Автор Тема: Дело непогашенной луны  (Прочитано 54703 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Су Хин

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 150
  • Карма: -1
  • Пол: Мужской
    • Коллекции 176-го файла
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #50 : 28 Марта 2006 14:02:32 »
Цитировать
отвлечь ...от проблем Александрийского улуса

Каковых же? Недостачи озимых бананов в Прямом Рогу?
С сообразными поклонами, GeG Су Хин, умеренный рахиминист

pes

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #51 : 29 Марта 2006 02:36:26 »
Цитировать
отвлечь ...от проблем Александрийского улуса

Каковых же? Недостачи озимых бананов в Прямом Рогу?
А Украйна таки- там?

Оффлайн Су Хин

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 150
  • Карма: -1
  • Пол: Мужской
    • Коллекции 176-го файла
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #52 : 29 Марта 2006 14:16:11 »
Подобного топонима пока в текстах замечено не было.
С сообразными поклонами, GeG Су Хин, умеренный рахиминист

pes

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #53 : 30 Марта 2006 17:07:11 »
Туше..

Микола

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #54 : 19 Апреля 2006 19:27:50 »
Прочёл. Понравилось. Очень.

Ли Хуа

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #55 : 04 Мая 2006 09:50:25 »
Долго, однако, добиралась книга до нашего улуса, но вот она, наконец, прочитана.
Причем так уж получилось, что прочитана была сразу после "Пандема" М.и С.Дяченко. Соственно говоря, никаких сопоставлений приводить не собираюсь, просто долгие размышления о человеке и человечестве, возникшие при и после прочтения "Пандема" были вполне сообразно продолжены чтением "Дела о непогашенной луне".  О другом и по другому, но так же :  о всеобщем через личное восприятие конкретного человека.
Собственно говоря, какой-то конкретный разбор приводить считаю излишним. Для меня важно, что книга заставила крепко задуматься и о личном, и об обществе. Покопаться в себе, поанализировать, быть может прийти к каким-то иным выводам, отличным от прежних, а может укрепиться в них... Процесс не закончен, идет переваривание материала. Собственно говоря, не для этого ли, в частности, и читаются книги?
Что касается собственно говоря национального вопроса, то может быть он исчезнет только тогда, когда (и если) исчезнут понятия о нациях и национальностях. По крайней мере в себе определенные черты национализма я ощущаю. И национальные комплексы, думаю, живут во многих из нас, если не во всех.
И проблема собственно говоря не в том как их истребить, а как с ними жить и не мешать жить другим.
Еще отметил бы, при чтении новой книги эпопеи не было прежнего ощущения легкости, сообразности и удовольствия от чтения. Вопрос-то серьезный ответы далеко не очевидны. И искать их надо вместе с автором. Вместе с тем, не сказал бы, что ощущал сильное "сопротивление материала". То есть тема безусловно интересна и несмотря на постоянную работу головой, процесс чтения не утомляет. Хотя во многом эта книга скорее публицистика, чем беллетристика.
В общем, спасибо великому гуманисту, что не дает закиснуть мозгам!  :)
И еще вот о чем хотелось бы сказать.
Человеку свойственно пропускать информацию через свои внутренние фильтры.
Мордехай Ванюшин вкладывал в свои выступления и идеи одно, а читались они его единомышленниками по-разному. Магда, Гамсахуев и э-э-э кубиста забыл фамилию – каждый видел в них нечто своё. Тем более, что национальный вопрос – штука очень непростая и отягощенная вековыми традициями и предрассудками.
Посему и книга драг прер Ван Зайчика может быть воспринята разными людьми по разному. Кто-то увидит в ней апологию хм.. интернационализма, а кто-то – провокацию. Материал позволяет.

ЗЫЖ Перенося этот пост на другой форум, обратил внимание на столь чудовищно несообразное количество оборотов "собственно говоря" в этом невеликом тексте, что решил даже не убирать их. Так будет прикольнее и назидательнее : вот как не надо писать, собственно говоря!  :D
« Последнее редактирование: 06 Мая 2006 08:38:28 от Ли Хуа »

pes

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #56 : 09 Мая 2006 02:37:10 »
Да... и последнее, о чём забыл Автор: в Ордуси никогда не жаловали стукачей...

