаций с проживающими в других регионах РФ;

Ожидаемая аудитория:
- проживающие на Дальнем Востоке РФ;
- проживавшие -||- и оставшиеся
- планирующие к проживанию (???)
- интересующиеся Дальним Востоком, потенциальные дальневосточники.
- прочие, пока не интересующиеся, но вовлекаемые в

Поддержка развития - добровольцев/аткивистов, можно предварительную инициировать и оформить от Клуба ДВ в СПб.

Оффлайн Куминов Андрей

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Карма: 58
    • Клуб Дальневосточников
  • Skype: akuminov
Для достижения цели создания раздела Дальний восток, по словам администрации необходимо создание ряда тем, по актуальным вопросам. Активность в этих темах и будет показателем целесообразности создания такого раздела. Так что друзья - не жалейте слов на темы и мысли. Т.е. добро пожаловать, посторонним вход не запрещен :-)

Как темы для осмысления:
На мой взгляд целесообразно и было бы интересно осветить следующие темы:
  • Дальневосточная эмиграция - с этим вроде все понятно - материал, материал и еще раз материал для обсуждения.
  • Методы стратегического решения проблем Дальнего востока - это например мысли аб_ориген-а о "работать лучше" и т.п.
  • Как завлечь людей на Дальний восток
  • Как поддержать связи мигрировавших с Дальнего востока - как потенциальных акторов дальневосточной коммуникации и наиболее вероятных реэмигрантов.
« Последнее редактирование: 14 Декабря 2007 21:38:06 от А. Куминов »

Оффлайн Арсенiй Смѣловъ

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2780
  • Карма: 27
  • Пол: Мужской
  • Skype: Арсений Смелов
 
  Моё почтение автору темы!
  Проблемы современного взаимодействия "Центра" с Дальним Востоком, расхождения во взглядах на то, что выгодно и полезно Москве и самому Дальнему Востоку реально существуют и разрешение этих проблем кроется как раз в правильном понимании сути вопроса, вынесенном автором в заглавие темы!
  Корни этого понимания сокрыты в глубине истории освоения Дальнего Востока, его заселения и освоения. Процессы происходившие на Дальнем Востоке после переворота и смены власти 1917 года и последовавшие за ним, так называемая "дальневосточная ветвь русской эмиграции" первой волны, возникновение и существование ДВР оставили свой неизгладимый отпечаток на этой этнической сущности.
  Вызывает особое уважение основательный подход автора к разработке вопроса.
  С неподдельным уважением, Арсений Смелов.   
« Последнее редактирование: 16 Декабря 2007 06:29:17 от Арсений Смелов »
弥尼 弥尼 提客勒 乌法珥新!

Оффлайн tyatya

  • Пионер
  • **
  • Сообщений: 51
  • Карма: 4
  Интересная тема. Как-то никогда об этом не задумывался, а ведь верно - есть такое ощущение причастности к какой-то особой, отличной от другой России, национальной группе.
 Сам я себя считаю и ощущаю коренным дальневосточником. Мой прапрадед был поляком, сосланым во второй половине 19-го века на Сахалин. Дед мой приехал на Южный Сахалин с Украины после присоединения его к СССР в 1945 году. Благодаря имперской политике и системе образования я всегда себя ощущал советским и русским. Никогда не возникало желания уехать с Дальнего Востока. Москва вызывала и вызывает ощущение сутолки и суеты. Ленинград (Петербург) навевает тоску. Против Владивостока, с его духом портовой романтики и форпоста на Тихом океане, никакой губернский город России, по моему убеждению, соперничать не может.   
 

Оффлайн Куминов Андрей

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Карма: 58
    • Клуб Дальневосточников
  • Skype: akuminov
  Интересная тема. Как-то никогда об этом не задумывался, а ведь верно - есть такое ощущение причастности к какой-то особой, отличной от другой России, национальной группе.
Дальневосточник - это еще не национальность - это культурная субгруппа. Но достаточно устойчивая, активаня и главено по практике привлекательная. Процес осознания себя как общности - это безусловно первый этап к становлению как национальности. Но боюсь в современных условиях это невозможно. Да и нужно ли?
Вопрос в другом, общее признание такой самоидентификации очень помогает при расселении в других районах - потому что организовать взаимодействие со "своими" в чужой среде гораздо проще.
На дальнем же востоке такой проблемы нет - там все "свои".

