Автор Тема: Современная китайская живопись: стагнация или прогресс...  (Прочитано 127001 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Возможно, мое мнение несколько отличается от общепринятых взглядов, но могу привести следующие соображения.

По крайней мере, начиная с эпохи Ренессанса, а возможно, и с более ранних времен основной принцип художественного творчества заключался в подражании лучшим образцам прежних эпох, в их творческом улучшении. Немаловажным подспорьем этому была общепринятая система "учитель - ученик(и)", когда подмастерье почти все время проводил вместе с учителем, жил в его доме и имел возможность подражать мастеру, перенимать все лучшие техники и приемы. Результатом стала многовековая традиция классической живописи с ее блестящей школой рисунка.

Эта традиция была во многом нарушена на рубеже ХIX-XX вв., в частности, с появлением импрессионизма. Во многом переоценке ценностей способствовала катастрофа первой мировой войны, конфликт поколений, «отцов и детей», отрицание новым поколением всего старого, в котором они усматривали причину военных бед и несчастий. Началась эпоха модерна, Art Nouveaux, переросшего потом в модернизм и постмодернизм.

Коренным отличием модернизма от традиционного искусства стало сначала стремление, а затем и требование непременно вносить что-то новое, даже эпатирующее, ни на что не похожее. Как следствие, возникла потребность объяснять, что хотел сказать художник своим творением. Отсюда присущее многим извинительное «я не искусствовед, может, я чего не понимаю». Хотя, по идее, искусство должно быть ясным для всех, даже для детей, и передавать мысль, настроение, чувства художника, и, в целом, нести положительную энергетику. А начиная с ХХ века искусство - особенно это касается модернистских произведений, - стали творить искусствоведы.

Поэтому представляется, что ситуация с живописью в Китае мало отличается от положения в других странах. Больше того, мы знаем, что Китай при всех его модернизациях силен своими традициями, и, как вы отметили в своем кратком, но информативном обзоре, традиционная живопись своих позиций не сдает, и это не может не радовать.

Мне кажется, здесь немного сложнее дело обстоит. Несмотря на революцию формы, искусство импрессионистов, скажем, вполне традиционно по содержанию, оно решает те же художественные задачи, что и в 16-17 веках нашей эры... или до нашей эры. Эпатажная составляющая его - дело десятое, если не двадцатое. То же касается, в общем-то, всех хороших художников. Даже одиозный Черный Квадрат создавался в контексте профессиональной дискуссии, и стимулом к его созданию (наряду с безусловным стремлением к эпатажу, конечно) было стремление осмыслить природу прекрасного, увидеть его пределы ("нуль-форма" и т. п.). Однако побочным плодом специализации и углубления этой дискуссии в то время стало появление возможности для различных жуликов (включая и якобы искусствоведов, и художников от слова "худо", и разнообразных бойких на язык тусовщиков и прочей шушеры) сымитировать (подделать, грубо говоря) профессиональный дискурс "для чайников" с целью этих "чайников" задурить и поднять на них бабла. В последнее десятилетие подобное попытался проделать Фоменко с исторической наукой... небезызвестные "торсионные поля" - тоже ягодки с этого огорода.

Этому процессу в немалой степени помогли и хорошие, но беспринципные художники, вроде Сальвадора Дали. Переняв приемы масс-медиа ради своей личной выгоды, они тем самым косвенно способствовали профанации своей профессии. Процесс завершил Энди Уорхол, окончательно сломавший, не знаю уж из каких соображений, концепцию искусства как профессии со своими стандартами компетентности, заменив ее концепцией искусства как составной части масс-медиа, вроде телевидения.

С тех пор мы имеем то, что имеем. Искусство в плане соотношения профессионального (рассудочного) и интуитивного - та же наука. Видимый зрителю результат - вершина айсберга сложных и глубоких знаний о предмете. Ученые из последних сил обороняют свои бастионы от натиска профанации (возможно, потому, что хэдлайнеры науки в 20 веке были одновременно харизматичными и преданными философии науки людьми, вроде Эйнштейна, которые понимали важность правильного настроя масс по отношению к науке), а бастионы искусства давно пали, враг по-хозяйски устроился внутри крепости, и теперь сами деятели искусства часто не могут разобраться, что истинно, а что ложно. 