Оффлайн Duglas4

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: 0
  • Пол: Женский
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #57 : 24 Мая 2006 19:42:51 »
Да, в нашем улусе только недавно появился "Судья Ди", а "Непогашенная луна", видимо, только через год доковыляет. Собираться надо в Мосыкэ, уж там-то все есть!

Оффлайн Су Хин

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 150
  • Карма: -1
  • Пол: Мужской
    • Коллекции 176-го файла
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #58 : 28 Мая 2006 19:54:05 »
Да... и последнее, о чём забыл Автор: в Ордуси никогда не жаловали стукачей...

Откроем книгу первую и посмотрим на рассуждения Бага о том, составлять на Елюя доклад или же недостоен он такой заботы.
Стукачество - брань, но только когда мы все - урки. Иначе же это - активная гражданская позиция, что в Европах, что в Азиях.
Представим, вас сбила машина - и скрылась. А некто прохожий - номер записал и в полицию сообщил. Кто он? Стукач, заложивший своего, или же со-гражданин, пекущийся о своём городе и порядке в нём?
С сообразными поклонами, GeG Су Хин, умеренный рахиминист

pes

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #59 : 30 Мая 2006 01:25:07 »
Вам-таки почти месяц потребовался на разработку такого простого ответа (или дело в согласованиях)))?
К тому же Вы ссылаетесь не по теме, Драг Еч... (тут- о "Деле непогашенной Луны")))
А по поводу урок- таки-да... Вам в Гераниях не видать, чево тут опять и снова)))
« Последнее редактирование: 30 Мая 2006 01:34:23 от pes »

Оффлайн Су Хин

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 150
  • Карма: -1
  • Пол: Мужской
    • Коллекции 176-го файла
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #60 : 31 Мая 2006 18:43:43 »
Действительно, если представить себе, что тебя окружают злобные враги, ищут, где ущучить, то можно мой ответ трактовать и так.
А можно посмотреть на статистику и выяснить, что я на форуме месяцами уже не бывал.
Как и в Германии (этого, действительно, статистика не отобразит).

Осуждать же книгу за то, что именно в этом томе нет ответа на ваш вопрос (а в предшествовавшем был - но это не считается)... По мне, у ХвЗ книга - одна. Деления - маловажны.
С сообразными поклонами, GeG Су Хин, умеренный рахиминист

pes

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #61 : 01 Июня 2006 00:27:00 »
Хум хау... я был просто влюблён в первые 6, а от этой- стошнило...
Раньше автор не позволял себе выходить за рамки приличия... ирония и даже сарказм- таки отличаются от клеветы и злопыхательства.
« Последнее редактирование: 01 Июня 2006 00:32:47 от pes »

Увядшая фиалка

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #62 : 18 Июня 2006 04:16:26 »
Доброго времени суток, драгоценные единочаятели!
Признаться, "Дело непогашеной луны" порядком меня озадачило... Много противоречивых чувств, но сейчас не об этом. А не попадалась ли Вам книга Е. Чудиновой "Мечеть Парижской богоматери"? Очень контрастно книжка воспринимается. По принципу "Плохих людей много и все они мусульмане"... И написано талантливо, и впечатление гадостное донельзя... грустно от того, что многоувыжаемый Хольм ван Зайчик видит пути к решению проблем гуманным способом, а для других жизнь - выживание среди каких-то монстров, к которым он причисляет всех "не таких". Простите за сумбур,   уж очень эмоций много... В общем, если встречали эту книгу, поделитесь впечатлениями... Очень хочется услышать их именно от единочаятелей...

Оффлайн Kleona

  • Зарегистрированный
  • *
  • Сообщений: 6
  • Карма: 0
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #63 : 25 Июня 2006 00:50:56 »
Прочитать Дело непогашенной луны смогла только библиотечным способом т.е. заменив частично чтение  просмотром страниц. Прочитав подумала что зря тратила время и деньги на серию. все семь книг отправила на чердак дачи.

Оффлайн kwisin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • Карма: -14
  • Пол: Мужской
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #64 : 26 Июня 2006 00:35:00 »
Цитировать
все семь книг отправила на чердак дачи.

Вот это очень правильно :D
Arbeit macht frei

Оффлайн хп Алимов

  • Модератор
  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 879
  • Карма: 69
  • Пол: Мужской
    • In Between
  • Skype: hp_alimov
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #65 : 19 Июля 2006 08:16:23 »
Прочитать Дело непогашенной луны смогла только библиотечным способом т.е. заменив частично чтение  просмотром страниц. Прочитав подумала что зря тратила время и деньги на серию. все семь книг отправила на чердак дачи.