Оффлайн ren ren

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1899
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
Цитировать
Вопрос в другом, общее признание такой самоидентификации очень помогает при расселении в других районах - потому что организовать взаимодействие со "своими" в чужой среде гораздо проще.
На дальнем же востоке такой проблемы нет - там все "свои".
Интересный вопрос о внешней идентификации в системе "свой - чужой". Как незнакомые ранее дальневосточники узнают друг друга в "чужой" среде. Интересуюсь этим со школы, после того как узнал чем москвичи отличаются от питерцев :)

Произношение? Врядли... Хотя встречал коренных приморцев с сильным южнорусским говором.
Темп речи (быстрый - медленный)?
Использование определенных служебных частиц (междометий, союзов)?
Характерные слова-маркеры (а вот это обязательно, уже упомянутая на форуме "стайка" вместо "хлев" или "стойло")?
Какие-то внешние привычки (раньше замечал за приморцами американскую привычку не снимать темные очки, входя в помещение - сейчас она входит во всеобщее употребление)?
Самоуверенность любителей - предмет зависти профессионалов

Оффлайн Chivas

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3291
  • Карма: 36
  • Пол: Мужской
    • Путь китаиста
Употребление непонятного слова "сопки".

Оффлайн Нюмень

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 759
  • Карма: -11
Re: Дальневосточники – как новая этническая &
« Ответ #10 : 17 Декабря 2007 07:59:39 »
Как? Как?

По говору. Русское произношение с малороссийским отпечатком (характерно первую очередь для Приморья и Амурской области, хотя они между собой различаются, последний более русский, схож с говором забайкальцев). 
Поэтому признаку нас и вылавливают. Ну ещё по шапкам меховым (у командировочных зимой) и очаровательным улыбкам с золотыми коронками.

Так и москвичи, когда говорят с коренным Питерцем (ленинградцем даже, главное Питерец сейчас с большой буквы написать), то у первого складывается впечатление, что говорит с человеком из сельской местности, из-за странного произношения некоторых слов.
« Последнее редактирование: 17 Декабря 2007 08:01:24 от Нюмень »

Оффлайн Нюмень

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 759
  • Карма: -11

Характерные слова-маркеры (а вот это обязательно, уже упомянутая на форуме "стайка" вместо "хлев" или "стойло")?

Уматно.  ;)

Оффлайн Арсенiй Смѣловъ

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2780
  • Карма: 27
  • Пол: Мужской
  • Skype: Арсений Смелов

  Нельзя не упомянуть темы мата и частоты его употребления в разговорном языке дальневосточников.  :)
弥尼 弥尼 提客勒 乌法珥新!

Оффлайн Aqua Mar

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 4906
  • Карма: 298
  • Пол: Мужской
    • aqua-mar.livejournal.com
Андрей Куминов, на мой взгляд, верно описал этногенез дальневосточников.

При этом факторы, сформировавшие культуру Дальнего Востока в целом те же, что и факторы, сформировавшие этнос сибиряков.

Насколько близки этносы Сибири и Дальнего Востока? Какие есть отличия и чем они обусловлены?
IN VIA VERITAS. ©
aqua-mar.livejournal.com

Оффлайн ab_origen

  • Забаненный
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 2667
  • Карма: 26
Посыл автора амбициозен, но сыроват.
Не к тому, чтобы засудить накорню «молодую неокрепшую идею» (а она и не так уж молода, к слову сказать).
Но сыроват.


Вот Бельгия нынче  - Брюссель – столица Евросоюза, надумала ДЕЛИТЬСЯ на две части – франко-говоряшую и германо-говорящую Реально страну уже пол-года колбасит.  Король там несчастный весь пупырышками пошёл, никак правительство не может сформировать.
Хорошая идея. Штабквартира НАТО,  и наш любимый Суд по Правам Человек. . . вот и покажите нам, мать вашу, по чём там у вас толерантность.

С Дальним Востоком всё хуже. Всё тут запущеннее. Точнее – не проросло ещё.

2 человека на один квадратный километр   территории. Им даже в плане физиологического воспроизводства своего рода по законам математической вероятности легче с москичем подвергнуться скрещиванию, чем со своим таким же. У нас тут с местными браки – ещё реже случаются, чем у хохлушек с китайцами.
Ну и так далее.

Хотя идея задорная.
Готов развивать.
Но к аффтару всё же просьба: вот эту вот монографически академическую стилистику речи пока отодвинуть бы в зад, а начать - с пары ясных примеров, где каждая кухарка могла бы понть :дальневосточник – суть нация.
Я вот – ниАсилил пока.