Цитировать
Отсюда присущее многим извинительное «я не искусствовед, может, я чего не понимаю». Хотя, по идее, искусство должно быть ясным для всех, даже для детей, и передавать мысль, настроение, чувства художника, и, в целом, нести положительную энергетику.

По этой логике, ничего сложнее и мрачнее Агнии Барто в литературе быть не должно  :).
« Последнее редактирование: 06 Июня 2009 19:06:26 от Parker »

Оффлайн Соратница

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 9
  • Карма: 1
  • Пол: Женский
Очень рада, что существует такой интересный форум по волнующей меня теме. Преклоняюсь перед величием имен Ван Вея, Го Си, Су Ши. К сожалению, в работах тех современных китайских художников, которые мне удалось посмотреть на сайтах, совершенно отсутствует глубокий философский смысл, та самая «идея», к которой призывали их великие предки. Тут дело не в «европейской» технике или стилизации под старину. Тут дело – в мышлении! Знаете, что удивительно? В далеком от Китая городе Самарканде жил и творил художник Ким Георгий Николаевич. Настольной книгой его всю жизнь было «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». Это притом, что он никогда не стилизовался под китайцев. У него была своя акварельная техника. Но, он проникся их духом. Он сумел их «увидеть». Посвященные знают, что это такое. Он разгадал их тайну. В работах последних лет он пришел к совершенной лаконичности цвета, почти монохромности. В то же время, его работы сложны по исполнению и философскому подтексту. Как говорили древние даосы: «Пять цветов притупляют зрение…» И это был только один из аспектов его творческих поисков. Я считаю Георгия Николаевича единственным представителем «европейской» школы акварели во истину проникнувшим в даоскую философию художественного видения.
А кто из современных китайских художников пытался практически исследовать тему «сложного в простом», «простого в сложном»? Может быть, я плохо знаю китайское искусство последнего времени. Пусть кто-то меня поправит.

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Очень рада, что существует такой интересный форум по волнующей меня теме. Преклоняюсь перед величием имен Ван Вея, Го Си, Су Ши. К сожалению, в работах тех современных китайских художников, которые мне удалось посмотреть на сайтах, совершенно отсутствует глубокий философский смысл, та самая «идея», к которой призывали их великие предки. Тут дело не в «европейской» технике или стилизации под старину. Тут дело – в мышлении! Знаете, что удивительно? В далеком от Китая городе Самарканде жил и творил художник Ким Георгий Николаевич. Настольной книгой его всю жизнь было «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». Это притом, что он никогда не стилизовался под китайцев. У него была своя акварельная техника. Но, он проникся их духом. Он сумел их «увидеть». Посвященные знают, что это такое. Он разгадал их тайну. В работах последних лет он пришел к совершенной лаконичности цвета, почти монохромности. В то же время, его работы сложны по исполнению и философскому подтексту. Как говорили древние даосы: «Пять цветов притупляют зрение…» И это был только один из аспектов его творческих поисков. Я считаю Георгия Николаевича единственным представителем «европейской» школы акварели во истину проникнувшим в даоскую философию художественного видения.
А кто из современных китайских художников пытался практически исследовать тему «сложного в простом», «простого в сложном»? Может быть, я плохо знаю китайское искусство последнего времени. Пусть кто-то меня поправит.

Вы знаете, несколько некорректно так ставить вопрос, мне кажется... смешиваются два разных явления - высокая культура мышления великих художников "вэньжэнь" и их художественный талант. Это вещи взаимосвязанные, но не тождественные... просто две грани "качества" их личностей ("сучжи"). Сам по себе великий талант не обязательно предполагает наличие блестящей образованности и высокой культуры мышления (хотя их значение огромно, конечно), великое произведение искусства не обязательно предполагает глубокие философские идеи, стоящие за ним. По поводу судьбы культуры "вэньжэнь" в Китае последних столетий хорошо высказался в соседней теме коллега yungang http://polusharie.com/index.php?topic=1793.msg771751#msg771751 и далее. Да, к сожалению, таково наше время.