Большое спасибо, что потратили время сообщить нам об этом. :-)
A man's reach should exceed his grasp, or else what's Heaven for?

                                               Robert Browning

Оффлайн kwisin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • Карма: -14
  • Пол: Мужской
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #66 : 21 Июля 2006 02:14:08 »
Хольм ван Зайчик - антисемит?

"...на первых же страницах увидел не только дилетантское, а потому оскорбительное, описание того, что чувствуют люди, столкнувшиеся с антисемитизмом, но и оправдание самого антисемитизма, что уже просто скользящей такой походкой пересекает границы оскорбительного и уходит в такие степи, где пастись своим коням я не позволяю.
Чтобы не затевать длиннющей дискуссии, выскажусь конкретнее.
Самое страшное в российских антисемитах - то, что большинство из них себя таковыми не считают. Они будут преспокойно говорить наидремучейшие вещи ("Но почему евреям не быть уважительнее к культуре чужой страны?", "Но ведь нельзя же отрицать того факта, что евреи ввергли Россию в полымя революции", "Но ведь нет ничего дурного в слове "жид" - им пользовались Толстой, Достоевский, Пушкин", "Но надо же как-то защищать интересы коренной нации", "В деле Бейлиса далеко не все так ясно, и летописные свидетельства о питие христианской крови голословно отвергать нельзя") и при этом совершенно искренне считать себя нормальными, либерально-настроенными людьми, без капли шовинизма и национальной нетерпимости.
Не буду называть Зайчиков антисемитами, но симптомов у них хватает. Чего только стоят два момента в этих прочитанных мной страницах:
1) цитирование Ветхого Завета, якобы приказывающего евреям грабить приютившие их государства и, и инсинуация того, что евреи живут этим принципом;
2) обстебывание неудавшейся высылки евреев в Биробиджан, как великой милости со стороны русского народа.
Этого было более, чем достаточно, чтобы дальше книгу я не читал. Даже если она, в общем и целом, выступает против фашизма и активного антисемитизма, пассивный, бытовой антисемитизм она только пропагандирует. Это и есть то самое, о чем я говорил в начале: эти люди искренне считают себя интернационалистами, а на чуть поскребешь - и полный улет".

http://www.fandorin.ru/forum/showthread.php?s=5e31dc08e34a845745f32b22bd4c2596&threadid=3187&perpage=15&pagenumber=5
Arbeit macht frei

pes

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #67 : 21 Июля 2006 04:00:45 »
Уважаемый Квисин, у Вас ушло довольно много времени на поиски... :)
ирония вполне уместна...
То, что на форуме Фандорина живут наивные поклонники Явлинского, не отменяет слов и мыслей, но всё же- мне они симпатичнее имперских силовых структур.
Я, понимаете ли, не хочу, чтобы моя жизнь заисела от пьяного багатура (см.), ОК?
А может, Вы были искренни? :-[
« Последнее редактирование: 21 Июля 2006 04:09:02 от pes »

Оффлайн kwisin

  • Заслуженный
  • *****
  • Сообщений: 1995
  • Карма: -14
  • Пол: Мужской
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #68 : 21 Июля 2006 15:40:02 »
Цитата принадлежит не мне.
Arbeit macht frei

Ли Хуа

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #69 : 27 Июля 2006 07:14:56 »
1) цитирование Ветхого Завета, якобы приказывающего евреям грабить приютившие их государства
Так цитирование или не цитирование? Переврал Ван Зайчик Ветхий Завет или процитировал верно?
Вопрос не праздный, поскольку имеется слово "якобы".