Да и к стати, КАКОЙ ещё дальневосточник? Вот вопрос.
Тот что в Приморье? В Хабаровке?  На Сахалине? Или бирабиджанский еврей? Или чукотский?
Рома Абрамович – он, что ТОЖЕ «дальневосточник», блин . . .?
« Последнее редактирование: 17 Декабря 2007 14:56:28 от ab_origen »
Голубцы - источник энергии Ци

Оффлайн Арсенiй Смѣловъ

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2780
  • Карма: 27
  • Пол: Мужской
  • Skype: Арсений Смелов
...Хотя идея задорная.
Готов развивать.
Но к аффтару всё же просьба: вот эту вот монографически академическую стилистику речи пока отодвинуть бы в зад, а начать - с пары ясных примеров, где каждая кухарка могла бы понть :дальневосточник – суть нация. Я вот – ниАсилил пока. ...

  Человек прав. Глас народа, можно сказать. То, что для заглавного топика хорошо, для дебатов, не совсем удобно.
弥尼 弥尼 提客勒 乌法珥新!

Оффлайн Куминов Андрей

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Карма: 58
    • Клуб Дальневосточников
  • Skype: akuminov
Цитировать
Вопрос в другом, общее признание такой самоидентификации очень помогает при расселении в других районах - потому что организовать взаимодействие со "своими" в чужой среде гораздо проще.
На дальнем же востоке такой проблемы нет - там все "свои".
Интересный вопрос о внешней идентификации в системе "свой - чужой". Как незнакомые ранее дальневосточники узнают друг друга в "чужой" среде. Интересуюсь этим со школы, после того как узнал чем москвичи отличаются от питерцев :)
Действительно он не только интересный, но и принципиальный.
Последний случай как я выявил дальневосточника ленинграде - он сливал остатки бензина на АЗС, подняв шланг :-).
Вообще единственный способ который я знаю точно - это то, что дальневосточник не стесняется ни в москве, ни в питере сказать откуда он - с сахалина, качатки, владивостока - всем и каждому :-). Ни тамбовский, ни рязанский, ни перский так не делает. А узнав, что тоже с ДВ - отношение меняется сразу - "свой".

Оффлайн Арсенiй Смѣловъ

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2780
  • Карма: 27
  • Пол: Мужской
  • Skype: Арсений Смелов
Действительно он не только интересный, но и принципиальный.
Последний случай как я выявил дальневосточника ленинграде - он сливал остатки бензина на АЗС, подняв шланг :-).
Вообще единственный способ который я знаю точно - это то, что дальневосточник не стесняется ни в москве, ни в питере сказать откуда он - с сахалина, качатки, владивостока - всем и каждому :-). Ни тамбовский, ни рязанский, ни перский так не делает. А узнав, что тоже с ДВ - отношение меняется сразу - "свой".

  Про бензин - точно подмечено!   ;D
弥尼 弥尼 提客勒 乌法珥新!

Оффлайн Куминов Андрей

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Карма: 58
    • Клуб Дальневосточников
  • Skype: akuminov
Андрей Куминов, на мой взгляд, верно описал этногенез дальневосточников.

При этом факторы, сформировавшие культуру Дальнего Востока в целом те же, что и факторы, сформировавшие этнос сибиряков.

Насколько близки этносы Сибири и Дальнего Востока? Какие есть отличия и чем они обусловлены?
Про факторы согласен, но не стоит забывать, что Сибирь более интегрирована в Россию, чем ДВ - и промышленностью и политически. Куда более. Здесь даже фактор часовых поясов не столь существеннен. Да и лететь 3-4 часа - не 8-9. И поезд 3 дня, не 7 суток.
Сибиряки нам близки, но уже даже новосибирские, не говоря уж про тюменских, омских - отличны. А вот иркутский и даже в некоторой степени красноярский край - очень близко.

Оффлайн Куминов Андрей

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Карма: 58
    • Клуб Дальневосточников
  • Skype: akuminov
Посыл автора амбициозен, но сыроват.
Не к тому, чтобы засудить накорню «молодую неокрепшую идею» (а она и не так уж молода, к слову сказать).
Но сыроват.

2 человека на один квадратный километр   территории. Им даже в плане физиологического воспроизводства своего рода по законам математической вероятности легче с москичем подвергнуться скрещиванию, чем со своим таким же. У нас тут с местными браки – ещё реже случаются, чем у хохлушек с китайцами.
Ну и так далее.
Сыроват, согласен - потому и предупредил. Академичность обусловлена аудиторией для которой статья писалась (жаль так и не сунул ее ни в какой журнал). Для другой аудитории - создавал ресурс - clubdv.ru. Там вроде слова попроще, да и задача естественно по другому обозначается - пока правда не пошло.
Для массовой аудитории согласитесь академической статьей не отделаешься - тут нужна постоянная разноракурсная "долбежка", да еще и со всех сторон - лучше через "кухню".
Насчет дальневосточника №1 абрамовича смешно получилось :-). В реальности я не знаю кто такой дальневосточник - тот кто прожил там всю жизнь или три года, "местной" национальности или доминантной. Становятся ли его дети дальневосточниками при смене места жительства на более другое?
Пока реально вижу один - те кто согласится с тезисом, что он дальневосточник (не взирая на место проживания, язык, национальнсоть) или нет. Собственно пока нет явных этнических идентификаторов - все это очень похоже на политическую самоидентифкацию, т.е. идентификацию с идеей.

