Автор Тема: Маршрут Мурманск–Урумчи–Кашгар–Дарчен–Ронгбук-Лхаса–Гуанчжоу–Санья  (Прочитано 42081 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Собираясь в поездку, я понимал что времени у нас в обрез, но была большая надежда на то, что китайцы в 2007 году вроде как собирались закончить модернизацию трассы G219. Забегая вперед, скажу, что тем кто поедет в следующем году, это практически гарантировано, темпы строительства и размах с каким она строится, поражают. Покрытие строится капитально, с учетом возможности селей, водоотводами и всеми положенными мелиоративными сооружениями.
Едем временами до 80 км в час, но тут начинаются проблемы с движком. Опять же из опыта предыдущей поездки знаю, что проблемы с компрессией у машин здесь не редкость, “железные кони” тоже ловят горную болезнь.  Но с парой вынужденных остановок все-таки добираемся до Куды.
Высаживаемся у шлагбаума, делящего поселок примерно пополам. Пространство слева от дороги занимает большая войсковая часть. Довольно оживленный надо сказать поселок, нас сразу окружает толпа зевак, народ уже по большей части китаевидный, видно что поселок стал творением китайской экспансии в Тибет.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Метров в 20 после шлагбаума нас заводят в местную ночлежку, гостиницей, данное заведение не назовешь. Переночевать вдвоем стоит 30 юаней. При входе столовка на 3 столика, с телевизором, правда электричество только ночью, от дизель-генератора. Кстати в этой столовке мы на редкость вкусно покушали пару раз. Не знаю почему, но такого удовольствия от помидорно-яичного супа и риса с яйцом, да еще закусывая злым чесноком в немереном количестве, я нигде потом не получал, да еще и за 20 юаней на двоих. Комнатки представляли собой помещения размером с купе в поезде, с двумя полками, на одной из которых мы разложили вещи, а на другой сразу же легла Наташа в спальнике, ей к этому времени слегка поплохело, то ли укачало, то ли высотная акклиматизации началась...

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Я провел небольшую разведку. Обнаружил на заднем дворе туалет. Потом познакомился с постояльцем, говорящим на английском, причем очень прилично. Судя по тому, что у него в каморке был ноутбук, образованный китаец. Ехал он тоже в Али, и убедил нас, что завтра транспорта будет в ту сторону навалом.  Договорился через него с хозяином о вышеописанном обеде и присоединился к Наташе, так как делать особо нечего. Где-то через полчаса хозяин доложил о готовности обеда и мы с удовольствием вышли так сказать в свет.
После этого я завязал беседу со своим новым знакомым, показал ему нашу охранную грамоту. Он долго расспрашивал меня о том, как я решил ехать, постепенно его расспросы начали меня немного беспокоить, когда его заинтересовало на ксерокопии паспортов место выдачи китайской визы – Германия, уже насторожился. Его же взгляд стал таким холодным, что я до сих пор думаю, что он был, наверняка, особистом или гэбистом. Все мои объяснения, что мой знакомый имеет бизнес в Германии и получить визу через него легче, чем в родной России, на него не произвели успокаивающего действия. Он так и остался подозрительным и менее разговорчивым до конца вечера. После появления электричества мы зарядили все наши аккумуляторы, посмотрели недолго телевизор, при этом еще слегка перекусив, чем-то из своих запасов.  Легли спать пораньше. Спалось удивительно хорошо… Я еще не знал, что завтрашнее утро будет самым нервным для меня, пожалуй, за всю поездку…
Утром проснулись довольно рано, в восьмом часу. Дома, правда, на четыре часа раньше, и хотя,  даже, покупая билеты на перелеты до Кашгара, я пытался учитывать этот сдвиг, подгадывал под лучшее сочетание с внутренними часами, на деле разница совершенно сгладилась. Думаю под потоком новых ощущений мозг забыл о такой мелочи как сдвиг в 4 часа. Дома, сидя перед телевизором, даже часовой переход с летнего времени давит на веки, усни, мол, вчера мы с тобой в это время уже сладко посапывали в предвкушении очередной сколькототысячной серии снов о стране Морфея…
Транспорта по словам вчерашних наших новых друзей будет столько, что “клыент забудет об усем”. Действительно, чистил зубы я под грохот выдвигающейся с военной базы нескончаемой колонны. Через минут двадцать установилась гробовая тишина. Я прошел в столовку, наш хозяин, как это водится в Китае, спал прямо в подсобке на диване. Скоротали время незамысловатым завтраком из своих запасов. Часам к 10 ночлежка начала потихоньку оживать.
Первым сюрпризом было то, что наш англоговорящий друг уже уехал. Когда он успел, для меня так и осталось загадкой. Вторым сюрпризом стало то, что простояв где-то полчаса, мы не заметили какого либо значительного движения транспорта. Хозяин какого либо внятного желания помочь нам в деле транспортировки дальше не показал. Вообще потеряв какой либо интерес к нам. Третьим сюрпризом стал наоборот повышенный интерес со стороны тусующихся вокруг военных. Сначало вроде как просто интересовались, что да как, кто такие. Почитали нашу охранную грамоту. Потом начали объяснять,  что ехать дальше нельзя, едьте назад. 
Я начал косить под дурака, но они выяснив у хозяина ночлега, что ночевали мы именно у него, наехали до кучи на него. Потом куда то ушли. В этот момент останавливаю бензовоз, начинаю объяснять и торговаться. Хозяин, почуяв, что пахнет жаренным тоже подключается. Сторговываемся на 400 юаней до Али, вроде нормально, учитывая, что если я правильно понял ехать он будет дня 3. Но уже лишь бы уехать!
Собираемся залезать, машет руками, оказывается двоих он не везет. Тут же, что-то объясняет, я уже ничего практически не понимаю.  Зовет в соседнюю забегаловку, объясняет все время что-то… Потом машет рукой вперед и уезжает. Садимся на рюкзак. Идут вояки. Подбегает хозяин, лопочет что-то. Встаем, идем за ним в сторону вояк. Ну думаю, сдавать нас ведет, сука… Подходим к воякам. С ними уже чин постарше чем был до этого, со звездами на погонах, не с лычками. Надо сказать, что самым зловредным, в расспросах до этого, был сержант, в полураспахнутой гимнастерке, очень неопрятный и прыщавый, типичный дембель.
И тут удивительно повел себя хозяин, встав на середину дороги он стал переругиваться с военными, а нам, почти прогоняющими, жестами стал грозно указывать вперед. И тут я увидел метрах в ста впереди стоянку с бензовозом, который проезжал, и еще какими то грузовиками. Вон оно что! Стояли мы не там! Видать дальнобойщики стоят особняком дальше по трассе. Уже не обращая внимание на крики перебранки позади нас, рысью идем на стоянку к водиле с которым я уже имел торг.
Он адресует нас к другому водителю. Может тот говорит по-английски? Нет. Он выглядит более интеллигентно и видимо является наиболее авторитетным из группы водителей. И тут происходит эффект, с которым я неоднократно сталкивался впоследствии, и воспринимал это затем как вещь обыденную. Разные китайцы мало того, что понимают мой скудный китайский порой совершенно по-разному, то есть, если точнее, одни совсем не понимают, а другие то же самое понимают с пол-оборота, так еще и я, от одних совсем не схватываю смысл, а других понимаю, полу-угадываю – полу-додумываю, но прихожу к решению языкового барьера, легко и ненапряжно.
Короче, этот водитель объяснил наконец то мне, что дальнобойщики ездят по двое в машине, а мест в кабине три. Поэтому им разрешается брать только одного пассажира. Сразу за поселком стоит чек поинт, полицейский пункт проверки и досмотра автотранспорта. Пересечь его мы сможем только если разобьёмся на две машины, а после пересечения его уже можно будет пересесть снова вместе. На том и договорились. За 800 юаней с двоих. Но как я был рад убраться с этой, чуть не ставшим нашим конечным пунктом трассы 219, военной базы – поселка Куды, такого гостеприимного в первый день и такого недружелюбного на второй.
На полицейском пункте мы перешли пешком шлагбаум и, заинтересовав офицеров, которые, не в пример военным, были дружелюбны и улыбчивы, практически  лишь на пару минут, двинулись по прекрасной асфальтированной дороге дальше на юг. 

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Бензовозы, а именно на двух представителях этого вида китайского автопрома мы двинулись в путь, ехали со скорость 20 – 30 км час, рекорд за все 3 дня, если мне не изменяет память,  45 километров в час. Едут неспешно, с частыми остановками, периодически умудряясь еще и обгонять друг друга. Пользуясь такими обгонами, снимаем с Наташей друг друга со стороны, она на фотик, я на камеру. Потом и вовсе садимся в одну машину, к руководителю этого маленького тандема с его сменщиком Джибулой, имя которого я запомнил благодаря созвучности с именем арабского политика Наджибуллы.
Окружающий пейзаж круто меняется, появляются заснеженные вершины, блестящие на солнце необычайно ярко, водух тут прозрачный, облачности почти нет, да и неудивительно, через пятьдесят километров мы преодолели первый серьёзный перевал около 4900 метров,  Chiragsaldi-Pass.  Говорят если забраться еще чуть выше, отсюда можно увидеть К2. Не знаю, не видели. Наташа еще и потому, что к перевалу уже задрыхла, следуя своей системе акклиматизации к условиям высокогорья  ;D.