А можно где-то в сети посмотреть работы Кима Г. Н.?

Что касается "даосского" (условно скажем :) ) художественного видения, то тут, скажем, Дюрер или Брейгель никак не слабее китайцев...

Оффлайн Соратница

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 9
  • Карма: 1
  • Пол: Женский
Уважаемый г-н Parker, очень интересно вести диалог с образованным человеком. В чем-то вы правы, хотя «великий талант» изначально  обладает неординарной культурой мышления, даже в отсутствии блестящего образования. И хочет того гений или не хочет, его работы будут нести глубокий подтекст. Даже если его нет - люди придумают сами. Если это, действительно, гениально. Как в случае со знаменитой «Джакондой»
А что касается вашей  улыбки  на «даосское» понимание художественного видения, в «Слове о живописи…» авторы цитируют шесть законов классической живописи мастера Се Хе. Первый его закон в разных переводах звучит по-разному: «одухотворенный ритм живого движения» или «отзвуки духа, которые означают жизненность». Это единственный закон живописи, который присущ художнику от рождения, все остальные можно и постичь. Я подчеркиваю слово «дух», «одухотворенный».
А так же, знатоки и аналитики живописи Сунского периода в Китае делили всех художников на шесть категорий, «пинь». Наивысшей была категория «и» - «ипинь». «Произведения класса «и» - «воспарившие», противоречат всему обычному, банальному, в них достигнута вершина прекрасного. Качество «и» означает прямое выражение души художника и глубокое понимание воплощенных в них образов. Художник выше всех, даже самых совершенных правил и норм. Это – свойство чистого духа, деяние совершенного человека, познавшего сущность – Дао – живописи. Искусство этого класса – олицетворение первого закона Се Хе» (Е.В. Завадская)
Соответствия этой категории китайские художники добивались в рамках своих традиций натурализма, натурализма с космическими фантасмагориями. Вода растворяет, пожирает землю, земля питается водой, горы появляются из тумана и стремятся в небеса. Вечное изменение, вечное движение, вечное стремления мира к перевоплощениям! (шедевр Го Си «Ранняя весна»)
Ким Г.Н., (к сожалению, ныне покойный) конечно, знал и видел гораздо больше средневековых китайских художников. Он был энциклопедически образован в области искусства. Но его естеству, вероятно, на каком-то генном уровне, всегда был присущ даосский взгляд на мир. Дух – его любимое слово! Уловить, поймать, «увидеть» дух места, события, явления, привнести его в наш материальный мир  – было его первой задачей, на начальном этапе его творческого пути. А потом, в своем развитии, он ушел дальше. Его фантазия была бесконечной! Его работы наполняются  свободными пластическими образами, которые парят, перетекают, прорастают, трансформируются друг в друга. Падающая вода, испарения от земли, причуды неба, парадоксы человеческих судеб и верований приводили его к «образному» осмыслению, своим фантасмагориям. Дух – через свободный  образ. Как писал великий Сыкун  Ту:
«Формы отрину и образ найду,
Это достойно стиху моему!»
Увидеть Время, Вечность, Пространство в образах старого Самарканда. Увидеть в истлевающем кленовом листе -  уход из мира еще одной  цивилизации! Увидеть в поклонении старика молоденькой девушке – поцелуй с вечностью! Умение «увидеть», это то, чему тоже Г.Н. научили средневековые китайские художники в своих «шаньшуй».
 Очень трудно объяснить все в нескольких строчках.
 К сожалению, сейчас модно искусство шокирующее и  вызывающее. Это присуще и современным китайцам (Чжан Хуань, Cai Guo-Qiang) и современным европейцам. Искусство интеллектуальное и глубокое, да еще в лаконичной, неброской форме вряд ли привлечет внимание широкой неподготовленной публики. Но увидеть несколько работ из огромного творческого наследия Г.Н.  вы можете в моем личном почтовом ящике [email protected] 
 

