Полагаю, процесс разноплановый, составной, так сказать. Сочетание объективных экономических потребностей с объективными возможностями, наложенное на общий кризис идеи и субъективные понты.
Заводы с известным стабильным качеством, делающие OEM/ODM продукцию для крупных западных или японских клиентов, с одной стороны уже имеют полную возможность выбирать клиента полакомее и посговорчивее, а с другой стороны, чтобы удержать позиции, опять же тратят много на развитие производства, и, будучи на виду, испытывают гораздо большее давление государства, чем какая-нибудь мануфактурка... Поэтому, с одной стороны, им приходится тратить больше, а с другой стороны - есть возможности переложить это на клиентов (ну, или хотя бы попытаться переложить). Все вполне объяснимо и объективно.
Администрирование стоит дорого; как уже отмечала Nematahariya - дефицит специалистов; любое телодвижение для гиганта – трата ресурсов, поэтому процесс фильтрования клиентов в поиске того, кто не только заплатит больше, но и проблем доставит меньше (sic!), в принципе пошел уже давно. Кризис повернул дело вспять ненадолго, люди снова засуетились, заволновались, как в былые времена, пока было непонятно, что будет: а вдруг все клиенты исчезнут и их фабрика тоже разорится, как десяток соседних (тех, кто еще не успел опериться до кризиса или наоборот уже совсем разложился)? Но сейчас все опять входит в колею, так как все убедились, что Китаю этот кризис не грозит, а наоборот, как заметил Aqua Mar, имеется пост-кризисный дефицит производства.
Опять же соглашусь с предыдущими ораторами, процесс разленивания, перебора клиентов по принципу "любишь? - докажи!" - не у всех обязательно имеет объективный характер, обусловленный реальными экономическими потребностями и возможностями. Просто первичный этап борьбы за выживание прошел, идеи бессонного труда ради какого-то «послезавтра» уже не зажигают сердца, никому из лаобаней непосредственно сейчас не грозит вернуться в бедность, поэтому действиями движет уже не прямая необходимость выживания бизнеса, а уже какие-то моды, поветрия. Люди стали рассматривать если не свой сегодняшний, то уже завтрашний день: а что там будет? Ради чего все? Пока не появилось новой большой идеи, все на время заменяется модами, статусными фишками. Лидеры индустрии задают тон. Раз они имеют возможность отсеивать клиентов, диктовать свои условия и закручивать цены, то почему бы не попробовать и нам ? Как всякая дурная мода, эта мода тоже алогична, и она захватывает и тех, кому бы надо не выпендриваться, а кормить клиента с ложечки. И бывает для бизнеса губительна.