Надо сказать, что дорога до Али особым разнообразием не баловала. Зато побаловала несколькими перевалами до пяти с половиной км. Сколько либо значимыми пунктами здесь были Мазар, Шахидулла, Дахуньлуньтань, Домар и Рутог. На ночлег останавливались только раз, в Шицуаньхэ.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
О, мой рассказ начал уже самостоятельное путешествие!  ;D
Когда я начал тему о своем путешествии в этой рубрике, её перенесли в топик транспорт, маршруты и т. п.. Теперь вот вернулось на круги своя. Спасибо! Там где то еще фотка одна продублировалась, про Кашгар, старый город,если можно удалите дубль.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Немного отвлекусь от путевых заметок, надеюсь меня не переместят снова в маршруты билеты за это...
Тут меня уже неоднократно спрашивали как я сумел купить авиабилеты южно-китайских авиалиний (China Southern Airlines) через интернет. Решил написать об этом отдельно.  Вообще я думаю посвятить отдельно часть заметок путеводителям, сайтам и т. п., так как в наш век любой нормальный человек, может заранее распланировать свое путешествие, расписать его по пунктам, дням, чтобы не терять потом, порою драгоценное время. Можно сказать что путешествию в реальном мире,  предшествует мир виртуальный.
Первое, это надо зайти на сайт и зарегистрироваться. Это надеюсь понятно, процедура стандартная, разве только, что пароль не меньше 8 знаков и имя не должно начинаться с 3х символов совпадающих с кодом аэропорта или авиакомпании. Регитесь, заходите… Далее заполняете свои данные, в телефоне вместо + ставите 00.  Далее в первой менюшке check booking, нажимаете первый пункт book flight. Далее выбираете число, маршрут, время, пошарте соседние даты, разница в тарифах может быть очень существенной. Самая хорошая скидка идет месяца за полтора, раньше еще дорого, позже – зависит от количества выкупленных билетов. Я брал в Лхасе билет меньше чем за сутки до вылета и попал тоже на самый дешевый тариф, но тут уж как повезет! До сей поры проблем быть не должно. Если они возникли, мой вам совет, либо сидите дома, либо езжайте через туроператора и ходите везде за табличкой.
Далее ставите точечку в пересечении строки своего рейса и самого дешевого столбика. Надеюсь вам повезет, он будет красным и с заголовком Happy Fly. Это самый дешевейший тариф, дешевле только по спецпрограммам, всякие счастливые крылья, набранные мили и т. п., в общем если вы читаете про то как купить билет здесь, то вам эти варианты не светят. Помните, что сдать билет и получить деньги за него, если вы пошли по самому экономичному варианту нельзя!
 Жмете кнопку Next.  Появляется форма где вам предстоит заполнить все данные о пассажире для билета. Купить билет другу не возбраняется. Passenger Name вводите как в загранпасспорте, между фамилией и именем обязательно знак /.  For example: Owen/Michell 
Жмем далее и нарываемся на поздравление с успешным резервированием нашего полета в виде:
Congratulations, You Have Successfully Reserved Your Flight
Your OrderNo Is:C07120604151The total fare:¥1380CNY
Please confirm payment for this reservation within 20 minutes, or your seat will be automatically cancelled!
Снизу будет описание процедуры оплаты
1、Close Before PayThe browser pops up window to stop program,When in first-time use,please download and install the online payment control.
2、If you have trouble about your payment or you do not have a card, please contact our Customer Service Call Center (8620)-95539 dial #4.
3、After payment, please check your payment status by checking payment management to avoid needless duplication.
4、International Visa Card、Master Card payment please select Uni-pay
Соответственно устанавливаем нажав вторую ссылку программы необходимые для проведения платежа. Кроме того я добавлял сайт авиакомпании в довереные узлы. Пуск-Настройка-Панель управления-Свойства Обозревателя-Безопасность-Надежные узлы-Узлы-Добавить http://*.cs-air.com . Также необходимо чтоб ваш браузер понимал элементы ActiveX. Позже вам еще понадобиться скачать программку, если вы захотите распечатать у себя посадочный талон со штрих-кодом. С ним вы сможете зарегестрироваться в аэропорту без стойки регистрации. Сам я этим не пользовался, а вместо этого в первом же аэропорту подошел к стойке по работе с электронными билетами, и по своим распечаткам получил билеты в обычном, привычном для нас виде на бланках. В Урумчи данная стойка находится там где отмечено жирной красной стрелкой на плане ниже.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Ставим точку в первом пункте для вывода информации о полете. Жмем кнопочку с надписью Uniuon Pay
В открывающемся подменю выбираем первый пункт Visa. Затем  внизу страницы жмем кнопку  pay.
Также у меня не получилось заказать билеты карточкой Visa Electron, прокатывают только Classic и выше. После таблички для ввода ваших данных будет следующия инфа. Кому интересно почитайте, понажимайте, но ничего существенного там нет.
На следующей странице имеем примерно следующий расклад:
Сверху табличка с полями для ввода номера кредитной карточки и названия банка, причем если элементы ActiveX броузер не понимает, то вы на месте этой рамки увидете только иконку Visa, поэтому внимательно читайте все подсказки.
Пользуйтесь онлайн словарями, благо их сейчас на любой вкус. Например
http://www.mdbg.net/chindict/chindict.php?page=translate
http://www.lec.com/Affiliates/AffiliatesTranslateText.asp?Affiliate=MB0021
http://www.translate.ru/text.asp#tr_form
Далее



We promise: your online payment with GNET PAYMENT GATEWAY is safe!



Notice:
1.Please wait a moment while the security control program is being download to display the input dialogue box. If the online payment input window does not come up with your browser, please click here to get help.
2.If the installation of Plug-in is blocked by functions like "3721 assistant", Please Click Here to open the Plug-in download support page.
Visa card users please click here.
3.If transaction is idle for over 10 minutes, the online payment session will time out.
The online payment process of VISA credit card:
1、Input your credit card number and the expiry date of the card;
2、Click the 'Submit' button to execute the payment;
3、After payment is succeeded, Gnet Payment Gateway will lead the customer return to the merchant's website.
Могут вылезать также окошки с предложением открыть счет в различных банках, поступаем как с любой рекламой, в сад!!!
Как и следует из пункта 3 после ввода данных и нажатия кнопки оплаты, вы вернетесь на страничку выбора рейса. Поскольку бронь держат китайцы всего 20 минут, по состоянию ваших заказов вы сразу увидите, прошла оплата или нет, а именно по изменению в разделе check booking - my booking статуса Booking Status. Если оплата не пройдет в течении 20 минут, он станет Cancelled. Если будет Paid, значит появится опция  распечатать маршрутную квитанцию, т. е. электронный билет.
Земля прощай! В добрый путь!


Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Конечно же На ночлег останавливались только раз, но в Шахидулле, а не в Шицуаньхэ. Шицюаньхэ (西藏), он же Али, он же Гар - администритивный центр Западного Тибета, в 300 км на Запад от Кайласа. Автобусы из Лхасы ходят только летом, идут по Северной трассе, которая длиннее - но надёжнее Южной, идущей через Кайлас. Тот же Кайлаш иначе как Канг Римпоче местными не называется и соответсвенно слово Кайлаш ими не понимаентся категорично. Вообще в тибетско - китайских названиях немудренно запутаться. Многие населенные пункты для нас имеют по два, три, а то и четыре названия. Они в большинстве своем различаются на русских и англоязычных картах, но ни то не другое обычно не понимаемо местными жителями. По дороге в Москве мы купили самую подробную русскую карту, 1:6000000, но по моему, с 60-х годов никаких изменений туда не вносилось. На карте отмечен населенный пункт Барга. Довольно крупным населенным пунктом. Жирной такой точкой… Зато Дарчен находящийся в каких-то 15 километрах от него начисто отсутствует на карте. Еще дома, изучая отчеты и натыкаясь на упоминания данного населенного пункта, я удивлялся, как во время первой поездки не заметил столь значимого пункта. Мы ведь должны были проезжать его дважды! Впоследствии данное картографическое чудо сыграло с нами злую шутку. Барга оказалась перекрестком с десятком домов и воинской частью. От знака начала населенного пункта до знака конца, от силы 50 метров! Дарчен по сравнению с ним просто мегаполис! Ну да ладно, нам до туда еще почти неделю ехать, отвлекся я однако. Вернемся к нашему бензовозу.
Ехать вчетвером было достаточно тесно. Кресло посередке убирали почти все время и таким образом на лежанке все время полуспало, полупростопроводиловремя два члена нашей тесной компании. Если первый день кого-то еще смущало лежать валетом с незнакомым человеком, то к прибытию в Али разве что водилы ни разу не совместили койку.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Рассказывать о маршруте Кашгар – Шицуаньхэ – Кайлаш и сказать о проявлениях горной болезни только «типа голова болела жутко», имхо, как рассказать о кулинарных качествах какой-либо пищи, и ограничится только количеством каллорий. С необычными свойствами тибетского воздуха, вернее со свойствами  его отсутствия, я столкнулся еще в 2005 году, во время первой своей поездки. Тогда мы провели 3 дня в Лхасе прежде чем поехать в центр тибетского плато. Таким образом все правила высотной акклиматизации были строго выполнены и если в первый день подняться на третий этаж гостиницы, да что там третий этаж, нагнуться натянуть ботинок на ногу, было достаточно напряжно, то после трех дней в Лхасе, четырехдневная поездка в джипе в Дарчен прошла совершенно безболезненно. Прикольно только было обнаружить, что пакетики с быстрорастворимыми кашами, купленными к тому же в Лхасе, которая тоже не на равнине, а на 3500 метрах над уровнем моря, на третий день из плоских пакетиков превратились в надутые шарики!

