Мой рассказ для таких же наверно дурачков как я, которые ничего не знают о Китае и не представляют, что там и как. Маршрут совершенно скучный и обычный – на первый раз сойдет. Я не гналась за экономией, поэтому могу подсказать только как цивилизованно передвигаться. Достопримечательности по путеводителю.
Рассказ писала подробно, так как в свое время когда искала нечто подобное, ничего не нашла, а могла бы избежать некоторых конфузов, которые сильно портили настроение.
Надеюсь, кому-нибудь это поможет.
1 день. Москва-Пекин-Шанхай.
Рейс Аэрофлота. В целом все было неплохо, самолет летел полупустой и кто вовремя подсуетился занять место в хвосте в среднем ряду сидений, спал очень комфортно на трех креслах. Я успела ухватить только два боковых, так что пришлось ночью складываться в позу зародыша. Кормили два раза, утром без горячего, показали три фильма. Я первый раз летала регулярным рейсом Аэрофлота и в целом мне понравилось. Перед посадкой раздали карточки и настало время мне немного перепугаться. Я отдавала паспорт в тур-фирму и мне поставили визу типа F – как оказалось, это деловая виза, а я даже не обратила на это внимание, когда паспорт забирала. Думала, могут возникнуть вопросы, по каким это таким делам едет девушка 23-х лет одна в Китай. Но на таможне никаких вопросов не было – посмотрели, улыбнулись, пропустили.
По своей глупости я купила билет Москва-Пекин-Москва, предполагая, что пробуду все 8 дней в Пекине, однако за пару дней до отлета решила изменить маршрут и слетать в Шанхай. Причем перелет планировала сразу в день прилета. Гостиницы я бронировала на elong.com, хотела там же и забронировать билет в Шанхай, но боялась, что не угадаю время состыковки – мало ли что могло бы произойти. План был такой – в этом же Терминале должна была быть стойка elong.com, где я и собиралась сразу купить билет, так как они предлагают определенные скидки. Все международные рейсы прибывают во второй терминал, а вот внутренние в основном летают через третий, кроме компании China Eastern – второй крупный перевозчик страны, которая находилась все в том же втором терминале. Я поднялась на второй этаж в зал отлетов, но стойку elong.com я не нашла, а у China Eastern цена на билет была такой же, как и на сайте elong.com, поэтому билет я купила непосредственно у перевозчика. Студенческих скидок они не делают, ератор сносно говорила по-английски, билет обошелся в 790 юаней. Регистрация была прямо рядом со стойкой авиакомпании, там было написано «Shanghai Express», я правда с выходами запуталась, указанного в билете выхода не было среди всех табличек, оказалось надо пройти внутрь зала через личный досмотр и там уже был нужный выход. В любом случае я тыкала в нужную часть билета служащим аэропорта и они указывали дорогу(правда чаще всего все в разные стороны). В общем, я покапала билет за час до отлета самолета и успела еще 20 минут просидеть в зале ожидания, так что в 10.00 я прибыла в Пекин, а в 12.00 уже сидела в самолете China Eastern – надо сказать, эта компания ни в какое сравнение не шла с Аэрофлотом – самолет большой, стерильно чистый и новенький, стюардессы вышкаленные, стоят по струнке, хорошо говорят по-английски. Перелет длился всего 1.40 и прошел отлично, правда все время слегка потрясывало, может, ветрено было в тот день. Мне принесли одеяло, так как я замерзла под кондиционером, за перелет нас покормили горячим обедом, причем очень вкусным, на десерт была дыня(Боже, я ела дыню в марте! Это произвело на меня впечатление).