Вспоминается фильм Ширли-Мырли и цыган, все разговоры сводивший к цыганскому вопросу.
Есть, есть такое свойиство у малых национальностей (малых в данной стране), да и прочих меньшинств тоже - сводить всё на себя то - что было и то, чего не было. Находя при этом черную кошку в темной комнате даже тогда, когда ее нет. Заметить это человеку, входящему в такую социальную группу далеко не всегда возможно, а сторонний человек чувствует сразу.
Да, книга Ван Зайчика написана так, что толковать ее можно по-разному. Зачем? Не знаю. Я сам долго балансировал между альтернативными трактовками, но, в конце концов выбрал прямую.  Если кто-то избрал альтернативную - это его право и беда. Требовать однозначного ответа от автора за большевиков он али за кумунистов? Так он вроде прямым текстом говорит, что за Интернационал.  :D
« Последнее редактирование: 28 Июля 2006 08:45:35 от Ли Хуа »

pes

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #70 : 31 Июля 2006 02:04:36 »
[большевиков он али за кумунистов? Так он вроде прямым текстом говорит, что за Интернационал.  :D
[/quote]
зверя пицзеци не втречали? :-[

Ли Хуа

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #71 : 31 Июля 2006 11:53:13 »
[большевиков он али за кумунистов? Так он вроде прямым текстом говорит, что за Интернационал.  :D
зверя пицзеци не втречали? :-[
[/quote]
Встречал. Мне так кажется. :) Не всегда ведь знаешь, полный он, этот зверь или нет...

Ли Хуа

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #72 : 31 Июля 2006 11:55:49 »
Цитата: Олег Л
большевиков он али за кумунистов? Так он вроде прямым текстом говорит, что за Интернационал.  :D
зверя пицзеци не втречали? :-[
А кто его знает этого зверя? Пришел он или нет...

pes

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #73 : 02 Августа 2006 07:05:29 »
Цитата: Олег Л
большевиков он али за кумунистов? Так он вроде прямым текстом говорит, что за Интернационал.  :D
зверя пицзеци не втречали? :-[
А кто его знает этого зверя? Пришел он или нет...

По великому философу Сунь-Выню, результат можно увидеть не ранее полутора лунных циклов...

Alaverdy

  • Гость
Re: Дело непогашенной луны
« Ответ #74 : 19 Сентября 2006 12:51:27 »
О ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОРДУСИЗМА В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СТРАНЕ      

Уважаемые ечи, поделившиеся здесь своими драгоценными мнениями о своеобразии последней книги ХВЗ прежде меня. Я с оной книгой только что познакомился. Это не удивительно: страна большая, книги доходят в провинцию нескоро, а чтение – не главный из моих жизненных приоритетов. Но захотелось тоже «кукарекнуть» на тему, которая, думаю, уже надоела зачинателям обсуждения. Миль пардон! Может быть, кто-нибудь заглянет на форум из более поздних читателей, вроде меня.