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
В этот раз ситуация была совсем иной. Во-первых, мы въезжали с более приподнятой стороны тибетского плато, во-вторых времени у нас было гораздо меньше, проделать маршрут задуманный нами, в сроки отведенные нам визой в один месяц, можно было только изрядно поторопившись. С другой стороны, имея небольшой опыт я предпринял контратаку на высотку, в виде полугодовой подготовки, в ходе которой мы с Натальей немало побегали, прочистили печень с помощью питья оливкого масла и лимонного сока ( фуу, вспоминать тошнотворно). Задумав в ходе этой поездки посещение базового лагеря Эвереста, я посетил несколько альпинистких сайтов, на одном из которых (http://www.alpindustria-tour.ru/forum/viewtopic.php?t=89 ) почерпнул для нас целую программу профилактики, в виде легкой витаминно-лекарственной превентивной атаки. Помимо «Витрума», «Мезима», Карсила, «Линекса» и Глицина, рекомендованных в данной статье, вместо сахара ели Гематоген, чтобы не кусать в условиях нехватки железа металлические части транспорта, пили немецкий Doppel Hertz.  Короче я надеялся проскочить легко и с ходу. С ходу получилось, а вот со вторым, перефразируя евдокимовскую фразу из монолога о мужике после бани, хорошо что мы попались, другие бы сдохли наверно. Не знаю что было бы, будь мы менее готовы, но пик акклиматизации видимо пришелся на вторую ночь и было очень не сладко. Водилы где-то в два часа ночи остановились на генеральный перекур с посещением кафешки. Я еще толком не засыпал, состояние было среднее, в основном беспокоило только состояние слабости.
Надо отметить, что нехватка кислорода на всех сказывается по разному, кому по мозгам дает, кому по животу, кому спать охота, а кто наоборот от бессонницы изнемогает. Наташа проспала практически весь день, но как это часто бывает, человек просыпается не от какого-либо конкретного раздражителя (привыкаешь ко всему), а от смены окружающей обстановки. Короче, Наташа проснулась минут через 10 от того что мы так долго стоим и видимо все то, что я бодрствуя ощущал на каждом перевале днем, навалилось на неё разом… Плюс ко всему, её вообще укачивает в машинах и хотя она принимала таблетки от укачивания весь свой дневной рацион она оставила за цистерной.  Ночь, звезды, прохлада… Вода в рюкзаке, рюкзак в мешке, мешок на крыше бензовоза, а Джибула, который может туда залезть, в кафешке. Взял я пару стаканов кипятка, пополоскали на пару горлышки, сели обратно в теплую машину, всплакнула Наталья на моем ослабевшем плече и уснула. Молодой организм, закаленный спортом и жизнью со мной .
15 минут  и я сижу, в полном одиночестве, посреди «нигде»,  в 10 метрах от забегаловки, где рубятся наши шофера в карты и смотрят видик. Выходили, звали поесть, удивились, что «нам что-то не хочется». Ноги ватные, голова мутная, сон начисто отшибло… Стоим ждем полчаса неизвестно что… Все плохо короче. Бывают и такие моменты в любом путешествии, но вскоре всё встает на свои места – водилы шумной ватагой вываливают из кафешки, весело рассаживаются «по коням» и мы движемся дальше. Я вдруг чувствую голод, нахожу початую пачку российского печенья, с удивительным аппетитом, к недоумению водил, доедаю её и, отправив Наташу назад на лежанку, проваливаюсь в долгожданный сон, свернувшись в очередную позу на кресле, обвив ногами радиатор печки.
Вот такая горная болезнь!
Перечитываю и понимаю что все равно как-то не страшно получилось! Добавлю, что как пишут западные издания на этой дороге Xinjiang Highway Kashgar - Shiquanhe – Kailash практически ежегодно погибают туристы, правда в основном в возрасте и в основном от недооценки роли высокогорной акклиматизации.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Как я уже сказал на ночлег останавливались только раз, в Шахидулле. Остановились уже затемно. Водила сказал, что утром будет чекпойнт. Я предложил ему авантюру, с тем чтоб мы прошли его ночью и заночевали на той стороне в палатке, а с утра спокойненько подсели бы к ним, но оказалось, что там все серьёзно – шлагбаум, забор и возможно вояки, не дай бог на них нарваться, потом и утром не пропустят ни за какие коврижки. Ну да ладно, останавливаемся в ночлежке справа от дороги.
Хозяин оказался очень радушным, то ли туркменом, то ли узбеком. Что то рассказывал и про Ташкент, и про Ашхабад. Был очень любезен и я и рад бы был поддержать с ним нашу незамысловатую беседу, тем более, что в китайской глубинке, человек хотя бы побывавший в СНГ, уже практически земляк, но он постоянно забывался и переходил на обычный для китайцев темп речи, просто недостижимый для меня.
Поужинать решили тушеными овощами, которые я выбрал прямо на кухне, ткнув пальцем в понравившиеся. Сначала подали сладкие пампушки, традиционные для Китая, но несколько непревычные для нас.  Тесто на пару, по мне так, практически тоже самое, что вареные блины, аккуратно скомканные в комочек… Но вроде как угостили, поэтому жуем, старательно слизывая тесто с зубов.
 Кстати, еще одна традиция кулинарная, непривычная для нас. Сразу по приходу в любую кафешку посетителю наливают чай, точнее кипяток с щепоткой заварки, чаще всего зеленого или цветочного, жасминового чая.  С ним ты и коротаешь время, пока готовят твое блюдо. Периодически, по мере опустошения чашки, тебе добавляют кипятка. Заварки при этом уже не добавляют.  Поэтому после еды, когда, мы русские, и пьём обычно чай, ты пьёшь уже просто кипяток, и то если чашку не уволокли проворные официанты.
С овощами дали еще и какое то мясо со специями. За все взяли 25 юаней. У меня сложилось впчатление, что шофер понял мое предложение завезти нас за чек-пойнт и оставить там на ночлег, как то, что в палатке я хочу ночевать из экономии. Рассказывая про нас, он видимо представлял нас как бедных россиян, в погоне за жаждой знаний, вынужденных путешествовать с палаткой и впроголодь. В итоге за ночлег за двоих с нас взяли 30 юаней.
Вообще наша охранная грамота произвела на водил должное впечатление. Очень часто я ловил сочуственные взгляды оплачивая какой-нибудь ночлег или обед. Также они всегда пытались устроить нас по самому экономичному варианту, при этом извиняясь и убеждая, что это самый дешевый вариант.
Спальни в ночлежке были образованы путем постройки в стандарной казарме стенок, отделяющие по паре коек, и натягиванием между стенок занавесок, образующих длинный коридор. Как водится легли на одной кровати, на другой разложили вещи (наш рюкзак путешествовал всю дорогу на крыше бензовоза - места в кабине для 80 литрового рюкзака недостаточно) и пользуясь редким доступом к нему и освобождающимся местом в малом рюкзаке, делаем назревшие рокировки, да и просто разложить вещи проветрится в длительном походе, очень полезно.  Ложимся в спальнике. Удобно – греемся, он у нас двухспальный, и гигиенично, неизвестно, кто спал тут предыдущую ночь. Во всех ночлегах хозяева, проводя в комнату обязательно покажут одеяла, которые везде в избытке и очень теплые и мохнатые, может верблюжьи? Зато простыней нет как класса. По первой поре я думал, что они так выражают что-то типа – вот у нас одеяла есть, не хухры-мухры. Позже пришел к мысли, что многие иностранцы недооценивают уровень суточных перепадов температур в Тибете и хозяева зная это, акцентируют внимание на этом. Можно с вечера запросто лечь слегка укрывшись покрывалом, а ночью проснуться лязгая зубами.
На первой коре вокруг Кайлаша в 2005м, на ночевке в палатке у Дирапука , я залез в спальник, кстати не очень теплый, по домашнему… Нет, не так. Начну с предыстории.  Вообще, моя первая поездка, это совсем другая история, но порой связи между двумя поездками просто нельзя не показать, без потери логики некоторых эпизодов этой поездки. Так сказать, тень тех далеких событий незримо довлела над нашим будущим.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Готовился я к той поездке, и особенно к пешему походу, тщательно, примерно как к восхождению на серьёзную вершину. Да и не я один. Санька с Хабаровска даже каску приволок, а в Лхасе еще и палки телескопические прикупил. Начитался я на http://zharov.com/kuda/tibet.html про экипировку и иду значит кору, в шерстяной шапке, в куртке с подстежкой, ботинки Ecco, короче весь такой создан для жизни ( если кто не знает, это слоган Ecco). Рэмбо в Тибете, часть четвертая… С утра было еще более менее прохладно, а к полудню вышло солнце, температура до 15 градусов поднялась, местные шлепают кору чуть не в тапках. Куртку снял на пояс повесил, спина все равно мокрая. Чувствую себя потихоньку идиотом.