В два часа мы прибыли в Шанхай в аэропорт Hongqiao. Я сразу поднялась наверх и купила обратный билет через три дня в Пекин, чтобы голова больше об этом не болела, стоимость 620 юаней(вылет около 9.30 утра). Там же на стойке мне посоветовали какой-то автобус, чтобы доехать до центра города. Я спустила на первый этаж и купила за 20 юаней карту города англо-китайскую и села на скамейке. Я долго тупо смотрела на карту, пытаясь осознать, где я нахожусь и как мне добраться до нужного места. Я честно не пыталась найти в карте ответ на свой вопрос, так как там не отмечены маршруты автобусов, а станции метро все отмечены одним цветом, так что непосвященному все равно не разобраться. Нет, я не искала ответа в карте, я просто пыталась перевести дух и собраться с мыслями. Я приехала с обычным спортивным рюкзаком и небольшой сумкой, в которой была легкая куртка, теплая толстовка, футболка, водолазка и спортивные штаны, косметичка и несколько книжек. Вроде вещей немного, но сумка не на колесах и таскать ее приходилось на себе, так что скажу честно, я несколько устала в тот момент. Я честно не знала, что мне делать, из разменянных денег у меня оставалось около 400 юаней, это было воскресенье, так что кроме аэропорта поменять было негде, а там курс не очень и все время они берут комиссию, а мне нужно было еще оставить денег для депозита в гостинице и вечером поесть, так что такси брать я не собиралась, а электрички из этого аэропорта не ходили, так что я настраивала себя на то, что мне придется ехать на городском автобусе незнамо куда. Я пару раз глубоко вздохнула, потом пару раз чертыхнулась на английском и ура! – и душа сидящего напротив молодого китайца с дипломатом не выдержала и он спросил, нужна ли мне помощь. Мне нужно было доехать до станции Baoshan Road на линии 4, но в принципе мне просто нужно было доехать до метро, он вышел вместе со мной, нашел посоветованный мне автобус, поговорил с водителем и сказал, что мне на нем ехать будет неудобно и показал мне другой автобус, который доедет прямо до People’s square, а оттуда близко до той станции, которая мне нужна. Я не помню номера автобуса, но если выйти из здания аэропорта и пойти направо, то этот автобус останавливается на углу этой небольшой площади. Я абсолютно не знаю китайского, но сравнить как иероглифами пишется People’s square на карте и на маршруте автобуса вполне реально. В общем, я его поблагодарила и он меня оставил. Но полагаться на него одного я побоялась и спросила двух девчонок, подошедших к остановке, они меня совсем не поняли, но я смогла выяснить, что до площади автобус будет идти часа 2 – это мне совсем не нравилось. Дальше положение спас молодой парень, который более-менее говорил по-английски, он меня понимал, но ответить мог с трудом, в результате подошел автобус и он махнул мне рукой, мол, пойдем, довезу, куда надо. Проезд стоил 2 юаня, мы вышли у какого-то метро(я тогда вообще уже ничего не соображала, так что не помню, что это было за место).
Теперь о Шанхайском метро – оно очень приятное, чистое, но есть несколько нюансов. Первое, там нет станций, на которых тетеньки бы сидели в будках и продавали билетики(по крайней мере мне такие не попадались). На станциях стоят автоматы, большинство из которых принимают только монеты(где они меняют деньги, если у них нет монет, одному Богу известно). Инструкция, как купить билет есть по-английски, а вот сама схема метро на аппарате только на китайском. Рядом с автоматами все время стоит служащий метро, который подскажет, сколько стоит проезд до нужной станции, и поможет купить билет, если возникают трудности с автоматом. Проезд для меня стоил 4 юаня, мой новый друг спросил, есть ли у меня монеты, их, конечно, у меня не оказалось, у меня была только бумажка в 5 юаней. Он из своих денег купил мне билет и наотрез отказался брать у меня мои 5 юаней. Мы поднялись наверх и там оказалось, что в этом месте линии 3 и 4 совпадают. Это значит, что по одним и тем же рельсам ходят поезда двух разных линий. Наверху висит электронной табло, на котором написано, через сколько минут придут ближайшие четыре поезда(и рядом с каждым из них написан номер линии). Надпись на китайском, однако, количество минут и номер линии угадать можно безошибочно. По всей длине каждого поезда тянется цветная полоса, указывающая какой линии поезд и на каждом вагоне крупно написана цифра линии. Мой знакомый уехал на первом поезде линии 3, и мне удалось наконец всучить ему эту несчастную пятерку. Я села на следующий поезд линии 4 и поехала. Этот участок линии был открытым и я ехала мимо трущоб. Переживала жутко, так как оставалось пару станций ехать, а мне ведь жить надо было где-то рядом.