Одной из вероятных задач ХВЗ при написании серии является, кажется,  поиск способов хорошего и цивилизованного разрешения проблем, в нашем мире разрешающихся не очень хорошо и не очень цивилизованно. Зачастую они (проблемы) у нас и не решаются вовсе, а медленно болят, продолжая свое существование. И вот, евро-китайский гуманист строит свои модели и проигрывает варианты решений на полигоне Ордуси. Это проблемы сепаратизма окраин (Дервиши), виагры и т.п. медицинских и псевдомедицинских средств (Лисы-оборотни), установления правильных отношений государства с партиями-сектами (Победившая обезьяна) и так далее. Очень законный и традиционный метод осмысления важных для человечества вопросов на примере страны Утопии. Да здравствует, Компанелла!
Если в первых книгах религиозно-культурное единство Ордуси – это, скорее, парадигма, рамочные условия, не подвергающиеся обсуждению, то в «Луне» автор попытался свою парадигму обосновать. В связи с этим появляется повод подумать о прочитанном ранее. Когда в «Жадном варваре» христианин Богдан считает для себя обязательным выполнение наставления авторитетного учителя из храма Конфуция, приходится верить автору - значит, в Ордуси так положено. Хотя, по большому счету единственный духовник Богдана - отец Кукша. И даже советы других православных священников он может только принять к сведенью, а может и вообще не принимать. Ну ладно, парадигма - есть парадигма, она не обсуждается.
Хотя червячок сомнения остается. Все-таки мирное сосуществование религий возможно только в ситуации некоторого угасания религиозной веры. Не говорю о необходимости войн и погромов. Но ведь вера означает полную убежденность в правоте и истинности исповедуемого учения. Поэтому христианин просто не может восхищаться буддистом. Нормальной христианской реакцией Богдана по отношению к напарнику была бы жалость (такой хороший человек, и вдруг мечтает об уничтожении своей Богом сотворенной личности в нирване). По идее аналогичным должно быть и отношение Бага к Богдану. Поэтому поразительна по своей религиозной необоснованности та сцена из первой книги ХВЗ, когда доблестный человекоохранитель Багатур наивно разделяет ответственность за грех по юрисдикциям разных церквей ("у меня беспощадная карма, а ты грех отмолишь"). Если он серьезно верующий буддист, то он и должен верить в то, что у всех - карма, только некоторые чудаки из других конфессий этого не понимают. В таком случае предложение напарнику взять на себя общий грех оказывается этически не очень красивой подставой некомпетентного в духовной области простачка.
Тут уместно еще поставить вопрос о правомерности употребления «фирменного» обращения героев всей серии книг друг к другу. Слов нет, сказать ближнему «драгоценный единочаятель» предельно трогательно для нашего сердца. Но вот, на какой основе могут быть сформулированы единые чаяния и надежды у буддиста, христианина, мусульманина, иудея, кришнаита и представителей многих других сект и верований? Любой самый простой учебник религиоведения не умолчит о том, что представления о рае и путях спасения в этих верах разные, иначе они не сформировались бы в разные религии. Значит, единые чаяния возможны только на уровне внерелигиозном, например, на основе идеи общегосударственного патриотизма. Действительно, народы и культуры Ордуси очень хорошо дружат «против варваров». И при всей сентиментальности героев ценности «общеордусского дома» оказываются для них дороже ценностей родного пепелища и обретения путей совершенства, рекомендуемых своей культурой.
Недаром во всех случаях междусобойных отношений между религиями и культурами в книгах действует железный принцип кота Леопольда. Если высший авторитет ХВЗ сказал, что надо жить дружно, значит, надо жить дружно. Пока читатель следит за развитием сюжета, пока сочувствует торжеству действительно высоких человеческих качеств героев, о природе этой дружбы как-то неуместно рассуждать. Тем более, что финалы всегда торжественны и красивы, а победителей не судят.
Но вот в самой Ордуси наметились реальные конфликты. Автор перешел с языка сказки и мифа на язык романа. Браво, великий ЕКГ ХВЗ почувствовал, что его читатель повзрослел! Детство столь почитаемого в Ордуси основателя буддизма принца Гаутамы Шакьямуни кончилось, когда он впервые  увидел зрелище человеческих бедствий, болезней и смерти. Заканчивается и детство читателей книг о славном мире, где плохих людей нет. Нельзя бесконечно закрывать глаза на зло, которое существует в нем объективно, а не только по вине отдельных «человеконарушителей». Например, на зло противоречивых различий между народами. Не всех ведь может уговорить добрый кот Леопольд.
Следует только подумать о том, что психологическая окраска негативного отношения одного народа к другому – это форма проявления противоречий, которые находятся на более глубоких уровнях: социальном, политическом, экономическом, религиозном. Здесь мы опять сталкиваемся с парадигмой мира Ордуси. Ряд возможных противоречий искусственно выводится за скобки художественного эксперимента. Значительных социальных различий в Ордуси нет. Совсем как у Пушкина на острове-Буяне:
«В той столице все богаты.
Хижин нет, одни палаты».
Возможные недостатки политического устройства общества компенсируются замечательной мудростью и беспримерным человеколюбием правителей и чиновников: императора, князей, начальников возвышенных управлений и прочих добрых молодцев разных уровней.