Прикол кстати на эту тему был еще дома. Переписываюсь по инет с будущим своим спутником по первому путешествию в Лхасу, нашим великим кормчим Евгением. Он мне значит и пишет,- “климат там жуткий, вот сейчас лето ( а он сам в Москве), а там ужас!” И дает ссылку http://uk.weather.yahoo.com/CHXX/CHXX0080/index_c.html . Смотрю и вправду, не фонтан, месяц июнь и около 0, хотя засомневался, дай-ка думаю гляну, а что у нас в Мурманске? Посмотрел… На 2 градуса выше. Скинул обратно Женьке, а он недоверчиво так, а что и правда у вас такая погода!
Такой вот родной город из анекдота – “междугородний обмен… Мурманск, Хиросиму и Нагасаки не предлагать!!!”
Короче  залез я, разочарованный всеми предостережениями, вечером в спальник, кстати не очень теплый, по домашнему – приятно отдохнуть в прохладе, от обуви, сполоснувшись в ледяном ручье, после пешего перехода в треккинговых ботах, по +15 градусной жаре. И сладко заснул. И не мешали мне даже многочисленные собаки, раскладывающиеся спать у палаток, буквально заваливающиеся на стенки, еще и решающие при этом свои вопросы местной иерархии.
Проснулся я ночью не просто лязгая зубами, меня всего буквально колбасило. Никогда в жизни я так не коченел. Насколько возможно в палатке, разогрелся движениями, одел на себя все что было, впихнул спальник в тепло отражающий-сохраняющий мешок из комплекта морских спасателей и минут 20 еще отогревался…
Утром на палатке иней образовал тонкий лед, который отряхивали похлопывая по стенкам палатки изнутри. Такая вот история, горы они всегда горы!

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
 А спустя два года утром в Шахидулле мы спали безмятежно и проснулись последними.  Шофера уже чистят зубы, это у них железное правило – может быть одежда пыльной, но зубы чистят тщательно и регулярно. Хотя вообще часто встречал в Тибете очень варварское отношение к зубам, желтизна говорила об отсутствии щетки у их хозяина на расстоянии. Мы тоже присоединяемся, кроме того обогатив утренние процедуры полосканием горла молоком, разведенным в термосе из сухого, с йодом. Начинает сказываться наше беспечное отношение к ледяным, буквально, напиткам.
    Дело в том, что в Кашгаре мы невольно приобщились к местной кулинарной культуре, а именно попробовали местный прохладительный деликатес.  Побродив по городу пешком, проискав в течении 2 х часов банк меняющий доллары (мы были в воскресенье и это оказалось большой проблемой), посетив старый город, послонявшись по знаменитому воскресному базару, куда съезжается народ со всей Кашгарии продать – купить все начиная от иголки и кончая верблюдами, и где, говорят, можно вечером на закрытии купить за бесценок самотканые ковры, посетив неработающее колесо обзора и центральную площадь с неизменной статуей Мао, тыкаясь во все магазинчики в поисках баллона для нашей горелки и все это по сорокаградусной жаре, сели наконец в такси и поехали на площадь Id Kah мечети.
   Такси в Китае, в жаркое время, это кайф! И дело не в том, что дешево или быстро. Кондиционер! Кондишн!!! Прохлада. Ты садишься в такси и погружаешься в оазис. Сначала ты наслаждаешься вдыхая прохладный воздух, потом ты ощущаешь его действие на всю свою распаренную природной сауной кожу, а потом… лучше выходить, а то уже будет не важно куда ехать, лишь бы не вылазить обратно в жару.
   Прибыв на площадь и сделав несколько снимков и панорамное видео, мы решили заглянуть в местную кафешку прямо тут, на площади напротив мечети. На вопросительный жест официанта я показал два пальца, надеясь что у них это тоже будет значить два, а не пять, как у древних римлян и советских прапорщиков объявляющих наряды за самоволку, затем ткнул пальцем в сторону холодильника с прохладительными напитками и собрав пальцы вокруг воображаемого стакана поднес руку ко рту, как бы выпивая вожделенный напиток. Вообще невербальные методы общения гораздо эффективны в многоязыковых регионах. Особенно когда ни одного из местных не знаешь.  Уйгуры не очень то жалуют китайский, а английский тем более.
Короче, официант вроде как понял и ушел, а мы сели за крайний столик в местную, разношерстную компанию, включающую аксакала и нескольких женщин одетых разве, что не в паранджи.
  Сидим и наблюдаем значит за суетой ( надо сказать обстановка в кафе, прям как в муравейнике, не чета европеизированным кафеюшникам). В центре стоит стол, металлический. На нем пара ледяных глыб. Глыбы подтаивают и официанты скребками в пиалы натесывают ледяную кашицу. Потом, подобно тому как наши повара подкидывают на сковороде блины, переворачивая их, подкидывают эту полулед-полуводу ловким движением вверх почти до потолка и ловят обратно в пиалу. Сделав это несколько раз, в эту кашицу доливается йогурт, и, вуаля, подается готовое блюдо на стол. Пьют это блюдо-напиток неспешно, покачивая пиалы, и наслаждаясь им по 10-15 минут, пока лед окончательно не растает.
Только мы заговорили о том, что может стоило попробовать сей местный деликатес, как официант, обладающий видимо телепатией, либо просто знающий повадки туристов приносит нам две пиалы. Два юаня и мы наслаждаемся холодящим горло миксом, лишь слегка размышляя как много шансов у нас не подхватить каких либо палочек с диареей в придачу.
    Однако самыми коварными приобретениями от употребления ледяных напитков, оказались кашель и простуженное горло, догнавшие нас на горных тибетских перевалах…

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Слегка перекусив, садимся по коням. Немного нервничаю. Чекпойнт в Шахидулле, китайцами упоминался неоднократно и хотя по поселку особо не видно какой либо ключевой роли сего пункта в обороне Тибета от неизвестных захватчиков, не хотелся бы иметь долгих объяснений с властями ( отправить назад, отсюда, мне кажется уже нереальным, это станет уже большей проблемой для них, а не для нас). Выезжаем за поселок. Невнятное строение с закрытым шлагбаумом, большой табличкой и съезд вправо на временную дорогу. Короче ремонт и объезд! Джибулла радостно тычет указательным пальцем снизу в ладонь, что этот жест значит у них, я не знаю, но выражение его лица однозначно – проблемы с полицией закончились! По-моему, он рад больше чем мы. Это КПП действительно было тем случаем, когда черт не так страшен, как его малюют.
Вообще, сведения о доступности проезда по данному маршруту очень противоречивы. Причем общаясь на “полушарии”, я все больше сталкивался с крайне пессимистическими взглядами и мнением, что на этой трассе толпами отлавливают туристов и посылают их назад. Недалече как в мае в топике “Кто хочет в Тибет?” была дискуссия на эту тему… С другой стороны на западных сайтах, множество примеров поездок данным маршрутом, причем уже все налажено чуть ли не конвейером, публикуют расписания автобусов, хотя и редких, стоимость билетов, возможность автостопа, местонахождение всех необходимых пунктов, как то автобусные остановки, стоянки грузовиков, полицейские участки. Если кому интересно, можете глянуть на http://www.lonelyplanet.com/thorntree/thread.jspa?threadID=1405967 .
В самолете с Урумчи в Кашгар с нами летели американцы, так с ними были дети, один из которых грудной! Так что ж у них паспорта другие и только в этом дело? Разговор на эту тему был у меня немного позже, в Санье мы болтали с владельцем местного хостела Blue Sky, Питером, и я сказал про себя “турист”. Он сразу же твердо поправил меня, вы не турист, вы путешественник (traveler), а туристы, это те кто ходят кучкой за гидом с табличкой, платят бешенные бабки за отели из которых никуда не ходят кроме пляжа, а за своей чопорностью прячут, не нежелание, как они об этом говорят, а неумение, элементарно напрягать мозг.  И вот такие люди воспитанные тоталитарной системой и уверенностью в завтрашнем дне, попадают в совершенно незнакомую ситуацию, без знания какого-либо языка, кроме родного, начинают протаривать себе путь, приговаривая, “Ну ты чё не понял чурка, я ж тебя по-русски спрашиваю!”
На Западе есть довольно большая группа путешественников, backpacker, бэкпэкеры, то есть люди путешествующие со всем необходимым на своем горбу.  Есть целая система поддержки, с великолепными путеводителями, которые сами по себе и курсы выживания, и разговорники, и учебник истории и географии в одном, есть  центры поддержки в крупных городах, в этом плане особо запомнился Шэньчжэнь, и система хостелов или гэстхаузов, как у нас их чаще называют, а попросту общаг, где можно кинуть вещи, переночевать, позавтракать, получить необходимую информацию и умчатся на весь день за новыми впечатлениями.  Да, хостел это не место для отдыха, это место перекантоваться, но он ведь и стоит на порядок дешевле. Кстати в них обычно собираются интересные компании, идут разнообразные разговоры, можно всегда почерпнуть много полезной информации. Однако селятся туда в основном немцы, американцы, японцы. Наш менталитет заставляет нас сторонится таких комьюнити, наелись досыта за 70 лет, да и жить привыкли по распорядку, подымут, место в строю покажут, направление рытья канавы тоже.