Сразу скажу, поскольку я ехала одна, то я искала гостиницы не в трущобах, чтобы не страшно было вечером возвращаться, поэтому вопрос меня крайне волновал.
Я вышла на нужной станции, думаю, все знают, что билетик нужно сохранять до самого конца и при выходе опустить его обратно в турникет.
Когда я вышла из здания метро, я ахнула – вокруг было что-то, что я даже не могу описать. Я была абсолютно уверена, что мне придется каждый день ходить к этой станции и возвращаться на нее, чтобы попасть в свою гостиницу, а я увидела вокруг просто базар, где люди сидели на земле, а продавали то, что лежало на рваных простынях, довольно страшные люди с деревянными повозками сновали туда-сюда, всюду гвалт, жуткие запахи – в общем, у меня возникло желание испугаться и вернуться в аэропорт(да, я честно скажу, что я трусиха). Но делать нечего и я свернула направо, где должна была быть моя гостиница.
Короче, как добраться до гостиницы, я смотрела в Интернете, выискивая ближайшую станцию к отелю. В общем, шла я до гостиницы около минут сорока, прокляла все на свете, пёхая вдоль большой дороги с кучей мостов, на которые надо было поднимать со своей небольшой, но тяжелой сумкой, потом мне показали, что нужно свернуть влево. Дальнейшая картина больше напоминала улицы после бомбежки – развороченные тротуары, разваленные здания без окон, дверей, стен. Практически рыдая дошла до гостиницы. Я забронировала номер на 4 ночи в New Asia Hotel, адрес 422, Tiantong Lu, двухместный с большой кроватью по цене 258 юаней за ночь. Снаружи гостиница была похожа на большой кирпичный завод, причем, заброшенный, но внутри оказалась вполне приличной. На улице было пасмурно и окружающий пейзаж казался ужасающим. Однако гостиница оказалась неплохой, даже очень. Однако меня ждал сюрприз, мне казалось, я читала на сайтах, что перед заселением просят депозит около 200 юаней, а оказалось, что 2000, конечно, таких денег( в юанях)у меня не оказалось и я дала карточку. Мне не хотелось ею платить, потому что одному Богу известно, по какому курсу мой банк бы их конвертировал, но выхода не было. Номер был совсем небольшим, но чистым, хотя для двух тесноватым на мой взгляд. Вид из номера был отвратный – я попросила номер повыше, мне дали 7-й этаж, я думала, буду смотреть на город, так как отель более менее в центре находился судя по карте, а вид был на разваленные крыши рядом стоящих домиков, соседнее здание было буквально в двух метрах от моего окна, хорошо, что нежилое. Я спустилась вниз с просьбой дать мне номер на другой стороне, однако, мне сказали, что эти номера дороже и я успокоилась на этом. Кажется, я подремала часочек и отправилась в город поесть – по плану у меня была улица Nanjing. На ресепшн мне сказали, как до нее дойти.
Я вышла на улицу – было уже часов 8 и стемнело – пейзаж оказался не таким страшным, как казалось сначала, все-таки здесь была дорога, хоть и было немноголюдно. Я пересекла речку, от нее было видно Пудун – небоскребы светились, было красиво. Трудно описать воздух в городе, хоть все время висит пелена над городом(кстати, так было везде), но воздух все равно свежий, причем он не речной, хотя Шанхай на реке стоит, но он как бы сказать вкусный, немного сладковатый. По пути я увидела довольно большое кафе, где было светло и было много народу. Я решила там и поужинать. Официантки там совсем не говорили по-английски, однако меню было дублировано на английский. Но тут могу сказать, что я совершила один промах – я взяла с собой много распечаток блюд, написанных иероглифами и по-русски. Думала, что буду обходить картинками в меню и этими распечатками, и при этом совершенно не освежила знания английского меню, так что глядя в меню я не могла даже свинину от говядины отличить по-английски. Я ткнула пальцем в картинку с изображением лапши с чем-то еще, но мне объяснили, что она закончилась. Больше ничего, что было бы похоже на то, что можно есть, я в меню не встретила, а они не могли меня понять. В итоге, все официантки заведения собрались вокруг моего стола, остальные посетители наблюдали за тем, удастся ли мне поесть. А меня посадили крайне неудобно, так что я не могла посмотреть на чей-нибудь столик и ткнуть в то блюдо, которое бы я хотела. В конце концов нашли немного говорящего по-английски посетителя, с которым мы сошлись на том, чтобы они мне принесли какое-нибудь мясо с рисом или лапшой и еще заказала себе фрукты в молоке и баночку спрайта. То, что мне принесли, оказалось сетом – набор из шести блюд – плошка с рисом, плошка с мясом, плошка с мясом(наверно) мелко-мелко рубленным с какой-то травой, миска с чем-то, похожим на мясной пудинг(это было несъедобно), бульон с чем-то, напоминающим свиные ушки и маленькая тарелка лапши, видимо к супу. Я поклевала всего понемногу, даже наелась, потом мне принесли тарелку с фруктами, она была огромной, я от жадности заказала большую. Все время по ресторану ходили и разливали холодный чай – он подавался бесплатно. За обед я отдала около 70 юаней, чаевых не оставляла, так как читала, что это не принято. Совет – берите с собой распечатки простых слов, например, лапша, курица, рис, пельмени и т.д.. Дальше я пошла на улицу Nanjing.