Оффлайн Соратница

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 9
  • Карма: 1
  • Пол: Женский
Это только кажется, что я отвлеклась от темы. Я – в теме. В то время, когда в Китае происходит некая болезненность вседозволенности, совсем в другой стране жил и работал художник, который нашел тонкую тропинку возможного развития  «вэньжэньхуа» (живописи поэтов и мудрецов). Он стремился не к «синсы» (сходству по форме), а к «шэньсы» (сходству по духу). Какие- то большие и глубокие вещи он выражал через свободный условный образ, почти намеком, призывая и зрителя  к творчеству  видения.
Я потому и зашла на ваш форум в попытке отыскать какие-то аналогии в мировой практике. Думала, что китайцы-то, с их традициями, ну просто обязаны были развивать их в каких-то других формах! Ничего не нашла! Вот меня и выхлестнуло!

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Собственно, любой художник пытается выразить дух изображаемого предмета, в этом-то и состоит творчество ;). Чем лучше художник, тем лучше у него это получается. Ничем китайцы в этом плане от других художников не отличаются. То, о чем писал Се Хэ - «одухотворенный ритм живого движения» - обязательно для любого хорошего произведения искусства, то, что это сформулировано по-древнекитайски, не означает, что только древние китайцы этим владели.
 
Так что фактически, ваш вопрос - есть ли в современном Китае хорошие художники. Отвечаю - есть, но не уровня старых мастеров.

Или вы имели в виду именно манеру рисунка - лаконичную, тяготеющую к знаку? Тогда - Ци Байши задал тон в современном "гохуа", у Завадской есть книга про него, в сети лежала где-то. В такой манере работают многие китайцы и сейчас, увижу чего - поделюсь.
« Последнее редактирование: 21 Мая 2019 13:15:17 от Parker »

Оффлайн LyanIrina

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 16
  • Карма: 0
  • Пол: Женский
  • Skype: irina.lyan1
В 798 ArtZone открылась первая в Китае галерея OntoArte известного итальянского художника Антонио Менегетти. В галерее будут проводиться лекции по искусству, в том числе и на русском языке, желающие могут присылать заявки на e-mail: [email protected]

Оффлайн LyanIrina

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 16
  • Карма: 0
  • Пол: Женский
  • Skype: irina.lyan1
Небесный дракон Антонио Менегетти...

Оффлайн MaoHao

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 103
  • Карма: 0
  • Пол: Мужской
    • Sadpanda
Перешел с ветки "совр.кит.художники". Хочу показать художника, который мне больше всего нравится. Зовут его Guan Zeju. Работает в реалистическом ключе - вот его работы (http://sadpanda.cn/archives/5001)
« Последнее редактирование: 16 Июля 2010 16:21:30 от Артур Гущин »

Оффлайн АннаК

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 287
  • Карма: 13
  • Пол: Женский
Перешел с ветки "совр.кит.художники". Хочу показать художника, который мне больше всего нравится. Зовут его Guan Zeju. Работает в реалистическом ключе - вот его работы (http://sadpanda.cn/archives/5001)
Отличные работы.Радую глаз, пожалуй для китайского искусства это новые веяния, но на нашей с вами родине таким никого не удивишь.У нас публика поискушеннее будет.
Гохуа, конечно хорошо, но по-моему оно уже и китацам самим в печенках сидит, хотя перед иностранцами они этим направлением очень гордятся.      Мне кажется проблема китайского искусства  начинается в тысячелетней закрытости и обособленности Китая.И чтобы сейчас не говорили о глобализации и космополитичности Китая эта проблема актуальна посей день в том числе и в искусстве .В основной массе китайский консерватизм обывателя не успевая переваривать весь поток свалившихся на него веяний и тенденций зачастую трансформируется в плохой вкус.   
Мне кажеться исскуство в целом в Китае сейчас переживает кризис.есть конечно идивудуумы и таланты, но это сейчас скажем прямо мало всотребовано и  не находит благодатной почвы в китайском обществе.                                                   