Поэтому мы несколько выделяемся поведением, отстав от стада, обращаем на себя внимание извечным русским авось. И конечно, какой-нибудь китайский полицейский, увидев невменяемого человека, абсолютно потерявшего ориентацию, но твердо желающего покорить китайскую глубинку, отправит сего бедолагу взад, в цивилизацию, от греха подальше, и будет абсолютно прав. Шанс быть повернутым назад, есть, но с таким же успехом можно не сесть в самолет в московском аэропорту, из-за каких-нибудь бумажных мелочей, типа неоплаченного вовремя штрафа по списку от судебных приставов.
Извините, за нелиричное отступление, получилось как в анекдоте – объявление : “Потерялась собачка, маленькая, рыжая, сука… падла, б…дь как мне надоела эта страна!” Чуть позже проехав трассу 219, в Лхасе я написал об этом пути так:
“По Тибету можно сказать следующее...
1.Строительство дороги, известной нам как трасса 219, идет повсеместно и крупномасштабно. Думаю в 2008 будет технически возможно проезжать за пару дней до Кайлаша от Лхасы и за 3 дня от Кашгара.
2.Ездить местным, попутным, в том числе рейсовыми автобусами, транспортом, иностранцам никто разрешать не собирается. Поэтому, всё равно будут мягко и не очень заставлять покупать джиптуры.
3.При небольшой сноровке, подготовке и готовности смириться с тяготами, и так сказать, лишениями, можно проехать дикарем Тибет насквозь, что, особенно для россиян, более приемлемо и интересно...”

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Еще  из приключений по дороге в Али отмечу местечко Домар, в котором находится армейская база. Въезжали в него на разных грузовиках – водилы все еще шифруются. Видимо все-таки они могут попасть на бакшиш воякам если попадутся на подвозе иностранцев. Я валялся сзади на койке. На КПП кто-то заглянул в кабину не особо прилежно, про меня Джибулла сказал спит, на чем досмотр и закончился. В Наташину машину никто даже не заглядывал.
В поселке плотно перекусили. Купили с Наташей полуторалитровую бутылку Seven Up (соскучились по газировке) и хотя в горной местности не советуют её употреблять, выдули её за полчаса и купили еще одну на запас. Водители занялись то ли профилактикой, то ли мелким ремонтом. Вытянули из кафешки шланги. Заливали емкости, поподымали кабины, таким образом отрезав нам доступ к вещам. Стояли часа два. От нечего делать, мы, счастливо-сытые и свежепомытые (из тех же шлангов, что и машины), чуть позагоравшие, время было как раз полдень, пошли поразмять ноги. Поселок, как и большинство здешних транспортных узлов стоит на повороте дороги и состоит из строений по обе стороны площади, образованной расширением все той же дороги. За домами полукруглый забор, образующий туалет с видом на бескрайнюю степь, обдуваемый степным же ветром.
На улице мой взгляд упал на надпись на английском “International calls”. Дернули дверь, закрыто… И нет же чтоб внять гласу судьбы, начали расспрашивать местных, что да как. Минут через 10 появился паренек, который кстати сидел в той же кафешке, где мы обедали, и открыл нам. Оказалось, это просто магазин, в котором есть телефон. Поскольку мы уже дня четыре не были на связи (наши мобильники начиная с Каргалыка показывают “только 112”) решили позвонить в Мурманск, Наташиному отцу.  Написали номер на бумажке. Спрашиваю сколько стоит минута? Не знает. Я достал бумажник, показал 10 юаней, мол на столько хотим поговорить. Набирает номер. Дает трубку мне. Слушаю, там что то на китайском, но по интонации чувствуется, что автосообщение. Даю ему обратно, мол “джунгоу , твоя понимай, моя плохо”. Набирает снова и сразу дает трубку мне. Ага, оказывается сначала идет сообщение по-английски, потом по-китайски. Но суть одна, соединить не может, в чем причина, не объясняется. То ли номер неправильно набран, то ли связи нет. Пробую все варианты, первую цифру 7, потом 07, потом 007.  Пробуем подождать, в перерывах осматривая нехитрый ассортимент магазина. Минут через десять решили бросить эту затею, тем более через сутки (как мы тогда думали) уже будем в Али. Пересекли площадь, не успели присесть у кафешки, водилы закончили ремонт. По коням!!! Заскочили быстро в кабину. Минут через десять легкое чувство тревоги заставляет проверить карман. Блин, так и есть, бумажник больше не оттягивает карман. Какая это была своя, нетянущая ноша! Последний раз я его доставал его на переговорном! Более того, я мог его положить там на стол когда набирал номер! Наверное где-то там, позади нас, бежит китайский паренек с кошельком, вздымая руки к небу с мольбой помочь ему вернуть мне мою вещь. Говорю водилам о своей вере в людскую честность. Даже достаю свой самоучитель Шеньжиной, где как нельзя кстати есть рассказ о потерянном кошельке и честном мальчике ( тоже перст судьбы!). Водители менее оптимистичны… Говорят типа, даже если бы отпустил кошелек и на секунду отвернулся, то уже искать кошелек малоперспективное и глупое занятие. Складывая руки ладонями к сердцу, подобно девочке, из сказки Ганса Христиана Андерсена, греющейся в рождественскую ночь сжигая драгоценные спички, они читают мне краткую лекцию по обращению с кошельками в Китае. Ну, мы тоже подготовлены сайтом Жарова. Кошелек этот был, так сказать внешним, по совету бывалого путешественника в нем лежат только деньги на текущие расходы. Основная сумма лежит в поясном кошельке, а он за поясом в штанах оберегается даже круче чем у сердца.
На том и порешили – возвращаться смысла нет. А я прикинув, что последний раз клал в потерянный кошелек 500 юаней и с тех пор потратил порядка сотни, даже решил для себя особо не расстраиваться. Конечно, чувствовать себя ослом неприятно, но несмертельно. В кошельке были еще важные визитки, ну и бог с ними! Позже я вспомнил еще о паре потерь, не бросившихся поначалу в глаза. Мозг видимо решил погружать меня в негатив постепенно. Спустя полчаса я вспомнил о своих водительских правах, которые перекочевали в кошелек буквально за пару часов  до остановки, когда в ходе нашей нехитрой беседы с водителями, зашла речь о машинах, правилах вождения и т. п.. Да-а-а! Лучше бы о гонках на верблюдах потрепались!  Затем, еще через часик, вспоминаю о карточке Visa, правда неосновной, и слава богу, дебетовой и с всего 4000ми рублей на счету, но все равно потери растут! Потом, не находим Наташин ISIC, международный студенческий билет, по легенде дающий многочисленные скидки на авиабилеты, на посещение музеев и других мест. Хотя у нас осталась ксерокопия, которая, кстати, везде прокатила без проблем. Видимо, там где котируется ISIC, скидку дают легко и не особо проверяя есть ли у тебя на это основания, а вот если уж не хотят дать скидку, то и красивый международный сертификат с цветным фото не поможет. И, несмотря, на все эти “хотя”, и на то, что, вроде бы, легко отделались и даже карточку потом заблокировали и с неё никто не снял деньги, все же невеселое это занятие терять что-либо, не советую проверять это на своем опыте!

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Вот уже снежинки, первое время принимаемые за звездочки в глазах от долгого сидения за компом, появились на сайте. Пора поздравлять всех с Новым годом! Год олимпиады в Китае. Год выборов президента в России. Так что год Крысы, как и положено, обещает быть суетливым. Желаю всем исполнения намеченных планов! Вот я сейчас загадываю, будет ли это сообщение наверху новой страницы журнала  ;D. Спасибо создателям сайта за возможность общения! И с Новым годом!

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
…Третий день в пути на бензовозе. По первоначальному плану сегодня должны быть в Али. В первой половине дня несколько часов ехали вдоль огромного озера. Снимал больше на камеру. Очумел от вида своей небритой физиономии! Надо, иногда, и в зеркало смотреться, не только на дисплее камеры. Ладно в Али уже побреюсь. И когда водилы успевают бриться?! Хотя говорят у китайцев щетина растет существенно медленней, везет же! Для меня бриться вообще нелюбимое занятие, а в походных условиях, холодной водой…
Часам к 16 приезжаем в Рутог, или в местном произношении Жито. Въезд в город оформлен тибетской аркой. Первый по настоящему тибетский городок. Хотя есть еще кафешки среднеазиатского вида, с мангалами на улицах, (в одной из которых мы и перекусили шашлычками на шпажках), но уже чувствуется присутствие тибетского колорита. Остается 200 с небольшим км до Али, но водители останавливаются на основательный перекур часа на два.
Вернувшись к машине обнаруживаем её запертой. То ли потеря мною кошелька заставляет быть начеку, то ли вообще место такое. Водилы то ли обедают, то ли просто сидят в кафешке с другой стороны дороги. Короче полная неопределенность. Когда впереди два – три дня пути как-то нет еще ощущения “Ну, быстрее бы, осталось то чуть-чуть!” А тут в пяти шагах от ключевого, перевалочного пункта нашего путешествия подобная медлительность просто убивает. К тому же разместится бы в отеле… Растянуться на нормальной кроватке на целую ночь… Поесть в нормальной кафешке, неспешно и со смаком. В Али, говорят, даже горячий душ есть в наличии. М-м-м… А мы вместо всех этих благ цивилизации два часа разминаем ноги перед завершающим броском в Али.