Но на экономические различия в книге о непогашенной Луне уже недвусмысленно намекается. Ютаи отдаленной провинции богатеют значительно быстрее, чем местные жители. Происходит постепенный передел собственности, изменение структуры действующего на территории капитала по национальному признаку. Собственно, это и встревожило местных жителей. Форма выражения этой тревоги и активность действующих лиц, отчасти спровоцированная идейными антисемитами – вещи все-таки второстепенные. Хотя само изображение этой провокации – несомненная творческая заслуга автора, который не счел для себя возможным скрывать от наблюдателей своего прекрасного мира и эту неприятную правду жизни. Но все-таки экономическая причина юдофобии кажется автору неосновательной. Серьезные идеологи антисемитизма Мордехай Ванюшин и его жена Магда этот фактор не учитывают вовсе. Для них ютай оказывается источником не экономической экспансии, а некоего метафизического зла, прорывающегося непредсказуемым образом во всех делах, им совершаемых.     
То есть, остается единственная причина разделения народов – религиозная. И здесь мысль автора идет в верном направлении. Религиозные основания жизни народа следует искать в священных книгах исповедуемой народом религии. Не будем вдаваться в тонкости текстологических различий между Библией и Талмудом. Отметим только, что та часть Библии, которая называется Ветхим заветом, содержит тексты, являющиеся священными также и для иудеев. Обращение к Ветхому завету в данном случае оправдано. На форуме уже звучал вопрос о том, насколько точно в книге пересказана Библейская история о Мардохее и Есфири. Думаю, что точность пересказа достаточна для того установленного в «Луне» весьма обобщенного уровня обсуждения религиозных вопросов. Другое дело, достаточен ли объем предлагаемого к рассмотрению массива данных для того, чтобы сделать какие-нибудь выводы. Наверняка иудеи скажут, что оппоненты толкуют фрагменты их учения слишком узко и тенденциозно. Но здесь узость подхода диктуется принципиальностью действующих лиц, которую при всей широте своего евро-китайского гуманизма не мог скрыть от читателей честный автор. В наиболее кратком виде мне видится следующая формулировка этого вопроса:
Действительно ли вероучение дает иудеям религиозные основания для самовозвеличивания как национально-религиозной общности и пренебрежительного отношения к народам, исповедующим другие религии? То есть, действительно ли конфликты в разных областях политических, экономических, социальных, бытовых и многих других сфер еврейско-нееврейских отношений имеют основание в религии иудаизма и будут продолжаться до тех пор, пока евреи сохраняют свою религиозно-культурную идентичность, пока будут верны своему религиозному учению?
Общий итоговый ответ на этот вопрос положительный. Да, это действительно так. Здесь не место приводить аргументы. На эту тему написаны горы книг разной степени научной добросовестности и публицистического накала. Желающие могут поинтересоваться в гуманитарных библиотеках.
Поэтому торжественная сцена, в которой патриарх Рабинович и Кормибарсов-старший обмениваются в машине обрывками цитат из Талмуда и Корана, стараясь доказать друг другу, что в священных книгах говорится об одном и том же, очень понятна психологически, но неубедительна по существу. Понятно, что почтенные старцы пытаются порадовать друг друга игрой в похожие цитаты. Но понятно также, что это только игра, результаты которой уместны в качестве комплиментов в дружеской беседе, но не могут убедить серьезных критиков. А речь-то идет об архиважном вопросе, определяющем отношения между их народами и культурами на века вперед.   
Отсюда ощущение некоторого разочарования от последнего художественного эксперимента ХВЗ. Кажется, что в Ордуси все понарошку. Мир и благоденствие царят там только по желанию автора, а не сообразно протекающим в нем естественным процессам. Да и сам автор это чувствует. Антисемиты в книге идейно не побеждены. Ванюшин умирает от разорвавшего его сердце противоречия, разрешения которому он в себе не нашел. Это, впрочем, противоречие средств, а не целей, противоречие между насильственным активизмом идейного борца и неизбежной толерантностью «культурного» человека. Без террористических эксцессов он мог бы прожить антисемитом всю последующую жизнь, никто ведь Ванюшина не переубедил. Магда вот, так и осталась до конца романа при своем мнении. Главным героям остается только отнестись к ней как к мелкой злобной старушонке и гуманно пожалеть.
Но в целом последняя книга ХВЗ для меня очень показательна. Писатель глубже всматривается в созданный им мир и открывает в нем скрывающиеся за видимостью внешнего благополучия противоречия. Дальнейшее развитие художественной ситуации видится мне в двух вариантах. Либо изначальная парадигма должна быть тактично изменена, чтобы в дальнейшем избавить сюжеты от несообразностей, порождаемых противоречиями мировоззрений отдельных религиозно-культурных составляющих Ордуси. Для этого требуется мощное художественное открытие, чреватое риском потерять доверие части многочисленной читательской аудитории, очарованной прелестью сказочного бесконфликтного мира. Уже серьезность «Луны» многих оттолкнула. Либо автор доводит свой эксперимент до логического завершения, то есть, методом доведения до абсурда доказывает читателям невозможность реального построения общества, построенного на беспринципном эклектическом сочетании духовных основ разных религий и культур. И за это мужество честного самоотрицания мы должны быть особенно благодарны великому евро-китайскому гуманисту.