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Гохуа, конечно хорошо, но по-моему оно уже и китацам самим в печенках сидит, хотя перед иностранцами они этим направлением очень гордятся.                                             

Вы ошибаетесь. Гохуа - элитарное искусство, которое требует очень серьезной подготовки для восприятия и адресовано прежде всего правящему некогда классу высокообразованной китайской интеллигенции. С попсовыми, пусть и приятными картинками из прошлого поста сравнивать его никак нельзя - у этих вещей принципиально разная аудитория.

Цитировать
Мне кажется проблема китайского искусства  начинается в тысячелетней закрытости и обособленности Китая.

Это не проблема, а огромное достижение. Во многих областях китайское искусство хронологически опередило западное на многие столетия (где-то выше обсуждали, посмотите).

 
Цитировать
В основной массе китайский консерватизм обывателя не успевая переваривать весь поток свалившихся на него веяний и тенденций зачастую трансформируется в плохой вкус.   

А вот это совершенно верно.

Цитировать
Мне кажеться исскуство в целом в Китае сейчас переживает кризис.есть конечно идивудуумы и таланты, но это сейчас скажем прямо мало всотребовано и  не находит благодатной почвы в китайском обществе.   

И с этим можно согласиться.
« Последнее редактирование: 16 Июля 2010 16:46:27 от Parker »

Оффлайн Youli

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 542
  • Карма: 46
  • Пол: Женский
    • Дикая слива
  • Skype: medvekit
Как, кстати, вы подняли тему кризиса)))
Вот одну статейку нарыла в инете.... Даже не знаю как на нее реагировать :o
http://www.travel-prospekt.ru/posts/30301-slovo-o-fienomienie-russkoi-narodnoi-kitaiskoi-kultury-ikitaiskoi-zhivopisi-u-sin.html

Может поделитесь отзывами, друзья-востокознающие! Очень прошу...я, честно говоря, в растеренности  :-X
QQ 1306312096

Оффлайн yeguofu

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 2347
  • Карма: 238
  • Пол: Мужской
Вот одну статейку нарыла в инете.... Даже не знаю как на нее реагировать
Да, сильно написано. И подкупающе просто. Та самая "святая простота", которая хуже воровства. Приходят на память незабвенные митьковские "Максим и Федор", "танки и бронетранспортеры"...

Свято место пусто не бывает. Такое впечатление, что мало кто у нас серьезно занимается восточной культурой. (Хочется надеяться, что это не так. ) Вот и появляются такие, с позволения сказать, "быстрые разумом невтоны".

子曰三人行必有我師焉

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Вот одну статейку нарыла в инете.... Даже не знаю как на нее реагировать :o

Да чего там на нее реагировать. Это определенный тип занятий для определенного типа людей, такое всегда было и будет. Товарищи, которым "открыли глаза" Блаватская, Гурджиев, Кастанеда или Пелевин, ничуть не лучше и не хуже этих кадров. Пусть себе  развлекаются. А самоопределение "русская народная китайская культура" - очень меткое, кстати. :lol:

Оффлайн Youli

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 542
  • Карма: 46
  • Пол: Женский
    • Дикая слива
  • Skype: medvekit
Спасибо, о Заслуженные, знасит, так тому и быть :- :)

И все-таки заявление, что в традиционной китайской живописи отсутствует понятие пяти элементов, это, как мне кажеться, полный бред :o
« Последнее редактирование: 12 Ноября 2010 00:32:37 от Youli »
QQ 1306312096

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
Свято место пусто не бывает. Такое впечатление, что мало кто у нас серьезно занимается восточной культурой. (Хочется надеяться, что это не так. ) Вот и появляются такие, с позволения сказать, "быстрые разумом невтоны".
Да нет, именно так и есть, восточная живопись серьёзно тут никому не интересна, к сожалению... А на бытовом попсовом уровне всё-таки части народа интересна (фэн-шуй, самураи и т.п.), просто как занимательная экзотика. Вот этот непрофессиональный народный интерес и рождает таких уродцев.