Выехали только после шести. Сразу же попадаем на грандиозную стройку дороги. Возможно водилы ждали конца рабочего дня. Новая трасса просто сказка, но нас на нее не пускают, едем по времянке проложенной в десятке метров от дороги. На ухабах здорово качает, скорость меньше 20 км в час. Завидую тем, кто поедет по новой трассе. Временами времянка заворачивает на основную трассу, но только чтобы перекочевать с одной стороны на другую - камни  перегораживают путь на свежеуложенный асфальт. Периодически нас радостно приветствуют бригады чумазых, тибетских дорогостроителей. Они неизменно улыбаются и, завидев нас в кабине, приветственно машут руками, хотя видок у них довольно изможденный. Ну что ж и вам не хворать, так сказать “Таши далэй!”
Вскоре темнеет. Временная трасса едва угадывается в темноте. Временами видны машины совсем в стороне, видно плюнув на все, некоторые водители просто гонят по целине. Наши же в одном месте даже сумели не разъехаться с тибетским грузовиком, с неизменной для них свастикой среди прочих элементов ритуальной раскраски. Постояв минут 15 ( никто не хотел сдавать назад) и поругавшись вдоволь все таки разъехались.
Я любуюсь полной луной до полуночи. В очередной раз думаю о совпадениях, подбрасываемых нам судьбой – по ходу кору вокруг Кайлаша мы будем делать ровно в полнолуние, а это по буддистским канонам особенно благотворно. Наташа уже давно спит на лежанке. Я тоже понимаю, что с такой скоростью и дорогой, мы будем в Али только к утру, пытаюсь свернуться для сна на сидухе вокруг радиатора. Кстати в эту ночь в кабине было как никогда прохладно. От графика составленного дома мы отстали на сутки, да, по здешним дорогам прогнозы вещь неблагодарная!
В 4 утра водилы будят нас. Приехали… Высадили у самого дешевого отеля на въезде в город. Номер 30 юаней. Само собой без вожделенного горячего душа! Но искать в ночи добра, от добра, выраженного двуспальной кроватью, электричеством и даже телевизором, не отважимся. Наскоро разобрав вещи, поставив многочисленные аккумуляторы на зарядку, завалились спать.
Утро выдалось хмурым, не в смысле погоды, а в смысле самочувствия. Опять немного гудела башка, восьмичасовой сон (в 12 по идее надо освобождать номера по международным правилам, хотя в подобных забегаловках это правило не столь строго) вопреки ожиданиям не принес особой свежести, к тому же горло болит по прежнему.
Я встал пораньше, раздобыл кипятка, заварил бульончика, кстати, очень помогает в подобных условиях с утра, кружка горячего бульона или молока, не зря тибетцы всегда в горячий чай добавляют ячье масло или молоко, жирная пленка благотворно влияет на горло и дыхательный тракт вообще. Принес Наташе тазик с горячей водой в номер, умываться в тамошнем дворе дамам не очень комфортно, сам провел полный моцион, с чисткой зубов до самых гланд. Полегчало!!! Как будто заново родился.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Пакуем вещи и выдвигаемся. Большой рюкзак оставляю в холле у стойки. Выдвигаемся налегке. У нас три задачи – найти Интернет, получить пермиты и поесть. После обеда выдвинуться к горячим источникам Меньши. Интернет нашли быстро, благо до него от гостиницы до него метров 100 максимум.
 Помогли девушки из офиса мобильной компании, немного понимающие по-английски, хотя бы слово Интернет, сопровождаемое жестом рисующим перед собой прямоугольник воображаемого монитора и затем клацая усердно по воображаемой клавиатуре. Пишу небольшое сообщение на сайте и оставляю Наташу для отправки смсок всем беспокоящимся о нас.
Сам иду искать полицейский участок, сдаваться и получать пермиты вкупе со штрафом, за проезд дикарем в закрытый Тибет.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Обращаюсь с вопросом к военным. Заводят в какое то заведение типа медсанчасти, долго упрашивают какого-то медика пообщаться со мной, видимо он слывет знатоком английского. Он долго мнется, а затем к моему удивлению, начинает писать на листе бумаги по-английски :” Идите прямо по  улице до моста, там не переходя его свернете налево и через 30 метров будет полицейский участок”. Ну, не хочешь говорить и на том спасибо. Откланявшись, удаляюсь.
 На входе в участок останавливают два кренделя в штатском и показывают на микрик мол садись, поехали. Видя недоумение на моем лице один достает ксиву полицейского. Ну, деваться некуда, поехали. Приезжаем к большому зданию, на котором уже есть вывески по-английски. Ага, понятно, вот есть отдел по работе с визами и иностранцами.
Захожу, показываю охранную грамоту, начинаю что то объяснять, но это оказывается ненужным. Видимо процедура выписки штрафа и оформления пермита тут нередка и стандартна. Загвоздка только в том, что нужна Наташа лично.  Пользуясь тем что у работника отличный английский расспрашиваю немного об Али, что да как. Карт города нет, смотреть особо нечего, автовокзал за мостом налево, есть банк. Прошу его написать адрес участка по-китайски для таксиста на обратной дороге.
Выхожу, ловлю такси (по городу 5 юаней минимум и обычно этого хватает на не очень длительную поездку), показываю фото Интернет клуба на дисплее фотоаппарата и без проблем доезжаю до Наташи. Досиживаем оплаченный час и едем на такси за пермитами. Они кстати уже почти готовы, нас только спросили о маршруте.  Указываем Меньши, Дарчен и Лхасу. Спрашивают не едем ли мы в развалины королевства Гугэ, но у нас просто нет времени, да и информации о тамошних достопримечательностях я не собирал, а тыкаться на шару нет желания. Благодарим офицера, платим 700 юаней, по 50 за пермит и по 300 штрафа и идем своей дорогой. Все оказалось даже слишком просто!
Выходим с твердым намерением оккупировать первую же попавшуюся кафешку. По дороге фоткаемся у местного памятника на площади.
Кафешка не заставляет себя долго искать, благо с дешевым общепитом в Китае все в порядке.  С помощью наших табличек с описанием блюд в иероглифах заказываем мясо с овощами и рис.  После того как меня не поняли в одной из придорожных кафешек и вместо плова ( мифенджоу ) дали две плошки просто вареного риса ( мифан ), больше не рискую и тыкаю в иероглифы на карточках.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
После обеда походили по магазинчикам, дело в том, что экипировкой для похода дома решили не заниматься, все ж что продается, китайское. Одели что похуже, чтоб не жалко было выкинуть потом, особо теплых вещей тоже не брали. Это, конечно, касается только одежды и обуви, такие вещи как палатка, спальник, коврики, горелка, дающие полную автономность в походе, были отобраны, куплены и опробированы заранее. Ходить искать специализированные магазины в Китае, а потом надеяться, что разберешься сходу со всеми премудростями, да еще и на китайском, слишком рискованно.
К тому же опыт поиска газа для горелки в Кашгаре, когда мы убили на это пару часов, облазив пехом полгорода и посетив несколько десятков магазинов, доказал правильность такого решения. К тому оказалось что и с одеждой все не так просто. Вопрос о треккинговых зимних ботинках и теплой непромокаемой куртке в Кашгаре, где было под 40 жары, вызывал искреннее удивление продавцов обычных магазинов, а вот в специализированном магазине для западных туристов, который мы нашли по наводке гида из нашего отеля, ценник был откровенно не китайский и даже не московский.
Правда мы все же купили Наташе неплохие треккинговые боты за 270 юаней в магазине в подземном переходе, но моего размера не оказалось, да и себе хотел я найти по возможности, что-нибудь серьезное, с горным профилем, в надежде на будущие более высотные подъёмы.
Немного побродив мы нашли таки курку на гортексе для Наташи за 180 юшек. Я решил, что вблизи Эвереста,  если мы доберемся до тех краев, купить можно будет сей ассортимент значительно легче, а кору, по прошлому опыту, я пройду и в старых кроссовках и курточке.
Забрав в отеле рюкзак и выдвинувшись в путь к Кайлашу, мы столкнулись с проблемой, а в какую сторону собственно ехать?  Решили сесть в такси и выехать из города на нем, а там уже стопить какой-либо междугородний транспорт. Минут пять объяснял водителю, чего мы хотим. В итоге он привез нас к автобусной станции. Она находится на развилки и так и не решает на вопрос о правильном направлении.  Автобусов к тому же сегодня уже не будет.
 Снова принимаюсь объяснять водителю, что надо ехать в сторону Кайлаша за город. Он объясняет, что так далеко не ездит. Да нам ведь этого и не надо, милый ты наш человек, мы не миллионеры. Достаю купюру пять юаней, рисую на листке нехитрую схему- машинка едет к горе, но стрелка упирается в черту 5 юаней. Машинка едет обратно, а человечки идут своей дорогой. После этого нехитрого анимационного приема, он, наконец, понимает ,что от него хотят и мы едем.
Проехав несколько сот метров за городом он останавливается. Да, короткие у него пять юаней, но нам это и не принципиально, главное, что тут только два направления, туда и обратно.