Но вот если заняться этим проектом (и если он реально востребован, в чем у меня пока боольшие сомнения), то глядишь лет через десять и появятся идентификаторы. Сами найдутся, растиражируются и законсервируются.
Ксати становятся дальневосточниками - проживающие в китае, приехавише из украины например?

Оффлайн Арсенiй Смѣловъ

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2780
  • Карма: 27
  • Пол: Мужской
  • Skype: Арсений Смелов
... Пока реально вижу один - те кто согласится с тезисом, что он дальневосточник (не взирая на место проживания, язык, национальнсоть) или нет. Собственно пока нет явных этнических идентификаторов - все это очень похоже на политическую самоидентифкацию, т.е. идентификацию с идеей. ...

  Пожалуй. Согласен с данным тезисом, дальневосточник тот, кто сам себя таковым ощущает и, хоть как-то, связан с этой окраиной России.
  В соседней теме про генерала Каппеля, был интересный момент, характеризующий различие политического мировосприятия Востока и Запада, связанный со статьёй Гоблина на его сайте, в которой в негативном свете упоминалось про перезахоронение генерала. История имела продолжение. Пользователь, запостивший статью огрёбся 7-ю минусами. Недоразумение, скажете, может быть, но не всё так просто. Дальний Восток отнёсся к перезахоронению более лояльно и с подобающим почтением, чем на Западе страны, это свидетельство наличиствующего у дальневосточников общего желания примирения нации на основе прощения прошлых обид и исторических непоняток, ведь раскол общества в России, вызванный Революцией, до сих пор имеет место быть, хоть раны и поджили. То же с останками царской семьи, так что самоиндентификация и с политической, в том числе, идеей налицо.
« Последнее редактирование: 17 Декабря 2007 17:21:43 от Арсений Смелов »
弥尼 弥尼 提客勒 乌法珥新!

Оффлайн ab_origen

  • Забаненный
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 2667
  • Карма: 26

Пока реально вижу один - те кто согласится с тезисом, что он дальневосточник (не взирая на место проживания, язык, национальнсоть) или нет. Собственно пока нет явных этнических идентификаторов - все это очень похоже на политическую самоидентифкацию, т.е. идентификацию с идеей.

Вот именно, коллега, вот именно.
На политике всё это  очень уж густо замешано. От-того и сомнения.
Хотя представить себе этническую проблему БЕЗ политики, конечно же ещё более сомнительно.

Я пока не очень улавливаю  выгоды от «проекта» : Дальневосточник – это нация.

Но хочу сказать, что  материал очень горючь и при соблюдении  должных процедур инициирования способен воспламенться с потрясающим пиротехническим эффектом.

Вот скажем история русского фашизма в Харбине.
Это ж ведь потрясающая история появления НАЦИЗМа , по сути из ничего.
Кто-то конечно вправе возразить что-то в том двух, дескать а где он вообще хоть из чего-либо появлялся – этот фашизм? Но в Российской летописи это ведь вообще нечто невообразимое. А нате ж  тебе. Появился.
А как Камчатку пилили недавно забавно. Пилили-пилили да ничего и не выпилили кроме опять же таки снова Камчатки.
Тоже есть о чём поскрести пятернёй плохо выбритый череп.

Про замечательные эксперименты центральных властей с «еврейским казачеством» в Бирабиджане – ничего ведь тоже пока что не сказано. А хотелось бы. Ох как хотелось. Земля то обетованная? Или , нет?

Всё что мы пока видим , стоит лишь ткнуть зубочисткой – политика.
Где же этнос?
Или надо взять зубочистку потолще, да подлиннее?
Или  попытаться ОТДЕЛИТЬ свойства места от населения?
Ведь становятся же евреями необрезанные, приехав в Израэль и пару раз прочтя Тору. А сколько исласмких корней обнаружили наши морпехи попавши в Афган?
Вот из хохляндии в Афганистан прилетел в «командировку» хохлом белобрысым, а назад уже  - чистый афганец.