Могу сказать, что в плане ориентирования на местности я круглая дура. Станция Nanjing road линии 2 была в 15 минутах ходьбы от отеля на находилась на самой центральной улице города.
Nanjing Road – это надо видеть, я такого количества огней в жизни не видела, столько красок, света – потрясающе. Однако достают торговцы Rolexом, которые приставали через каждые два шага. До момента выхода на эту улицу я не встретила ни одного европейца, а здесь их было много. Я прошла всю улицу до конца и тут меня ждало очередное разочарование – мой фотоаппарат умер насовсем и мне предстояло находиться в одной из самых экзотичных стран мира без фотоаппарата. Настроение испортилось вконец, ноги болели и в конце улицы я села на паровозик, который довез меня до ее начала за 2 юаня. Сразу предупреждаю, пока паровозик стоит и собирает народ, к тебе начинают приставать попрошайки, причем ужасного вида и очень настырные. По пути обратно я немного успокоила себя тем, что отсутствие фотоаппарат не так страшно, потому что поскольку я одна, меня на этих фотографиях все равно бы не было, а вспоминая свои прошлые путешествия в одиночку, но с фотоаппаратом, могу сказать, что большую часть времени страну я видела через объектив, что тоже не очень здорово. В общем, я спокойно гуляла в сторону отеля, как увидела что на улице пекут пирожки, причем очень красивые на вид. Я много читала, что китайцы пытаются всегда надуть лаоваев, поэтому боялась, что даже торговцы уличной едой это будут делать(кстати, это не так. Они оказались самыми честными из тех, кто мне встретился в Китае). Я увидела как девушка покупала такой пирожок и заплатила 2 юаня, тогда и я протянула два юаня и купила пирожок. Он был похож на наш беляш, только мясо со странным привкусом, он был горяченький и если не думать о том, чье это мясо, то было вполне вкусно. Еще я купила два куска чищенного ананаса по 1 юаню за штуку, зашла в мини-маркет, купила ихний вариант доширака, сока, палочек для еды, булочку и какую-то палочку с чем-то жареным на ней, мне показалось, что в магазинчике это будет лучше, чем на улице такое брать. Я думала, это курица, оказалось, рыба(наверно), и она была не очень вкусной и странноватой на вкус, поэтому я рисковать не стала и выкинула это. В отель возвращаться не захотелось и я прошла мимо дальше гулять. А потом мне попался лоток, где жарили лапшу – это потрясающее блюдо. У этого человека стояли большие лотки с вареными макаронами – обычные спагетти, толстые макароны и рисовая лапша и еще чаша с вареным рисом. Если заказываешь с рисом, он туда еще колбасы добавляет, но я попросила лапшу. Блюда было таким – на большой сковородке он разбивает и жарит яйцо, потом туда кидает листья салата и выбранные тобой виды макарон, все это поливает соусом и засыпает приправами – вкус обалденный, порция огромная, все это кладется в контейнер. Стоит 5 юаней. Я вернулась в отель, поехала и довольная легла спать.