Некоторое  время стоим голосуем. Едут в основном грузовики, пару раз такси. Решаем пройтись, может до какого поворота или развилки, там ловить удобнее. Через километр убеждаемся что дорога эта для пешехода просто безгранична, а горизонт в горах очень обманчив – кажется вот горы прямо по курсу, а на деле до них километров 50, а то и больше.
Снова голосуем. Через несколько минут останавливается моторикша с двумя молодыми тибетцами. Немного поговорив, ничего не поняв садимся в кузов. Через какое-то время сворачиваем с дороге на едва видимую на пустынном ландшафте грунтовку… Срезают наверно!? Впереди горы, значит должен быть поворот. Да и электролинии на горизонте виднеются. Правда через какое-то время видны блестящие полоски воды, сразу за юртой вдалеке и пасущимся стадом овец. Как они через реку то поедут?
 Да никак! Остановились они аккурат у этой самой юрты, встречает их девушка и какой-то малолетний сорванец. Приглашают вроде. Но нам то некогда! Спрашиваю, а чё с дорогой? Они говорят все сегодня никуда не поедут. Блин, вот попадос. Конечно сами виноваты, сильно мы упрашивали их нас подвезти… Но не до такой же степени, чтоб сидеть теперь посреди степи.
Делать нечего, одеваем рюкзаки, выдвигаемся в сторону виднеющихся столбов линии электропередач. А путь туда идет через реку, вернее речушку. Мелко, по колено. Но ни вправо, ни влево мест где можно перепрыгнуть или переправиться не замочив ноги не видно. Покручинившись чуток перехожу в самом приемлемом месте с Наташей на горбе. Двоим то ноги мочить совсем не с руки. Потом было правда еще пара рукавов этой же речушки. Ничего. Включаю йоговский внутренний огонь – сушу кроссовки на ходу, потом одену сухие, свежие носки и буду лучше прежнего.
Выходим спустя полчасика на дорогу с линией электропередач. Дорога грунтовая и не похоже, чтоб оживленная. Что не то. Идем в сторону строений. Вслед за собакой из дома выходит старуха. Спрашиваю :”Канг Римпоче?” И показываю рукой вправо и влево. Показывает вправо, как раз в ту сторону откуда мы благодаря друзьям в кавычках петлянули. Теперь с возвышенности и вправду видно как в той стороне в гору взбирается асфальтная дорога и даже машинки поблескивают в лучах, уже стремящегося к горизонту, солнца.
Сколько же до туда километров! Ругнув крепким словцом себя и ребят с моторикши отправляемся в путь, тут судя по всему движения не дождешься.
Придя обратно к шоссе констатирую по GPS, что прошли мы пешком 9 км. Хороша разминочка перед корой! К тому же уже вечереет, хочется есть, а дорога идет вверх. Располагаемся прямо здесь. Наташа валится на рюкзак, я пытаюсь ловить машину. Пока мы шли их проехало с десяток. Теперь как назло затишье. Через десять минут решаю начинать готовить еду, через часик уже стемнеет совсем, шансов поймать попутку уже мало, но все решаем пока палатку не доставать, ограничится кухней.
Ветер завывает прилично. Закрывая горелку рюкзаком готовим пшенную кашу с остатками копченой колбасы. Кипит все это лениво, пламя еле видно, высота, да еще и ветрюга. Надо было в кафе еще пару порций мяса взять, сейчас бы не воевали с кашеварней! Хорошая мысля всегда опосля! Даже через 30 минут крупа еще жесткая. Уже стемнело.
Вдруг вижу фары в темноте. Выскакиваю на авось. Машина останавливается. И не мудрено, это же такси! Едет пустой, начинаю переговоры. Объясняет, что уже закончил работу и что вообще едет домой, я в свою очередь аргументирую, что с нами или без нас он все равно поедет. К тому моменту когда договариваемся на 30 юаней он чуть не плачет. Хватаю рюкзаки, у Наташи в руках недоваренная каша. Но возможность продвинутся до Намру, а это больше 100 км воодушевляет.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Едем быстро, очень быстро. Благо дорога в этом районе идеальная. Правда мы это увидели только утром, так как едем в кромешной темноте. Скорость на спидометре 120 км / час, нас на заднем сидении болтает из стороны в сторону. Через час в темноте видны многочисленные огни большого поселка, но находиться он необычно для тибетских поселков не вдоль дороги, а на расстоянии почти километра. Водитель нас высаживает на отворотке в поселок.
Тут оказывается что у меня нет мелочью 30 юаней, а у него 70 ти, чтоб сдать сдачу с сотки. После еще одного театрального представления соглашаюсь взять 30 с мелочью юаней сдачи. Еще одна хорошая привычка для путешествующих, это всегда иметь мелочь.
 Особенно это важно в китайских автобусах. Система у них хитрая, без кондукторов и водители к деньгам не прикасаются. Просто вход в автобус осуществляется строго через переднюю дверь (правда такое сейчас и в Москве внедряется), а там стоит подобие копилки с прорезью, то есть “размен денег у кассы запрещен”, как в совдепе. И вот есть у тебя юань одной купюрой, поедешь, а нет разменивай как хочешь.
Ну короче проехали по обычному таксерскому тарифу. Стемнело уже полностью. Насыпь у дороги высокая метра два, отошли метров на десять, от греха подольше. Дальше ничего не видно. Откопал свой налобный фонарик, расставили палатку, доварили кашу, поужинали и легли спать. Это была наша первая ночевка в поездке в палатке. Лучше бы конечно заканчивать движение пораньше, чтоб раньше лечь и раньше встать. Активность транспорта с утра максимальная, надо ловить момент. Но в этот раз встаем уже когда рассвело полностью.
Глядя в надежде на дорогу, чтоб не прозевать нежданное счастье, пакуем вещи. Есть будем готовить позже, главный приоритет поймать попутку. Если уж совсем не попрет через полчасика будем распаковывать кухню и готовить, при этом будучи готовыми быстро свернутся, если представится возможность уехать.
Погода выдалась замечательная, ясная и безветренная. Большинство машин не доезжая до нас сворачивает в поселок. Кстати судя по нашим бумагам тут два поселка старый и новый Намру. Расстояние между ними 3 километра, поскольку они стоят на километровом отдалении от дороги предполагаю, что это военные базы и соваться туда не стоит. Не любят военные пришлых иностранцев.
Через несколько километров отсюда перевал 4670 метров продвигаться пехом смысла нет, будем стоять до победного. Пару машин проезжает мимо, уже почти собираемся есть, проезжающий мимо микрик с молодыми тибетцами останавливается. Водитель пользуясь остановкой меняет колесо, я же договариваюсь с их вожаком на 100 юаней ехать до места их конечной остановки. Название нам ничего не сказало. Показывая на километровые столбики пытаюсь узнать сколько километров они нас провезут, тоже толком не знают, но говорят, что оттуда близко до Менши. Ну да ладно, главное чтоб не как вчера кругаля дать.
Нам освобождают переднее сидение рядом с водилой, сами, а их четверо, прессуются сзади. Угощают нас бутылкой чая. Улыбаются… Вроде все хорошо, едем дальше. До Менши 110 км, по такой дороге пустяк, от Меньши до горячих источников несколько километров, если все так пойдет можем сегодня покупаться (а уже очень хочется нормального отдыха, так сказать “принять ванну, выпить чашечку кофеи какавы с чаем вместе” ) и рвануть в Дарчен, а завтра с утра на кору. Отставание от графика движения нарастает, уже два дня. По первоначальному замыслу мы уже должны были идти кору сегодня.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Потом дорога опять переходит в стадию ремонта. Периодически, а затем и все чаще сёезжаем на времянки, пока наконец не едем совсем метрах в 100 от дороги, уже совсем казалось бы готовой! Скорость падает в два раза и мой оптимизм поугасает. В одном месте почти в голом поле стоит чекпойнт, ввиде палатки армейского образца и шлагбаума. Заведует им парень лет двадцати, а в помощниках у него еще пара совсем мальчишек.
Здесь впервые проверяют наши пермиты. Все в порядке. Закончив с документами юные КППшники начинают клянчить сигареты у водителя. Минут через пять он сдается и выдает из снеди на крыше микрика пару подарков.
Через пару часов мы таки добираемся до их конечного пункта. Водитель повел себя неожиданно робко. Стоял мялся, так что на какой-то момент мне показалось что он хочет запросить цену побольше, но когда я отдал ранее обговоренную сотку, он обрадовался из чего я понял, что он попросту сомневался в нашей честности.
Мы зашли в кафешку, в которую наши друзья выгрузили товар, видимо они что то типа службы доставки, поскольку закончив они сразу же уехали назад. К нашему сожалению кухни там не было и нам пришлось довольствоваться  супами типа доширака и чаем. Минут через двадцать залив термос кипятком выдвигаемся.
Сразу за поселком начинается подъём, преодолев который мы останавливаемся на прямом участке дороги для ловли попутки. Минут через пятнадцать останавливаем самосвал в кузове которого едут трое строителей с лопатами. Начинают что то обьяснять, то ли что едут недалеко, то ли что нам будет неудобно, пофиг, закидываем рюкзаки, усаживаемся на них и едем. Начинаю понимать, что долгие объяснения тут ни к чему. Минут через десять водитель нашего самосвала сам останавливает обгоняюший нас микроавтобус и нас пересаживают в него. Я при этом вообще не участвовал в переговорах. Так бы почаще!