Оффлайн Youli

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 542
  • Карма: 46
  • Пол: Женский
    • Дикая слива
  • Skype: medvekit
К сожалению, таких кренделей, Мастеров У и тд, их ученики готовы защищать с пеной у рта, загрызут, чего доброго. :o  Вообще, на секту похоже  :-X

восточная живопись серьёзно тут никому не интересна, к сожалению...

На самом деле, интересна,...  http://picasaweb.google.com/medvekit/EGHfgF#
И здесь - http://picasaweb.google.com/medvekit/dQNaGH#
Люди занимаютя по 3-4 года и понимают, что это не предел.
QQ 1306312096

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
На самом деле, интересна,...  http://picasaweb.google.com/medvekit/EGHfgF#
И здесь - http://picasaweb.google.com/medvekit/dQNaGH#
Люди занимаютя по 3-4 года и понимают, что это не предел.
Я конечно прошу прощения, но под серьёзным интересом имел в виду что-то более серьёзное. А многочисленные школы, где интересующимся новичкам расказывают, как рисовать бамбук - это всё из той же категории, фэншуй и самураи... Как правило, дальше неумелых имитаций Ци Байши дело не идёт... Это конечно лучше, чем шарлатанство типа упоянутой у-син, но всё равно по большому счёту попса...

Оффлайн Youli

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 542
  • Карма: 46
  • Пол: Женский
    • Дикая слива
  • Skype: medvekit
но под серьёзным интересом имел в виду что-то более серьёзное.

Просвятите, пожалуйста, что под "более серьёзным" вы имеете в виду?:)
Задайте направление куда двигаться, очень интересно, честно, просим-просим!
QQ 1306312096

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
Просвятите, пожалуйста, что под "более серьёзным" вы имеете в виду?:)
Задайте направление куда двигаться, очень интересно, честно, просим-просим!
Ну уж нет, я манией величия не страдаю и направление задавать тоже не буду :)
Это просто константация факта, у нас интерес к восточной живописи существует лишь на бытовом уровне. Просто давайте посчитаем, сколько издано самоучителей по суми-э и гохуа (по-моему не один десяток), и сколько серьёзных монографий на эту тему. Кроме Соколова-Ремизова вообще ничто в голову не приходит. Ну да, еще вот 3 такие монографии по творчеству трёх классиков выходили
Завадская Е.В. Ци Бай Ши. – М., 1982.
Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэй Хуна и Китайская художественная культура 20 в. – М., 1987.
Виноградова Н.А. Пань Тань Шоу и традиции живописи Гохуа. – М., 1993.
Всё. Дальше пустыня. Гохуа это для народа не серьёзное искусство, а нечто такое простое, чему в отличие от традиционной живописи можно обучиться за несколько уроков и повесить себе на стенку, и отношение к этой живописи соответствующее. Любой американский музей за год выпускает больше изданий на эту тему, чем у нас в России вышло за последние 100 лет. Посмотреть у нас работы тоже негде, несколько свитков в Музее Востока задавлены фарфором и всяким прочим декоративно-прикладным. И я их понимаю, в экспозицию ставят то, чем народ интересуется.

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
И так просто для сравнения - список книг, изданных одним единственным издательствой Йельского университета
http://yalepress.yale.edu/yupbooks/browselist.asp?cat_id=1&subcat_id=33
Только за последнее время, и исключая декоративно-прикладное искусство:

The World of Khubilai Khan
Chinese Art in the Yuan Dynasty

Art of Edo Japan
The Artist and the City 1615-1868

Pilgrimage and Buddhist Art
Edited by Adriana Proser; With essays by Susan Beningson, Janice Leoshko, D. Max Moerman, ...