Голубцы - источник энергии Ци

Оффлайн ab_origen

  • Забаненный
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 2667
  • Карма: 26

Сибиряки нам близки, но уже даже новосибирские, не говоря уж про тюменских, омских - отличны. А вот иркутский и даже в некоторой степени красноярский край - очень близко.
Да. И это верно тоже.
 А ещё верно, что в среде дальневосточников почему-то европейские русские  начинают тушеваться.
Давеча намедне было во Владивостокской мэрии одно очень важное совещание под руководством начальнков РосСтроя (к саммиту АТЭФ2012 мы готовимся).  Ну, завершился официоз, идём к лифту. Обычные дежурные мужские байки про всякую чепуху. Невзначай в разговор вплетается тема : кто откуда. И тут же все четверо гостей : «Мы НЕ москвичи !!! Упаси господи! Мы там временно. На самом дел мы все из Красноярска!»
Ну, по факту так и есть – они действительно все родились и начинали карьеру в Красноярске. Но от Росстроя приехали сюда, как МОСКОВСКИЕ чиновники.
И вот такая  метаморфоза у лифта.

Голубцы - источник энергии Ци

Оффлайн Куминов Андрей

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 3062
  • Карма: 58
    • Клуб Дальневосточников
  • Skype: akuminov
Re: Дальневосточники – как новая этническая &
« Ответ #23 : 17 Декабря 2007 17:38:32 »
На политике всё это  очень уж густо замешано. От-того и сомнения.
Хотя представить себе этническую проблему БЕЗ политики, конечно же ещё более сомнительно.

Я пока не очень улавливаю  выгоды от «проекта» : Дальневосточник – это нация.

Но хочу сказать, что  материал очень горючь и при соблюдении  должных процедур инициирования способен воспламенться с потрясающим пиротехническим эффектом.
По той практике которую наблюдал - материал не особое горючь :-). Вернее дым есть, искры есть, а огня нет. Вот и думаю, то ли тяги нет, то ли дрова сырые, то ли снег просто не горит :-). Наблюдения сугубо над дальневосточными землячествами - коих много, а результата мало - http://www.clubdv.ru/club/dvzeml.shtml.
Соответственно вопрос - иль действительно в их создании много политики вкладывают, а ей здесь не место. То ли одно из двух. Потому как впрочем спрос на объдинения, он как на хлеб есть всегда.
Я собственно имел ввиду другое - политика, также например как и религия, базируются на идее и ее тиражировании. Идеи, которя является (или не является) притягательной, поддержка которой удовлетворяет (или не удовлетворяеет) какие-либо потребности ее поддерживающего. И на первом этапе думаю ничем от таких методов этническое становление не отличается. Но к идее предупреждая вопрос про "жратву" безусловно нужен целый комплекс ресурсов и средств по обеспечению удовлетворения этой потребности. Т.е без идеи они бесполезны, а без средств - она пуста.

Оффлайн Арсенiй Смѣловъ

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2780
  • Карма: 27
  • Пол: Мужской
  • Skype: Арсений Смелов
Вот именно, коллега, вот именно.
На политике всё это  очень уж густо замешано. От-того и сомнения.
Хотя представить себе этническую проблему БЕЗ политики, конечно же ещё более сомнительно.

Я пока не очень улавливаю  выгоды от «проекта» : Дальневосточник – это нация.

Но хочу сказать, что  материал очень горючь и при соблюдении  должных процедур инициирования способен воспламенться с потрясающим пиротехническим эффектом.

Вот скажем история русского фашизма в Харбине.
Это ж ведь потрясающая история появления НАЦИЗМа , по сути из ничего.
Кто-то конечно вправе возразить что-то в том двух, дескать а где он вообще хоть из чего-либо появлялся – этот фашизм? Но в Российской летописи это ведь вообще нечто невообразимое. А нате ж  тебе. Появился. ...

  Тем оно и горючо, что политический прецедент в недавней истории имеется - ДВР.

  Про фашизм: У Славуцкой, не помню простите И.О, дочери советского посла в Харбине и Японии, кстати, сейчас дальневосточницы, если не ошибаюсь, в её книге-воспоминании о детстве в Харбине, есть история о возникновении фашистской организации(!) среди детей кремлёвской верхушки накануне Великой Отечественной, скандал замяли. История крайне показательна, не верить автору невозможно, она в это время училась с дочкой Отца народов в одном классе, и мало того, с ней одно время была очень дружна.
  Так что уж там Харбин, где почва была плодороднейшей в этом плане большими человеческими ресурсами, к тому основательно подготовленных усилиями большевиков.
« Последнее редактирование: 17 Декабря 2007 18:05:01 от Арсений Смелов »
弥尼 弥尼 提客勒 乌法珥新!