Водилы едут в Лхасу, даже предлагают нам с ними, но у нас пока другие планы. Денег с нас они не взяли, прям пруха пошла.
Прибывыв в Меньши начинаем определяться с дальнейшим направлением движения, с тем чтобы попасть к горячим источникам Тиртапури. Дело в том что подробной карты этого района, дома я так и не нарыл, гугл выдал лишь несколько невнятных фото, с глинобитными часовенками и типичными тибетскими пейзажами. Даже как они выглядят и как там омываються паломники, я тоже слабо представлял, предполагая, что угодно, от грязной лужи с горячей жижей, до некого подобия турецкого Памукале.  В Lonely Planet по Тибету наверняка инфа есть, но скачать с инета я смог лишь путиводитель по Китаю целиком. Покупать же их путеводители дело не дешевое, хотя может себя и оправдывающее.
Да и дома, сам я особо не делал упор на посещение именно этого места, горячие источники есть еще в нескольких местах, рядом с тем же монастырем Чиу Гомпа. Но к тому моменту идея понежиться в горячей воде стала казаться волшебной. В запасе у нас еще полдня, расстояние известно, смешные восемь километров, в Дарчене делать особо нечего, а если повезет, то мы запросто можем туда вечером добраться, а утром выдвинуться на кору.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Решено, посещаем горячие источники. Меньши оказался достаточно большим поселком. Высадили нас на центральном пятачке, образованном расширением дороги на повороте и кучкой лавок, харчевен и постоялых двориков. Есть неизменная то ли воинская часть, то ли просто административный двор, короче огороженные стеной песчаного цвета группа зданий, с возвышающимся над ними флагом, видимым со всех концов поселка. Справа несколько свежевозведенных улочек с одноэтажными зданиями, но они пустынны, только строители копашаться, довершая свою дневную нехитрую работу.
В одном из постоялых дворов видим пару джипов, явно туристических. Заходим внутрь, находим немцев вольготно развалившихся на дворовой мебелишке и потягивающих пивко. Спрашиваю, в каком направлении горячие источники, говорят что недавно приехали оттуда, но даже ткнуть пальцем сторону никто не может. Делать там, по их словам нечего, просто горячая вода и ничего больше. Ясно, типичное сословие all inclusive, прям как в турецкую гостиницу попал. Пытаюсь договорится, чтоб подбросили на их машине, выходит гид, немцы чуть не падают на колени, почтение так и читается в их глазах, еще бы, без него они никуда, мозг то отключен, в нем одна программа свойственная буржуа - я заплатил, мне сделают!
Гид запрашивает двести юаней! Да тут за такую сумму целый день везти будут! Спрашиваю направление, выйдем на дорогу, попутку может поймаем, а нет так восемь километров не фиг то и расстояние. Идем в указанном направлении через стройку. По дороге спрашиваю у водилы трактора с прицепом не подвезет ли? Сначала просит 150 потом сбрасывает до 120, уже ближе к делу, но по мне так тут полтинник максимум платить стоит.
Выйдя из поселка почти сразу попадаем на роскошный вид долины огибаемой справа дорогой. Вдалеке виднеются полоски воды. Может это и есть Тиртапури? Идем не спеша. За все время проезжает пара джипов, да смешной местный рокер в ковбойской шляпе, кожанке на мотоцикле. Черный как негр!
 Через километров пять приходим к развилке. Да, неожиданно. "Пойдешь направо..." как в сказке прямо. Но жизнь не сказка. Блин, куда джипы свернули, видно не было, мотоциклист свернул направо, да и там вдалеке видятся уже какие-то строения, к тому же над водой подымается пар. Опять же налево вдоль дороги идет линия электропередач. Но вчера после Али такая примета сыграла с нами злую шутку, выйдя к линии электропередач мы обнаружили грунтовку ведущую то ли в Пакистан, то ли в Индию, короче совсем не та оказалась дорожка-то. Немного посовещавшись и передохнув, выдвигаемся в сторону строений, по дороге направо.
Минут через пятнадцать едет обратно этот черт рокерский. Белоснежная улыбка от уха до уха. Останавливаем. Говорит не туда нам надо было свернуть. Спрашиваю, тут если подняться выйдем на ту дорогу, нет объясняет, ставя ладони одну к другой но на разном уровне, мол перепад, обрыв. Прошу, подкинуть хотя бы до развилки, тоже не соглашается, показывая на мой рюкзак, который сейчас килограмм 25 и сокрушаясь покачивает головой. Ну да, я с рюкзаком сотня, да Наташа шестьдесят, Боливар не выдержит.
Договариваемся, что Наташа до развилки на нем доедет и пойдет в нужную нам сторону, а я пехом постараюсь срезая по возможности её догнать. Бреду в пыльном следу мотоцикла постепенно забирая вправо и вверх. Надо сказать что на развилке дорога уходила влево слегка вверх, а вправо вниз, как бы разделяемая начинающимся пологим холмом. И это тоже внесло свою лепту - вниз то оно идти легче!

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
Минут через десять взбираюсь наверх, срезав с полкилометра путь к развилке. Вижу Наташу возвращающуюся обратно в сторону точки где мы расстались. Сверху кстати видно, что забраться там на гору не составило бы на самом деле труда, можно было сразу напрямки. Кричу её, благо между нами метров сто от силы, оборачивается, идет ко мне. Идя от развилки она вышла на горочку и не увидев ничего примечательного свернула мне навстречу. Начинало темнеть, а искать в темноте друг друга, дело не первой необходимости.  Ладно, утро вечера мудренее. Решаем, что завтра утром я налегке сбегаю до поселка к которому мы шли пока нас не развернул мотоциклист, который по видимому оказался, таким же приколистом, что и ребята после Али. Видимо не все здесь любят путешественников.
Раскладываем палатку, делаем несколько фото на лунном пейзаже. Небо скоро становиться ярко-звездным, каким оно бывает только в горах. Холодает. Залезаем в палатку, ужинаем всухомятку, благо вода в термосе еще горячая. Отставание от графика нарастает… Тибетскому рокеру в этот вечер очень сильно икалось…
Встаем рано. Солнце светит ярко. Камни блестят ярким вспышками отражая солнечный свет поверхностями еще недавно по видимому покрытыми инеем.
Вместо утренней зарядки бегу в поселок. В одном месте дороге идет по мостику над речушкой, которую мы видели вчера в виде блестящих полосок. Под мостом умываюсь в ледяной бодрящей воде. Неа, нифига не горячие это были источники. В поселке общаюсь в палатке с аксакалом, он выводит меня и показывает на строения вдалеке, вон твои источники! Как мы их не увидели вчера с горы, непонятно. Но отсюда они как на ладони, даже если бы я оглянулся когда бежал сюда, сразу выйдя из тени горки, по которой проложена дорога, то непременно бы увидел.
Когда вернулся Наташа еще даже не закончила паковать вещи. Быстро грузимся. Дорога приводит нас к участку с проволочной оградой, местами поваленной. Местечко вообще изрядно потрёпано туристами.  Несколько горячих ключей образуют озерко с сероводородными илистыми бело-желтыми берегами. Ширина озерка метров десять. Потом оно сбегает вниз в речку. Там в то утро местные купали чудных жеребцов. Температура воды в самом озере очень высокая, реально окунуть руку в воду можно только на середины ручья. Мы правда сполоснули посуду и постирали брюки, но большего применения столь горячей воды, не найдешь.

Оффлайн Pusots

  • Профессионал
  • ****
  • Сообщений: 277
  • Карма: 8
  • Пол: Мужской
В часовенке рядом я обнаружил лишь дряхлого старичка. О том чтоб найти там какой-либо общепит, пришлось забыть. Сбоку к озеру пристроен бетонный водосток. Передохнув мы двинулись по нему, видимо на другом конце должно быть более цивилизованное применение такого количества воды. Через сотню метров мы и правда пришли к современному зданию.  Хозяин или точнее смотритель показал нам свое хозяйство. Сервис делится на два направления – номера с ванной, их там штук восемь и два бассейна, каждый с раздевалкой человек на пятнадцать.  И то и другое стоит по 60 юаней, с той лишь разницей, что номер на сутки, а бассейн пока не надоест.  Мы конечно выбираем второе. Ночевать тут, только время терять. Соседей в бассейн, ранним утром, тут даже при желании не найдешь. Таким образом в нашем распоряжении оказался бассейн горяченной воды, в которую не сразу-то и залезешь. Зато распарившись мы бултыхались в нем часа три, выпили пару термосов чаю, заваренного прямо из под крана.  Высушили постиранные вещи и даже немного позагорали. К полудню лица округлились, как у алкашей с перепою, и мы потяжелевшие, как губки впитавшие воду, и отдохнувшие двинулись в обратный путь в Менши. Часом ранее сюда заезжали индусы на паре джипов и я уж думал сесть им на хвоста, но они видимо испугавшись нас, уехали почти сразу.
Таким образом путь назад мы тоже проделали пехом. В Менши стояла целая куча машин, но попутку с ходу найти не удалось и мы зашли перекусить в кафешку. Поболтали с велотуристом из Гонконга. Отдохнули в ожидании своего мяса с овощами, получили разгоняй от хозяйки за то что умыли руки видимо питьевой водой и двинули дальше, теперь уже к Кайлашу.