Decoded Messages
The Symbolic Language of Chinese Animal Painting
Hou-Mei Sung

Beyond Golden Clouds
Japanese Screens from the Art Institute of Chicago and the Saint Louis Art Museum
Edited by Janice Katz; Essays by Philip K. Hu, Janice Katz, Tamamushi Satoko, and Alicia V...

Through the Seasons
Japanese Art in Nature
Miyeko Murase

Your Bright Future
12 Contemporary Artists from Korea
Christine Starkman and Lynn Zelevansky; With contributions by Joan Kee and Sunjung Kim

Art of the Korean Renaissance, 1400-1600
Soyoung Lee; With essays by JaHyun Kim Haboush, Sunpyo Hong, and Chin-Sung Chang


Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Ну уж нет, я манией величия не страдаю и направление задавать тоже не буду :)
Это просто константация факта, у нас интерес к восточной живописи существует лишь на бытовом уровне. Просто давайте посчитаем, сколько издано самоучителей по суми-э и гохуа (по-моему не один десяток), и сколько серьёзных монографий на эту тему. Кроме Соколова-Ремизова вообще ничто в голову не приходит. Ну да, еще вот 3 такие монографии по творчеству трёх классиков выходили
Завадская Е.В. Ци Бай Ши. – М., 1982.
Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэй Хуна и Китайская художественная культура 20 в. – М., 1987.
Виноградова Н.А. Пань Тань Шоу и традиции живописи Гохуа. – М., 1993.
Всё. Дальше пустыня. Гохуа это для народа не серьёзное искусство, а нечто такое простое, чему в отличие от традиционной живописи можно обучиться за несколько уроков и повесить себе на стенку, и отношение к этой живописи соответствующее. Любой американский музей за год выпускает больше изданий на эту тему, чем у нас в России вышло за последние 100 лет. Посмотреть у нас работы тоже негде, несколько свитков в Музее Востока задавлены фарфором и всяким прочим декоративно-прикладным. И я их понимаю, в экспозицию ставят то, чем народ интересуется.

Ну, библиография по искусству Китая и Японии не тремя названиями, конечно, ограничивается, и даже не тремя сотнями (у одной только Завадской 10-15 монографий, включая великолепнейшую "Эстетические проблемы живописи старого Китая"), но да, по сравнению с западным искусствоведением это капля в море. Как правило, искусствоведение в СССР/РФ отталкивается от коллекций, а китайской живописи в наших музеях очень мало. Исключение - эрмитажные коллекции искусства Западного Края, работы по которым - вполне в русле мировой науки. Только не очень понятно, что это доказывает. :)

Оффлайн kr555

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 175
  • Карма: 12
  • Пол: Мужской
Ну, библиография по искусству Китая и Японии не тремя названиями, конечно, ограничивается, и даже не тремя сотнями (у одной только Завадской 10-15 монографий, включая великолепнейшую "Эстетические проблемы живописи старого Китая"), но да, по сравнению с западным искусствоведением это капля в море. Как правило, искусствоведение в СССР/РФ отталкивается от коллекций, а китайской живописи в наших музеях очень мало. Исключение - эрмитажные коллекции искусства Западного Края, работы по которым - вполне в русле мировой науки. Только не очень понятно, что это доказывает. :)
Да, но "Эстетические проблемы живописи старого Китая" вышла в 1975 году, это другая эпоха и другое поколение читателей, уже ушедшее... Раньше вообще интерес мне кажется был серьёзнее. А вот что-то серьезное изданное в последние пару десятков лет - это кажется только Соколов-Ремизов. Я не знаю точно, что это доказывает, на мой взгляд - то, что на подобную литературу нет спроса. Вообще. И уходят люди, которые вообще способны что-то подобное написать, а новых не видно.
У нас есть пускай не мирового уровня коллекции, но достойные того чтобы их хотя бы показывать. В тот же Музей Востока попала после войны очень серьёзная живописная коллекция японского коллекционера, он обменял ее у наших властей на продукты для японских военнопленных. Ну и где она, кто из нее видел хотя бы десятую часть? Нет ни каталогов, ни временных выставок, вообще ничего. Это всё лежит мёртвым грузом в запасниках и совершенно никому не интересно...

Оффлайн Youli

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 542
  • Карма: 46
  • Пол: Женский
    • Дикая слива
  • Skype: medvekit
Ну уж нет, я манией величия не страдаю и направление задавать тоже не буду :)
А жаль, хотелось бы понять, что вы все-таки имели в виду.

Кроме Соколова-Ремизова ...Завадская Е.В. ...Пострелова Т.А. ...Виноградова Н.А.
Все эти авторы проштудированы с пометочками на полях, поверьте.

Гохуа это для народа не серьёзное искусство, а нечто такое простое, чему в отличие от традиционной живописи можно обучиться за несколько уроков и повесить себе на стенку, и отношение к этой живописи соответствующее.
Для меня это не просто НЕ несерьезное искусство - это моя профессия.И отношение у меня к ней соответствующее. А что монографий не пишу - некогда, рисовать надо.

Любой американский музей за год выпускает больше изданий на эту тему, чем у нас в России вышло за последние 100 лет. Посмотреть у нас работы тоже негде, несколько свитков в Музее Востока задавлены фарфором и всяким прочим декоративно-прикладным. И я их понимаю, в экспозицию ставят то, чем народ интересуется.
Согласна, полностью. Так что же вы хотите от нас, скромных художников? Уже 15 лет изучаю это искусство, язык выучила ради этого, книги перевожу, чтобы лучше донести до учеников смысл мною изученного, и то, что учителями моими китайскими в бошку вдолбленно...
Монографии писать, боюсь у меня жизни не хватит. Да и не мое это дело, пусть господа искусствоведы и востоковеды стараются -  только мало у нас их, хороших-то, поскольку никто из них кисточку в руках не держал.  Вот и результат такой. А мое дело на практике проверять. Ци Байши, насколько я знаю, монографий не писал))) А рисовал и рисовал.
А демогогией заниматься - это все умеют. В Америке сотни трудов выпущены? - замечательно. Назовите мне хотя бы одного американца не китайского происхождения, который бы рисовал хотя бы похоже на Ци Байши...
Изучение китайской живописи не только на монографиях основано. Но и на практике, на многолетней практике.

Спасибо вам за то, что оценили работы этих людей выше, чем "шарлатанство типа упоянутой у-син". Это, несомненно, комплимент человека, изучающего искусство только по книгам :-*

QQ 1306312096

Оффлайн Parker

  • Spam-fighters
  • Заслуженный
  • *
  • Сообщений: 4856
  • Карма: 289
Да, но "Эстетические проблемы живописи старого Китая" вышла в 1975 году, это другая эпоха и другое поколение читателей, уже ушедшее...

Да я пока не собираюсь уходить ;D Что-то у вас очень трагично все...

Цитировать
Раньше вообще интерес мне кажется был серьёзнее.

И девки моложе.

Цитировать
Я не знаю точно, что это доказывает, на мой взгляд - то, что на подобную литературу нет спроса. Вообще.

Ну я вот не смог в последний заезд в Россию те же "Эстетические проблемы" купить (свою посеял куда-то).

Цитировать
У нас есть пускай не мирового уровня коллекции, но достойные того чтобы их хотя бы показывать. В тот же Музей Востока попала после войны очень серьёзная живописная коллекция японского коллекционера, он обменял ее у наших властей на продукты для японских военнопленных. Ну и где она, кто из нее видел хотя бы десятую часть? Нет ни каталогов, ни временных выставок, вообще ничего. Это всё лежит мёртвым грузом в запасниках и совершенно никому не интересно...

Почитайте, шикарная история http://www.polit.ru/analytics/2008/02/20/pushk.html
Я думаю, различие между нами и Западом отнюдь не в спросе, а в том, что "спрос" для наших ученых - бранное слово.